- Преподавателю
- Технология
- «Изучаем основы швейного материаловедения в 5 классе»
«Изучаем основы швейного материаловедения в 5 классе»
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарева И.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мечетинская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
Образовательный проект
Тема: «Изучаем основы швейного материаловедения в 5 классе»
Выполнила: учитель технологии
Пономарёва И.В.
Ст. Мечётинская
2012
Пояснительная записка.
Данный образовательный проект включает в себя разработку моделей уроков по разделу «Швейное материаловедение» 5 класс (4 ч.).
Проект включает:
-
Исследование проблемы как средствами личностно-ориентированного обучения, приобщая к технологическому опыту человечества, пробуждать интерес учащихся к учебному материалу, активизировать умственную деятельность и сформировать мотивацию к приобретению технологической компетенции.
-
Формулирование целей и задач, позволяющих эту проблему решить.
-
Разработку уроков.
-
Ожидаемые результаты.
Эти цели требуют соответствующего содержания образования и технологий организации образовательного процесса.
Основной подход к обновлению содержания в гуманистической парадигме ориентирован на усиление его личностно-смысловой направленности. Технологии личностно-ориентированного образования направлены на организацию смыслопоисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся и характеризуются такими чертами, как сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, предоставление ребенку свободы для принятия самостоятельных решений творчества, выбора содержания и способов учения, сотворчество учителя и учащихся.
Нормативной основой для создания образовательного проекта на уровне образовательной программы школы и деятельности учителя служат федеральный государственный стандарт общего образования, базисный учебный план, типовые учебные программы, учебники.
Ожидаемыми результатами моего образовательного проекта являются:
-
Активизация умственной деятельности.
-
Формирование ключевых понятий, умений.
-
Формирование личностного отношения к ценностям технологической культуры, знаний, опыта.
Тема проекта: «Изучаем основы швейного материаловедения в 5-м классе».
Цель проекта: Через формирование представлений о процессах прядения и ткачества способствовать возникновению и развитию познавательного интереса к технологическому опыту человечества, активизации умственной деятельности и личностного отношения к общечеловеческим ценностям.
Проблема проекта: Как средствами личностно-ориентированного обучения, приобщая к технологическому опыту человечества, пробуждать интерес учащихся к учебному материалу, активизировать умственную деятельность и сформировать мотивацию к приобретению технологической компетенции.
Задачи проекта - Разработать модели уроков, позволяющих решать следующие задачи:
-
Создать благоприятную и комфортную среду, способствующую активизации мыслительной деятельности учащихся;
-
Развивать и поддерживать индивидуальность каждого ребенка, способствовать саморазвитию и личностному росту;
-
Формировать личностное отношение к ценностям технологической культуры, знаний и опыта.
Урок № 1.
Тема урока: «Производство ткани». Урок изучения нового материала.
Имя урока: «Какова пряха - такова на ней рубаха».
Цель урока: Способствовать формированию и развитию познавательного интереса, стремлению проникнуть в сущность явлений, осознанию значимости знаний о процессах прядения и ткачества.
Проблема: Как осуществить производство ткани через процессы прядения и ткачества от ручного способа до современного производства.
Задачи:
-
Активизировать умственную деятельность для формирования понятий о различных видах текстильных волокон, этапах производства тканей;
-
Способствовать осознанию существенных признаков нитей основы и утка в ткани;
-
Формировать личностное отношение к ценностям технологической культуры, знаний и опыта.
Этапы урока:
I Организационный момент
-
Приветствие
-
Актуализация знаний
Методы, формы: проблемное изложение, коллективная работа.
Ребята, сегодня мы будем изучать вещи, с одной стороны нам хорошо знакомые, окружающие нас постоянно от рождения и на протяжении всей жизни, а с другой стороны, мы должны понять, а как же они появились, из чего, почему.
Посмотрите, пожалуйста, друг на друга! Вы все одеты в различные предметы одежды (юбки, блузки, сарафаны и т.д.).
Скажите, пожалуйста, из какого материала они сделаны? (учащиеся делают предположения и приходят к мнению, что этот материал - ткань)
Итог записывается в тетрадь: «Ткань - это материал, из которого шьют одежду и другие швейные изделия» (учитель обращает внимание детей на окна, скатерть на столе - швейные изделия).
II Основная часть.
Постановка проблемы: «Как же произвести ткань» (записать на доске).
Методы, формы: направляющие вопросы, проблемное изложение, работа с учебником, опора на субъектный опыт, объяснительно-иллюстративный, сравнение, обобщение, фронтальная работа, индивидуальная.
- «Из чего же сделана ткань?»
Учащиеся отвечают: «Ткань сделана из ниток».
«А что нужно сделать с нитками, чтобы получилась ткань? Если я возьму нитки, набросаю их на стол, получится ткань?» (учащиеся предполагают, что нитки нужно как-то соединить друг с другом: связать, сплести)
«Правильно, очень давно люди догадались как можно это сделать. Они наблюдали за поведением животных, за растениями, использовали шкуры животных, сухожилия, части растений и научились создавать ткань» (быстро раздать образцы ручного ткачества, объяснив, что это - ткань, созданная вручную; учащиеся рассматривают образцы).
- «Что же происходит с нитками при изготовлении ткани?» (учащиеся отвечают - «нитки переплетаются»). Вывод записывается в тетрадь: ткань - это переплетение нитей.
- «Теперь у нас возникает следующий вопрос, а откуда берутся нитки?» Учащиеся предполагают, что их из чего-то нужно сделать и вспоминают, что в начальной школе они знакомились с тем, из чего производят нитки - это хлопок, лен, шерсть, коконы и др.
- «Правильно. То, что вы назвали, применяется для производства нитей и называется ткацкими или текстильными волокнами».
- «Давайте откроем учебники на стр.5 - читаем вслух определение волокна, характеристику текстильных волокон, рассматриваем схему «Классификация текстильных волокон» и записываем самое главное в тетрадь (определение волокна, классификацию). Учитель демонстрирует коллекции волокон, рисунки с изображением растений и животных, дающих натуральные текстильные волокна.
Далее разбираем этапы прядения и ткачества. Учащимся предлагается схема процессов, учитель описывает процессы с привлечением всех имеющихся средств: альбомов, моделей ткацкого станка, рисунков в учебнике. Учащиеся переносят схему, находят в учебнике определения процессов прядения и ткачества и записывают в тетрадь.
Учащиеся еще раз дают определение ткани на новом уровне: «Ткань - это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения нитей. Нити, которые натянуты на раму ткацкого станка - основа, а нити, которые их переплетают - нити утка».
При изготовлении швейных изделий необходимо уметь определять направление нити основы в ткани, т.к. от этого зависит качество изделия.
Сейчас мы выполним с вами работу, в результате которой вы научитесь определять направление нити основы в ткани.
III Лабораторно-практическая работа.
Методы, формы: инструктаж, индивидуальная поддержка, индивидуальное исследование, визуально-тактильное сравнение; форма работы - индивидуальная; форма для отчета - таблица.
IV Закрепление.
Методы, формы: работа у доски, беседа; форма работы - коллективная; средства - учебник, занимательный материал.
По вопросам в учебнике:
-
Что такое пряжа?
-
Что такое прядение?
-
Какова цель прядения?
-
По каким признакам определяют нить основы ткани?
Решить 2 кроссворда.
V Итог урока.
-
Выставление оценок (критерии оценок: активное участие в уроке - ответы на вопросы, разгадывание кроссвордов)
-
Оценка лабораторно-практической работы
VI Домашнее задание: подготовить сообщение о прядильных растениях, принести лоскуты ткани, выучить тему по записям в тетради.
Урок № 2.
Тема урока: «Хлопчатобумажные и льняные ткани».
Имя урока: «Каково волокно - таково и полотно».
Цель урока: Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к миру тканей через представления об их свойствах и ассортименте и осознанию значимости этой области материальной культуры.
Задачи урока:
-
Актуализировать знания по предыдущей теме «Производство ткани» для активного усвоения новых знаний и умений.
-
Формировать представления о способах отделки тканей, о лицевой и изнаночной сторонах готовой ткани и о существенных их признаках.
-
Способствовать осознанию существенных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.
-
Создать условия для выявления взаимосвязи между свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей и их применением.
-
Формировать умения определять хлопчатобумажные и льняные ткани.
-
Способствовать формированию личностного отношения к ценностям материальной культуры.
Проблема урока: Как распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани и применять их, опираясь на их свойства.
I Организационный момент.
-
Приветствие.
- Добрый день, девчонки! Я рада сегодняшней встрече с вами, чтобы продолжить наше исследование «мира тканей», начатое на предыдущем занятии. Я очень люблю этот удивительный мир и хочу, чтобы вы его тоже полюбили, прониклись к этому достижению материальной культуры человечества.
Называется наш сегодняшний урок «Каково волокно - таково и полотно», а чтобы разрешить проблему нашего сегодняшнего урока, нужно вспомнить ключевые понятия предыдущей темы «Производство ткани».
-
Актуализация знаний.
Методы, формы: индивидуальный оперативный опрос по карточкам, затем интенсивный фронтальный устный опрос.
II. Изучение нового материала.
Методы, формы: проблемное изложение, лабораторно-практическая работа, работа с учебником, сравнение.
- Из схемы производства ткани выделили этапы: «ткань суровая» и «ткань готовая». Ткань, снятую с ткацкого станка называют суровой (демонстрация). Она не привлекательна, поэтому её подвергают отделке: отбеливают, опаливают, окрашивают. Ткань после отделки называется готовой. У неё можно определить лицевую и изнаночную стороны.
- Зачем нужно определять лицевую и изнаночную стороны у ткани?
Ученики отвечают: «Чтобы правильно сшить изделие, чтобы оно было красивым».
Ученики с помощью учителя рассматривают лоскутки тканей, группируют их по сходству поверхности, способу окрашивания. Приходят к выводу, что обе стороны ткани могут выглядеть одинаково, а могут быть разными, что это зависит от способа окрашивания, а также от фактуры ткани.
- Возникает проблема: Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани?
Ученики высказывают свои предложения.
Учитель подытоживает, рассказывает о способах окраски тканей , ученики подбирают к каждому способу образцы и готовят форму отчета для лабораторно-практической работы, которую завершат дома.
- А теперь давайте вернемся к названию нашего урока (читаем запись на доске: «Каково волокно - таково и полотно». Как вы понимаете это?
Ученики высказывают предположения, что от волокна зависит, какая будет ткань.
- Сегодня нас интересуют волокна «Лён» и «Хлопок». Скажите, это натуральные волокна или химические? Что такое в природе лён и хлопок? Из каких частей растения получают волокна хлопка и льна?
- Давайте сейчас откроем учебник и познакомимся со свойствами хлопковых и льняных волокон и тканей из них.
Ученики читают вслух по цепочке материал учебника, учитель акцентирует их внимание и дополняет интересными фактами.
Затем ученики рассматривают волокна и образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, сравнивают их, с помощью учителя заполняют форму отчета и делают выводы о том, что знания о свойствах тканей помогут правильно выбрать одежду, белье, ткань для изготовления швейного изделия и правильно ухаживать за вещами.
Название
Характеристика волокон
Характеристика тканей
Хлопок
Лён
III. Закрепление.
Методы, формы: Интенсивный фронтальный опрос.
IV. Итог урока.
-
Выставлении е оценок (критерии: активное участие - ответы на вопросы, деятельность на уроке).
-
Оценка лабораторно-практической работы.
V. Домашнее задание: провести маркетинговое исследование - разделившись на группы сходить в магазины, торгующие тканями, познакомиться с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей, изучить паспорт товара. Задать вопросы продавцу: «Какие ткани наиболее активно раскупаются?». Спросить у покупателей: «Для каких целей приобретают ткань?». Описать своё исследование и написать мини-сочинение на тему: «Ткань для моего фартука».