Методическая разработка по технологии Технология совершенства

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность.

Национальной образовательной стратегией - инициативой «Наша новая школа» - одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

В традиционной системе обучения основная деятельность учителя направлена на среднего ученика. Образование детей в Новой школе направлено, в том числе, на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории и позволил пересмотреть систему поддержки и развития способных учащихся. Наша школа поставили перед собой цель: создать благоприятные условия, способствующие развитию и реализации способностей детей. В школе написа подпрограмма»Одарённые дети» Данная работа является одним из разделов Этой программы.

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено работе с одарёнными детьми

В связи с этим необходимо переориентировать образовательную деятельность.Только целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволит раскрыть и проявить имеющие способности к тому или иному виду деятельности. Использование технологии «Метод проектов» позволит раскрыть способности высокомотивированных детей.

В документе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» большое внимание уделяется поддержке и развитию одарённых детей.

Региональный документ «Одаренные дети Самарской области»

Анализ результатов педагогической деятельности выявил,что отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

· Потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство)

· Развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст)

· Познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст)

С целью решения проблемы работы с одаренными детьми педагогическим коллективом были предприняты некоторые действия:

· Определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):

- нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;

- работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

- выставка творческих работ одаренных детей, развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету, участие детей в олимпиадах, конкурсах;

- проведение научно-практических конференций в школе, общеразвивающие традиционные мероприятия школы.

· информатизация образовательного процесса;

· привлечение к работе с детьми более высокого уровня развития учителей первой категории.

Возникает противоречие:

1) между запросами одаренного ребенка и между предложенной программой;

На основе проведенного анализа и выведенных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему:

Ограниченность времени на уроке и ограниченность времени для изучения произведения не всегда позволяют уделять внимание детям с особыми способностями.

Для решения существующей профессиональной проблемы необходимо выдвинуть цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по внедрению в ОП проектной деятельности учащихся (исследовательский проект).

Цель данной работы - внедрение в ОП технологии проектной деятельности как средства создания необходимых условий для формирования ключевых компетенций и как средства работы с одаренными детьми через создание единой системы деятельности педагога и обучающегося.

Задачи:

  1. Внедрить в ОП технологию проектной деятельности как средство работы с одаренными детьми;

  2. Описать новый образовательный результат(ключевые компетенции), сформированный у обучающихся в процессе внедрения в ОП проектной деятельности;

  3. Охарактеризовать изменения в образовательном процессе (изменения содержания, средств обучения и воспитания);

  4. Охарактеризовать изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов, материально-технические, информационные, организационные);

Ожидаемые результаты

Проектная деятельность позволит:

  • развить ключевые компетенции(учебно-познавательные,коммуникационные,информационные,социальные),

  • развить системное мышление;

  • заинтересовать обучающихся в творческой деятельности;

  • научить самостоятельно приобретать недостающие знания

повысить интеллектуальный уровень одаренных детей,

  • научить презентовать получившийся продукт

Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, у них вырастет интерес не только к предмету, но и к учению в целом,повысится самооценка обучающихся;


Основная часть

Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".

Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное прочтение художественного текста, а формирование умения самостоятельно работать с текстом, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. "Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности,работа с одаренными детьми" .

Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.

Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности,развитие творческих способностей у одаренных детей,на способность к исследовательской работе

Метод проектов (от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.

Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.

Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимся.

Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.

Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Использование данной технологии позволяет выявить одаренных детей,способных к исследовательской деятельности.

Этапы работы над проектом:

1. Планирование работы -изучение текста художественного произведения, исторических документов;

-выбор темы(объекта исследования)для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы в развитии проекта);

-обсуждение возникших проблем

-планирование объема работы.

Содержание проекта - это материал учебной темы, представленный в виде поисковой задачи, которая представляет интерес для особо одаренных школьников школьников. Результат деятельности учащихся может быть представлен как конкретный продукт(презентация,газета.)

  1. Аналитический этап:

1)формирование представления о результате проектной работы .Результат деятельности учащихся может быть представлен как конкретный продукт (презентация, буклет, сценарий, газета, другой вид творческой деятельности);

2)собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, исторические документы, критическая литература, Интернет-ресурсы);

3)обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами).

3.Этап обобщения:

1)аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, вывод.

2)подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету;

3)оформление полученного материала в определенном виде ( презентация, газета, другие виды творческих работ).

Одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в Вузе, а так же к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в изменяющихся социально-экономических условиях.

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться.

Необходимо помочь детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем проектно-исследовательская технология?

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов и другие. Её изначальной формой является метод проектов, который успешно используется в современном процессе обучения.

Цель проектного обучения - создать условия, при которых обучающиеся:

1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

4. развивают исследовательские умения;

Метод проектов предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельнось

Целесообразно не навязывать детям темы исследования. Пусть они возникают из вопросов самих детей с высокой мотивацией при изучении каких-либо тем.



© 2010-2022