• Преподавателю
  • Технология
  • С Т А Н О В Л Е Н И Е И Р А З В И Т И Е Г А Р М О Н И Ч Н О – Р А З В И Т О Й, О Д А Р Ё Н Н О Й, Т В О Р Ч Е С К О Й Л И Ч Н О С Т И Н А З А Н Я Т И Я Х Т Е Х Н О Л О Г И И

С Т А Н О В Л Е Н И Е И Р А З В И Т И Е Г А Р М О Н И Ч Н О – Р А З В И Т О Й, О Д А Р Ё Н Н О Й, Т В О Р Ч Е С К О Й Л И Ч Н О С Т И Н А З А Н Я Т И Я Х Т Е Х Н О Л О Г И И

Одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления, обучения и воспитания творчески развитых детей. Работа с такими  детьми требует много времени, внимания и душевного тепла. Но самое главное - создание условий для максимально возможного развития творческих способностей творческих детей в сочетании с практическими навыками и формированием уверенности в своих силах.   Творчество – это деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как тв...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА. ОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ, ИНТЕЛЛЕКТ И КРЕАТИВНОСТЬ В ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ

Потапова Жанна Владимировна

учитель технологии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №16

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Старый Оскол

E-mail: [email protected]


THE DEVELOPMENT OF INTELLIGENCE AT DIFFERENT STAGES OF ONTOGENESIS. EDUCATION AND INTELLECT, INTELLIGENCE AND CREATIVITY IN THE PRACTICE OF DEVELOPMENT TALENT

Zhanna Vladimirovna Potapova

A technology teacher

The Municipal budget educational institution

«The Secondary school №16 in-depth study of specific subject»

Stary Oskol


E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития одарённости. Анализируется взаимосвязь между понятиями «развитие интеллекта» и «онтогенез», «образование» и «интеллект», «интеллект» и «креативность». Раскрываются вопросы развития одарённости в подростковом возрасте. Автором предлагаются некоторые альтернативные методы работы с одарёнными детьми. В заключение выдвигаются предложения по усовершенствованию форм организации учебного процесса.

Ключевые слова: онтогенез; образование; интеллект; креативность; одарённость.

ANNOTATION

The article is devoted to the actual problem of the development of talent.

The interrelation between the concepts of "intellect" and "ontogeny", "education" and "intelligence" "intelligence" and "creativity" is analyzed. The questions of the development of giftedness in adolescence are uncovered. The author suggests some alternative methods of work with gifted children. In conclusion, the suggestions for the improvement of organization forms in educational process are proposed.

Key words: ontogeny; education; intelligence; creativity; talent.



«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме».

В.А. Сухомлинский

Наступившее XXI столетие - век информации и научных знаний. Это обязывает систему образования решать принципиально новую глобальную задачу развития и становления интеллектуально образованного и креативно мыслящего молодого поколения и его подготовки к условиям жизни в информационном пространстве окружающего мира.

Современное общество возлагает ответственность за всесторонне развитого человека на систему образования - социальный институт формирования, развития и самореализации субъектов образовательного процесса.

Наша система образования переживает переходный период, когда разрабатываются новые стратегии развития образования с использованием альтернативных форм и методов реализации стандарта основного общего образования второго поколения. Альтернативные формы и методы деятельности преподавателя не имеют достаточного научного обеспечения, разрабатываются на основе педагогического опыта, высокого мастерства, интуиции.

Сегодня образование - это процесс-образование плюс результат-образование. [6].

Целью образовательного процесса в настоящее время является выявление, обучение и развитие одаренных детей.

Достичь желаемого результата поможет правильно выстроенная цепочка взаимосвязи развития психики индивида, его уровня образованности, интеллекта и креативности.

Онтогенез (от греч. on, род. падеж ontos - сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства. [2]

Выделяют следующие основные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст (зрелость), пожилой возраст, старость.

Более подробно я остановлюсь на подростковом возрасте (12÷15 лет).

Характеристика: развитие половой зрелости, сексуальное влечение. Девочки развиваются быстрее мальчиков приблизительно на 1 год. Ведущее психическое поведение - общение. «Конфликтный» возраст, так как подросток не достиг статуса взрослого и удаляется от статуса ребёнка, что выражается агрессивным поведением, подражанием манерам взрослого, стремлением перейти границу запрета.

В этот период у молодых людей наблюдается огромное желание обратить на себя внимание, проявить свою индивидуальность, самоопределиться. Подросток эмоционален, в чём-то неадекватен, нетерпелив. Иллюзорно воспринимает окружающую действительность. Он - максималист. Всё происходящее принимает близко к сердцу, отсюда резкие перепады в настроении от состояния «мир прекрасен» до отчаяния, неудовлетворённости, враждебности.

Именно в этот период основная задача педагога - понять, поддержать и направить интересы подростка в социализированное русло. Роль педагога как психолога - определить умственные способности каждого учащегося индивидуально для построения стратегии дальнейшего его развития. И здесь следует рассмотреть понятие интеллекта личности.

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации. [3, р. А18, англ.].

Следует учитывать, что в 12÷15 лет происходит нарушение слаженной работы организма в целом, возрастают умственные возможности и наблюдаются изменения в поведении. Интеллектуальное развитие быстро прогрессирует: развиваются абстрактное мышление, умение синтезировать и анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, критиковать, отличать главное от второстепенного. В период обучения с 5 по 8 класс резко меняется отношение к учёбе: повышаются требования к качеству изучаемого материала, его усвояемости, расширяются интересы и увлечения. Подросток уже в состоянии самостоятельно добывать и обогащать знания.

Итак, делаю вывод: существует прямая взаимосвязь между онтогенезом и развитием интеллекта.

Что можно сказать об образовании и интеллекте?

Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова); это процесс формирования ума, характера или физических способностей личности.

Суть же интеллекта и есть умственная способность индивида.

Теперь перейду к вопросу креативности в практике развития одарённости.

Креативность (англ. creativity) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям. [5]

Существуют противоречивые суждения и дискуссии ученых о творческих способностях (креативности):

  1. .Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором,не зависящим от интеллекта (Дж. Гилфорд [Gilford, 1967]; К. Тейлор [Taylor, 1985]; Г. Гру-бер [Gruber, 1982]; Пономарев Я. А., 1988).

  2. Как таковых творческих способностей (креативности) нет (Д. Векслер, Р.Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, С. Герберт и др.).

  3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. [1]

Айзенк (1995) высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. [4]

Я согласна с третьим вариантом суждений: у человека разумного осознанно на протяжении всей жизни развиваются познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память), меняется отношение к себе и окружающему миру; он ставит перед собой всё новые цели и достигает их, что в итоге способствует реализации своего «Я» как креативной (творческой) личности. Чтобы развить одарённую личность, следует развивать креативность. Одарённый ребёнок незауряден.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки. Они обладают высоким самоконтролем и внутренней свободой, могут казаться маленькими детьми и вести себя по-взрослому. Они успешно приспосабливаются к новой обстановке, инициативны, независимы в действиях и суждениях. Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, но тяжело воспринимают неудачу. Они сдержанны, скрытны, избегают риска, и держатся особняком. Дети с низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности, часто становятся «изгоями», с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, имеют необычные хобби; Они страдают от неверия в себя, очень тревожны. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей легко адаптируются, держатся в «середняках», довольны своим положением; самооценка - адекватная, уровень предметных способностей средний, общительны, пассивны в учебе.

Креативность и интеллект взаимосвязаны не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного процесса. В исследовании Е. Л. Григоренко была выявлена взаимодополнительность этих способностей при решении познавательных задач. [4]

Вывод: сущетвует крепкая неразрывная связь между онтогенезом, интеллектом, креативностью и образованием. Данная работа этот факт раскрывает и доказывает полностью.

В дополнение перечислю альтернативные методы и формы работы и предложения по усовершенствованию форм организации учебного процесса, которые могут способствовать качественному образованию одарённых детей.

Альтернативные методы работы с одарёнными детьми: технология исследовательских и творческих проектов, технология аукциона знаний, нетрадиционные формы организации занятий; предметные олимпиады, конкурсы, выставки, турниры; использование разноуровневый контроль знаний.

Альтернативные формы работы с одаренными детьми: организация самостоятельной работы учащихся; проведение исследований; проведение интегрированных занятий; проведение рейтинговой системы обучения; решение проблемных ситуаций. Возможно использование лекций, диалогов, дискуссий на определённые темы. Закрепление знаний следует проводить на практических занятиях.

Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть: выявление одаренных интеллектуально развитых креативно мыслящих детей следует проводить в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка с применением психодиагностики.

Возможность получить в любой образовательной организации, и в частности школе, образование, которое позволит и студенту и учащемуся достичь максимально высокого уровня развития, должен иметь каждый молодой человек. Следовательно, проблема дифференциации учебно-воспитательного процесса актуальна для всех детей и тем более для детей одаренных.

Список литературы:

  1. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одарённости»? c. 179-180 [электронный ресурс] - Режим доступа - URL: psycho.strategy48.ru>sites/default/files/p_book/…

  2. Карпенко П.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

  3. Gottfredson L.S.Mainstream Science jn Intelligence// Wall Street Journfl. December 13, 1994.

  4. gumer.info/bibliotek_Buks/psihol/drugin/13.php.

  5. persev.ru>kreativnost.

  6. teoria.ru>glava-1 - obrazovanie/p-2-obrazovanie-kak…

5


© 2010-2022