Народный костюм Мельникова Настя

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Народный костюм Мельникова НастяНародный костюм Мельникова НастяНародный костюм Мельникова НастяНародный костюм Мельникова НастяНародный костюм Мельникова НастяНародный костюм Мельникова НастяНародный костюм Мельникова НастяНародный костюм Мельникова НастяНародный костюм Мельникова НастяНародный костюм Мельникова НастяНародный костюм Мельникова НастяНародный костюм Мельникова НастяШкольная научно-практическая конференция

«Наука рядом с нами».



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА





Выполнила: Мельникова Анастасия,

Ученица 5 «А» класса



Руководитель: учитель технологии Климанова Татьяна Антоновна





Инсар 2015

Содержание:

I. Введение ----------------------------------------------------------------- 3

- Актуальность темы -------------------------------------------3

- Цель --------------------------------------------------------------4

- Задачи проекта ------------------------------------------------4

- Методы проекта-----------------------------------------------4 - Вид проекта ----------------------------------------------------4

- Этапы проекта -------------------------------------------------4

Глава 1. Основные черты русского и народного костюма

  1. Виды одежды и особенности кроя -------------------------------- 5

  2. Цвет- язык народа -----------------------------------------------------6

  3. Украшение и отделка ------------------------------------------------ 6-7

Глава 2. Функциональность одежды и народные традиции

2.1. Одежда для службы -----------------------------------------------------8

2.2. Домашняя одежда ------------------------------------------------------- 8

2.3. Верхняя одежда ---------------------------------------------------------- 9

2. 4. Нарядная одежда --------------------------------------------------------10

3. Заключение ---------------------------------------------------------------11

4. Вывод ------------------------------------------------------------------------12

4. Список литературы ---------------------------------------------------13





Введение

Народный костюм- это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины XX века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом. На формирование состава покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

Актуальность выбранной темы:

История всегда вызывает интерес общества. Люди хотят знать прошлое своего народа. У русской национальной одежды многовековые традиции. В народном костюме нашли отражение душа народа и его представления о прекрасном. Зная особенности национальной одежды, можно многое рассказать о жизни людей в прошлом. Таким образом, изучая эту тему, мы познаем традиции русского народа, его быт, культуру.




Цель проекта:

1.Изучить историю народного русского костюма,

2.Изготовить сарафан в русском народном стиле.



Задачи проекта:

1) собрать материал об особенностях русского народного костюма, цветовой гамме;

2) функции русской народной одежды;

Методы проекта:

информационный (добывать и анализировать информацию),

практико-ориентированный (изготовление моделей костюмов).

Вид проекта:

информационно-творческий, групповой, долгосрочный (так как вполне вкладывается в классно-урочную систему, много времени на уроках технологии выделяется для изучения народного творчества, работа над проектом шла в течение 3 четверти).

Этапы проекта:


  1. Выбор темы

  2. Обсуждение отобранного материала.

  3. Изготовление моделей костюмов с помощью учителя технологии

  4. Создание презентации по теме.

  5. Защита проекта.



  1. Основные черты русского народного костюма.

    1. Виды одежды и особенности кроя.

Традиционно крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством сохранила, отработанные веками устойчивые формы, определяющие её своеобразие. До начала XX века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое.

Верхняя сезонная женская одежда, за исключением отделки некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя, с большим воротником, широко был распространён покрой с подрезом и складками на спине. Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складками. Особую роль в решении композиции костюма играют головные уборы. Женский головной убор в своих формах и декоре тоже сохраняет архаичные черты.







  1. Цвет - язык народа.

Цвет - это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является: белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. Слова «красно солнышко», «весна красна», «красна девица» и другие выражали представления о наивысшей красоте. Самыми нарядными считались одежды из красной ткани (сарафаны, понёвы), была вышивка красными нитками. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию. Чёрный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов, однако в ряде случаев он является ведущим.

Декоративный убор народного костюма может включать в себя и другие яркие тона, часто контрастные, такие как зелёный, синий, оранжевый, жёлтый. Общее колористическое решение народной одежды зависит от пропорций частей разных цветовых тонов, характера вышивки, соотношения площадей орнаментацией и фона.

  1. Украшение и отделка.

Украшение одежды выполнялись тремя способами: качеством, вышивкой, нашивкой различных материалов - кружев, тесьмы и тому подобное. Узор формировался уточной нитью, перекрывавшей нити основы. Элементы орнамента чередовались с просветами фона. Тканный узор употреблялся главным образом для изготовления рукавов, нижней части рубах, передников. Часто узорные полосы искусно дополнялись вышивкой, составляя исключительный по красоте декор. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приёмов и способов. Для вышивки применяли специальные нитки, имеющие особую куртку. Их изготовляли из льняного и шерстяного волокна и красили естественными красителями.

Для использования узора в большинстве случаев применялось сразу несколько видов вышивальной техники. При всём многообразии вышивальных приёмов народные вышивки на одежде отличаются необычайной согласованностью художественного замысла и технического исполнения. Как правило, в орнаментации одежды все способы украшений соединялись: узоры, выполненные вышивкой и ткачеством, дополнялись нашивками из лент, позумента, тесьмы. Все они гармонировали между собой.

Итак, к наиболее общим особенностям, характерным для костюма периода VII-XIX веков, можно отнести следующее:

А) статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов, массивность, как правило, нарастающая книзу, подчёркнута обувью - плетёнными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжеловесными потами- туфлями, которые иногда надевались на семь пар шерстяных чулок;

Б) преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях;

В) использование домотканой, а позднее фабричной ткани, отделка вышивкой, кружевом, шитьём, мехом, тканью другого цвета; создание динамичной формы костюма за счёт использования контрастных цветов.



2. Функциональность одежды и народные традиции.

Использование народных мотивов в сознании образов современной одежды зависит от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её утилитарной функции. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде утилитарная функция конкретно проявляется в горазда большем количестве вариантов.

2.1. Одежда для службы.

Одежда для службы имеет следующие форма: юбки с блузками, сарафаны с блузами, платья, платья-костюмы и т.п. Как правило, она имеет простые конструктивные формы, свободные или слегка прилегающие к фигуре. Такая одежда должна обеспечивать удобство в работе. Здесь почти недопустима такая отделка, как вышивка.

2.2. Домашняя одежда.

Назначение домашней одежды - создать человеку условия для занятий и отдыха. Домашняя одежда должна быть удобной по форме и покрою, сочетать в себе черты декоративности, нарядности. Решение домашней одежды может быть более смелым и разнообразным по форме, цвету, тканям. Возможность использования множество форм, материалов, разнообразных цветов и отделок позволяют при моделировании допустить большую степень восприимчивости домашней одежды к народным мотивам. Например, в домашнем костюме используется традиционные элементы покроя рубах, приемы расположения декора, характерные цветовые сочетания белого с красным, красного с синим и т.д. Широко применяются набивные ткани с рисунками по народным мотивам, а также такие детали, как платки, шали.





2.3. Верхняя одежда.

К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для ее моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья большой строгостью форм, лаконизмом декора. Вес решения, как правило, не допускается яркая вышивка, излишняя декоративность, пестрота.

Возможность отражения народных мотивов в моделировании верхней одежды несколько иные, чем в моделировании легкого платья. Здесь мы видим наработку элементов покроя не только народной верхней одежды поддевки, бекеши, свиты, но и рубах. Современные модели несут едва заметные, явные признаки покроя русских поддевок, тулупов. Отражение народных мотивов в моделировании верхней женской одежды занимает значительно большое место, чем моделирование служебной и домашней одежды.





2.4. Нарядная одежда.

К группе нарядной одежде относятся платья- костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды- функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.

Вышивки и различной отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю. Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчёркивать индивидуальность человека. Само познание этой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно и декоративно построены по одним и тем принципам. В наибольшей степени применяется элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, поймы, полики и т.д. в моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям - по средней линии и линиям, расположенным симметрично центра. Были также использованы приемы расположения вышивки на сарафанах - например, вышивку располагали вдоль центра шва, по линиям кокетки, на бретелях.

Заключение.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода - явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве - путь развития и обновления современного костюма.





































Вывод

Изучая литературу теме «Русский народный костюм»,

я сделала выводы:

1.По костюму человека всегда можно было точно определить, семейные, возрастные и социальные отличия, догадаться о его достатке и роде занятий - на это указывала форма и материал украшений, качество тканей, мехов, покрой и цвет костюма, богатство его отделки.

2. Цвет - это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым.

3.История русского народного костюма, отразилась в произведениях русских художников, в русских сказках.



Список литературы:



  1. Буткевич Л.М. «История орнамента» М., «Владос», 2004

  2. Гордеева В.И. «Русская народная одежда» М., «Изобразительно искусство», 1974

  3. Шпикалова Т.Я. «В мире народного творчества» М., 1998

  4. Костюмы народов мира, Екатеринбург, «Литур», 2004

  5. Интернет-ресурсы



© 2010-2022