Игра как элемент здоровьесберегающих технологий при обучении технологии (малярному делу)

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому – всё здорово!»  Здоровье подрастающего поколения - это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Обучение — самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на школьников (более 70% времени учащиеся проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Время совпадает с п...
Раздел Технология
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра как элемент здоровьесберегающих технологий при обучении технологии (малярному делу)

учитель технологии Ибрагимова Л.Х.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому - всё здорово!» Здоровье подрастающего поколения - это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на школьников (более 70% времени учащиеся проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Время совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим. В настоящее время перед учителями поставлена задача в сохранении, укреплении физического и психического здоровья детей обучающихся в школе. Решением этой проблемы является внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий . Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества". Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя трудового обучения состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к "конструированию" собственного здоровья.

Предмет технология(штукатурно-малярное дело) в коррекционной школе 8 вида является профильным школьным предметом и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. На уроках штукатурно-малярного дела девочки овладевают азами профессии и принимают активное участие в ремонте школы. Основными образовательными и коррекционно-развивающими задачами программы по штукатурно-малярному делу являются:

-развивать интерес к профессии, кругозор учащихся;

-ознакомить со строительными материалами и технологиями;

- развивать познавательную активность учащихся;

-развивать у учащихся аналитико-синтетическую деятельности, деятельность сравнения, обобщения;

- совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировать работу;

-расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

-развивать у школьников аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе;

- содействовать в нравственном и трудовом воспитании.

Вот почему при обучении технологии столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий, т.к. овладение дисциплиной сопровождается определёнными трудностями.

Характеризуя, обучающихся с отклонениями в развитии, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, неустойчивость внимания, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Исходя из этого учитель должен прилагать максимум усилий для того, чтобы в процессе овладения новым материалом на уроках штукатурно - малярного дела не было затруднений, для этого использую учебные игры. Эти игры способствуют к устойчивому запоминанию учебного материала, развитию высших психических функции и развитию речи учащихся. Игры повышают познавательную активность и пробуждает интерес к урокам штукатурно - малярного дела, создают положительный эмоциональный настрой, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторять один и тот - же материал. Учебные игры использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала .Таким образом, можно сделать вывод, что учебные игры имеют большое коррекционное воздействие и являются одним из эффективных методов обучения учащихся с отклонениями в развитии.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом. Одним из методов повышения эффективности урока являются развивающие игры, которые учитель может сделать сам или с помощью учащихся за достаточно короткий срок. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок трудового обучения должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься". В искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо". Из опыта работы хочется заметить, что пятиклассники испытывают определённые трудности при знакомстве с новым предметом. После начальной школы им сложнее овладевать новым учебным материалом, т.к. изучение малярного дела включает в себя знакомство с новыми терминами и трудовыми операциями, предполагает соблюдение правил трудовой дисциплины и техники безопасности при овладении азами профессии. Выделив для себя основные принципы работы, я остановилась на том, что для успешного овладения предметом необходимо создавать мотивы для действий детей, которые и направлены на радость познания предмета.

И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по трудовому обучению. Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках трудового обучения в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры - это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Игровые формы, применяемые мною на занятиях разнообразны:

  • подвижные игры (физкультминутки, игры в профессии, игры на внимание);

  • игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры)

  • ролевые игры;

  • пальчиковая гимнастика

  • рассматривание картинок(использую картинки для снятия усталости глаз)

Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).

Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами: Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчик и маляр, покупатели и продавец и т.д.);Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями; Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.; Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока

Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.). В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

Игровое проектирование - может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.

Так же использую игровые технологии, такие как словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выходят к доске и на скорость записывают слова. Эти игровые технологии, помогают решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут. Цель релаксации- снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем- либо необычным, новым. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить учебный материал. Здесь срабатывает механическая память. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей. Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения малярному делу.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, те или иные трудовые действия, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Самая главная задача - добиваться, чтобы не пропадал интерес к изучению штукатурно-малярного дела.

Позитивное отношение к образовательному процессу - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в процесс игры служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает утомление.

Любая личносто-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. Игровая технология является таковой потому, что педагог имеет возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Игровая ситуация создает возможность школьнику осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию эти условия важны для укрепления психического здоровья.Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Всегда эмоционально проходит игра «Угадай инструмент», «Третий лишний», «Магазин». Дети с большим удовольствием принимают участие в играх. Конечно, с большими трудностями приходится сталкиваться в плане применения здоровьесберегающих технологий в старшем звене. Но так как старшеклассники уже люди взрослые, то с ними и работать в этом плане можно по другому. Исходя из опыта применения игр вместо зарядки при обучении младших школьников, я могу утверждать, что это хорошее подспорье для учителя не только в обучении предмету, но и в сохранении здоровья учащихся. Данные игры не могут наскучить детям, так как отличаются своей мобильностью и разнообразием игровых моментов при их использовании. Все учащиеся при этом активно включаются в работу, проявляют завидную изобретательность. Интерес к изучаемому предмету на таких уроках заметно повышается. Эти игровые технологии, помогают решать не только проблемы мотивации, обучения и развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего "да", "нет", "прошу слова". Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе обучения: нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и так далее. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни - к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, педагогов, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, дети.



© 2010-2022