- Преподавателю
- Технология
- «Понятие о композиции в интерьере»
«Понятие о композиции в интерьере»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Духовнов С.А. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное казенное образовательное учреждение Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Пугачева»
«Понятие о композиции в интерьере»
Урок изучения нового материала по технологии
в 6 классе
Инструктор по труду:
Духовнов Сергей Александрович
2014 г.
Время урока: 90 мин.
Цели урока:
Образовательные:
- Способствовать формированию и развитию умений и навыков воспитанников.
- Ознакомить уч-ся с понятием интерьера, его основными качествами и особенностями; с композицией и зонированием; с элементами декоративного убранства; с ролью освещения в интерьере жилья и его видами;
- Воспитывать эстетический вкус на основе композиционного построения интерьера.
Развивающие:
- Развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся; развивать творческое воображение, логическое мышление детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности, при выполнении практической работы;
Воспитательные:
- содействовать развитию эстетических и художественных способностей учащихся;
Проф. ориентационные:
-Обобщать у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Тип урока: комбинированный с использованием мультимидийных технологий (презентации) и практической работы.
Основные формы работы: фронтальная, индивидуальная, содружество.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: Рабочая тетрадь, альбомы для рисования, карандаши, презентация к уроку, компьютерное оснащение. Эскизы, журналы с интерьерами жилых помещений, плакаты, пособия по интерьеру.
Место проведения: учебная мастерская
Структура урока
п/п №
Виды работ
Методы и методические приемы работы
Регламент
1
Организационный этап
Визуальная проверка готовности класса к уроку, проверка посещаемости, назначение дежурных по мастерской
2 мин
2
Подготовка к изучению нового материала
Сообщение темы и цели урока
3 мин.
3
Изложение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы с использованием мультимидийной презентации и
сообщений учащихся:
-
«О роли цвета в интерьере квартиры»
-
«Освещение дома»
17 мин
4
Физкультминутка
3 мин
5
Изложение нового материала
Сообщения учащихся:
1. «Оформление интерьера гостиной»
2. «Оформление интерьера спальни»
3. «Оформление интерьера детской комнаты»
4. «Оформление интерьера столовой и кухни»
5. «Интерьер зоны гигиенических процедур»
15 мин
6
Закрепление изученного материала
тестирование
6 мин
7
Физкультминутка
3 мин
8
Практическая работа учащихся
Самостоятельная практическая работа учащихся
30 мин.
9
Подведение итогов урока
Подведение итогов урока. Домашнее задание
10 мин
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент.
Визуальная проверка готовности класса к уроку, проверка посещаемости, назначение дежурных по мастерской
-
Подготовка к изучению нового материала.
Сообщение темы и цели урока Слайды №1, №2
Учитель: Дом - это отражение душ людей, которые в нем живут. Каким бы он ни был - четырехэтажным особняком или типовой квартирой в панельном доме, для любого человека должен быть тем единственным и неповторимым местом, в котором всегда комфортно, уютно. Слайд №3.
С давних времен в народе говорят: " Дом вести - не лапти плести". Ребята, какие еще пословицы и поговорки о доме вы знаете?
Наверное, всем хочется, чтобы дом был уютным и красивым, да не каждый знает, как это делается.
А ведь существует, можно сказать, целая наука о том, как вести дом - домоводство. В Толковом словаре В.И.Даля это слово объясняется как «домохозяйство, то есть забота о добром порядке всего домашнего обихода». Из чего же складывается этот «добрый порядок»? Это уютная, со вкусом обставленная квартира, не обязательно дорогой мебелью, чистота и порядок в доме, мир и лад в семье, приветливая аккуратная хозяйка дома, радушный гостеприимный хозяин, воспитанные жизнерадостные дети, вовремя приготовленный обед.
Сегодня на уроке мы поговорим об одном из этих слагаемых - качествах и особенностях интерьера.
-
Изучение нового материала.
Интерьер в переводе с французского «внутренний». Это внутренний мир дома. Он включает в себя расположение и взаимосвязь всех помещений, находящихся в доме, мебели, декоративное убранство и различное оборудование. Слайд №4
Обязательно должно быть соответствие интерьера квартиры характеру человека: его привычкам, мировоззрению, темпераменту - основное условие для разработки стиля. Главное - в дизайне интерьера должна прослеживаться общая линия и отдельные элементы должны гармонично и естественно сочетаться между собой. Пространство дома должно подходить для множества занятий
Вспомним, в 5 классе мы уже знакомились с интерьером.. Давайте вспомним, из каких помещений может состоять современная квартира? Какую квартиру можно считать комфортной? Какое количество комнат должно соответствовать количеству проживающих?
Слайды №5, №8
При оформлении комнат надо обращать внимание на создание общей цветовой гаммы. Для этого создается единство цвета мебели, обоев, декоративных произведений, отделочных и обивочных тканей на окнах и обивке мягкой мебели. Слайд №9,№ 10
Давайте прослушаем сообщение первого ученика, о роли цвета в интерьере квартиры:
В своей квартире человек проводит треть жизни. Поэтому очень важно, чтобы квартира удовлетворяла определенными требованиям гигиены - она должна быть светлой, теплой и чистой.
Современные исследования в области эмоционального восприятия цвета предоставляют возможность регулирования настроения человека. Цвет становиться средством воздействия на состояние человека, вызывая различные чувства и эмоции.
Ученые и дизайнеры интерьера давно научились использовать в своей практике эти особенности цвета.
Рассмотрим цветовой круг.
В основе цветового круга лежат три цвета: красный, желтый, синий. Чистые цвета.
Красный - теплый, раздражающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии и плохом настроении. Символизирует поток жизненной силы, привлекает к себе внимание.
Желтый - активизирует работу мозга, эффективен при восприятии в течение небольшого количества времени при умственной недостаточности, поднимает настроение. В некоторых странах цвет богатства - создает ощущение тепла и укрепляет надежду.
Синий - успокаивает, усыпляет, расслабляет мышцы. Эффективен при бессоннице, нервных и физических перегрузках. Вызывает ощущение прохлады и отдохновения.
Смешанные цвета.
Голубой - антисептический, снимает боль. Однако при слишком длительном воздействии вызывает угнетенность и усталость.
Оранжевый - стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит. Находясь между красным и желтым, обладает характеристиками обоих цветов.
Зеленый - влияет успокаивающе на нервную систему и зрение, уменьшает боль, снимает раздражительность, усталость, снижает кровяное давление, ослабляет мигрень. Вызывает ассоциации с жизнью, ощущение связи с природой.
Фиолетовый (пурпурный) - благоприятно воздействует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Вызывает чувство торжественности, уравновешенности, цвет мудрости и царственности.
Розовый - оказывает мощное седативное (успокаивающее) воздействие. Снимает стрессы, благотворно влияет на нервную систему.
Это хроматические цвета, т.е. окрашенные.
Существуют ахроматические цвета (неокрашенные). Это черный, белый и серый.
У разных народов белый и черный цвета вызывают различные ассоциации. Белый цвет на Востоке - цвет траура, а черный - радости, в Европе все наоборот.
Если внимательно посмотреть на цветовой спектр, можно заметить такую особенность: он воспринимается как цилиндрическая поверхность, в средней части которой (красные цвета) возникает иллюзия рельефа поверхности. Боковые части спектра воспринимаются глубже. Голубые и фиолетовые цвета создают иллюзию увеличения пространства, а рельефные красные - уменьшения.
В интерьерах для расширения пространства помещений нужно использовать холодные тона, а для сужения - теплые. Синие цвета могут зрительно отодвинуть стену, если остальные стены будут другого цвета.
Осторожно нужно использовать черный цвет интерьера. Отдельные включения в виде полос или пятен в сочетании с белым цветом вполне допустимы и даже бывают очень оригинальны.
Композиция интерьера, зонирование и декоративное убранство зависят от индивидуальности жильцов, их вкуса и самобытности.
Слайды №11,№ 12,13
Основные качества интерьера - функциональность, гигиеничность, эстетика. Слайды №6,№7
Функциональность жилища способствует нормальным условиям жизни. Каждая комната служит своему назначению. Рациональная планировка комнат, удобно расставленная мебель делают жильё более комфортным.
Гигиенические качества - это совокупность таких качеств, которые учитываются при строительстве: звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, работа санитарно-гигиенического оборудования.
У себя дома, в своей квартире человек проводит почти треть жизни. Поэтому очень важно, чтобы квартира удовлетворяла определённым требованиям гигиены - она должна быть светлой, тёплой, чистой.
Солнечный свет оказывает благотворное воздействие на человека. Поэтому необходимо обеспечить доступ света в жилые помещения. Чтобы солнечные лучи свободно проникали в комнату, не надо надолго закрывать окно портьерами.
Эстетические качества - это гармония вещей и пространства, их целостность и согласованность.
Композиция интерьера, зонирование и декоративное убранство зависят от индивидуальности жильцов, их вкуса и самобытности.
В современной квартире все помещения должны объединяться в зоны по своему назначению, чтобы не мешать другим помещениям, выполнять свои функции в домашнем хозяйстве. Слайд №8
Выделенный определенным образом участок жилья, где протекают различные жизненные процессы человека: сон, гигиенические процедуры, питание, обучение, отдых - называется функциональной зоной. Зонирование- разделение пространства на отдельные зоны.
Существуют следующие зоны: общая комната - зона отдыха для всей семьи, спальня и детская - зона сна, кухня - зона приготовления пищи, столовая - зона приема пищи, зона для гигиенических процедур - ванная и туалетная комнаты.
Во все времена люди украшали цветами и растениями себя, свое жилище, свои святыни. Одним из компонентов дизайна являются цветы. Я хочу сказать словами Сухомлинского- «Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце тоже расцветет красота». Слайды №14,15,16,17
Большое внимание уделяется освещению жилого дома. Слайды № 18, №19
Сообщение 2 ученика Большую роль играет освещение дома.
Главным освещением является общее. Для такого освещения светильники помещают в центре потолка.
Если необходимо осветить какую - то зону, применяют местное освещение.
Для помещений небольшой площади применяют комбинированное освещение. (Сочетание общего и местного освещения).
Для подчеркивания, какого - либо элемента интерьера используют экспозиционно - акцентирующее освещение.
Для подчеркивания эстетического замысла используют декоративное освещение.
Для ориентации в помещении в ночное время удобно освещение светильника - ночника.при этом используют различные виды светильников: бра, торшеры, люминесцентные лампы, лампы накаливания.
-
Физкультминутка.
С правилами оформления интерьера кухни вы познакомились в 5 классе, а сейчас давайте прослушаем сообщения учащихся об интерьерах остальных функциональных зон.
Сообщения учащихся:
Сообщения учащихся:
1. «Оформление интерьера гостиной» Слайды № 20,21
2. «Оформление интерьера спальни» Слайды № 22,23
3. «Оформление интерьера детской комнаты» Слайд № 24,25
4. «Оформление интерьера столовой и кухни» Слайды № 26, №27
5. «Интерьер зоны гигиенических процедур» Слайд № 28
-
Закрепление изученного материала
Тест.
1. Для оформления жилых помещений, важное значение имеет:
а) единство стиля,
б) цветовое решение,
в) пропорции,
г) функциональность,
д) направление моды,
е) погода,
ж) состав семьи.
Ответ: а, б, в, г, д, ж.
2. Эстетические качества интерьера это:
а) нормальные условия жизни,
б) гармония вещей и пространства,
г) хорошая звукоизоляция.
Ответ: б.
3. Какую квартиру можно назвать комфортной:
а) большую,
б) удобную для проживания,
в) обставленную дорогой мебелью.
Ответ: б
4. Зонирование это:
а) разделение пространства,
б) гармония вещей,
в) взаимосвязь всех помещений
Ответ: а
5. Комнатные растения в интерьере размещают:
а) в рожках люстр,
б) на подоконниках,
в) в ванной комнате,
г) в напольных вазах или горшках.
Ответ: б, г.
-
Физкультминутка.
-
Практическая работа.
Учитель делит учащихся на четыре группы. Учащиеся выполняют рисунки и эскизы: гостиной, детской комнаты, спальни, кухни и столовой. В интерьере определяется месторасположение комнатных растений.
-
Итог урока
Демонстрация рисунков и эскизов различных комнат; их представление (самоанализ) учащимися; выбор лучших работ; оценивание.
Сделайте вывод:
-
Почему нужно учитывать композиционные и другие особенности интерьера в жилище?
-
Назовите основные качества интерьера.
-
Как эти качества влияют на настроение, здоровье жильцов?
-
почему нужно учитывать цветовые сочетания в интерьере в жилища?
-
Для чего необходимо зонирование?
Проанализируйте особенности своего жилища с рассмотренных на уроке позиций.
IX. Домашнее задание:
Дом или квартира, в которых есть место для милых сердцу безделушек, детских поделок и рисунков, вышитых салфеток и самодельных вазочек выглядит очень уютным и тёплым, что очень важно для душевного комфорта. Слайды №29,30,31
Я предлагаю вам поучаствовать в создании неповторимого облика вашей квартиры. К следующему уроку нужно смастерить один из вариантов самодельных украшений: это может быть картина, сделанная в технике квиллинг или из бисера, рамка для семейной фотографии, бутылка из-под вина при помощи красок превращённая в уникальную вазу. Слайд № 32.
Использованная литература:
1.Н.Ф.Бабина «Урок должен быть интересным!» Учебно-методическое пособие для учителей технологии г. Воронеж ВОИПКРО. 2006г.
2.В.М.Казакевич, А.В.Марченко «Оценка качества знаний учащихся основной школы по технологии» Москва ООО «Дрофа», 2000г.
3. Использованы материалы сайтов
Детская комната
baby-answer.ru/2012/04/blog-post_847.html
rastim baby.ru/archive/639/?aid=2471
Современный дом (интерьер городской квартиры, сельского дома, детской комнаты)
kayrosblog.ru/post192718279
irinakorotich.ru/
tvoidizain.ru/?p=1283
remontyes.ru/1400-dizayn-interera-kvartiry-eko-dizayn.html
images.yandex.ru/yandsearch
yandex.ru/yandsearch?lr=47&text = гостиная
Современная кухня (интерьер кухни и столовой)
tvoidizain.ru/?p=1283
kdstart.com/blog/ekodizajn/
Декор светильника
trozo.ru/archives/43209