Внеклассное мероприятие Сибирские посиделки

                                                            Аннотация                                                            к разработке Интегрированного внеклассного мероприятие по предметам «Технология» и «Театр»   «Сибирские посиделки»  Цель, задачи разработки: Познакомить учащихся с фольклорными жанрами, укладом жизни русского народа, декоративно-прикладным творчеством, посредством взаимодействия образовательных дисциплин: технологии, музыки, театра; Развивать навыки общения в традиция...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по предмету

Методические рекомендации

«Сибирские посиделки»

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа - фольклора. В форме фольклорного праздника проводится внеклассное мероприятие «Сибирские посиделки».

Для проведения мероприятия рекомендуется подключать мастерские и студии по дополнительному образованию в школе, если таковые имеются, если нет, то привлекать к помощи учеников способных и желающих сыграть данные роли.

Так роль Петрушки следует поручить воспитаннику театральной студии, роль Хозяюшки воспитаннице вокальной студии.

Многие учителя технологии имеют мастерские по декоративно- прикладному искусству, воспитанницы этой мастерской могут играть роль девочек- рукодельниц, где могут продемонстрировать в процессе занятия свои работы. Роль ведущей отводится учителю технологии.

Для проведения занятия, создания колорита, рекомендуется оформить кабинет в стиле «Русской избы». Использовать стилизованную посуду, самовары.

В процессе занятия освещаются следующие разделы предмета «Технология»:

Декоративно - прикладное искусство;

Технология приготовления пищи;

Технология ведения дома.

Вокальные номера могут изменяться, не нарушая тем и основной характер действия.

Внеклассное мероприятие «Сибирские посиделки»

Цели:

  • Познакомить учащихся с фольклорными жанрами, укладом жизни русского народа, декоративно-прикладным творчеством, посредством взаимодействия образовательных дисциплин: технологии, музыки, театра;

  • Развивать навыки общения в традициях русской обрядовой культуры;

  • Воспитывать национальное самосознание, уважение к русским национальным традициям и промыслам;

  • Формировать общую культуру личности.

Действующие лица:

Ведущая;

Хозяюшка;

Петрушка;

Рукодельницы - 8-10 девочек.

Русская изба.

На лавке у окна сидит хозяюшка. Она поёт песню («В горнице»)

Хозяюшка: Зимний вечер тёмен, долог. Насчитаю сорок ёлок.

То на лавке посижу, то в окошко погляжу.

Ведущая: Что-то загрустила хозяюшка. Ане прибрать ли нам избу, не

пригласить ли твоих подружек в гости?

Петрушка: (внезапно появляется из-за ширмы)

Здравствуйте, господа! Вот пришёл я к вам сюда! Ушёл я от

хозяина, расплатился он со мной вчистую, дал мне мошну

пустую. Уплатил я за сутки - день за ночь, я и ушёл прочь!

Гляжу - изба, самое место для меня!

Я к вам не свататься, не женихаться, я к вам девицы

пришёл на работу наниматься.

Хозяюшка: Вот те раз! А что же ты умеешь делать?

Петрушка: Я на все руки! Со мной нет скуки! Я малый весёлый:

пою, свищу, кричу, шучу, играю, скачу, прыгаю!

Хозяюшка: Ну, ну довольно! Оставайся сегодня, будешь моих

подружек веселить.

Слышится песня за дверью (Русская народная песня «Прялица»)

Входят подружки-рукодельницы.

Петрушка: Открываются ворота! Заходи кому охота!

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая: Милости просим!

Вечера у нас зимние, долгие. Времени хватит и на

рукоделие, и на задушевную беседу, и на чай с пирогами.

Девочки: Спасибо за радушный приём!

Петрушка: Спасибо в карман не положишь!

Девочки: А мы не с пустыми руками пришли. Прими хозяюшка

к чаю гостинцы.

Хозяюшка: Присаживайтесь на лавки. Да порадуйте нас своей

работой.

Девочки рассказывают о своих работах.

- Я для своей мамы вышиваю салфетку;

- А у меня для братика будет подушка;

- Мои цветы будут радовать бабушку;

- Вот моя сочная клубника - воспоминание о лете;

- В моём букете переплелись ромашки и незабудки;

- А моя работа будет украшать мою комнату.

Петрушка: Ой, ой, ой! Страсть, какая! Ничего не знаю! Ничего не

понимаю! Хоть реви, хоть плачь, хоть пускайся вскачь!

Ведущая: (поглаживая Петрушку) Утешься Петруша. Это горе - не

беда! Полбеды - ерунда! Расскажу я тебе и о вышивке, и о

крестике.

Хозяюшка: А ты слушай, не зевай. Учись, узор перенимай.

Музыкальный фон.

Ведущая: На Руси умение искусно вышивать передавалось из

поколения в поколение. Обучать девочку этому ремеслу

начинали с 4-5 лет. Крестьянская девочка к своему совершеннолетию - 15-16 годам, в своём сундуке накапливала до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров

холста, сотканного её руками. На свадьбе из девичьего приданного устраивали своеобразную выставку, и гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты.

Петрушка: (колется иглой) Ай, ай, ай! Пропала моя голова и с

колпачком, и с кисточкой! Все пальцы исколол.

Хозяюшка: Дай-ка, погляжу на работу твою!

Петрушка: Мне стыдно и обидно! Ничего не получается! Не буду

вышивать! Загадывай хозяйка другую работу!

Рукодельница: Ах, какой ты скорый! Работа терпенье любит!

Хозяюшка: Есть терпенье - будет и уменье!

Девочки:

- Терпенье и труд всё перетрут.

- За один раз дерево не срубишь.

- Не везде сила, где уменье, а где и терпенье.

- Горька работа - да сладок хлеб.

- Бери ношу по себе - чтоб не кряхтеть при ходьбе.

- Землю кормит солнце, а человека - труд.

Петрушка: Налетели! Налетели! Заклевали!

Не мужское это дело! Сказано вам, не по мне этот труд!

Девочки: Не по Сеньке шапка!

Шуточная русская народная песня «Комарик».

Петрушка: (рассматривает вышитую работу). Ничего понять не могу. С

какой стороны на стол класть? С этой красота, а с обратной

лепота!

Ведущая: Петрушенька! Дай-ка, помогу разобраться в твоей беде!

(показывает лицевую сторону вышивки)

Петрушка: Чудеса!

Ведущая: А знаешь ли ты, Петруша, почему девушки такое значение

придают изнаночной стороне? Ну, казалось - бы, зачем так

стараться? Ан нет…

Искусное исполнение, добротность говорили о трудолюбии,

об усердии и терпении девушки.

По изнаночной стороне судили и о характере девушки.

Чистая и аккуратная изнаночная сторона - трудолюбивая и

покладистая девушка, хорошая хозяйка.

Петрушка: Ну и у нас здесь, погляжу, все девицы и умницы, и

красавицы, и руки золотые. Ещё б сказкой душу потешили.

Ведущая: Сказку не сказку, а вот легенду расскажу, и имеет она к нам

прямое отношение.

В одной деревне жила-была девушка. Красавица, умница, сердце доброе,

руки золотые.

Как-то зимой, послала мачеха девушку на реку, к проруби, бельё полоскать.

Выполнила свою работу девушка - и песню запела. А прутиком стала на

льду узоры рисовать. И не заметила, как из глаз слёзы хлынули. От тёплых

слёз снег стал таять, и весь узор покрылся маленькими крестиками.

И от этих крестиков очень красив и необычен был узор.

С тех пор много воды утекло, а вышивание крестиком до сих пор по сердцу

девушкам.

(Речь прерывается всхлипыванием Петрушки).

Ведущая: (вынимает платочек с монограммой и вытирает слёзы

Петрушке). Что с тобой Петрушенька? Или не понравилась

тебе легенда?

Петрушка: (всхлипывая) Жалко сиротку. Одна… бедная… в проруби…

зимой… голыми руками… мачеха злая…

Ведущая: Что ты, Петруша! Девушка своими умениями славу себе

сыскала. По всей округе о ней слава пошла.

Петрушка: (рассматривая платок) Чего-чего тут у вас?

Ведущая: Это Петруша, моя монограмма.

Петрушка: Какая такая «мультяма»?

Ведущая: Эх ты! Простофиля! Не «мультяма», а монограмма!

Монограмма - это начальные буквы имени мастера, которому принадлежит изделие.

Монограмму выполняют на постельном белье, салфетках,

носовых платках, скатертях. Располагают её, как правило, в

углу изделия. Красивые вензеля вышивают на карманах или манжетах мужских сорочек, делая их в тон изделия. А на женских вещах допускаются контрастные сочетания.

Монограмма придаёт индивидуальность изделию, а в некоторых случаях служит и единственным украшением.

Ведущая: Делу - время, потехе - час! Милости просим к столу,

попробовать наше угощение! За самоваром беседу

продолжить.

Петрушка: Вы, господа слушайте! А мы господа - кушайте!

(поглаживает себя по животу). А вы, девки, не сидите, а хозяйке помогите!

«Чайные» частушки (в это время девочки накрывают на стол)

Хозяйка: Мы вас к чаю приглашаем! Но внимание! Чай с сюрпризом!

Петрушка: Почему с «капризом»?

Хозяйка: Ну и задира же ты! Ты какой чай знаешь?

Петрушка: Тот самый - «Три сестры!» Принцесса Гита, принцесса

Нури и принцесса Канди!

Ведущая: Ну, насмешил! Ты правильно подметил, индийский чай во

всём мире любят. Но история его началась намного раньше.

Когда однажды китайскому императору кипятили воду, в сосуд с водой упало несколько листиков с чайного куста,

и вода потемнела, от неё исходил тонкий и приятный аромат.

Настой попробовали и восхитились. Было это первое в мире чаепитие, которое происходило за много лет до нашей эры.

А когда же чай стал известен в России?

В 1638 году царский стольник Василий Тюменец, будучи послом в Западной Монголии, впервые попробовал на пиру «питие красное с неведомо какими листьями», после чего ханское посольство доставило царю Михаилу Фёдоровичу четыре пуда чая.

Чай понравился, о нём отзывались: «Питьё доброе, и когда привыкнешь, гораздо вкусно».

Чаепитие в России за короткий срок (всего 300 лет) стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из иностранных путешественников метко подметил, что русские до того наупражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар. А уж кто попробовал чай из самовара, тот утвердился во мнении, что настоящий чай - это чай из самовара. Так чай прекрасно ужился в русской кухне. Здесь, безусловно, свою роль сыграли и замечательные свойства самого чая, и условия нашего климата, и особенности национальной кухни с обилием разнообразной выпечки. Пироги и печенье, пряники и баранки, булочки, блины и оладьи - всё это как нельзя лучше подошло к чайному столу. Чаепитие органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства.

Петрушка: А к чаю с пирогами и хорошая песня полагается! Сейчас

спою! (Шуточная песня «Дорогой мой, дорогой!»)

Петрушка: Ай да молодец, Петрушка! Соловей голосистый! Браво!

(Звучат аплодисменты). Ура! Нашел я себе работу по плечу! Подамся-ка я в артисты! Спасибо вам, Василисы Прекрасные! Уму-разуму научили, глаза на жизнь открыли!

Хозяйка: Вот и хорошо, Петрушенька! Ведь главное в жизни - дело

найти по душе.

Ведущая: Тогда и тебе счастье, и людям от тебя добро будет и

польза. А про нас не забывай, в гости приходи - рады

будем!

(Петрушка исчезает)

Девочки: Пора и нам честь знать! Спасибо хозяюшка, за хлеб, за

соль, за беседу душевную, за советы мудрые.

Девочка: А на будущей неделе прошу всех в мой дом на посиделки!

(Исполняется песня «Прощальная»)

Литература:

В.П. Аникин «Русский фольклор» М.: «Художественная литература» 1986.

c.14-16

В.П. Аникин «Русские пословицы и поговорки» М.: «Художественная

литература» 1988. С.43-44,

М. Васильева, М. Кузьмина «Рукоделие» М.: «Эксмо», 1997 с. 25

С. и А. Лыба «Приём гостей» М.: «Эксмо», 1994 с 3-6

Л.П. Ляховская «Православная обрядовая кухня» СПб, 1997с.86-89

Е.П. Клепикова «Приглашение к чаю» Краснодарское книжное изд-во, 1991

с. 33



© 2010-2022