Статья ПОЛУЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Никифорова Е.Г. - мастер производственного обучения КГКП «Экибастузский

строительно-технический колледж»


ПОЛУЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ


«Профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах»

Н.А.Назарбаев


В октябре этого года исполнилось 75 лет системе технического и профессионального образования. На протяжении многих десятилетий советского периода эта сфера образования действительно была системой, неразрывно связывающей учебные заведения и базовые предприятия. Фраза «Кадры решают все» не пустой звук для людей, которые посвятили свою жизнь обучению и воспитанию молодых рабочих.

Экономика Республики Казахстан также нуждается в кадрах, востребованных на предприятиях, обладающих умениями и навыками необходимыми для конкретного производства. В соответствии с современными требованиями развивается система дуального обучения, которая предусматривает участие предприятий в процессе подготовки кадров.

Обучение учащихся колледжей должно быть реально эффективным для удовлетворения конкретных потребностей производства и развития страны.
Ключевое значение в этом сыграли два главных момента: во-первых, принятие и начало реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, инициированной Лидером нации, Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым.
Во-вторых, внедрение дуальной системы обучения получило поддержку на законодательном уровне. В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстан от 17 января 2014г. «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» утверждена Дорожная карта дуальной системы образования, предусматривающая создание учебных центров повышения квалификации и переквалификации при производственных предприятиях и их участие в подготовке ВУЗами и колледжами специалистов. Для реализации намеченных целей большую роль играет социальное партнерство, которое объединило работодателей, службы занятости, учебные заведения, способствуя более полному учету требований работодателей и рынка труда.

Целью социального партнерства является совместная разработка и реализация представителями партнерских сторон социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов государства, работодателей и производственного персонала.

За более чем полувековую историю своего существования КГКП «Экибастузский строительно-технический колледж» подготовил более десятка тысяч специалистов рабочей специальности: сварщики, автослесаря, мастера-отделочники, каменщики, специалисты коммунального хозяйства, автокрановщики и повара.

Ведущими социальными партнерами колледжа являются ТОО «Богатырь Комир», ТОО «Котлосервис», ТОО «Тамыр», ТОО «Вершина», ТОО «Технокомплектмонтаж», ИП «Колодюк», ЭФ АО «Промтехмонтаж» и др.

Сотрудничество с социальными партнерами выражается в следующих направлениях:

- участие в учебно-производственном процессе (прохождение уроков производственного обучения);

- организация производственной практики и стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин на предприятии (обучение на рабочем месте) или в мастерских учебного заведения;

- содействие в трудоустройстве выпускников;

- содействие в формировании государственного образовательного заказа;

- проведение профориентационных мероприятий в учебных заведениях, направленных на повышение привлекательности отрасли обучения;

- оказание помощи предприятиями в модернизации учебного оборудования, оснащении или ремонте учебных помещений.

Начиная с 2012 года, в колледже введена частичная система дуального обучения. Часы производственного обучения, согласно учебному плану, студенты проводили на предприятиях города. Так, студенты группы по специальности «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» уже с первого курса один раз в неделю проходили производственное обучение на предприятии филиала ТОО «Иртыш-Лада» СТО «Жигули», директор Казнауиева Н.Е.

База данного предприятия располагала необходимым оборудованием, инструментами для того, чтоб студенты могли ближе познакомиться с тонкостями выбранной специальности. Ребята трудились вместе со своими наставниками, перенимая их опыт, культуру общения с коллегами, клиентами. Прохождение часов производственного обучения на предприятии способствовало развитию дальнейшего интереса к профессии.

В 2013-2014 учебном году элементы дуального обучения использовались и для подготовки студентов по специальности «Организация питания». Студенты, будущие повара, проходили часы производственного обучения в точках общественного питания ТОО «Богатырь Комир».

Во исполнении Постановления Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2014 года «Дорожная карта дуальной системы образования, предусматривающая создание учебных центров повышения квалификации и переквалификации при производственных предприятиях и их участие в подготовке ВУЗами и колледжами специалистов», 5 августа 2015 года колледжем заключен договор с ТОО «Богатырь Комир» о социальном партнерстве по дуальному обучению. Согласно данному договору 10 студентов по специальности 0508000 «Организация питания», квалификация 0508012 «Повар» будут обучаться по дуальной системе обучения, проходить производственную практику в точках общественного питания предприятия: столовая «Березка», столовая завода РГТО, центральный офис предприятия.

Разработан совместный план мероприятий по внедрению дуальной системы профессионального обучения, включающий:

- разработку Положения об организации обучения студентов по дуальной системе в ТОО «Богатырь Комир»,

- разработку учебных планов и программ обучения,

- организацию практических квалификационных экзаменов,

- повышение квалификации мастеров производственного обучении и преподавателей спецдисциплин в условиях Предприятия, ознакомление с новым оборудованием и технологиями во время прохождения студентами производственной практики,

- закрепление наставников из числа наиболее опытных рабочих высокой квалификации.

Совместный план подготовки предполагает получение дополнительной квалификации «Официант».

Во время прохождения производственной практики Предприятием предусмотрено производить обучение и оплату труда студентов колледжа в соответствии с действующим «Положением об оплате труда в ТОО «Богатырь Комир».

Стоит отметить, что работодатели, являющиеся социальными партнерами, все более осознают важность инвестирования в профессиональное образование, так как это становится одним из условий конкурентоспособности самого предприятия.

При похождении производственной практики на предприятии достигается высокая мотивация в получении знаний, формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано.
Начинает работать принцип «от практики к теории», когда студент больше работает не с текстами, а с производственными ситуациями. Сложная теория легче осваивается через практику и решение реальных профессиональных задач.
Происходит оценка качества подготовки специалистов самими работодателями. С первых дней студент большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и знания. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.

КГКП «Экибастузский строительно-технический колледж» на 1 октября 2015 года заключил 6 трехсторонних меморандумов о взаимном сотрудничестве с акиматом города Экибастуза и предприятиями: ТОО «Богатырь Комир», ТОО «Тамыр», ТОО Котлосервис-ЭК», ТОО «Технокомплектмонтаж», ТОО «Сервис-Центр «Легенда», ЭФ АО «Промтехмонтаж». Также подписаны договора о социальном партнерстве с ТОО «Промсервис-Отан», ТОО «Транслайн» ИП Марышев Д.В.

Качественное профессиональное образование сегодня - это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Только активизация деятельности заинтересованных лиц по совершенствованию социального партнерства может значительно повысить качество подготовки специалистов - выпускников колледжа. Для продуктивного диалога между учебным заведением и предприятием по подготовке высоквалифицированных рабочих кадров по системе дуального обучения необходимо обратить внимание на решение следующих задач:

1. введение системы мотиваций предприятиям, участвующим в процессе дуального обучения и приоритетного бюджетного финансирования колледжей и учебных центров, активно внедряющих дуальную подготовку кадров;

2. создание института наставничества в рамках внедрения дуального обучения;
3. создание эффективной системы профессиональной ориентации.
4. создание инфраструктуры системы дуального обучения, в том числе через развитие сети отраслевых учебно-методических кластеров подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации кадров;
5. приобретение новейшего оборудования, отвечающего высоким стандартам качества для укрепления материально-технической базы учебных заведений.
Социальное партнерство в процессе его реализации позволяет нам добиваться наиболее полного удовлетворения запросов и потребностей работодателей и гарантировать трудоустройство выпускников нашего колледжа.

Таким образом, социальное партнерство в техническом и профессиональном образовании способствует не только повышению качества получаемого образования, но и наиболее полной реализации права на труд. В современных условиях только в тесном контакте с работодателями колледж может выполнять свое главное предназначение - давать качественную профессиональную подготовку по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда.

Список литературы:

1. Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстан от 17 января 2014г. «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»;

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 15.10.2014г. №1093 «Об утверждении Дорожной карты дуальной системы образования, предусматривающей создание учебных центров повышения квалификации и переквалификации при производственных предприятиях и их участие в подготовке ВУЗами и колледжами специалистов»;

3. Камербаев А.Ю, Кашук Л.И. «Для подготовки кадров новой формации»// Журнал «Современное образование», №2 (86) 2012 г., стр.55-57.






© 2010-2022