Проблемы и перспективы развития ОО Технология в образовательной школе

В современных социально-экономических условиях подготовка школьников к трудовой и профессиональной деятельности приобретает особое значение. Содержание технологического образования является неотъемлемой и обязательной частью общего образования. Образовательная область «Технология» (материальные технологии) в общеобразовательных школах Российской Федерации предусматривает освоение учащимися технологических знаний, формирование их технологической культуры и овладение ими общетрудовыми и специальны...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




«Проблемы и перспективы развития ОО «Технология» в образовательной школе»



Гутор Алла Владимировна
























В современных социально-экономических условиях подготовка школьников к трудовой и профессиональной деятельности приобретает особое значение.
Содержание технологического образования является неотъемлемой и обязательной частью общего образования. Образовательная область «Технология» (материальные технологии) в общеобразовательных школах Российской Федерации предусматривает освоение учащимися технологических знаний, формирование их технологической культуры и овладение ими общетрудовыми и специальными умениями проектирования и изготовления изделий. Она направлена на создание оптимальных условий для развития личности, оказание помощи молодежи в определении своих жизненных и профессиональных планов, ее ориентацию на работу в сфере материального производства.
Несмотря на необходимость подготовки высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров для развития инновационной экономики, основанной на знаниях и современных, постоянно обновляющихся технологиях, ситуация с изучением образовательной области «Технология» в общеобразовательных учебных заведениях во многих регионах нашей страны продолжает ухудшаться. Сокращение числа часов на изучение «Технологии», устаревшее оборудование учебных мастерских, отсутствие финансирования для приобретения материалов и нового оборудования, недостаточная оплата труда преподавателей и, в силу этого, уход из школ учителей технологии, в первую очередь мужчин, приводит к разрушению технологической подготовки школьников и наносит серьезный урон технологическому развитию нашей страны. Новыми проектами стандартов и базисного учебного плана не предусматривается включение технологии в фундаментальное ядро общего образования, а изучение технологии (труда) заканчивается в 7 классе. Из перечня выпускных экзаменов по выбору выпускника в 11 классе исключена технология.

Можно выделить по крайней мере несколько проблем модернизации содержания школьного образования. Первая из них - проблема соотношения изучения социального опыта и формирования собственного опыта учащихся в различных видах деятельности.
Уже достаточно давно сформировался взгляд на содержание образования как на социальный опыт, включающий знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, нравственные и другие социальные ценности. Принято считать, что этот опыт представлен в содержании учебных предметов, изучаемых в школе. Но содержание школьного образования нельзя сводить лишь к содержанию школьных дисциплин. Освоение социального опыта за годы учебы в школе происходит не только на уроках, но и в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Давно известно, что сам уклад жизни школы, существующая в школе система межличностных отношений являются весьма важными факторами освоения социального опыта.

Вторая проблема касается соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного образования. Иначе говоря, речь идет о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого совсем не обязательно во всех школах изучать одни и те же дисциплины. Развить у детей познавательные интересы, творческие способности возможно при определенной свободе выбора учебных предметов. В самом общем виде можно сказать, что содержание школьного образования должно быть общим для всех в той мере, в какой это необходимо и достаточно для формирования у учащихся функциональной грамотности, общекультурной компетентности (включая научные представления о мире) и единой системы ценностей.
ОО «Технология» - это одна из школьных дисциплин, наиболее широко знакомящая учащихся с миром труда, экономики и общественного производства, в том числе местного хозяйства. Однако сегодня необходимо отходить от архаичных, устаревших форм и методов организации технологической подготовки школьников к обучению основам современного производства, управления и коммуникации на современной материально-технической, учебно-методической базе.

Основной путь решения образовательных задач, связанных с подготовкой учащихся к преобразующей деятельности, - формирование и развитие технологической культуры учащихся в условиях профильного обучения.

В настоящее время нельзя считать выпускника общеобразовательной школы подготовленным к современной жизни без знакомства с основами и конкретными примерами современных технологических процессов, которые пронизывают инфраструктуру общества, без привития основ технологической культуры, которой не хватает трудовым ресурсам России.

Важная роль в решении этих задач принадлежит образовательной области "Технология".

В соответствии с письмом Департамента общего среднего образования Министерства образования РФ №892/11-12 от 03.06.99. "Об обязательном минимуме содержания общего среднего (полного) образования по "Технологии" и особенностях профессиональной подготовки обучающихся" обязательный минимум знаний и умений по ОО "Технология" является важным компонентом среднего (полного) общего образования, которое обеспечивает передачу обучающимся технологической культуры, культуры деловых межличностных отношений, приобретение ими знаний и умений в прикладной творческой деятельности, частичную социально-трудовую адаптацию.

За курс предмета Технология в идеале мы должны пройти все ступени. Для уровня физиологических потребностей изучаются разделы Кулинария, Культура дома, технологии производства различных предметов, профориентация. Количество профессий, удовлетворяющих базовый уровень потребностей человека, на порядок превышает количество необходимых «творческих» профессий. Для уровня потребностей достижения целей жизни на уроках Технологии используется метод проектов, позволяющий ученику создать проект как индивидуально, так и в коллективе. Любой раздел предмета Технология может быть направлением для будущей самореализации ученика, стать профессиональным ориентиром.

Высокие технологии и техника общественного производства интенсивно проникают в домашнее хозяйство и повседневный обиход, особенно в части информатизации семьи, быта. И это должно отражаться на модернизации предмета - как материально-технологически, так и дидактически. Учитывая приоритетные направления развития России, в том числе высоких технологий, необходимо рассмотреть вопрос об организации школьного технологического образования на Федеральном и региональном уровнях с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе представителей промышленности, агропромышленного производства и бизнеса.

Как и любой предмет, Технология имеет две части - теоретическую и практическую. Теоретическая часть должна давать ученику не только определения и терминологию, но должна развивать системное мышление, показывать универсальные алгоритмы изучения любого раздела, знакомить с приемами научной организации труда. Для изучения теории надо активно использовать приемы визуализации информации - схемы, кластерный анализ, концептуальные таблицы, инфографику, интеллект-карты. Применяя на уроках проектный метод, мы моделируем будущую трудовую деятельность ученика. Ведь работа в коллективе, знание приемов креативного мышления (мозговой штурм, метод фокальных объектов и др.), умение собирать, анализировать и формировать материал в проектную документацию, а также презентация своего продукта, поможет ученику в будущем писать курсовые и дипломные работы, быть креативным сотрудником или стать организатором своего бизнеса.

ОО "Технология" в 10-11 классах призвана завершить формирование у учащихся основных технико-технологических понятий и представлений о способах преобразовательной деятельности, связанных с современным производством материальных и духовных ценностей, обеспечить на основе самоопределения подготовку, необходимую выпускникам для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. На данном этапе решение этой проблемы в системе общего образования в полной мере не найдено. Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение ОО "Технология" на старшей ступени. Предмет Технология должен занять достойное место в ряду учебных предметов не только теоретически, но и практически. Разработчики стандартов в разделе "Место предмета "Технология" в базисном учебном (образовательном) плане указывают: "Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность - профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая - должна осуществляться технологически, т.е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем. Предмет "Технология" является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда - техносфера - определяет взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом".

Литература:

1."Основы технологической культуры" учебник для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля (под редакцией В.Д. Симоненко). М.: Вентана Граф, 2000.

2. Профильное обучение: новые подходы. Практическое пособие для рук. Системы образования, слушателей ИПК. - Ростов н \Д: изд. "Учитель", 2004.

3. Хлебунова С.Ф., Тараненко Н.Д. Управление современной школой. Вып. 4.

4. Материалы с сайта yspu.yar.ru


© 2010-2022