- Преподавателю
- Технология
- Статья ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПО БАЗОВЫМ И ПРОФИЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Статья ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПО БАЗОВЫМ И ПРОФИЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Свищенкова Е.Г. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПО БАЗОВЫМ И ПРОФИЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Свищенкова Е.Г.,
учитель технологии МОУ «Крутовская СОШ» Щигровского района
Профессиональная проба - это профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.
Через профессиональные пробы осуществляется ознакомление обучающихся с группой родственных профессий, содержанием, характером и условиями труда в различных отраслях народного хозяйства, формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы. В процессе выполнения профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к обоснованному выбору профессии.
Профессиональные пробы по различным сферам деятельности включают в себя комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, ситуаций проявления профессионально важных качеств (ПВК); все это позволяет обучающимся оценивать собственные возможности освоения профессии.
Профессиональные пробы имеют ряд особенностей:
-
в ходе выполнения профессиональной пробы на каждом из её этапов осуществляется диагностика общих и специальных ПВК;
-
развитие интересов, склонностей, способностей, ПВК личности школьника достигается за счет постепенного усложнения практических заданий, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;
-
результатом каждого этапа и всей пробы в целом является получение завершенного продукта деятельности - детали, изделия и т.д.;
-
в результате выполнения пробы у обучающихся должно сформироваться представление о конкретной профессии, группе родственных профессий, производственной сфере, включающей их.
Формирование готовности обучающихся к выбору профессии осуществляется через интеграцию их знаний о мире профессий данной сферы, о психологических особенностях деятельности профессионала и через практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношение к сфере профессиональной деятельности.
Профессиональные пробы осуществляются в различных формах или их сочетаниях: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (сборочной единицы, технологически взаимосвязанных законченных операций), серия последовательных имитационных (деловых) игр, творческие задания исследовательского характера (проект, реферат, сообщение, доклад и др.), комплекс агротехнических мер по выращиванию растений и т.д.
В содержании профессиональной пробы выделяют несколько этапов: вводный, подготовительный и исполнительский. На каждом этапе решаются специфические задачи.
На вводном этапе решаются задачи по определению интересов, увлечений обучающихся, их отношений к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об этом могут быть ознакомительная и контрольная анкеты или вступительная беседа. Полученная информация дает возможность определить состояние общей готовности подростков к выполнению профессиональной пробы. На этом же этане выявляются знания школьников о личностных и профессионально важных качествах специалистов, умения составлять формулы профессий различных сфер деятельности человека.
На подготовительном этапе накапливается информация о школьниках с помощью контрольных анкет, вопросы которых направлены на выявление знаний, умений обучающихся в области той профессиональной деятельности, по которой предполагается проведение пробы. Обучающиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в ходе посещения предприятий, учреждений, встреч с профессионалами, просмотра кинофильмов и т. д.
Кроме решения диагностической задачи, на данном этапе предусматривается формирование представления о конкретном виде деятельности, сообщение
ребятам необходимых теоретических знаний.
Исполнительский этап включает комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, а также ситуации проявления ПВК специалистов.
Независимо от содержания и характера профессиональных проб необходимо соблюдать определенные условия:
1. Подготовка педагога к проведению пробы.
2. Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуются пробы, и требованиями профессии
к человеку.
3. Организация работы обучающихся с профессиографическим материалом.
-
Диагностическое тестирование.
5. Ознакомление школьников с содержанием проб 1, 2-го и 3-го уровней сложности.
6. Организация выполнения с учащимися профессиональных проб.
7. Общее подведение итогов и рекомендации на будущее.
Литература.
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу
Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва № 2783)
2. Чистякова С.Н. Общая концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. Москва «Просвещение», 2006.
3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Москва «ВАКО», 2006. л Рмяпганя Г В Психология и выбор профессии. Москва «Генезис» 2006.