Рабочая программа по технологии 7 класс

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

Основного общего образования

по технологии 7 класс.

1.Пояснительная записка
Рабочая программа МОУСОШ№5 им.П.Д.Киселева основного общего образования в 7 классе по технологии составлена на основе основной образовательной программы МОУСОШ№5 им.П.Д.Киселева основного общего образования по технологии.
Данная рабочая программа составлена на основании:

Рабочая программа по технологии разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования программы общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Программа «Технология (трудовое обучение), авторы Ю.Л. Хотунценв, В.Д. Симоненко, Москва, «Посвещение, 2008 год. А так же модельный курс «Полезные навыки», разработанный ПИРО, 2012 г, рекомендованным Пензенским министерством образования (Инструктивно-методическое письмо «Об организации работы общеобразовательных учреждений Пензенской области в 2012/2013 учебном году» от 26.06.2012).

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделении этапов обучения,структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного направления промежуточной аттестации учащихся

.

Общая характеристика предмета.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.
В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 1 проекта (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Базовыми для рабочей программы для 7 классов являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Элемента домашней экономики». Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Занятия по технологии проводятся на базе школьных мастерских.

Большое внимание обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, не включенным в перечень оборудования, разрешенного к использованию в образовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

Цель обучения:
Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого учащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи обучения:
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Место предмета « Технология 7 класс» в учебном плане МОУСОШ№5 им.П.Д.Киселева. Учебным планом МОУСОШ№5 им.П.Д.Киселева на изучение предмета «технология» в основной школе выделяется 68 часов , из расчёта 2 часа в неделю.

Общие учебные умения, навыки, и способы деятельности. Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 7-х классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

2.Требования к уровню подготовки

В результате изучения технологии ученик должен

знать/понимать

виды мясного сырья, понятие о пищевой ценности мяса, способы определения качества мяса, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов;

санитарные условия первичной обработки мяса и мясных продуктов, правила оттаивания мороженого мяса, способы разделки мяса в зависимости от его сорта и кулинарного использования;

правила варки мяса для вторых блюд, способы жаренья мяса и мясных полуфабрикатов, способы определения готовности блюда; посуду и инвентарь, применяемые для приготовления мясных блюд, принципы подбора гарниров и соусов к мясным блюдам, требования к качеству готовых блюд, правила подачи готовых блюд к столу;

способы приготовления пресного теста, раскатки теста, технологии приготовления блюд из пресного теста;

сервировку стола; правила поведения в гостях, за столом;

основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику сложных переплетений, зависимость свойств тканей от вида переплетения;

виды соединений деталей в узлах механизмов и машин, их условные обозначения на кинематических схемах;

устройство челнока универсальной швейной машины, принцип образования двухниточного машинного стежка, назначение и принцип получения зигзагообразной строчки;

эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью, материалы и отделки, применяемые при изготовлении сорочек и халатов, правила снятия мерок и их условные обозначения, основные приемы моделирования основы с цельнокроеным рукавом, правила подготовки выкройки к раскрою;

назначение, конструкция, условные графические обозначения и технология выполнения следующих швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами, основные технологические приемы обработки халата;

правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя ткани, технологическую последовательность обработки халата.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками

определять качество мяса, оттаивать мороженое мясо, приготавливать полуфабрикаты из мяса, котлетную и натуральную рубленую массу и полуфабрикаты из нее, выбивать и формовать полуфабрикаты из котлетной массы, готовить блюда из мяса и мясных полуфабрикатов, определять готовность блюд и подавать их к столу;

приготавливать пресное тесто и блюда из него, защипывать края пельменей, вареников, чебуреков;

соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы в мастерских;

применять ткани из искусственных волокон в швейных изделиях;

определять виды соединений деталей в узлах механизмов и машин; читать кинематические схемы;

разбирать и собирать челнок, закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обметывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;

подбирать ткань и отделку для изготовления сорочек, снимать и записывать мерки, читать и строить чертежи основы с цельнокроеным рукавом, моделировать основу с цельнокроеным рукавом, подготавливать выкройки халата - сорочки к раскрою;

выполнять на швейной машине настрочной шов с открытым срезом, настрочной шов с одним закрытым срезом, шов встык, накладной шов с двумя закрытыми срезами, обрабатывать халат;

готовить ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку выкройки на ткани, раскраивать халат, подготавливать детали кроя к обработке, обрабатывать детали кроя, проводить примерку, определять и исправлять дефекты, выполнять окончательную отделку и определять качество готового изделия, отпарывать и пришивать фурнитуру.

3.Основное содержание курса.

Раздел 1 Агротехника сельского хозяйства.(1 6 часов)

Тема 1 классификация и характеристика плодовых растений (1час)

Ценные качества плодов и ягод. Группы плодовых и ягодных культур .характеристика ягодных культур.

Основные понятия темы: семечковые косточковые . ягодные . орехоплодные . тропические. Сроки созревания плодов.

Тема 2 Строение плодовых растений.(1час)

Виды корней плодовых растений. Корневая шейка. Крона плодового дерева. Плодоностные образования. Семечковых.

Основные понятия темы: корневая система .крона .ствол. штамб.

Тема 3 Закладка плодового сада.(1час)

Выбор места под сад. Защитные полосы. Подготовка почвы под сад. Разметка территории. Сроки посадки. Подготовка посадочных ям. Посадка плодовых деревьев.

Основные понятия темы: закладка сада . разметка территории. Вешки. Посадка. Экер.

Тема 4 обрезка плодовых деревьев ( 1час)

Необходимость обрезки плодовых деревьев. Основные приемы обрезки. Прищипка. Правила обрезки малины .смородины. крыжовника.

Основные понятия темы: обрезка .укорачивание. прищипывание. Прореживание.

Тема 5 хранение плодов и овощей.( 1час)

Условие хорошейсохраняемости плодов. Температура хранения. Признаки товарных и нетоварных плодов. Урожайность плодов.

Основные понятия темы: условия хранения.влажность. температура. газовый состав.

Тема 6 Хранение корнеплодов (1час)

Группы корнеплодов по сохраняемости. Удаление ботвы. Укладка корнеплодов на хранение. Режим и способы хранения.

Основные понятия темы: ботва .лежкость. Режим и способы хранения.

Раздел 2 Творческое проектирование (4часа)

Тема 7 творческое проектирование

Тематика творческих проектов. Критерии выбора изделий. Содержание проекта. Критерии оценивания.

Основные понятия темы: дизайн- папка. Последовательность выполнения.

Раздел 3 Создание изделий из текстильных материалов.(20часов)

Тема 8 Ткани из химических волокон .(1час)

Классификация химических волокон. Технология производства. Свойства тканей из хим.волокон. использование тканей при производстве одежды. Краткие сведения об ассортименте .из искусственных волокон .

Основные понятия темы: ацетат . триацетат. Нейлон. Хлорин. Нитрон . капрон.

Тема 9 Нетканые материалы из химических волокон.(1час)

Производство нетканых материалов из искусственных волокон. Виды: прокладочные .утеплительные. свойства материалов. Применение.

Основные понятия темы: флизелин. Синтепон.

Тема 10 уход за одеждой из химических волокон.(1час)

Правила ухода за изделиями из химических волокон. Удаление загрязнений разхными способами. Подбор режима стирки и утюжки в зависимости от сырьевого состава ткани.

Основные понятия темы: стиральный порошок сушка .глажка. чистка.

Тема 11 Приспособления к швейной машине.(1час)

Разнообразные приспособления к современным универсальным швейным машинам.

Основные понятия темы: лапка для потайного стежка. Штопки .петель. стежки. молнии.

Тема 12 Чтение ярлыков на одежде.(1час)

Условия стирки глажки чистки. сушки. температура стирки.порошок.

Основные понятия темы: умение читать ярлыки.

Тема 13 Приспособления к швейной машине(1час)

Разнообразные приспособления к современным универсальным швейным машинам.

Основные понятия темы: лапка для потайного стежка. Штопки .петель. стежки. молнии.

Тема 14 Свободная вышивка (2часа)

Технология использования различных швов в работе .окончательная отделка вышивки. Правила стирки и влажно тепловая обработка вышитых изделий.

Основные понятия тема: стирка глажка .вышивка.

Тема 15 классификация текстильных волокон (2часа)

Состав швейных материалов. Натуральные растительные волокна. Строение химический состав хлопкового и льняного волокна. Общее понятие о пряжи и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства.

Основные понятия темы: прядение. Ткачество. Долевая нить . лицевая и изнаночная сторона .

Тема 16 Силуэт и стиль в одежде (1час)

История моды. Понятия силуэта и стиля в одежде. Виды женского легкого платья и бильевых изделий . сведения об ассортименте . тканях .отделках. применяемые при пошиве.

Основные понятия темы: стиль силуэт требования к одежде.

Тема 17 Обработка боковых срезов (1час)

Технология обработки боковых швов. Стачивание .обметывание. заутюживание. Контроль качества ВТО

Основные понятия темы: боковой шов.

3. Интерьер жилого дома. Цветоводство. (4 часа)

Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере. Солнцелюбивые и теневыносливые растения. Огород на подоконнике. Влияние комнатных растений на микроклимат помещений. Декоративное цветоводство.

Эстетическое требование к составлению букета. Поэтическое значение цветов.

Основные понятия темы:комнатные растения, микроклимат, декоративное цветоводство.

Практическая работа: выполнение эскиза «Цветы на подоконнике»

4. Элементы материаловедения (4 часа)

Классификация текстильных волокон. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей из химических волокон. Сравнительная характеристика волокон. Использование тканей при производстве одежды. Краткие сведения об ассортименте тканей из искусственных волокон.

Производство нетканых материалов из искусственных волокон. Виды: прокладочные и утепляющие. Свойства нетканых материалов. Применение нетканых материалов.

Основные понятия темы: ацетат, триацетат, нейлон, хлорин, нитрон, капрон.

Практическая работа: лабораторная работа «Определение вида ткани».

5. Элементы машиноведения. Работа на швейной машине. (4 часа)

Разнообразные приспособления к современным универсальным швейным машинам

Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Обработка петель. Обметывание срезов. Крепление аппликации. Зависимость частоты зигзагообразной строчки от свойств материала.

Назначение швов стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) и краевых (окантовочного с открытым и закрытым срезами, окантовочного тесьмой). Конструкция швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Основное понятие темы:лапка для потайного стежка, лапка для штопки, лапка для петель, регулятор ширины зигзагообразной строчки, аппликация, запошивочный, двойной, окантовочный швы.

Практическая работа: выполнение образцов машинных швов.

6. Рукоделие. Модуль «Вязание». Вязание крючком. (6часов)

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия связанные крючком в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, при вязании крючком. Приемы работы. Правильное положение рук. Выбор крючка в зависимости от узора и толщины ниток.

Набор петель крючком. Технология выполнения петель с накидом. Чтение условных схем. Вязание полотна.

Технология выполнения петель с накидом. Вязание ажурного полотна. Чтение схем вязания.

Способы вязания изделий по кругу. Чтение схем вязания. Раппорт вязания и его запись. Работа с журналами мод.

Основные понятия темы:крючок, условные обозначения,воздушная петля, петля подъема, полустолбик, петли с накидом, вязание по кругу.

Практическая работа: изготовление салфетки или прихватки на выбор.

7 Уход за ребенком. (2 чаас)

Значение правильного ухода за ребенком. Общение с детьми, младшими по возрасту. Умение занять малыша. Питание детей разного возраста. Оборудование детского уголка. Санитарно-гигиенические требования к детской комнате.

Организация праздника для младших братьев и сестер.

8. Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды. (4часа)

Правила ухода за изделиями из химических волокон. Удаление загрязнений с одежды разными способами. Подбор режима стирки и утюжки в зависимости от сырьевого состава ткани. Чтение ярлыков на одежде. Условные обозначения.

Практическая работа6 поднятие петель на трикотаже.

Проект (4 часа)

4.Календарно-тематическое планирование курса технологии 7 классе. 68 часов.



№ урока

Разделы и темы

Ко-во часов

Вид деятельности обучающихся

дата

кор

Домашнее

задание

1.раздел агротехника сельского хозяйства (16 часов)


1-3

4-5

6-9

10-12

13-14

15-16

Классификация и характеристика плодовых растений

Строение плодовых растений

Закладка плодового сада

Обрезка плодовых деревьев

Хранение плодов и овощей

Хранение корнеплодов

3




2

4

3

2

2

Семечковые .косточковые

Ягодные. Орехоплодные

Тропические. Ценные качества плодов и ягод..

Корневая система.крона. ствол. плодоносные образования

Разметка территории.

Выбор места .сроки посадки. Посадка

Приемы обрезки .прищипка. правила обрезки. малины. Смородины крыжовник

Условия хранения.

Температура .признаки товарных и нетоварных овощей

Группы корнеплодов.

Удаление ботвы

Режим и способы хранения.



Конспект




Конспект



Сообщение



Таблица в

Тетради



Конспект




Таблица в

тетради

2 раздел творческое проектирование(4 часа)

17-20


Творческое проектирование

4

Тематика творческих проектов .последовательность выполнения дизайн-папка

Критерии выбора изд..



сообщение

3.Раздел создание изделий из текстильных материалов.(20 часов)

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

35-36

37-38

39-40

Ткани из химических волокон.

Нетканые материалы из химических волокон.

Уход за одеждой из хим.волокна

Приспособление к швейной машине.

Чтение ярлыков на одежде

Приспособление к швейной машине..

Свободная вышивка

Классификация текстильных волокон.

Силуэт и стиль в одежде

Обработка боковых срезов.

2




2

2

2

2

2

2

2

2

2

Ацетат. Триацетат. Нейлон. Хлорин. Нитрон.

Капрон .технология производства.

Виды( прокладочные. Утепляющие. )применение

Правила ухода .удаление загрязнений разными способами.

Режим стирки и утюжки.

Лапка для потайного стежка.для штопки.

Условия стирки .глажки .сушки. чистки.

Лапка для петель .для пристрачивания молнии.

Лапка для стежки

Традиции обряды.

Ритм .рапапорт .цвет

Нанесение рисунка на ткань.подбор ниток

Натуральные волокна .искусственные волокна .их производство .умение отличить .шерсть .шелк.

История моды. виды женского платья. сведения об ассортименте . тканях. Отделках .аксессуаров

Стачивание. Обмётывание

Постельный шов.запошивочный.



Классификация волокон.



Классификация волокон.


Классификация волокон



Конспект


Конспект


Чертёж



Рисунки искизы.




Конспект




Конспект




Модель.

41-44

4. Интерьер жилого дома. Цветоводство.

4

Выполнение эскиза



Эскиз

45-48

5. Элементы материаловедения.

4

Лабораторная работа



Классификация тканей

6. Элементы машиноведения. Работа на швейной машине. (2 часа)

49

50

Машины с электрическим приводом

Выполнение машинных швов.

1

1

Получение новых знаний

Выполнение машин.швов



Выполнение швов

7 Рукоделие. Модуль «Вязание» Вязание крючком (6 часов)


51-52

53-54

55-56

Знакомство с основными петлями

Работа с индивидуальными изделиями.

Окончательная отделка.

2

2

2

Получение новых знаний

Вязание изделий

Отделка, стирка



Модель

Связать прихватку

конспект

57-58

8. Уход за ребенком

2

Получение новых знаний



сообщение

9. Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды. (4часа)


59-60

61-62

Уход за одеждой, знаки на одежде.

Поднятие петель на трикотаже

2

2

Получение новых знаний

Практическая работа



Конспект

Гот.работа

10. Проект. (4 часа)


63

64-65

66

67-68

Постановка задачи, выбор идеи

Изготовление изделия

Защита проекта

Работа на пришкольном участке

1

2

1

2

Выполнение проекта



Конспект

Изделие

чертёж


итого

68



























5.Учебно-методические средства обучения.

  1. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии, Кондратьев, 9-11 класс, Москва, Глобус

  2. Т.Князева, Д. Князева, Комнатные растения, москва, ОЛМА Медиа Групп, 2010.

  3. Л.Орлова, Азбука моды, москва, просвещение, 2005.

  4. Мак кормик Гордон Мэгги, Лоскутное шитье, Москва, Ниола, 2001.

  5. Н.П. Козин, моя любимая кукла, Минск, Хэлтон, 2000

  6. Кулинария. Дело вкуса. [Электронный ресурс].ООО «Руссобит Паблишинг», 2000.

  7. Энциклопедия интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Медиа-сервис», 2000.

  8. Изонить. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. AlisaStudio, 2002.

  9. Мультимедийная энциклопедия. Секреты красоты. [Электронный ресурс]. ООО «Руссобит Паблишинг», 2004.

  10. Текстильное творчество. [Электронный ресурс]. ООО «Терра», Новосибиррск, 2005.

  11. Декоративные композиции. [Электронный ресурс]. ООО «Студия компас», 2005

  12. Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс]. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

  13. Коллекция схем для вышивки крестом

  14. Самоучитель. Дизайн интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Бизнес софт», 2006.

  15. Вышивка крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.

  16. Уроки рукоделия. Вязание на спицах. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.

  17. Цветочная фантазия. [Электронный ресурс]. ООО «АРК - Систем», 2006.

  18. Уроки рукоделия. Пэчворк и квилт. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2007.


© 2010-2022