«Проектная деятельность – в современном образовании на уроках технологии»

Основной темой моего выступления является раскрытие метода проектов как одного из приоритетных направлений в своевременном образовании, позволяющего не только обучать, но и направлять познавательную деятельность обучающихся. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активации познавательной деятельности, инструментарий формирования предметных и ключевых компетентностей, развитие креативности мышления, определенных личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология,...
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

Гимназия № 55













Тема выступления:

«Проектная деятельность - в современном образовании на уроках технологии»

«Из опыта работы»









Учитель технологии: Семистарова Валентина Владимировна











Томск 2015

Тема выступления «Проектная деятельность - в современном образовании на уроках технологии»

Краткая аннотация: Основной темой моего выступления является раскрытие метода проектов как одного из приоритетных направлений в своевременном образовании, позволяющего не только обучать, но и направлять познавательную деятельность обучающихся. Современный проект обучающегося - это дидактическое средство активации познавательной деятельности, инструментарий формирования предметных и ключевых компетентностей, развитие креативности мышления, определенных личностных качеств. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний, самостоятельного активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Этапы выполнения проекта. Проектная деятельность выполняется в три этапа: организационно-подготовительный, технологический и заключительный. Самым сложным моментом в работе при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, особенно подготовительный этап.

1 этап.Поисковый ( Подготовительный.)

  1. Выбор темы проекта (мягкая игрушка, изонить, флористика, витраж, бисероплетение, макраме, вязание крючком, вязание на спицах, швейное дело, кулинария, лепка из соленого теста, вышивка крестом, вышивка гладью, вышивка лентами, пейчворк и другие) и его обоснование. Поиск и анализ проблемы. Краткая формулировка цели задачи.

  2. Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.

  3. Планирование проектной деятельности:

- определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие.

- исследование вариантов конструкции объекта труда на основе требований дизайна, экономической оценки.

- выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления изделия.

Первый творческий проект «Интерьер кухни», учащиеся 5-х классов выполняют как групповой проект, а следующий проект «День рождения» - индивидуально.

В 6 классе одна тема «Вышивка крестом», но у каждого учащегося свое изделие.

В 7 классе я дифференцирую предлагаемые проекты по степени сложности, уровню абстракции, креативности. Дети сами выбирают тему проекта и работают индивидуально или группой по 2 человека.

В 8 классе учащиеся выбирают сложные проекты на свободную тему, работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследования

Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога.

1

Начинание

Проблемная ситуация

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

  1. Уточняют информацию.

  2. Обсуждают задание.

  1. Мотивирует учащихся.

  2. Объясняет цели проекта.

  3. Наблюдает.

2

Исследование

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде.

  1. Формируют задачи.

  2. Уточняют информацию.

  3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

  1. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе).

  2. Наблюдает.

3

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

  1. Работают с информацией.

  2. Проводят синтез и анализ идей.

  3. Выполняют исследование.

  1. Наблюдает.

  2. Консультирует.

4

Выполнение

Выполнение проекта.

1. Выполняют исследование и работают над проектом.

2. Оформляют проект.

1. Наблюдает.

2. Советует (по просьбе).

5

Оценка

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

  1. Наблюдает.

  2. Направляет процесс анализа (если необходимо)

6

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, объяснения полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

1. Защищают проект.

2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

2 этап: Технологический.

1) разработка соответствующей технико-технологической документации.

2) практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

3) выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна.

4) внесение, при необходимости, изменений при конструировании и технологии.

5) соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.

6) текущий контроль качества выполнения изделия.

7)расчет материалов и денежных средств.

3 этап: Заключительный .Аналитический.

  1. Презентация.

  2. Оценка качества реализации проекта, включая его влияние на окружающую среду.

  3. Анализ результатов выполнения темы проекта, испытания его на практике, защита.

  4. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.

Я считаю, что обычная пятибалльная оценка не подходит для защиты ,возможно применение рейтинговой оценки.

Карта заполняется в ходе самой защиты:

Экспертная оценка и самооценка проекта, выполненного учащимися ______________________7-8-класса_____ по предмету_________________

Оценка работы

Оценка защиты

Фамилия, имя

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

Объем разработок и количество предлагаемых решений

Реальность и практическая ценность

Уровень самостоятельности

Качество оформления записки,

плакатов и др.

Оценка рецензентом

Качество доклада

Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме

Проявление глубины и широты знаний по данному предмету

Ответы на вопросы

учителя

Ответы на вопросы учащихся

Оценка творческих способностей докладчика

Субьективная оценка деловых качеств докладчика

Итоговая оценка

Баллы

5.10,

20

5.10

20

5.10


10,

20

5.10,

20

5.10

5.10,

20

5.10,

20

5.10,

20

5.10

5.10

5.10, 20

5.10,

20

85-100 баллов - 5 (отлично)

70-85 баллов - 4 (хорошо)

50-70 баллов - 3 (удовлетворительно)

Оценка проекта, выполненного учащимися ________________________5-6 класса_____ по предмету_________________

Достигнутый результат

15 баллов

Оформление из 15 баллов

Защита

Процесс проектирования

Представление из 15 баллов

Ответы на вопросы из 15 баллов

Интеллектуальная активность 10 баллов

Творчество 10 баллов

Практическая деятельность 10 баллов

Умение работать в команде

Самооценка



Педагог



Коллегия по команде(классу)



Практика рейтинговой оценки позволяет более справедливо оценить достижения учащихся

Условиями успешности проектной деятельности в моей работе являются:

1. Четкость и конкретность постановки цели проекта.

2. Определение планируемых результатов.

3 .Констатация исходных данных.

Сложным для меня является выполнять роль независимого консультанта ,трудно удержаться от подсказок, особенно если я вижу, что ученик «идет не туда». Я должна на консультациях отвечать на возникающие у ребят вопросы, а они их в ходе проектирования только учатся ставить.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт ( результат труда - 3 одеяла, игрушки на ярмарку картины на выставки и многое другое.)

У детей развиваются качества:

- умение работать в коллективе;

- умение брать ответственность за выбор ,принимать решение;

- умение разделять ответственность;

- умение анализировать результаты деятельности;

- способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела).

При этом моя роль учителя была не эксперта, а помощника , консультанта. Мне приходилось сотрудничать в коллективе. Дети были активными «почемучками» и иногда было трудно соглашаться с их мнением при выполнении той или иной работы.

Меняется и роль учащихся в обучении; они выступают участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в команде, сотрудничать в коллективе. При этом неизбежно происходит формирование конструктивного, критического мышления, которому трудно научить при обычной урочной форме обучения.

В процессе проектирования у учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию. При этом старшие школьники должны быть свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не может советовать как и что необходимо делать, и тогда будет результат различный друг от друга.

Учитель технологии: Семистарова Валентина Владимировна



-



© 2010-2022