Проектное обучение на уроках технологии

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащихся, выполненная под руководством учителя.  Существуют несколько видов проектов: исследовательский, информационный, ролевой. На своих уроках я обучаю школьников создавать, выполнять творческие проекты и практико- ориентированные проекты.        Метод проектов позволяет  ученицам под моим руководствам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно – технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы учителя технологии МОУ СОШ № 27 п. Комсомолец

МО Ейский район Пропастиной Оксаны Автономовны.


Проектное обучение на уроках технологии

Ведущей методикой преподавания технологии в моей работе является проектная деятельность.

Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа учащихся, выполненная под руководством учителя. Существуют несколько видов проектов: исследовательский, информационный, ролевой. На своих уроках я обучаю школьников создавать, выполнять творческие проекты и практико- ориентированные проекты.

Метод проектов позволяет ученицам под моим руководствам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно - технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике.

При выполнении проектов на уроках технологии мною используются следующие области знаний:

- математика - расчет формул для построения выкройки, расчет расхода материалов, денежных средств;

- материаловедение - изучение свойств материалов, ткани для правильного выбора;

- биология - строение тела человека, особенности его телодвижений;

- антропометрия - измерение человеческого тела и его частей для снятия мерок;

- безопасность жизнедеятельности - система мер по санитарии, гигиене;

- история костюма;

- моделирование одежды;

- машиноведение;

- профориентация;

- психология - особенности восприятия человека, зрительные иллюзии в одежде;

- рисование - это разработка эскизов моделей;

- черчение - построение выкроек;

- технология - раскрой, работа с тканью и другие процессы при изготовлении изделия;

- химия, физика - при изучении физико - механических свойств ткани, красители, добавки, процесс производства ткани;

- экология - это экологичность материалов, влияние вредных красителей и прочих компонентов, входящих в состав тканей или пищевых продуктов;

- экономика - расчет себестоимости изделия;

и эстетика - воплощение в изделии желаемой эстетической идеи.

Проект состоит из 2х частей: теоретической и практической. Теоретическая - это пояснительная записка, а практическая - это конкретное изделие, макет, модель. Под моим руководством создан банк проектов по технологии, он включает в себя:

- Изготовление швейных изделий.

- Изготовление настенного панно в технике изонить.

- Изготовление настенного панно в технике квиллинг.

- Школьная символика.

- Картина из воздушной глины и воздушного пластилина.

- Настенное панно для домашних мелочей.

- Радуга стеклянных витражей.

- Картина из шелковых лент.

- Сухой аквариум.

- Картина из природного материала.

- Картина, вышитая крестом.

- Фотоальбом в технике скрапбукинг.

-Декоративные изделия в технике пейп-арт.

- Вторая жизнь вещей и другие.

Над проектами работают мои ученики 5-11 классов. Систему проектов я строю по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладываю ряд положений:

-постепенное увеличение объема знаний и навыков;

-выполнение проектов в различных областях, начиная от более простых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложными (общество, бизнес и др.);

-постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;

-постепенно учащиеся осознают собственные способности и возможности для удовлетворения потребностей личности и общества;

-возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются из окружающей жизни.

Проектное обучение на уроках технологииПринцип усложнения проектов я продемонстрирую на примере проектов по изготовлению швейного изделия.

В 5 классе проектируемое изделие девочками - фартук. В пояснительной записке оформляются следующие разделы:

- введение;

- выбор модели (один эскиз модели, описание фасона);

- выбор ткани (свойства, образцы);

- мерки, прибавки;

- конструирование (построение чертежа в натуральную величину и в масштабе 1:4 см;

- технологическая карта «Изготовление фартука».

Проектное обучение на уроках технологии

При выполнении проекта и оформлении пояснительной записки проекта в 6 классе по теме «Изготовление юбки» добавляются следующие разделы:

- обоснование выбора темы проекта;

- выбор модели (эскиз на фигуре человека);

- обоснование выбора модели;

-моделирование юбки;

- экономическое обоснование (затраты, экономия);

- контроль качества, самооценка.

Проектное обучение на уроках технологии


При выполнении проекта и оформлении пояснительной записки проекта в 7 классе по теме «Изготовление халата» добавляются следующие разделы:

- выбор модели (эскизы нескольких моделей на фигуре человека);

- дизайн-анализ;

- моделирование халата.

Проектное обучение на уроках технологии


При выполнении проектов в 8, 10 и 11 классах

тема проектов выбираются учащимися из «Банка проектов» или выбираются новые темы, которые затем вносятся в школьный «Банк проектов». При разработке проекта и оформлении пояснительной записки добавляются разделы «Экологическое обоснование» и «Использование остатков материалов».

Завершающим этапом работы над проектом является защита проекта. Защиту проекта я стараюсь организовать так, чтобы дети почувствовали свою значимость, раскрепостились, обязательно услышали похвалу, увидели работы других учеников из других классов, сравнили свою работу с другими работами.

Общая оценка за проект складывается из следующих оценок:

- внешний вид изделия;

- доклад;

- качество обработки;

- ответы на вопросы;

-Проектное обучение на уроках технологии оформление проекта.

ЗПроектное обучение на уроках технологииащита индивидуального проекта. Защита коллективного проекта.

Проектное обучение на уроках технологии

На протяжении нескольких лет ученики 11 класса выбирают тему проекта «Подарок школе». Это стало хорошей, доброй школьной традицией. Свои проектные работы выпускники дарят школе. Вручение подарка происходит на празднике «Последнего звонка». Обосновывая тему своего проекта выпускники пишут: «…выбирая этот проект мы мечтаем о том, чтобы память о нашем выпуске надолго осталась в стенах нашей школы…».


Каждый проект, выполненный учениками под моим руководством, имеет свои особенности. Вот некоторые примеры.

  1. Проект «Мини-ателье». Учащиеся налаживают выпуск швейных изделий. А для этого производят исследования (что и для какой категории заказчиков подходит, что имеется на рынке, подсчитывают себестоимость материалов и т. д.), пишут перечень критериев, которым должно удовлетворять готовое изделие, осваивают навыки, необходимые для изготовления, экспериментируют в процессе производства (разделение труда; каждый выполняет изделие от начала до конца). Таким образом, акцент этого проекта будет на стадии исследования, выработки идей по поводу организации малого предприятия, качества изделий, соблюдение сроков.

  2. Сувенир/подарок для конкретного человека или группы людей. Исследование потребностей потенциального потребителя; вариантов изделий, выполняемых в определенной традиции; написание перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие, самооценка и т.д.

  3. Дизайн интерьера для конкретного клиента. Проведение интервью/опроса, написание перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие, выработка идей, самооценка. В этом случае делается акцент на исследование и разработку идей.

  4. Декорации и костюмы для исторической постановки. Возможность работы в разных группах, акцент на исследование и качество будущей продукции.

  5. Организация спектакля для учащихся начальной школы. Изучение пожеланий детей и учителей; разработка образа.

  6. Стенд для школы или школьной библиотеки. Исследование пожеланий, экспериментирование с материалами, выработка идей по оформлению, качественное изготовление.

  7. Изготовление швейных изделий. Связь с другими учебными предметами.

При работе над проектами я добиваюсь, чтобы учащиеся понимали, что от них хотят получить, какие знания и умения они должны закрепить или освоить. Ученицам я объясняю, что при использовании метода проектов необходимо принимать во внимание и обязательно учитывать:

-кто является клиентом и каковы его пожелания;

-важность и необходимость написания перечня критериев/характеристик для рассмотрения;

-какое исследование должно быть произведено;

-когда осваивать необходимые навыки - во время выполнения проекта или до его начала.

Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектного задания позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей.




© 2010-2022