Статья Метод проектов как путь реализации новых образовательных стандартов

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов как путь реализации новых образовательных стандартов

(Доклад на городском методическом объединении учителей

русского языка и литературы, август 2015 года).

Среди результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в Федеральном государственном образовательном стандарте названы «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе», «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий». Большие возможности в этом плане открывает метод проектов - одна из технологий личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения задач учебного проекта.

Как отмечает Т. Н. Полякова, «метод проектов называют технологией, имея в виду его комплексность, так как реализация проекта предполагает использование разных методов: исследовательских, обучения в малых группах, мозгового штурма, дискуссии и др.» (Полякова Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. М., 2011. С.31). В то же время закрепление за проектом категории «метод» свидетельствует о том, что при всей своей технологичности он имеет в каждом своём единичном проявлении неповторимое своеобразие.

В современной школе метод проектов становится одним из путей реализации новых образовательных стандартов. Почему же проектная деятельность занимает столь важное место в реализации ФГОС нового поколения? На этот вопрос я и постараюсь ответить.

Будем рассуждать логически. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредмет-ные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД). Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из эффективных методов реализации данного подхода и является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Традиционно выделяются 3 типа проектов: научные (исследовательские), социальные, учебные. Разумеется, в школе чаще всего реализуются учебные проекты.

Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы (Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. М.. 2003).

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект - это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Достижению этой цели способствует решение ряда важных задач:

  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление),

составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;

  • развитие творческих способностей;

  • формирование чувства ответственности;

  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Кроме того, через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Это наглядно доказывает следующая таблица: Формирование УУД на различных этапах работы над проектом

Содержание деятельности учащихся

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

I этап - подготовительный

Определение темы, целей проекта и конечного продукта. Подбор рабочей группы. Формирование микрогрупп.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Самоопределение

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, следование в поведении социальным нормам.

Инициативное сотрудничество

- ставить вопросы; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь;

- проявлять активность во взаимодействии.

Общеучебные

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Целеполагание

- формулировать учебную задачу;

- ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

II этап - планирование

Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации, предоставления результатов. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

Распределение задач (обязанностей) между членами группы. Составление оптимального плана работы.

Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают свои критерии успеха проекта.

Самоопределение (зависит от темы исследования).

Нравственно-этическая ориентация

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.







Планирование учебного сотрудничества

- задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества;

- определять цели, функции участников взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей.

Управление коммуникацией

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.

Общеучебные

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении различных задач.

Планирование

- выбирать действия в соответствии с задачей;

- составлять план действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Прогнозирование

- предвосхищать результат;

- предвидеть уровень усвоения знаний;

- предвидеть возможность получения конкретного результата.

III этап - реализация проекта

Сбор и уточнение информации (интервью, опрос, наблюдения, эксперименты и т. д.). Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. Оформление документации проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Смыслообразование

- мотивация учебной деятельности ;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир. Самоопределение

- осознание ответственности человека за общее дело;

- начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире.

Нравственно-этическая ориен-тация

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Взаимодействие

- формулировать свое мнение и позицию, задавать вопросы;

- строить понятные для партнера высказывания;

- вести устный и письменный диалог, слушать собеседника;

- строить монологическое высказывание.

Управление коммуникацией

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве;

- оказывать сотрудничество и взаимопомощь;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Информационные

- поиск, выделение, сбор, обработка, анализ информации из разных источников в разных формах;

- передача информации (устно, письменно);

- интерпретация информации;

- применение, представление и оценка информации.

Логические

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- анализ, синтез, сравнение, сериация;

- классификация по заданным критериям, установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждений, обобщение.

Общеучебные

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Осуществление учебных действий

- выполнять учебные действия в материализованной, форме;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Контроль и самоконтроль

- различать способ и результат действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- использовать установленные правила в контроле способа решения.

Коррекция

- вносить коррективы в действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению ошибок;

- вносить необходимые дополнения и изменении в план и способ действия в случае расхождения реального действия с эталоном.

Саморегуляция

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизация эмоционального состояния;

- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

IV этап - представление (защита) проекта

Представление результатов проекта аудитории (экспертной комиссии). Ответы на вопросы. Интерпретация полученных результатов.

Представляют проект.

Самоопределение

- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

- готовность и способность учащихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»

Смыслообразование

- самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Взаимодействие

- формулировать свое мнения и позицию, задавать вопросы;

- строить понятные для партнера высказывания;

- вести устный и письменный диалог, слушать собеседника;

- строить монологическое высказывание.

Знаково-символические

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения задач

Общеучебные

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Оценка

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно было усвоить, определять качество усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизация эмоционального состояния;

V этап - осмысление и оценка проекта

Анализ выполнения проекта, выявление успехов, неудач и причин этого. Самоанализ работы в группах.

Подводят итоги, участвуют в коллективном самоанализе и оценке.

Смыслообразование

- самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация

- эстетические потребности, ценности, чувства; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Взаимодействие

- формулировать свое мнения и позицию, задавать вопросы;

- строить понятные для партнера высказывания;

- вести устный и письменный диалог, слушать собеседника;

- строить монологическое высказывание.

Управление коммуникацией

- адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Оценка

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно было усвоить, определять качество усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизация эмоционального состояния;

- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.







Уже два года наша гимназия, и я в том числе, работаем в условиях внедрения ФГОС второго поколения. Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. В 2013-2014 учебном году, став учителем русского языка и литературы в 5А и 5Б классах, я предложила ребятам работу над образовательным творческим долговременным проектом - изданием ученической газеты «Апельсин». Определили цель - создать живую, активно работающую информационную среду для развития и реализации творческих способностей учащихся. Сформулировали задачи - освещение событий школьной и внешкольной жизни ребят, развитие творческой свободы, активности, инициативы юных корреспондентов, ознакомление с издательским делом и основами журналистики, развитие умений пользоваться компьютером и компьютерными программами для создания газет. Верстать и издавать газету типографским способом помогали родители, а материалы готовили сами пятиклассники. Были освоены жанры заметки, коллективного интервью, басни и рождественской сказки. Газета выходила раз в полугодие в объёме шестнадцати страниц формата А4. В ней нашли отражение впечатления от летних и зимних каникул, Дня краеведения, Дня науки и искусства, городского праздника, посвящённого зимним Олимпийским играм в Сочи, встречи с участницей блокадного Ленинграда. Страницы газеты украшали сделанные ребятами фотографии и рисунки. На конкурсе периодических печатных изданий проекта «Голос детства» городского фестиваля творчества «Праздник вокруг нас» наша газета заняла третье место в номинации «Лучшее периодическое печатное издание».

В следующем учебном году в рабочую программу по русскому языку для шестых классов была включена реализация четырёх коллективных проектов (по одному в четверть): «Имена нашего класса», «Глаголы, вводящие прямую речь, в рассказах А.П.Чехова», «Прилагательные в роли эпитетов в стихах русских поэтов о зиме», «Использование имён числительных во фразеологических оборотах, пословицах, поговорках». Защитой проектов по этим темам завершалось изучение важнейших разделов программы: «Имя существительное», «Глагол», «Имя прилагательное», «Имя числительное». На работу над проектами отводилось около двух недель. Старт давался на уроке, на котором реализовалось два этапа проектной деятельности: подготовительный и планирование. Третий этап - реализация проекта - осуществлялся как долгосрочное домашнее задание. Для четвёртого и пятого этапов (презентация проекта, его осмысление и оценка) отводился ещё один урок.

В качестве примера приведём организацию работы над проектом

«Роль глаголов, вводящих прямую речь, в рассказах А. П. Чехова».

На уроке, дающем старт проектной деятельности по данной теме, учитель предложил шестиклассникам игру: кто за пять минут запишет больше глаголов, с помощью которых можно ввести в предложение прямую речь. Победил ученик, записавший 18 глаголов. Похвалив его, учитель сообщил ученикам, что восемнадцать глаголов - далеко не предел, что в нашем языке более сотни таких глаголов, что им посвящено немало исследовательских работ учёных-лингвистов, которые создали свои классификации. Ребята были искренне удивлены, в их глазах засветился интерес. Затем одна из учениц выступила с докладом о семантической классификации глаголов речи, разработанной В.И. Кодуховым:

В.И. Кодухов в своей монографии «Прямая и косвенная речь в современном русском языке» говорит о том, что «особенностью предложения с прямой речью является наличие в аторском предложении слова, вводящего прямую речь».

В.И.Кодухов выделяет следующие группы глаголов, которые вводят прямую речь:

1. Глаголы говорения (или речи) - самая многочисленная группа, чаще всего употребляемая. В этой группе можно выделить следующие глаголы говорения:

а) глаголы, обозначающие акт говорения в его общем виде: СКАЗАТЬ, ГОВОРИТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ и др.

б) глаголы, которые обозначают не только акт говорения, но и особенности его, манеру, способ произнесения речи: КРИКНУТЬ, ШЕПНУТЬ, ПРОБОРМОТАТЬ и др.

в) глаголы, обозначающие характер протекания речи, ее связь с предыдущим изложением, ее начало, продолжение: ЗАГОВОРИТЬ, ОТВЕТИТЬ, ПРОДОЛЖИТЬ и др.

г) глаголы, обозначающие не только сам акт говорения, но и характеризующие содержание речи: ВОЗРАЗИТЬ, ОБЪЯСНИТЬ и др.

2. Глаголы, обозначающие особые виды речевой деятельности. Они примыкают к глаголам говорения и в определенном употреблении сближаются в своих значениях с ними. Здесь можно выделять следующие подгруппы:

а) глаголы, обозначающие особые виды речевой деятельности: ДЕКЛАРИРОВАТЬ, ТЕЛЕГРАФИРОВАТЬ и др.

б) глаголы, обозначающие особую направленность речевого акта:

- вводящие вопросительные предложения прямой речи: СПРОСИТЬ, СПРАШИВАТЬ, и др,

- глаголы волеизъявления, содержащие приказания, побуждение, просьбу: ПРИКАЗАТЬ, ПРОСИТЬ, ВЕЛЕТЬ, и др,

-глаголы мысли, вводящие прямую речь, содержащую размышления: ПОДУМАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ и др.

3. Глаголы, обозначающие переживания и движения. Они выступают заместителями глаголов говорения и мысли, получая при этом несколько измененное лексическое значение:

а) глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения, сопровождающие говорение и мышление: УЛЫБНУТЬСЯ, УСМЕХНУТЬСЯ, НАХМУРИТЬСЯ и др,

б) глаголы, обозначающие эмоции, чувства, ощущение говорящего: УДИВИТЬСЯ, ОБИДЕТЬСЯ, ОБРАДОВАТЬСЯ, ВОЗМУТИТЬСЯ и др,

в) глаголы восприятия, когда объектом восприятия служит чужая речь: СЛЫШАТЬ, ПРОЧИТАТЬ и др.

После доклада учитель предложил шестиклассникам исследовать несколько рассказов А. П. Чехова, очень интересных для чтения хотя бы потому, что их героями являются дети, и посчитать, сколько глаголов, вводящих прямую речь, использует писатель. Так была определена цель проекта: узнать, сколько глаголов, вводящих прямую речь, использовал А.П.Чехов в шести выбранных рассказах и к каким семантическим группам они относятся. Возник даже спор: будет их больше или меньше ста. Так появилось две гипотезы. Далее сформировали шесть групп, каждая из которых выбрала по одному рассказу из предложенных учителем («Случай с классиком», «Репетитор», «Детвора», «Мальчики», «Беглец», «Дома»). Разработали план работы над проектом:

  1. Прочитать рассказ. Выписать глаголы, вводящие прямую речь, в данную таблицу:

    Глагол, вводящий прямую речь

    Кто говорит

    Кому говорит

    Как говорит (слова - распространители)


  2. Разбить все глаголы на смысловые группы, подсчитав, сколько раз употребляется каждый из глаголов в рассказе (указать это в скобках рядом с глаголом).

    Лексическое значение глагола, вводящего прямую речь

    Примеры глаголов из рассказа, количество употреблений

    1.а. Глаголы, обозначающие акт говорения в его общем виде

    1.б. Глаголы, которые обозначают не только акт говорения, но и особенности его, манеру, способ произнесения речи

    1.в. Глаголы, обозначающие характер протекания речи, ее связь с предыдущим изложением, ее начало, продолжение

    1.г. Глаголы, обозначающие не только сам акт говорения, но и характеризующие содержание речи

    2.а. Глаголы, обозначающие особые виды речевой деятельности

    2.б. Глаголы, обозначающие особую направленность речевого акта

    3.а. Глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения, сопровождающие говорение и мышление

    3.б. Глаголы, обозначающие эмоции, чувства, ощущение говорящего

    3.в. Глаголы восприятия, когда объектом восприятия служит чужая речь


  3. Сделать вывод: глаголы каких групп чаще использовались А.П.Чеховым в рассказе; какую роль они играют в повествовании (характеризуют ли героев рассказа, их манеру говорить, душевное состояние, отношение к собеседнику, чувства, эмоции; служат ли средством выражения авторского отношения к герою рассказа и т.д.).

Договорились, что проектным продуктом будет научный доклад, сопровождаемый мультимедийной презентацией.

Защита проекта прошла в форме научной конференции. Подтвердилась гипотеза ребят, предположивших, что глаголов будет больше ста. Их оказалось в шести рассказах 126. Оценивая работу над проектом, шестиклассники говорили о том, что были поражены, насколько богат русский язык, как разнообразны глаголы, с помощью которых можно строить предложения с прямой речью, как умело пользуется словарным запасом языка А.П.Чехов и какие возможности для пополнения собственного лексикона раскрываются для каждого из нас.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что метод проектов является эффективным средством реализации новых образовательных стандартов, потому что направлен на личностное, познавательное, коммуникативное развитие ученика, развивает рефлексивные, исследовательские, презентационные умения.



© 2010-2022