Из опыта преподавания технологии в условиях внедрения ФГОС основного образования

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Из опыта преподавания технологии в условиях внедрения ФГОС

основного образования.

Аннотация: Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы универсальных учебных действий. Возможности предмета "Технология" в развитии универсальных учебных действий уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках "Технологии" достаточно наглядны и понятны благодаря практической проработке большей части материала, а значит, и более полно усваиваются учениками. В данной статье излагаются формы работы с детьми, в ходе которых у ученика формируются УУД.

Ключевые слова: Коммуникационная компетентность, графическая документация, эстетика труда, метод проектов, конструирование.

Миляков В.А., учитель технологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №1»


Сегодня многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе, предлагают заменить его информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования в связи с введением ФГОС, современных приоритетов социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.

Предмет "Технология" - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры [3]

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам. Технология венчает образование в том смысле, что аккумулирует знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.[1]

ФГОС требует развивать коммуникационные компетентности. Групповая работа - одна из главных форм для их формирования. На уроках технологии обучающиеся привыкают работать в коллективе. На первом занятии происходит ознакомление ребят с предметом, с правилами работы и ТБ. Класс делится на бригады, бригадира ребята выбирают самостоятельно. Каждый урок назначается дежурный, на уроке должны соблюдаться правила ТБ, порядок на рабочем месте, бережное отношение к оборудованию. Такая направленность работы в будущем отразится па профессиональной деятельности.

Бригадная форма учит работать в коллективе, развивает у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою, учит толерантности, приближает ребят к реальным условиям труда [2]

Изготавливая изделия из различных конструкционных материалов (древесина, металл и искусственные материалы.), ребята учатся выполнять определённые этапы и технологические операции в работе (разметка, выпиливание, строгание, сверление, правка, сборка, отделка и др.), сравнивать и делать вывод о том, что технологии изготовления изделий схожи. В дальнейшем каждый обучающийся может разработать технологию изготовления любого изделия из любого материала или даже какой-то технологический процесс.

Так, выполняя разметку деталей изделия из любого конструкционного материала, ребята учатся быть экономными, - а разве это не пригодится в жизни? Иногда принесённого материала для работы не хватает и учащимся приходится быстро сориентироваться и изменить конструкцию своего изделия.

Кроме того, осваивая базовые приёмы обработки конструкционных материалов, ребята могут дома забить гвоздь, выполнить мелкие ремонтные работы, закрепить настенные предметы, подтянуть петли у шкафа.

Особое внимание при работе я уделяю разработке графической документации. Умения в этой области нужны мальчикам, т.к. чертёж - это язык техники. И наверняка, у многих ребят будущая работа будет связана с техникой. Умение строить чертежи необходимо при выполнении проектной работы, при разработке конструкции своего изделия. Умение конструировать и моделировать, важны для человека не только в будущей профессии, но они так же развивают пространственное воображения. Так же можно упомянуть, что эти конструкторские умения пригодятся на уроках черчения, физики и математики.

Другой пример. Очень часто принесённого материала не хватает для изготовления изделия - как быть в такой ситуации? А можно, применив масштаб, уменьшить размеры деталей изделия и тогда материала хватит. Полученные знания применили при изготовлении конкретного изделия. На передний план здесь выдвигается творческое применение конструкторских знаний на практике.

Культура и эстетика труда. Хотелось бы обратить внимание на такую тему, как «Отделка изделий из различных конструкционных материалов». Отделка - это одна из технологических операций, от её выполнения зависит внешний вид изделия. Применяя различные варианты отделки, получаются совершенно непохожие друг на друга изделия; у ребят всегда есть выбор. Многие пятиклассники поначалу пренебрегают отделочными операциями, в погоне за количеством поделок, но потом понимают, что некрасивую вещь никому не подаришь, и мало кто будет восхищаться такой работой (ну и что, что делал сам?). И уже через какое-то время ребёнок понимает, что зря потрачены силы, материал, что необходимо более серьёзно подходить к своей работе, чтобы доделать изделие. Следует отметить, что доводить начатое дело до конца - это важно для каждого человека [3]

Например, ученики 5 классов в этом году при изготовлении подарков на Новый Год (подсвечник) использовали различные варианты отделки (покраска, отделка камнем, злаками.). В основном, все ребята отлично справились с работой (т. к. была хорошая мотивация - подарок на Новый Год), многие ребята были очень активны в работе, приходили после уроков, чтобы успеть доделать работу и сделать её качественно.

Умение ставить цели. Цель современного школьного образования - научить ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. На занятиях по созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов ученики часто делятся своими семейными традициями. Опытом родителей в изготовлении изделий из различного материала [3]

При изучении тем по оформлению и дизайну помещения ученики с научной точки зрения подходят к организации собственного жилого пространства, размышляют на тему своего будущего семейного быта. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся наивными. Но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем реализовывать свои жизненные планы.

Важную роль в создании личностно-ориентированной образовательной среды играть метод проектов. Метода проектов - это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки [1]

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Тематика проектов разнообразна, список тем представлен в кабинете, на стенде. Я стараюсь дать открытую формулировку темы проекта, чтобы ребята смогли выбрать проектируемое изделие в соответствии со своими возможностями, интересами. Конечно, степень сложности проектируемого изделия возрастает от класса к классу. Например, обучающиеся 5-х классов в качестве проектируемого изделия выбирают работу, которая выполняется по шаблону. В 6-ом классе используют готовый чертёж деталей изделия. Начиная с 7-го класса, сами разрабатывают чертёж проектируемого изделия. Выбирая темы проектов, рекомендую детям обратить внимание на функциональность изделия, его эстетичный вид. Особое внимание уделяю исследованиям в проектах, степени их сложности. Проведение исследований подталкивают детей к приобретению новых знаний и практически умений.

Элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства. Изучение домашней экономики помогает понять основные экономические характеристики технологий и трудовой деятельности, базовых понятий маркетинга, менеджмента, предпринимательской деятельности; овладение основами планирования семейного бюджета, правила рационального поведения на рынке товаров и услуг. При изучении данного раздела программы часто сталкиваюсь с тем, что большинство ребят не причастны к ведению своего домашнего хозяйства, не имеют постоянных обязанностей в семье, а вести домашнее хозяйство - «ума не надо». Получив определённый багаж знаний, ребята смогут управлять экономической жизнью семьи, вести учёт доходов и расходов, уметь делать правильный выбор при покупке вещей, смогут определить подлинность товара, смогут защитить свои права, как покупателя, рационально вести домашнее хозяйство.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.

Список литературы:


  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

  2. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). - Брянск: Издательство БГПУ. - 2001. - 214с.

  3. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. - М.: Издательство Вентана Граф, 1998. - 263c.



© 2010-2022