Занятие-ролевая игра «Растительный и животный мир Оршащины»

Занятие-ролевая игра  «Растительный и животный мир Оршащины» посвящена  изучению растительного и животного мира Оршанщины.  Занятие рекомендуется  использовать при изучении факультативного курса «Оршаведение»  в учреждениях образования Оршанского района, а также при освоении программных тем в детском экологическом  объединении «Природа в городе».  Проводится  как  в микрогрупповой, так и в групповой формах организации деятельности учащихся. В процессе занятия учащиеся узнают познавательные факты...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Печатается по решению методического совета Оршанского районного эколого-биологического центра детей и молодёжи



Растительный и животный мир Оршанщины. Номинация «Методическая разработка «Моё лучшее занятие»./ Автор С.В.Мезит. - Орша: ГУДО ЭБЦДиМ, -2014.- с.14.

В данной разработке автор описывает технологию проведения занятия-ролевой игры «Растительный и животный мир Оршанщины».

Адресована учителям-биологам, руководителям детских объединений по интересам.



Оршанский районный эколого-биологический центр детей и молодёжи

Тел/факс (80216) 263811. E-mail [email protected]



Введение.

Занятие-ролевая игра «Растительный и животный мир Оршащины» посвящена изучению растительного и животного мира Оршанщины. Занятие рекомендуется использовать при изучении факультативного курса «Оршаведение» в учреждениях образования Оршанского района, а также при освоении программных тем в детском экологическом объединении «Природа в городе». Проводится как в микрогрупповой, так и в групповой формах организации деятельности учащихся. В процессе занятия учащиеся узнают познавательные факты из жизни животных, растений, которые встречаются на Оршанщине, а затем, в процессе командной игры «Квадрат эрудита» учащиеся закрепляют полученную информацию.

Мезит С.В.-методист Оршанского районного эколого-биологического центра детей и молодёжи.

Занятие-ролевая игра «Растительный и животный мир Оршанщины»

Для учащихся среднего школьного возраста

Цель: пополнить и обобщить имеющиеся знания учащихся о животном и растительном мире Оршанщины.

Задачи:

-расширить биологический кругозор учащихся о растительном и животном
мире родного края;

-продолжить воспитание бережного отношения к природе родного края с
использованием краеведческого материала;

-создать условия для развития памяти, внимания, коммуникативных навыков
(монологическая, диалогическая речь)

-создать условия для развития творческого мышления, эрудиции учащихся.

План проведения занятия:

1. Организационный момент, мотивация учебной деятельности. (Рефлексия настроения)

2. Растительный и животный мир Оршанщины (Сообщения учащихся)

3. Ознакомление с правилами игры. (Рассказ педагога)

4. «Квадрат эрудита» (Игровая деятельность)

4.1. Животный мир Оршанщины.

4.2. Растительный мир Оршанщины.

5. Подведение итогов. Рефлексия результатов деятельности.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, бумага, фломастеры, иллюстрации животных, растений, информационные сообщения учащихся.

Педагогические технологии методы:

-информационные (мультимедийные) технолгии

-словесные, наглядные, игровые, рефлексии.

Этапы подготовки:

1. Составление сценария проведения тематического вечера.

2. Выбор ведущих и подготовка сообщений.

3. Подготовка материалов для конкурсов, жетонов различных цветов для
участников.

Содержание занятия:

1. Организационный момент, мотивация учебной деятельности. (Рефлексия настроения)

Педагог. Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Я думаю -позитивное! А чтобы в этом убедится - проведём небольшое упражнение «Цветик - многоцветик». Вы выбираете для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит вашему настроению, и собираете лепестки в общий цветок. Зеленый лепесток - хорошее настроение, оранжевый - так себе, красный лепесток - плохое настроение.

(Дети составляют цветок).

2. Растительный и животный мир Оршанщины (Сообщения учащихся)

Педагог. Итак, желаю всем вам хорошего настроения и начнём работу! Сегодня мы с вами выясним, что вы знаете о растениях, животных, которые обитают в нашем родном крае - Оршанщине. И я надеюсь, что вы сможете узнать интересные, познавательные факты об их биологических особенностях, видовом разнообразии, поведении. Для занятия нам необходимо сформировать две команды. Каждая из команд придумывает себе название, а также должна себя представить.

(Творческая деятельность учащихся. Представление команд)

Педагог. Но прежде чем приступить к игре, нам необходимо обладать определенными знаниями. Так как тема нашего мероприятия -«Животный и растительный мир Оршанщины», то некоторые сведения об этом вам расскажут наши юные географы, зоологи, ботаники. Предоставляю им слово.

Юный географ. Протяженность нашего района с севера на юг составляет 53 км., а с запада на восток-44 км. По площади Оршанщина превосходит многие страны мира, такие как Монако, Мальта, Сингапур, Сан-Марино, Бахрейн.
Численность населения Оршанского района с г. Орша составляет 164 тыс человек. Самая высокая точка района - 237,5 метров над уровнем моря, самая низкая - 146 метров. Оршанский район расположен на Оршанской возвышенности -наследие древнего ледника, о действиях которого напоминают валуны разной величины на полях. Наиболее крупные из них являются памятниками природы (например, вблизи деревни Кудаево). По территории Оршанского района протекает 70 рек и ручьев, общая протяженность которых составляет 544километра. Общая длина рек в черте города превышает 6 километров. Наш район уникален тем, что реки текут как в северном, так и в южном направлениях. Реки бассейна Западной Двины несут свои воды на север (р. Глухая, Добринка,Верхита и др). Реки бассейна Днепра текут в южном направлении ( Оршица, Крапивенка, Адров и др). Всего в пределах района водоохранные зоны малых рек занимают 22 % от всей площади района. В районе находятся 14 водоемов, из них - 9 озер, 2 водоема и 3 пруда. Самые большие по площади озера - Большое Ореховское, Девинское, Кузьмино, Каресино, Перевалочное. Площадь водоохранных зон водоемов составляет 2,6 % от общей площади района. Есть на Оршанщине и болота. Но их немного - всего 4,2 тысячи гектаров. Чаще всего встречаются верховые болота. Реже- переходные и низинные. На низинных болотах огромными плантациями разрастается мох сфагнум.

Юный ботаник. Растительный мир Оршанщины насчитывает свыше 1000 видов растений. Большая их часть находится в лесах. Леса занимают 23% территории Оршанского района. Преобладают сосновые леса (52%). Их древостой состоит из сосны обыкновенной с примесями березы, осины, ели. Под их пологом произрастают рябина, можжевельник. На втором месте-березовые леса. Еловые леса- на третьем месте. В них всегда сумрачно и сыро.

На Оршанщине много лугов. Они размещены небольшими участками. Суходольные луга занимают 51%, низменные-38% и заливные-12%. Суходольные луга развиваются на склонах, возвышенностях и водоразделах. На суходольных лугах произрастают мятлики, овсяницы, щавель, душистый колосок, ястребок волосистый и др. травы Низинные луга размещены в понижениях водоразделов. На них произрастают осоки, пожарница.

Пойменные луга периодические затапливаются талыми водами. Поэтому здесь произрастают злаки, осоки. На лугах сельские жители заготавливают сено. По урожайности самое лучшее сено заготавливают с пойменных лугов.

Юный зоолог. В современной фауне насчитывается около 40 видов позвоночных животных и несколько десятков тысяч беспозвоночных животных. Встречаются на Оршанщине и представители всех классов, что зафиксированы в Беларуси.

Из млекопитающих отдельно друг от друга живут лиса, рысь, барсук, енот, и небольшими стаями встречаются дикие кабаны, олени. Зимой в спячку впадают барсук, медведь, енотовидная собака.

Питаются растительностью олень, лось, зайцы, бобр, белка. Животными-волк, лиса, рысь, хорёк. Ёж, енот, медведь имеют смешанный корм.

На Оршанщине много птиц. Синицы, пищухи, мухоловки уничтожают вредителей садов, а совы - грызунов. Гусь, тетерев, утка являются объектами для охоты.

Перелетные птицы Оршанщины обычно зимуют в Северной Африке и Западной Европе.

Повсеместно встречаются жабы и ряпухи, тритоны.

Из пресмыкающихся водятся ужи, гадюки, ящерицы.

Из рыб- щука, лещ, карась, окунь, плотва, линь, красноперка. В Красную книгу РБ занесен мирон (усач).

Насекомые представлены 20 отрядами. У нас водятся долгоносики, клопы, пауки, бабочки, стрекозы, шмели и т.д.

Большую пользу приносят пчёлы. За сезон насекомые дают от одного до пятнадцати поколений потомства.

Педагог. Спасибо нашим юным ученым. И теперь мы с вами проведем игру «Квадрат эрудита». В ней мы будем рассматривать вопросы, ответы на которые вы уже услышали из выступлений ребят или уже знаете и других источников информации- интернета, телевидения, из школьных уроков.

3. Ознакомление с правилами игры (Рассказ педагога)

Педагог. А теперь я вас приглашаю в игру, которая называется «Квадрат эрудита». А кто такие эрудиты?

(Заслушивание ответов детей)

Педагог: Эрудит- это человек, обладающий глубокими и обширными познаниями в какой-то области знаний. И в нашей игре вы сможете проявить свои знания, информированность о животном и растительном мире Оршанщины. Ну а если вы что-нибудь не знаете - не беда! Я думаю, вы сможете расширить свою эрудицию в процессе игры.

Почему игра так называется - «Квадрат эрудита», а не круг, ромб или другая фигура? Потому, что для проведения игры я специально создал в программе Microsoft PowerPoint квадрат. Это не простой квадрат, а магический! Его «магия» заключается в том, что он разбит на 16 клеток- 4 клетки в строках и 4 клетки в столбцах. В каждой строчке и столбике написаны числа. И если сложить числа в каждой строчке или в каждом столбике, то сумма будет всегда одинакова. В нашем квадрате эта сумма равна 34. Вот так выглядит правильно составленный квадрат. И это удивительно! Такие квадраты в математике называются «магическими».Занятие-ролевая игра «Растительный и животный мир Оршащины»

В нашем квадрате числа закрыты буквами в алфавитном порядке - от «А» до «Р».

Педагог. Какие правила игры? Командам поочередно необходимо назвать букву, вписанную в квадрат. Открывается номер вопроса, на который команда должна ответить. При правильном ответе команде засчитывается количество баллов, равное открытому номеру в магическом квадрате. Напоминаю: при правильном заполнении квадрата сумма цифр в каждой строке и столбце будет равна 34. Выигрывает та команда, которая правильнее ответит на вопросы и, соответственно, быстрее откроет соответствующую цифру строчки или столбца, чтобы полностью заполнить эти ряды.

(Педагог может действовать по второму варианту выявления команды- победителя: «Выигрывает команда, набравшая наибольшую сумму баллов из открытых цифр»). При неверном ответе одной команды право на ответ переходит второй команде.

Игра проводится в 2 тура - тур с квадратом «Животный мир Оршанщины» и тур с квадратом «Растительный мир Оршанщины». По итогам выявляется победитель.

4. «Квадрат эрудита» (Игровая деятельность)

4.1. Животный мир Оршанщины .

А. Копысь - городской поселок на Днепре Оршанского района. Место рождения президента РБ Лукашенко А.Г. Имеет свой герб. В основу герба

п. Копысь положены сведения о том, что его округа славилась лесными массивами, изобилием дичи, а среди зверьков только здесь встречались черные… «каковых редких зверьков в окрестностях сего города изобильно».

Какой зверёк изображён на гербе Копыси?

1. Белка

2. Заяц

3. Медведь

4. Лиса

Б. Это самое крупное наземное животное оршанских лесов. Интересно то, что животное съедает 25 кг. лесных растений каждый день. У них на спине горб и длинные уши. На этих животных охотились древние люди ещё в каменном веке. Они хорошо одомашниваются и содержатся на фермах.

1. Косуля

2. Кабан

3. Медведь

4. Лось

В. Встреча с эти уединённым животным на Оршанщине - событие удивительное, но можно сказать и так, что встреча с ним - обычное дело. Может произносить много различных звуков. Иногда голос животного напоминает собачий лай, что иногда способствует их конспирации. Часто изображаются в фольклоре как хитрые существа. Кто это?

1. Барсук

2. Лиса

3. Лось

4. Волк


Г. Этого зверя очень редко можно встретить в лесах Оршанщины и поэтому занесено в Красную Книгу РБ. Интересно то, что ноги у животного кривые, что обеспечивает лучшее сцепление и баланс тела животного. Кто это?

1. Белка

2. Кабан

3. Медведь

4. Косуля

Д. Этого хищника, как говорят в народе, «ноги кормят». Он никогда не упустит шанса что-нибудь поесть. Их жизнь, в суровых условиях, заставляет съедать больных или раненых собратьев, так как такой порядок вещей, является, в какой-то мере, санитарией.

1.Ёж

2. Бобр

3.Волк

4. Медведь

Е. На Оршанщину эта перелетная птица прилетает с далекой Африки. Удивительные голосовые трели этой птицы трудно спутать с чьими-то другими. Пение птицы можно часто слушать на закате и всю ночь до рассвета, реже - днем. Назовите эту птицу.

1. Иволга

2. Скворец

3. Синица

4. Соловей.

Ж. Эта удивительная и таинственная птица ведёт ночной образ жизни. Не может двигать глазами, как человек, поэтому для перевода взгляда она вынуждена поворачивать всю голову. Бесшумно летает. Охраняет поля от грызунов. Что это за птица?

1. Ворона

2. Грач

3. Сова

4. Дятел

З. Эта безобидная неядовитая змея, обитает в лесах Оршанщины. Отличается большими оранжевыми пятнами, которые располагаются на границе шеи по бокам головы. Очень хорошо ныряет и плавает. Назовите эту змею?

1. Медянка

2. Гадюка

3.Кобра

4. Уж

И. Считается, что эта птица приносит мир, покой, благосостояние в тот дом, на котором она совьёт своё гнездо. Используют одно и тоже гнездо несколько лет. Это практически немые птицы. Питаются в основном лягушками. Назовите эту птицу?

1. Голубь

2. Ласточка

3. Аист

4. Синица.

К. Крупная пресноводная рыба, обитающая в Днепре. Занесена в Красную книгу РБ. Может вырасти до 10 кг. Отличается хоботообразным ылом и длинными усами. Очень быстра в своих движениях, нередко выскакивают из воды, и прыжки их иногда достигают изумительной вышины. Что это за рыба?

1.Щука

2.Мирон

3.Окунь

4. Голавль

Л. Стайки этих птиц, размером с голубя, часто можно увидеть вдоль сельских дорог Оршанщины. Родственник тетерева. Рекордсмен по плодовитости - самочка может отложить до 24 яица. Является объектом охоты. Как называется эта птица?

1.Куропатка

2.Утка

3.Глухарь

4.Гусь

М. Эту птицу называют «птицей-паразитом» за то, что она подкладывает яйца в чужие гнёзда и не заботится о птенцах. Как называется эта птица?

1. Зяблик

2. Дятел

3.Кукушка

4.Дрозд

Н. Этот лесной зверь любит купаться в грязных лужах. Таким способом он уничтожает вредителей шерсти. Могут совершать набеги на сельскохозяйственные угодья, особенно при неурожае естественных кормов. Детеныши полосатого цвета. Что это за зверь?

1. Заяц

2. Енот

3. Лиса

4. Кабан

О. Этих птиц, чуть крупнее воробья, летом мы не увидим. А вот зимой их часто можно увидеть в городе на рябинах, клёнах, проявляя удивительную ловкость на тоненьких веточках, где объедает плоды и зимние почки. Часто содержат в клетках как красивую певчую птицу. Как называется эта птица?

1. Воробей

2. Синица

3. Снегирь

4. Щегол

П. Этот зверёк является родственником собаки. Характерно уникальное в семействе псовых явление - зимний сон. В весеннее время считается вредным для охотничьего хозяйства видом из-за разорения птичьих гнезд и его уничтожение разрешено круглый год. Поедает лягушек и ящериц. Что это за зверёк?

1. Куница

2. Енотовидная собака

3.Ласка

4. Барсук

Р. Это единственные зверьки, которые освоили полет. Их можно сравнить с современным истребителем-перехватчиком, снабженным радиолокатором и бортовым компьютером. Охотится в сумерках и ночью на летающих жуков и бабочек. Несмотря на угрожающий внешний вид, эти зверьки удивительные чистюли. Они тратят несколько часов в день, вылизывая и вычищая себя. Особенно они следят за ушами и кожей вокруг них. Что это за зверёк?

1. Летучая мышь

2. Белка

3. Хорёк

4. Норка

4.2. Растительный мир Оршанщины.

А. Это травянистое растение в народе величают «заячей». Разрастается большими плантациями в тени, под густым пологом елей. Как называется это растение?

1.Ландыш

2.Папоротник

3. Кислица

4.Хвощ

Б. Хвойное, светолюбивое дерево, часто распространенное в лесах Оршанщины.

1. Берёза

2. Можжевельник

3. Сосна

4. Ель

В. В славянской мифологии это растение цветет в ночь на купалье, и тот кто найдет цветок сможет исполнить любое свое желание. На самом деле растения размножаются крошечными спорами, которые развиваются на обратной стороне листьев. Попадая на почву, споры дают начало новым растениям.Что это за растение ?

1. Плаун

2. Плющ

3. Гриб боровик

4. Папоротник

Г. Существует около 12000 видов этого растения. И все они не имеют ни цветов, ни семян. Отлично чувствует себя там, где мало света и высокая влажность или сырость. Поглощает в 30 раз больше влаги, чем сами весят. Создают главную массу торфа.

1. Гриб трутовик

2. Мох

3. Лишайник

4. Плесень

Д. Как называются луга на склонах с сухими песчаными почвами?

1. Суходольные

2. Низменные

3. Заливные

4.Затененные

Е.Как называются луга, которые находятся возле прибрежных участков рек и озёр?

1. Низменные

2. Суходольные

3. Затененные

4. Заливные

Ж. Двухметровое растение-богатырь, злак, который растет на лугах Оршанщины. Засоряет посевы сельскохозяйственных культур. Плоды его - хороший корм для комнатных птиц.

1. Райграс

2.Кострец

3. Канареечник

4. Тимофеевка

З. Это болотное растение - главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные химические вещества.

1. Рогоз

2. Камыш

3. Кувшинка белая

4. Телорез

И. «Оршанский» - так называется сорт волокнистого растения, которое традиционно выращивается на Оршанщине и перерабатывается. Какое это растение?

1.Рожь

2.Рапс

3.Лён

4. Картофель

К. Тип болот, чаще всего распространённых на Оршанщине?

1.Верховое

2.Низинное

3.Переходное

Л. Как называется мох, который разрастается на низинных болотах Оршанщины?

1.Сфагнум

2.Феникс

3.Мниум

4.Птилиум

М. Это болотное, растение з-за того, что при сборе ягод часто болит голова, появляются головокружение, усталость.в народе называют «дурницай».

1. Клюква

2. Голубика

3. Брусника

4. Малина

Н. Это растение Оршанских болот называют очаровательной убийцей за то, что она в качестве пищи использует насекомых, попавших неё липкие листья-ловушки. Англичане дали этому растению поэтическое название «солнечная роса».

1. Аир

2. Вереск

3. Кувшинка

4. Росянка

О. Культурное зернобобовое растение, выращиваемое на полях Оршанщины. Его початками кормят животных.

1.Боб

2.Горох

3.Кукуруза

4. Рапс

П. Тело этого организма состоит из двух организмов - гриба и водоросли. Живут на скалах, деревьях, почве. По их внешнему виду можно определить степень чистоты воздуха.

1. Лишайник

2. Ольха

3. Берёза

4. Рябина

Р. Книга со списком растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения.

1.Зелёная

2.Красная

3.Чёрная

4.Жёлтая

Подведение итогов. Рефлексия результатов деятельности.

Педагог. Итак, вы все проявили смекалку, эрудицию в нашей игре. Подведём итоги нашей игры.

(Подводятся итоги. Выявляется лучшая команда, лучшие знатоки растений и животных Оршанщины)

Педагог. А теперь я вас попрошу выразить своё отношение к занятию в виде рисунка. Кто узнал много нового и было интересно - нарисуйте солнышко

Кому было интересно, но нового не узнал - нарисуйте солнышко с тучкой.

Кому было скучно - нарисуйте дождик.

(Учащиеся выполняют задание)

Педагог. Благодарю всех за сотрудничество. До новых встреч!

Список использованной литературы

1. Жуковский В.В. Оршеведение: Эксперим учеб.пособ. для школ г.Орши и Оршанского района/ В.В.Жуковский - Орша: ЦРТО «Диаль», 2002.-120с.

2. Мой родны край-Аршаншчына. Краязнаучы зб./Аут.-саст.: Т.М.Варонiна, А.М.Шышкевiч.- Вiцебск, др., 2000,- 160с.. iл. 69.

3. ORSHA.EU. Оршанский региональный портал. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: orsha.eu/rus - Дата доступа: 14.01.2013.



© 2010-2022