Опыт обучающих технологий с межпредметными связями

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт обучающих технологий с межпредметными связями.

учитель трудового обучения ГОУ № 683,

почетный учитель РФ,

учитель высшей категории Котова Ирина Николаевна.


Основная концепция национальной программы реформы современной общеобразовательной школы предусматривает переход на профильное образование до 2010 года. В процессе реформирования встает ряд актуальных проблем организации учебного процесса в средней школе в рамках действующего базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09 февраля 1998 года № 322. Одна из основных проблем реформы - это обозначившийся разрыв основных учебных дисциплин с продуктивной предметной деятельностью. В основе этой проблемы лежит конфликт между традиционной практикой преподавания основных учебных дисциплин и целью реформы общеобразовательной школы, направленной на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Современная школа, по-прежнему, оснащает учащегося набором знаний, не связанных в целостную образовательную систему. Такой подход во многом ориентирован на личность педагога, его педагогическое мастерство и отношение к профессиональному долгу. Учащийся по-прежнему остается пассивным участником учебного процесса. Отсутствует устойчивая позитивная мотивация к приобретению знаний.

Пути решения настоящей проблемы были определены Джоном Дьюи (1859-1952), американским философом, психологом и педагогом. Он является основоположником педагогического метода проектов. В основе этого метода лежит принцип: обучение должно строиться на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того, чтобы учащийся воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для него, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. Главная педагогическая цель любого проекта - формирование комплексных свойств личности, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Учебный процесс по методу проектной деятельности может быть организован только в условиях предметно-пространственной среды, доступной для восприятия учащихся. С позиций семиотики это может рассматриваться, как разновидность предметного языка общения между учащимся и преподавателем. Наиболее доступная форма такого языка предметной деятельности -традиционные ценности национальной культуры. Сформированная столетия система знаково-символьных функций традиционной культуры является универсальным языком предметной деятельности.

С другой стороны, предметная деятельность в школе не должна являться самоцелью. Предметная деятельность должна иметь неразрывную обратную связь с основным учебным процессом. В результате организованной предметной деятельности учащийся должен не только овладеть определенным набором знаний и навыков, но получить положительную мотивацию к углублению полученных знаний и приобретению новых знаний. В такой постановке вопроса предметная деятельность должна быть организована в рамках учебного процесса, основанного на межпредметных связях.

Наиболее доступная форма организации межпредметных связей - интегрированный урок, когда ряд учебных предметов объединен единой темой и направлен на единую и учебную цель. Эта форма обучения широко применяется в современной школе.

Более сложная форма организации межпредметных связей - бинарный урок, когда развитие темы урока направлено не на дополнение из других областей знания, а на объяснение через новое знание. Бинарный урок, как правило, имеет ряд взаимно независимых учебных целей. Для организации межпредметных связей в бинарном уроке требуется единое информационное пространство. Современная школа таким информационным пространством располагает через информационные компьютерные технологии.

Информатика является универсальным инструментом создания межпредметных связей в базовой учебной программе. С одной стороны, информатика является важным элементом семиотики, объединяющим широкий набор знаково-символьных систем и функций. С другой стороны, информатика может рассматриваться как активная предметная деятельность, формирующая интерактивное виртуальное пространство для общения между учащимся и преподавателем.

Дальнейшее развитие межпредметных связей формируется через цикл бинарных уроков. Наиболее оптимальная методика объединения бинарных уроков в цикл - проектная деятельность. Направленность проектной деятельности на результат активизирует познавательную активность учащихся, а подчиненность бинарных уроков единой учебной цели обеспечивает неразрывность учебного процесса.

Организация учебного процесса по методу проектной деятельности реализуется в Государственном образовательном учреждении средней школе № 683 Приморского района Санкт-Петербурга. На основе цикла интегрированных и бинарных уроков в рамках учебных предметов курса Технологии ежегодно учащиеся 5-7 классов разрабатывают индивидуальные и групповые проекты по тематике базовой учебной программы. Результаты учебной деятельности учащихся передаются в экспозицию школьного музея Декоративно-прикладного творчества. Школьный музей активно сотрудничает с Государственным этнографическим музеем Санкт-Петербурга, где открыта постоянная экспозиция работ учащихся. Музей неоднократно приглашали к участию в конкурсах и выставках районного и городского уровня. Работы учащихся неоднократно становились лауреатами и призерами конкурсов. С 2005 года Музей сотрудничает с детским художественными центрами Финляндии. Работы учащихся средней школы № 683 участвовали в выставках в Хельсинки и Тарту, где получили высокие оценки и положительные отзывы.

Помимо усвоения базовой учебной программы в ходе проектной деятельности учащиеся приобретают умения и навыки, программой не предусмотренные: исследовательские, рефлексивные, менеджерские, коммуникативные и оценочной самостоятельности.

Немалую роль в успешной работе Музея средней школы № 683 играет активное применение современных компьютерных технологий в проектной деятельности. Учащимися создан ряд презентаций экспонатов музея. Презентации объединены в единый цикл, который лег в основу виртуального Музея декоративно-прикладного творчества. В ходе работы над индивидуальными проектами учащимися разработаны циклы обучающих программных продуктов и тестов. Материал, наработанный учащимися, широко используется в учебном процессе. Это является положительной мотивацией учащимся к дальнейшей работе и совершенствовании во владении компьютерными технологиями. Таким образом реализация каждого проекта завершается созданием вещественного предмета деятельности, который соотносится с соответствующим виртуальным продуктом в интерактивном информационном пространстве. При этом виртуальная модель дополняет вещественный образец, так как позволяет проследить все этапы работы над проектом.

Выводы:

Проектная деятельность представляет собой цикл бинарных уроков в едином интерактивном виртуальном пространстве, направленный на получение результата предметной деятельности. Метод проектной деятельности в современной школе базируется на интегрированной образовательной технологии, являющейся развитой системой бинарных уроков, основанных на межпредметных связях со связующим элементом семиотики, направленной на предметную деятельность.

© 2010-2022