БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Оценка знаний студентов является одним из наиболее важных элементов в среднем профессиональном образовании. Ее результаты оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и будущую карьеру студентов. Кроме того, оценка дает возможность получить существенную для учебных заведений информацию об эффективности обучения. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учётом накопленных знаний в рассматриваемой сфере. Одной из технологий оценки качества усвоения уч... Бально-рейтинговая система одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Система бально-рейтинговой оценки знаний является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе. Цель балльно-рейтинговой системы состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих студентов.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

автор преподаватель математики, информатики Перминова Елена Витальевна

ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж»

Оценка знаний студентов является одним из наиболее важных элементов в среднем профессиональном образовании. Ее результаты оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и будущую карьеру студентов. Кроме того, оценка дает возможность получить существенную для учебных заведений информацию об эффективности обучения. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учётом накопленных знаний в рассматриваемой сфере. Одной из технологий оценки качества усвоения учебных дисциплин является балльно-рейтинговая система.

Бально-рейтинговая система одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Система бально-рейтинговой оценки знаний является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе.

Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, активизировать учебную и внеучебную работу студентов.

Рейтинг (с английского rating) - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Цель балльно-рейтинговой системы состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих студентов.

Основные этапы рейтинговой системы контроля знаний:

  • весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;

  • по окончанию обучения, по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащихся с оценкой в баллах;

  • в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100%, могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к занятиям и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Работа с группой 14н «преподаватель начальных классов» выявила основные преимущества и недостатки использования балльно-рейтинговой системы (таблица 1).

Таблица 1 - Достоинства и недостатки использования балльно-рейтинговой системы

Преимущества

Недостатки

Регулярность контроля и наглядность результата

Существенная потеря баллов в результате болезни, или других пропусков по уважительной причине

Активизация учебной деятельности студентов

Из-за большого количества студентов в учебных группах, не все могут набрать достаточное количество баллов

Стимулирование самостоятельной работы, повышение мотивации студентов

Вероятны межличностные конфликты среди студентов

Прозрачность и возросшая объективность оценивания

Увеличение объема документации и трудоемкости контроля

Введение новых форм контроля и заданий, в т.ч. для самостоятельной работы студентов

Изменение структуры учебной нагрузки преподавателей, в частности увеличение внеаудиторной составляющей

Способствует систематической работе студентов

Отсутствие у студентов навыков работы по самостоятельному овладению знаниями, низкий уровень ответственности и самодисциплины

Снижение нагрузки на студентов и преподавателей во время сессии

Оперативный контроль знаний

Улучшение посещаемости занятий, укрепление дисциплины

Организация регулярной обратной связи, что позволяет своевременно определять проблемы обучаемых и корректировать их деятельность в течение семестра, а не во время сессии

Обеспечение дифференцированного подхода к студентам и индивидуальная работа с каждым из них


Большую роль при работе с балльно-рейтинговой системой играет учет баллов каждого студента. Для этого в таблице Excel Microsoft Office была разработана форма (таблица 2), с использованием расчетных формул и действующих ссылок на ячейки, в которых содержатся допущения (исходные данные), происходит учет всех баллов.

Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).

Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся.

1. Устанавливается «весомость» предмета в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.

2. Рассчитывается учебная успеваемость.

Выполняя какое-либо задание, студент зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся.

Таблица 2 - Форма для учета бальных оценок

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:

  • отсутствие пропусков на лекционном занятии +3;

  • правильный (полный) ответ на вопрос +3;

  • правильный (неполный) ответ +1;

  • письменная работа 100% правильно +3;

  • письменная работа 75% правильно +1;

  • тестовое задание 100% правильно +3;

  • тестовое задание от 99 до 75% правильно +1;

  • выполненное домашнее задание + 2;

  • эссе, рефераты +2;

  • учебно-исследовательская работа (доклад на конференции) +5;

Штрафные баллы:

  • пропуск без уважительной причины - 2;

  • отсутствие домашнего задания - 2;

Мотивация студентов к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.

Формирование мотивов обучения - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознание их студентами и дальнейшее саморазвитие ими своей мотивационной сферы.

Расчет учебной успеваемости является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности студентов, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию студента по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников.

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Итак, технология рейтинговой оценки учебной успеваемости студентов, представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

  • домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),

  • информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),

  • участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,

  • дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),

  • пропуски занятий и опоздания (без уважительной причины).

Балльно-рейтинговая система активизирует работу студентов во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность. Опыт работы свидетельствует о том, что при соответствующей организации функционирования балльно-рейтинговой системы, она достаточно эффективна.


© 2010-2022