Мастер-класс по трудовому обучению

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект проведенного мастер-класса на тему: Изготовление войлока, 11 класс

Введение

История валяния из шерсти связана с кочевниками, которые одомашнили овец. Шерсть, опадавшая с овец в местах их содержания, постепенно под копытами животных стаптывалась и сваливалась в нечто наподобие войлока. Скорее всего так люди и заметили, что из шерсти можно сделать что-то полезное. И, конечно, открыв уникальное свойство шерсти сваливаться, не оценить его было невозможно.

Чего только люди не делали из шерсти! Дома предметы обихода: ковры, дорожки, подушки; одежду, обувь, стельки, бурки, скотоводческое снаряжение, домашнюю утварь, украшения, обереги.

Войлок - это вид непряденого текстиля, полученного путем взаимодействия натуральной шерсти, горячей воды и мыла при помощи рук человека. Основа процесса роста, как все гениальное или как все созданное природой.

Шерсть овец, без сомнения, один из самых совершенных и уникальных природных материалов, природных человеку. Люди издавна научились использовать ее в своей жизни, согревая и украшая с помощью изделий из шерсти себя и свои жилища.

Отдельным направлением является изготовление войлока по материалу, прежде всего по натуральному шелку. Эта техника работы с двумя натуральными материалами, которые легко соединяются друг с другом, но при этом ведут себя по - разному. Это позволяет получать совершенно необычные и удивительно красивые вещи. Эксперты отмечают, что и в России интерес к войлоку хоть и с опозданием, но то тоже набирает темпы.

Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода.

Технологическая последовательность изготовления

войлочного ковра «ширтек»

Цель урока: сформировать и совершенствовать знаниянавыки изготовления

войлочного ковра «ширтек», научить учащихся работать пооперационно и

выполнять операции четко, качественно, начиная от взбивания шерсти и

кончая ее скатыванием на круглом бревне.

Воспитательные цели:воспитывать трудолюбие чувствосотрудничества,

ответственности за качественную и эффективную работу, взаимопомощи,

любовь и уважение к национальному искусству.

Коррекционные цели: научить умению своими руками разрыхлить шерсть и складывать

ровными слоями для изготовления войлока.

Развивать мелкую моторику учащихся практические навыки.

Методическая цель: реализация НОК через нестандартный вид

урока, возрождение национальных традиций.

Межпредметная связь - технология, материаловедение, культура, композиция.

Материальное оснащение: готовые изделия из войлока, шерсть, материал основы и верха, сыворотка (сарыг-суг).

Дидактическое оснащение: «варианты декорирования войлочных ковров», результаты

анализа выполненных работ, «изделия из войлока.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Оборудование: шерстобитный пункт (савааш), веретено (ээргиш), игла №12, ножницы.

Ход урока

Структурный элемент урока

Методические особенности, краткие указания по проведению этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1

Организационная часть

Актуальность опорных знаний.

Подготовка готовности учащихся к уроку и состояния рабочих мест

Учитель проверяет явку учащихся

Учащихся слушают.

2

Инструктаж по технике безопасности

Повторение правил технике безопасности.

Учитель

Учащиеся отвечают правила техники безопасности.

3

Ознакомление с инструментами и приспособлениями.

Ознакомление с назначением и наименованиями инструментов для изготовления «ширтек».

Учитель показывает.инструмент, знакомит с его назначением

.

Учащиеся запоминают, наблюдают.

4

Формирование умений и навыков.

Сообщение темы, цели урока.

Тема:

Учитель сообщает тему и цель урока.

Учащиеся слушают объяснение учителя.

5

Объяснение темы по КОС.

Основные изделия из войлока;

- обработка шерсти;

-изготовление войлочного ковра методом свойлочивания;

- декорирование войлока;

-обшивка краев ширтека;

-изготовление шерстяной нитки «чун».

Учитель показывая готовые образцы, объясняет тему по КОС. И по плакатам

Учащиеся слушает.

6

Перенос учащимися КОС в свои тетради.

Перенос КОС в свои тетради.

Учитель делает обход, проверяет, все ли переносят КОС и качество, правильность переноса.

Учащиеся переносят с свои тетради КОС.

7

Текущий инструктаж

Практическая работа.

Самостоятельно выполнить основные трудовые процессы. Работа с технологической картой.

Мастер суммирует оценки за каждый этап выполненной работы и сообщает общую оценку.

Учащиеся слушают, задают вопросы.

8

Домашнее задание.

Изготовить маленький сувенир - войлок.

Учитель дает задание на дом.

Учащиеся записывают.

Описание войлочного ковра «ширтек».

На земляной пол расстилаются белые простеганные трапециевидные по форме ширтеки (ковры). Они располагаются в юрте вокруг очага. Обычно два лежали по обе стороны от входа, третий-напротив, у почетной стены.

Ковры имели трапециевидную форму, притемширокая сторона, обращенная к стенке жилища, была слегка округлой. Величина ковров определялась размерами юрты.

Изготовление войлочного ковра-трудоемкая, требующая мастерства работа-выполняется женщинами. Женщины выполняют все операции, начиная от взбивания шерсти и кончая ее скатыванием на круглом бревне, которое возили по гладкому полю.

Войлочный ковер «ширтек» декорирован стегаными узорами из шерстяной нити (чун). Стеганые узоры не только украшение, но с их помощью улучшаются теплоизоляционные свойства изделия, и оно становится гораздо более прочным.

Верхняя и две боковые стороны ковра обшиваются черной шерстяной тесьмой и полоской красного сумка шириной 6-7 см, нижний край остается без отделки.

Сторона, которая прикасается к полу, иногда подбивается материей.

Расстилаются ковры поверх старого войлока, чтобы не портились от сырости.

Технологическая последовательность изготовления войлочного ковра «ширтек»

1. Обработка шерсти.

1.1. Работа с палкой (савааш). Очистка шерсти от сорных примесей.

1.2. Разрыхление, чесание.

2. Изготовление войлока методом свойлачивания.

2.1. Приготовление материала по размеру войлока и настилание материала - основы.

2.2. Раскладывание шерсти в виде чешуйки.

2.3. Повторное прикладывание шерсти друг к другу.

2.4. Поливание теплой сывороткой (сарыг-суг).

2.5. Накладывание материала верха на приготовленный войлок.

2.6. Повторное поливание теплой сывороткой.

2.7. Прикрепление к оси - трубе веревки (баг).

2.8. Обмотка приготовленного войлока на трубу.

2.9. Скручивание двумя способами:

1 способ - скручивание обметочного войлока руками, касаясь колен.

2 способ - скручивание обметочного войлока, катая, держась руками за веревку.

2.1. Третье поливание теплой сывороткой (сарыг - суг).

2.2. Повторное скручивание двумя способами.

2.3. Просмотр войлока. Если войлок не готов, процесс скручивания повторяют.

2.4. Удаление материала - основы и верха от войлока.

2.5. Высушивание войлока.

3. Декорирование войлока.

3.1. Простегивание краев войлока ровным швом «вперед иголкой», вырезание неровных частей.

3.2. Простегивание клеточным швом или узором, похожим на зубья пилы (сырыыр).

3.3. Чистка войлока.

3.4. Обшивка краев войлока полоской красного сукна.

3.5. Пришивание краев.

3.6. Окончательная обработка.

Технология последовательность изготовления шерстяной нитки (чун).

1. Обработка шерсти.

1.1. Работа с палкой (савааш). Взбивание шерсти. Очистка шерсти от сорных примесей.

1.2. Разрыхление, чесание.

2. Прядение.

2.1. прядение вручную с помощью веретена (эргииш).

3. Наматывание.

Стежки ковра «ширтек»

1. Стежка узором, похожим, на кусок одной восьмой части плиточного чая.

2. Узор , похожий на зубья большой пилы.

3. самый распространенный узор ширтека - решетка юрты.





© 2010-2022