Рабочая программа по элективному курсу Найди свой путь 9 класс

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по элективному курсу «Найди Свой путь» разработана на основе:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";



  1. Примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии;

  2. Программы для общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера». Составитель Чистякова С. Н., М.: «Просвещение», 2005

  3. УМК «Твоя профессиональная карьера». Составитель Чистякова С. Н., М.: «Просвещение», 2005

Актуальность данной программы

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Данный курс «Найди свой путь» предназначен для учащихся 9 класса и является необходимым каждому старшекласснику при выборе профессии. Выбор профессии определяет жизненный путь на долгое время, учитывая личные склонности к тому или иному виду деятельности. Для этого в курс включены деловые игры, беседы, заполнение опросников профессиональной готовности, практические работы, тестирования, экскурсии на предприятия.

Чем раньше учащиеся смогут поставить перед собой конкретную цель, тем короче будет путь ее достижения. Чем больше они сообразуют свой выбор с ситуацией на городском рынке труда, тем успешнее будет дальнейший жизненный путь.

Очень важно для учащихся правильно спланировать свое профессиональное будущее, выбрать профессию, которая станет любимым делом.

Изучая этот курс, учащиеся познакомятся:

1.С анализом положения в ведущих отраслях хозяйства.

2.С работой самых успешных фирм города.

3.С системой высшего, начального и среднего профессионального образования.

Изучив курс, учащиеся смогут найти ответы на вопросы:

1.Где применить себя?

2.Что такое совместное предприятие?

3.Как правильно выбрать будущую профессию?

4.Какие права и обязанности есть у выпускников школ?

5.Какие специалисты особенно нужны на современном рынке труда?

6.Как правильно искать работу и от чего зависит возможность трудоустройства?

Разрабатывая планы профессионального будущего, следует учесть профессиональные интересы и предпочтения, способности к тому или иному виду деятельности, востребованность профессии на рынке труда. Только тогда, когда все это будет принято во внимание, можно рассчитывать на удачу.

Выбор данного УМК обусловлен значимостью и важностью проведения с учащимися средней школы по диагностике и развитию их интересов, склонностей и способностей к различным сферам деятельности. Данный УМК не только дает информацию о различных сферах профессиональной деятельности и соответствующтх диагностических процедурах, но и помогает подросткам осмыслить требования к профессии, соотнести их со своими реальными и индивидуальными особенностями, попробовать себя в избираемых сферах профессиональной деятельности.

















Духовно-нравственный аспект

элективного курса «Найди свой путь» 9 класс

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.

Гимназия «Ковчег» является конфессиональным (правосланым) учебным заведением. В связи с этим духовно-нравственный и религиозно-культурный компонент присутствует в теме каждого урока.

Духовным компонентом программы является умение понимать с духовной точки зрения ценность человеческой жизни и хрупкость окружающего мира; непосредственную ответственность личности перед Богом, страной, обществом, ближним за свои поступки, за ту систему ценностей, которую каждый человек выбирает себе в качестве нравственного ориентира, которая отразится на всех его дальнейших взаимоотношениях с окружающей его действительностью.

Духовно-нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Основная задача гимназического компонента - заложить у учащихся основы православного мировоззрения; объединить весь образовательный процесс на Евангельских нравственных началах; способствовать гуманитарной направленности образовательного процесса.

Ещё до того, как подросток или старшеклассник вплотную приступит к решению вопроса: «Кем быть?», у него должно быть сформировано прочное убеждение относительно того, каким надлежит быть в любой профессии (добросовестным, дисциплинированным, неустанно совершенствующим своё мастерство).

Всестороннее развитие личности, формирование эстетических, экологических, нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников - одна из задач профориентационной работы в школе. Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.

Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности - сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.

По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство, прежде всего, духовно-нравственного и трудового воспитания.

Формирование духовного мира всесторонне гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания.

Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни, раскрыть закономерности становления гармонически развитой, общественно активной личности.





































ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

КУРСА «НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ» 9 класс

Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый экспериментальный курс «Найди свой путь».

Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Программа курса осуществляется за счет часов, отводимых на элективные курсы по профориентации.

Рабочая программа дисциплины «Найди свой путь» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии, развитие способности к профессиональной адаптации в современных условиях.

Программа имеет модульную структуру. Каждый из трех модулей заканчивается практической работой учащихся. Это дает возможность индивидуализировать процесс изучения материалов. Программа создана для допрофессиональной подготовки и профильному обучению в школе.

Программа курса психологической подготовки учащихся к социльно - профессиональному самоопределению нацелена на изучение психологических особенностей выполнения профессиональных задач, помогающих школьникам научиться эффективному взаимодействию с людьми, а также получить ответы на вопросы о самом себе. Представленные в нем методические приемы и подробные рекомендации способствуют повышению уровня социально-психологической адаптации учащихся и следствием того успешное профессиональное самоопределение.

ЦЕЛИ КУРСА:

  • Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

  • Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствования;

  • Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс- конференция, индивидуальные и групповые беседы, профессиональные пробы.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведения занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА - это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.

Основные задачи программ профессиональных проб - ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование до профессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.

Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа. Первый - подготовительный, в котором выделяется обучающая и диагностическая части. Второй - практический, включающий задания по трем направлениям - технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.

Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией.

Практический этап включает в себя пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительной работе. Пробы второго уровня рекомендуются учащимся, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе.











































ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ» В 9 КЛАССЕ

Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

У школьников 9-х классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта.

Необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвитие в ней.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

«Образ «Я»

«Образ «Я» - это система представлений личности о себе как субъекте деятельности, включающая три основные составляющие: когнитивная (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях), эмоциональная (наличие определенного оценочного отношения к себе), регуляторная (возможность управления собственным поведением).

« Образ «Я» служит ядром, на котором формируется ведущие мотивы личности, в том числе и мотив выбора профессии. Сформированность «Образа «Я» выступает в качестве одного из условий соотнесения с требованиями различных профессий и эффективной реализации своего психологического потенциала (в том числе интеллектуального) в будущей профессиональной деятельности.

На развитие представлений о себе оказывают влияние различные факторы: семья, общения со сверстниками, взрослыми, средства массовой информации и т.д. Однако далеко не всегда в этих условиях «Образ «Я» школьника соответствует его реальным психологическим характеристикам.

Раздел курса «Образ «Я» ориентирован на решение следующих основных задач: повышение уровня психологической компетенции учащихся, формирование у них положительного восприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, развитие у школьников готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.

Анализ профессиональной деятельности

Основой для формирования у школьников способности к анализу профессиональной деятельности является профессиография. Диалектика общего, особенного и единичного позволяет выделять уровни профессиографического описания профессиональной деятельности, которые используются в работе с учащимися по обучению их способности анализировать профессиональную деятельность.

Уровень педагогического описания профессиональной деятельности определяет общую ориентировку субъекта в мире труда за счет выделения основных признаков профессиональной деятельности и формирования на этой основе психических образов-регуляторов, стимулирующих понимание как общих (группировка сходных профессий), так и особенных (сравнение разных профессий на основе общего критерия) характеристик мира профессий. В качестве последних использованы технологические (цель и средства труда), социально-психологические (самостоятельность, индивидуальность, коллективность труда) и эмоционально-волевые (степень напряженности и ответственности) признаки профессиональной деятельности (различают 53 таких признака), образующие 7 типов классификации: предмет труда (человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ); цель труда (гностическая, преобразующая, изыскательная); средства труда (ручные механизированные, автоматические, функциональные); проблемность трудовых ситуаций (работа по алгоритму, решение проблем); коллективность процесса труда (индивидуальная, коллективная работа); ответственность в труде (моральная, материальная); условия труда (бытовые, на открытом воздухе, микроклиматические, специфические).

Выделенные классификационные признаки позволяют использовать модульный принцип описания профессии в виде формулы профессии, что существенно расширяет методические возможности данного подхода.





Профессиональные пробы

Профессиональная проба - это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональных проб:

  • Учащимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

  • Моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

  • Определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб;

  • Обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

В процессе той или иной профессиональной пробы у учащихся актуализируются полученные знания и представления о данной сфере профессиональной деятельности, формируются первоначальные профессиональные умения и представления о себе как субъекте профессиональной деятельности.

В процессе профессиональных проб учащийся получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям.

Профессиональные пробы по различным сферам профессиональной деятельности включают в себя комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, ситуаций проявления профессионально важных качеств, что позволяет учащимся оценить собственные возможности освоения профессии.

В профессиональной пробе выделяется три аспекта: технологический, ситуативный и функциональный, интеграция которых позволяет воссоздать целостный образ профессии.

Технологический аспект характеризует операционную сторону профессий и позволяет выявить уровень овладения учащимися определенными профессиональными умениями. Характерной особенностью содержания этих заданий является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности.

Ситуативный аспект воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в нее. Выполнение этих заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и знаний, приобретенных в процессе подготовки к выполнению пробы.

Функциональный аспект отражает структурно-функциональную динамическую сторону профессиональной деятельности. Соответствующие задания направлены на моделирование профессиональной деятельности в целом и активизируют тем самым потребности, установки, цели и мотивы, определяющие направленности на эту деятельность.

Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе группы. При этом они могут быть включены в структуру урока или осуществляться во внеурочное время.

Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Основные принципы работы:

  1. Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия - обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.

  2. Принцип исследовательской позиции.

  3. Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.

  4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ» 9 КЛАСС

В результате изучения дисциплины:

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения,

  • требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераментах, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

  • значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления о:

  • смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • современных формах и методах организации труда;

  • сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

  • предпринимательстве;

  • рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ» 9 класс

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КУРСА:

Тема №1. образ «Я» - 11 часов

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час)

Цели и задачи курса. Содержание, спецификация занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу « Твоя профессиональная карьера».

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.

Методы изучения личности.

Труд в жизни человека и общества.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

2.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (1 час)

«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «Образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «Я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «Я»).

3. «СЕКРЕТЫ» ВЫБОРА ПРОФЕССИИ («ХОЧУ» - «МОГУ» - «НАДО»)- 9 часов.

«Хочу»- склонность, желания, интересы личности; «могу»- человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо»- потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Личный профессиональный план.

Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

Тема №2. Анализ профессиональной деятельности - 15 часов

4.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПРОФЕССИИ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ДОЛЖНОСТИ (3 часа)

Анализ профессий, основные признаки профессиональной деятельности.

Классификация профессий, выбор профессии.

4. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1 час)

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).

Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

5. СПОСОБНОСТЬ К ЗАПОМИНАНИЮ (1 час)

Общие представления о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.

Диагностические процедуры. Методика « Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); « Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).

Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».

6. СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ (1 час).

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Диагностические процедуры. Методика « Перепутанные линии», « Отыскание чисел».

7. СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ СВЫЗИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ (2 ЧАСА).

Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.

Диагностические процедуры. Методика « Выявление сущностных связей между понятиями», « Сложные ассоциации».

Развивающие процедуры. Методики « Способы использования предмета», « Невозможные ситуации».

8. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ. (1час)

Личность и Межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.

Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.

9. ТЕМПЕРАМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ (1 час)

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.

10. ВЕДУЩИЕ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ТИПЫ ПРОФЕССИЙ.(1 час)

Отношение деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).

Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения).

Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.

Отношение к предметному миру.

Развивающие процедуры. Деловая игра « Модель идеального города».

11. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ. (1 час)

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы Эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.

Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.

12. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТИЛИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (1 час).

Индивидуальные различия в способностях восприятия и понимания происходящего.

Диагностические процедуры. Методики « Свободная сортировка».

Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.

13. СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА И ЕГО ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛУ (1 час)

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение. Метолы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица.

Развивающие процедуры. Делова игра « Малое предприятие».

14. ЧЕЛОВЕК В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (1 час)

Структурная перестройка экономики.

Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.

Экологические проблемы и их решение.

Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

15. ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ (1 час)

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.

Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

Возможности квалификационного роста.

Практическая работа. Письменная работа « Мой путь в профессию».

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Тема №3. Профессиональные пробы (7часов)

Вводное занятие: понятие о профессиональных пробах. Цели, задачи, значение. (1 час)

Организация труда: условия, требования, оборудование, безопасные условия труда, технические условия. (1 час)

Выполнение пробы по освоению и разработке композиционного решения конкретного изделия. Выполнение отдельных элементов. (2 часа)

Выполнение конкретного задания для третьего уровня. Самостоятельное выполнение изделия на основе полученных знаний.(2 часа)

Анализ выполнения работы. (1 час)























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КУРСА

« НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ» 9 КЛАСС

Название темы

Часы теории

Часы на практическую работу

Всего часов

1.Образ «Я»

7

4

11

2.Анализ профессиональной деятельности

11

4

15

3.Профессиональные пробы

3

4

7

Резерв

1

Итого

22

12

34



























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учителя:

1.Программы общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера». Составитель Чистякова С. Н. Издательство « Просвещение» Москва 2005г.

2. Твоя профессиональная карьера. Учебник для общеобразовательных учреждений. 8-9 классы. Под редакц. С.Н.Чистяковой, М.: «Просвещение», 2005.

3.Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Составитель Чечель И.Д. Издательство «ACADEMIA» Москва 2005г.

4. «Профориентация. Тесты» Арефьев И.П. Издательство НЦ ЭНАС. Москва 2005г.

5. Выбор профессии: оценка готовности школьников 9-11 классы. Под редакц. С.Н. Чистяковой, М.:ВАКО, 2009.

6. Успешный выбор профессии. Пособие-практикум. 8-11 классы.В.П. Бондарев, С.О. Кропивянская, М.:ВАКО, 2015.

7.Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаманам. 9-11 классы. М.Ю.Савченко, М.:ВАКО, 2008

Электронные ресурсы:

Презентации по профориентации:

  • PPt4WEB.ru "Вернисаж профессий»;

  • myshare "Профориентация. Как правильно выбрать профессию?»;

  • Prezentacii.com "Такие разные профессии»;

Электронные варианты тестов и тестовых методик по темам курса.

Презентации по профориетации:

  • nsportai.ru

  • 5psy.ru

  • oooshka.clan.su

  • infourok.ru

Электронные ресурсы:

1. moeobrazovanie.ru Профориентация школьников. Уроки по профориетации.

Урок по профориентации; Автор: Алла Якимова; «Экскурс в профессию»

Для учащихся:

1. Твоя профессиональная карьера. Учебник для общеобразовательных учреждений. 8-9 классы. Под редакц. С.Н.Чистяковой, М.: «Просвещение», 2005.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Книга для выпускников и их родителей «Что делать?», редакция Л. Крылова. Издательство ЦКП «Регион-Про» С-Петербург 2006г.

2. Учебник « Твоя профессиональная карьера», редакция Чистяковой С.Н. Издательство «Просвещение» Москва 2005г.

3. «Путевка в жизнь»- В.Н.Аверин, О.М.Зайченко. Издательство « Просвещение» Москва 2005г.

4. «Технология профессионального успеха» - С.Н.Чистякова. Издательство «Просвещение» Москва 2003г.































Приложение 1

Методы и приемы работы

по элективному курсу «Найди свой путь» 9 класс:

1. объяснительно - иллюстративные - методы, которые отражают деятельность учителя и обучающегося, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; уч-ся же воспринимают, осмысливают и дополняют её, а при необходимости воспроизводят полученные знания;

2. репродуктивные - способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу;

3. методы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала рассчитаны на вовлечение обучающихся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а уч-ся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления.

4. частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки обучающихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования; знания обучающихся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств:

- обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают,

- решают возникающие познавательные задачи,

- создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации,

- анализируют,

- сравнивают,

- обобщают,

-делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

5. исследовательские методы- способы организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них познавательных проблем.

Учитель совместно с обучающимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени:

- знания обучающимся не сообщаются;

- обучающиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов;

- средства для достижения результата также определяют сами обучающиеся;

6. Активные методы.

• Метод анализа конкретных ситуаций.

Этот метод служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей средой.

Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Обучающиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.

• Решение ситуаций.

Моделируется нерешенная ситуация. Обучающиеся должны не только сформулировать проблему, но, разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется "защита" решений, коллективное обсуждение. Часто используется именно на уроке психологии.

• Метод дискуссии.

Дискуссия - свободный обмен мнениями. В споре все равны. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым он не согласен. Главное в дискуссии - факты, логика, умение доказывать. Эмоциональные проявления в качестве аргумента не признаются. От организатора дискуссии требуется создание атмосферы конструктивно-делового обсуждения. Конструктивность обсуждения задается правилами. Формы дискуссии: дебаты, круглый стол, мозговой штурм и др.

• Мозговая атака (мозговой штурм).

Мозговая атака - это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

В данном приеме существуют определенные правила:

• правило поднятой руки

• высказываются любые идеи,

• чем больше предложений, тем лучше

• высказывания не обсуждаются и не критикуются,

• поощряется развитие других идей

• продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия истощилась

• Метод проектов.

Метод проектов предполагает всегда самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность обучающихся, которая выполняется в течение определенного промежутка времени.

Характерна прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Для достижения результата обучающимся необходимо самостоятельно мыслить, находить решения проблемы, привлекая знания из разных областей науки, способность прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

• Метод деловой игры.

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Активные методы позволяют решать следующие задачи:

• активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;

• повышение познавательной мотивации;

• воспитание лидерских качеств;

• умение работать с командой и в команде;

• развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;

• обучение навыкам успешного общения;

• принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.









© 2010-2022