Доклад по теме «Методы и приемы работы, повышающие эффективность уроков швейного дела. »

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад по теме:

«Методы и приемы работы, повышающие эффективность уроков швейного дела.»


Учитель технологии Балюк Ирина Егоровна

Северский район

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида

поселка городского типа Ильского Краснодарского края


Общая задача специально коррекционной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития , которые свойственны детям с ОВЗ. Однако опыт работы многих вспомогательных школ свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов не только в отношении общего развития уч-ся, но и в деле формирования у них готовности к производительному труду.

В общей системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы особая роль принадлежит тем видам деятельности, которые вызывают у учащихся повышенный интерес и эмоционально-положительное отношение к себе. К ним, прежде всего, относятся уроки труда.

Обще социальные и коррекционные задачи трудового воспитания и обучения умственно отсталых детей определяют организационные методы и формы решения этих задач во вспомогательной школе.

Для повышения эффективности уроков трудового обучения и воспитания большое значения имеет продуманная организация учебных мастерских. Наличие необходимого оборудования, его рациональное размещение и использование-всё это воспитывает у учащихся трудовую культуру ,чувство уважения к занятием в мастерской ,повышает производительность труда.

Главная особенность учебных мастерских вытекает из необходимости решения коррекционных задач обучения. Практика показывает, что в организации и оборудования учебной мастерской необходимо предусмотреть возможность развития не только трудовых двигательных навыков , но и умственных действий уч-ся.

Оборудования мастерской в соответствии с его назначением должно состоять из участка где учащиеся получают трудовые задания, выполняют чертежи , делают выкройки , записи в тетрадях и участка для выполнения машинных работ.

Педагогический эффект в обучении и воспитании уч-ся во многом зависит от того, как организована их трудовая деятельность, как они выполняют правила поведения в мастерской.

Первый этап занятия начинается, когда ученики приходят в мастерскую. В воспитательном отношении очень важно научить уч-ся приходить в мастерскую вовремя - за несколько минут до звонка. Они должны сознательно выполнять эти требования. Если у уч-ся выработана привычка, приходить на урок труда без опозданий, значит, сделан очень важный шаг в воспитании трудовой дисциплины, в формировании у них уважения к труду.

Каждую учебно-трудовую группу уч-ся целесообразно разделить на две бригады. Комплектуя рабочие бригады, нужно иметь ввиду, чтобы их трудовые возможности были одинаковы. Для руководства работой бригады назначаем бригадиров, которые отличаются большими по сравнению со своими товарищами способностями в труде.

Немаловажную роль играет порядок на рабочих местах. Инструменты хранятся в инструментальном ящичке у учителя. Дежурные строго следят за порядком на рабочих местах. По окончании работ проверяют качество уборки рабочих мест, наличие и исправность инструментов.

Выполнение правил внутреннего распорядка способствует укреплению дисциплины и организации труда уч-ся, что в свою очередь делает их труд более целенаправленным и осмысленным. Для повышения эффективности урока необходимо добиться, чтобы уч-ся знали и строго выполняли правила безопасной работы. Необходимо на всех занятиях обязательно проверять правила безопасной работы. Ни один даже незначительный случай нарушения правил нельзя оставлять без внимания.

Для получения прочных знаний правил безопасной работы, в швейной мастерской крупным шрифтом написаны общие П.Б.Р, правила поведения в мастерской, более крупным шрифтом написаны несколько правил Б.Р, которые постоянно закреплены и съёмные карточки П.Б.Р, которые крепятся на доске временно и периодически меняются, использую и инструкции для каждого вида работ (раздаточный материал).

П.Б.Р., гигиены труда формируются у детей постепенно. Сначала уч-ся учатся понимать и выполнять требования учителя, затем они самостоятельно, без напоминания выполняют правила подготовки рабочего места, пользования инструментами.

Неправильное расположение предметов на рабочем месте приводит к напрасной потере времени, к неудобствам в работе, мешает чёткости в выполнении задания, повышает возможность получения уч-ся различных травм.

Какие уроки стимулируют к работе, возбуждают у детей интерес, активность? Это уроки посильные, т. е соответствующие возможностям детей.

Необходимо заранее предусмотреть посильность заданий, дозировку учебного материала, своевременность чередования видов работ во время уроков. Входе урока нужно стремиться устранить всё, что может вызвать возбуждение уч-ся, отвлечь их внимание (например, избегать раздражительного тона, однообразных замечаний, предупреждать нарушения дисциплины ).

Т. е. необходимо создания таких условий обучения, которые бы в максимально возможной степени соответствовали индивидуальным особенностям уч-ся. Для того чтобы уч-ся овладевали знаниями, чтобы обучения действительно воспитывало, и было доступно, надо всемерно полно учитывать особенности каждого ученика. Еще К. Д. Ушинский писал, что если мы хотим воспитывать ребёнка во всех отношениях, то мы должны и знать его во всех отношениях.

Индивидуальный подход может быть осуществлен на основе учета типических различий уч-ся. В педагогике это направление называют дифференцированным подходом в обучении и воспитании. Дифференцированный подход предполагает решение двух задач: выявление типологических групп уч-ся и организацию обучения в соответствии с особенностями учебной деятельности уч-ся каждой группы. В процессе обучения условно делим всех уч-ся на две группы в зависимости от их способностей к труду. Нужно отметить, что распределение уч-ся по определённым типологическим группам носит динамический характер, количественные соотношения между ними в процессе обучения изменяются, что в целом зависит от эффективности используемой методике.

Требования, предъявляемые к уч-ся разных групп, различны. Если группы сильных уч-ся мы учим, самостоятельно планировать, вести самоконтроль, давать полные ответы, рассказывать о выполненной работе, то слабые уч-ся учатся,

разбираться в плане, о которому они работают, понимать поставленные вопросы, давать на них краткие ответы.

В эти группы не входят уч-ся, имеющие резко выраженные физические или умственные недостатки развития. Коррекционная работа в этом случае ведётся по плану, составленному индивидуально на каждого уч-ся.

Дифференцированный подход осуществляется путём использования: а) индивидуальных заданий, б) системы упражнений, в) путём постепенного наращивания сложности заданий.

В процессе практического выполнения задания уч-ся получают различную помощь от учителя словесную или письменную инструкцию, непосредственный показ выполнения того или иного приёма. Если сильной ученице достаточно получить словесную или письменную инструкцию, то слабым уч-ся необходимо дать дополнительное объяснение с опорой на инструкционную или технологическую карту, а часто и просто показать, как выполнять задание.

Использование индивидуальных заданий способствует улучшению качества заданий и умений уч-ся. В результате слабые ученики начинают чаще обращаться к раздаточному материалу, в то время как раньше предпочитали получать помощь от учителя. А это говорит об определенном продвижении вперед.

В ходе практического выполнения заданий учитываются такие показатели как скорость, темп, качество. Все уч-ся выполняют одно и тоже программное изделие, но уровень сложности изделия должен быть различным: сильным уч-ся даётся более сложный вариант, более сложный вид обработки, отделки; слабым задание облегчается.

В программе по трудовому обучению предусматривается предварительное ознакомления с новыми операциями путём выполнения их на образцах перед каждой новой комплексной темой. Это облегчает работу по изготовлению изделия в целом и способствует росту самостоятельности в выполнении задания. При работе уч-ся 1 -ой группы смогут действовать самостоятельно, 2-ой группы с опорой на образец, операционную, технологическую карту или на раздаточный материал. Для проведения такого рода работы учителю необходимо иметь большое количество раздаточного материала: карточек для опроса, инструкционных, операционных, технологических карт, карточек с индивидуальными заданиями. В результате проводимой работы сильная группа уч-ся пополняется за счёт тех, кого в начале обучения относили к более слабым.

Для самостоятельного выполнения задания по труду человеку требуется не только овладения операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия. К числу таких умственных действий относится ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения заданий.

Наблюдения показали, что все затруднения у уч-ся возникают тогда, когда они сталкиваются с какими - ни будь умственными задачами. Главным средством и формой мышления уч-ся является речь. Благодаря речи мышление приобретает такие качества, как обобщённость и отвлечённость. Речь позволяет мыслить определёнными категориями, делать умозаключения, выводы. Наконец особой функцией речи является регуляция поведения, деятельности человека в частности, и трудовой его деятельности. У детей с ОВЗ нет согласованности между их практической и речевой деятельностью, они далеко не всегда могут достаточно

полно и правильно отразить в своей речи собственную практическую трудовую деятельность, не во всех случаях у/о дети могут правильно организовывать свои действия в соответствии с речевой инструкцией ( устной или письменной).

Между тем степень согласованности между практической и речевой деятельностью в значительной мере определяет правильность организации процесса труда и уровень самостоятельности. Словесный отчёт и описание предстоящей работы (планирования) является наиболее трудными значениями для детей с ОВЗ и лишь при соблюдении некоторых дидактических условий можно выработать у них умение более успешно справляться с этими заданиями.

В процессе профессионально - трудового обучения необходимо сочетать словесные и наглядно - действенные средства обучению выполнять практические задания.

На 1-м этапе обучения планированию нужно упрощать задачу планирования, давать готовый план работы, который уч-ся должны осмыслить, параллельно с объяснением демонстрировать выполнение всей работы учителем. Далее план повторяется успешно уч-ся, и только после этого они преступают к практическому выполнению задания. Закончив работу, уч-ся рассказывают о том как проходила эта работа. Здесь очень важно чтобы словесный отчёт уч-ся содержал не только перечень операций, но и описание приёмов работы.

На следующем этапе обучения планированию уч-ся составляют-план работы в процессе беседы с учителем. При этом объём помощи со стороны учителя может быть разным.

Так ещё в 5 классе. при изучении выполнения шва вподгибку с закрытым срезом я не даю готового плана работы. На рассмотрение уч-ся предлагаю образцы, шва вподгибку с закрытым срезом ширина которых разная. Уч-ся выявляют сходство и различие. В процессе беседы выясняем, а как же выполнить этот шов. Дети говорят, что среза не видно, значит, подгиб выполнен два раза. Затем выясняем, а сколько нужно подвернуть первый раз, чтобы шов был прочным- 5мм. А второй раз? Дети, глядя на образцы, говорят, что второй раз подворачивают на нужную ширину. Здесь же уточняем название шва - в подгибку, подгибаем два раза , срез прячем - с закрытым срезом. Итак, план готов. После этого я вывешиваю операционную карту на выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Дети повторяют план работы и приступают к работе. Большое коррекционное значение имеют упражнения в планировании, которые проводятся с помощью специальных наглядных пособий. На занятиях применяются предметно-технологические карты. В них, в последовательности выполнения работы, расположены образцы объекта работы, доведённой до разной степени готовности и таблички с текстом - инструкцией. Можно использовать такие карты, где каждый элемент изготавливается на отдельной табличке - на одних образцы, на других таблички с текстом. Здесь можно использовать различные методы обучения планированию:

  1. Образцы последовательности выполнения работ закреплены на демонстрационном щите, уч-ся подбирают таблички с текстом в соответствии с планом работы.

  2. Предлагается развесить образцы на демонстрационном щите в нужной последовательности, затем под образцами закрепить таблички с текстом в соответствии с планом работы.

3. Таблички с текстом и образцы могут быть преднамеренно развешаны с ошибками, уч-ся даётся задание, найти ошибки.

Часто в работе использую раздаточный материал ( инструкции по выполнению различных швов и др. типа книжек - раскладушек.) Здесь есть образцы выполнения работы, план работы, слова для запоминания. Этот материал использую для уч-ся 2 группы, после изучения нового материала, а так же во время повторения для всех уч-ся, чтобы дети без помощи учителя сами вспомнили ход выполнения работы. Уч-ся привыкли к инструкциям, раздаточному материалу и сами обращаются к ним за помощью. Использую инструкции типа карточек на последовательность обработки (обработка срезов бейкой, построение чертежа.) Так же инструкционные карточки для общего пользования.

При построении чертежей уч-ся ориентируются на объяснения учителя, чертёж и описание последовательности его построения. Дети с ОВЗ не могут построить чертёж выкройки изделия по предварительному объяснению учителя, но уч-ся 1-й группы выполняют построение чертежа, пользуясь данными письменными инструкциями. Словарь уч-ся в процессе обучения обогащается за счет усвоения и активного использования новых слов ( главным образом профессиональных терминов). Поэтому на уроках швейного дела проводиться большая словарная работа.

1. Сделан «Словарь», куда вставляются слова для запоминания, провожу
работу по правильному написанию некоторых слов

2. Практикую запись слов на доске уч-ся с объяснением правописания.
Методы можно применять различные. Развитие механизма регулирующей

функции речи осуществляется и во время работы уч-ся по карточкам. Карточки готовятся с учётом возможностей ученика. Большую роль в повышении эффективности уроков играют проводимые игровые моменты : в виде карточек; при работе на компьютере по теме : Детали швейной машины, Заправка верхней нити, Классификация швов, Подбор ткани к изделию, и. т. д.

Проведение игровых моментов при изучении темы : Швы по данному описанию определить какой это шов.

При изучении темы «Блузка» работа по карточкам «Название деталей и контурных срезов блузки» - быстро и правильно расставить карточки с названиями срезов в кармашки. Можно провести конкурс кто быстрее.

При изучении темы «Трусы спортивные» можно провести следующую работу по карточкам (раздаточный материал: таблички с кармашками и к ним написаны слова шаговый, сиденья, верхний срез, нижний срез.)

Задания могут быть разными:

  1. Показываю по технологической карте срез трусов спортивных, уч-ся вставляют в кармашек табличку с названием среза, по команде поднимают табличку для показа учителю.

  2. Задачу можно усложнить, если в словах пропущена буква, НА полоске бумаги дети пишут пропущенную букву и вставляют на место пропущенной буквы. Объясняют правописание.

  3. Задание может быть таким: в кармашках расположить названия срезов в той последовательности, в которой они будут обрабатываться.

Здесь проверяются знания последовательности обработки трусов- спортивных. Последовательность обработки может быть разная. Обсуждаем, какой вариант лучше. Вспоминаем, как проводится обработка трусов-спортивных на швейной фабрике.

Подобные методы можно применять и при изучении других тем

Уч-ся с большим желанием занимаются такими видами работ, это позволяет быстрей проконтролировать знания уч-ся.

При проведении практических работ на уроках необходимо добиваться не только знания последовательности выполнения работ умения выполнять работу, но и точность аккуратность в работе. Это связано с умением уч-ся контролировать свои действия. Задача развития контрольных действий в труде у уч-ся имеет исключительно важное значение.

Умение правильно проконтролировать каждый этап своего труда закладывается у уч-ся на подготовительных занятиях. В это время у них формируются соответствующее образы- эталоны промежуточных и конечного результатов туда.

В ходе работы уч-ся постоянно сопоставляют объект труда, различные положения инструментов, рук, прилагаемые усилия с теми образами, которые хранятся в их памяти. Уч-ся часто допускают ошибки в контрольном действии (ошибки самоконтроля). Некоторые, из этих ошибок связаны с неумением выполнять, контрольные действия.

При объяснении каждого нового вида обработки учитель должен показывать, как проводить контрольные действия. Уч-ся должны понять, как важно проводить контроль на всех этапах работы по изготовлению изделия. И в результате кропотливого труда, уч-ся проводят действия самоконтроля при помощи линейки, способом наложения проверяют правильность выполнения швов, глазомерная оценка, способом сравнения с образцом. Для этого широко применяется раздаточный материал.

Кроме требования поведения действий самоконтроля каждым уч-ся, организовываю в классе взаимоконтроль. Такая взаимопроверка повышает требования уч-ся к качеству работ. Иногда назначаю в классе одного человека «контролёром качества». Особенно такой метод применим при пооперационном разделении труда. Часто работу контролёров выполняют бригадиры.

После окончания работы на уроке при оценке качества работ, предлагаю уч-ся самим оценивать работу товарищей, находить недочёты в работе, отмечать положительные стороны в работе. Это приносит значительный эффект в улучшении качества работ уч-ся.

Эффективность учебно-воспитательного процесса определяется суммой усвоенных навыков и умений, степенью их прочности. Применение всех вышеуказанных методов обучения обеспечивает достаточно высокий уровень самостоятельности в работе уч-ся при выполнении практических работ. Самостоятельность в труде есть проявление определённого уровня единства в развитии мышления, речи и практических действий.

Успех в труде зависит от организации трудового процесса, от подготовки рабочих мест, от дисциплины, умения подчинять свои интересы интересам общества.

Обязательным условием повышения качества обучения является рациональное использование времени. Организованное начало урока - важное условие его плодотворности. Организованно, не теряя ни минуты учителю помогают сами

ученики: дежурные заранее, до звонка готовя все необходимое, уч-ся вовремя одевают рабочую одежду.

Учитель теряет время, если нечётко, непоследовательно объясняет новый материал, если уч-ся не приучены к самостоятельной работе. Среди сложных вопросов экономии времени на уроке самый главный - воспитания бережного отношения ко времени у самих школьников. «Помогает знание уч-ся таких пословиц: « Знай минутам цену, секундам счёт», «Минута час бережёт», «Минута рабочего времени не иголка, потеряешь, не найдёшь». В воспитании бережного отношения ко времени огромную роль играет личный пример учителя. Поэтому учитель никогда не может забывать о том, что его труд, его организованность должны быть эталоном для уч-ся.

Литература:

1. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы.

А. Н. Смирнова.


2. Учебно- вспомогательная работа во вспомогательной школе.

Г. М. Дульнев.


3. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе.

С.А. Мирный. •

4. Использование некоторых методов и приемов дифференцированного подхода к уч-ся на уроках труда.

А.Т.Кириллова ж-л Дефектология 1982 г№6


5. Соревнование как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе.

А.И.Григорьев ж-л Дефектология 1979г №4


© 2010-2022