- Преподавателю
- Технология
- Технологическая карта урока Обработка накладного кармана
Технологическая карта урока Обработка накладного кармана
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернякова Н.И. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок технологии в 5 классе
Тема урока:
«Обработка накладного кармана»
Выполнила: учитель технологии
Чернякова Наталья Ивановна
Интегрированный урок в 5 классе.
Тема: «Обработка накладного кармана»
Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала с применением ИКТ и выполнением практической работы.
Цель урока:
- Ознакомление учащихся с историческими сведениями о кармане и его роли в одежде;
- Формирование навыков по подготовке деталей кроя к сметыванию и способов обработки накладных карманов; срезов и углов, с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, требовательности к себе.
Задачи урока:
- Формировать у учащихся знания, умения, навыки выполнения поузловой обработки кармана;
- Развивать умение сравнивать, выделять главное, решать поставленную проблему;
- Закрепить умение пользоваться инструкционными картами и приемами выполнения обработки карманов.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.
Оборудование:
Учебник,
рабочая тетрадь,
набор ручных инструментов,
детали кроя,
шаблон прямоугольного кармана,
ПК (с презентацией по обработке кармана),
инструкционные карты-схемы,
карточки-задания «1» с пословицами,
карточки - задания «2» с кроссвордом,
синквейн (дополнительное задание),
швейная машина,
утюг,
гладильная доска.
Ход урока:
Организационная часть
Приветствие учащихся
Проверка посещаемости
Проверка готовности к уроку
Произвольное разделение учащихся на две группы.
Проверка знаний предыдущего урока: (Поднятая рука-ответ)
Вопросы к учащимся:
-
Какое изделие мы с вами шьём? (ответы детей)
-
Каково его назначение? (ответы детей)
-
Величина, прибавляемая к выкройке изделия на обработку. (припуск)
-
Место соединения двух или нескольких деталей строчкой. (шов)
-
Ряд повторяющихся стежков на ткани. (строчка)
-
Каким швом обработаны края фартука. (швом в подгибку с закрытым срезом)
Сообщение познавательных сведений (мотивация):
Групповая работа по карточки-задания «1» с пословицами.
Спасибо в карман не положишь.
Считай деньги в своем кармане!
Тем хорошо, другим хорошо, а не плохо и нам, коли полон карман.
За словом в карман не полезет.
Беден карман, зато сердце богато.
В одном кармане смеркается, а в другом заря занимается
В одном кармане сочельник, в другом чистый понедельник.
Держи карман шире.
У Варвары все в кармане (о запасливом человеке).
Если у учащихся возникли затруднения в выполнении задания, то:
Учитель: Я дам подсказку, но вы ответ не произносите вслух, а просто дальше продолжаете работать.
Потайная кладовая и чего в ней только нет,
Здесь и ручки, и конфетки, и «копейка» на обед,
Ключ, мобильник, ластик, пульки,
В общем - всякие бирюльки.
С появлением кармана возникли народные пословицы и поговорки о смысле, которых, мы сейчас поговорим. Слово «карман» в них имеет как прямой, так и переносный смысл. (слайд: 1)
Капитан группы зачитывает получившиеся пословицы. Рассуждает о том, как понимает смысл пословиц.
Учитель: Для того чтобы узнать какой карман мы будем сегодня изучать, нужно разгадать ребус. (слайд: 2)
Сформулируйте тему урока.
Тема: "Обработка накладного кармана". Работа с технологической картой. (Запись числа и темы урока в технологическую карту).
Вчитайтесь внимательно в тему урока.
Вопрос: Поставьте пожалуйста цель?
Цель: Обработать накладной карман. (ответ детей)
Вчитайтесь в тему урока и скажите, что мы будем делать сегодня на уроке?
По какому плану будете работать на уроке?
Карточки на доске.
1. Познакомимся с историей.
2. Узнаем какие бывают (виды и формы карманов)
3. Научимся обрабатывать карман.
4. Обработаем карман.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с историей появления и видами карманов, с технологией обработки накладного кармана и самостоятельно обработаем карман.
Переходим к первому этапу.
(слайд: 3)
Немного истории:
Карманы не всегда имели место на одежде, прежде это было самостоятельное изделие - карман надевался и носился на поясе.
В до-карманную эпоху наличные деньги укладывали в «кармашек для добра» (Gurteltasche), который крепился к поясу, а наряду с ним к поясу крепился и кожаный мешочек для мелких денег.
В далёком прошлом одежда не имела карманов, рубаха славян подпоясывалась так, чтобы получалось нечто вроде мешочка. Нужные им вещи носились просто за пазухой.
(слайд:4) Карман в 14 веке.
Сначала это был карман-мешочек, чаще всего кожаный, который пришивали к одежде.
(слайд:5) У мужчин карманы висели на поясе, а у женщин под юбкой или фартуком. Карман- лакомник располагался на поясе.
(слайд:6) Карман как таковой появился только в последней трети 17 века. Впервые карманы были сделаны на камзоле Людовика 14.
(слайд:7) Позднее карманы стали пришивать к жилетам и брюкам. В 18 веке появились карманы, изготавливаемые вместе с одеждой.
(слайд:8) 20 век- торжества одежды с карманами. Они используются в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде.
(слайд:9) Еще некоторые современные способы использования кармана.
Карманы имеют как утилитарное, так и декоративное назначение.
Вопросы к учащимся: (работа по группам)
-
Какие по форме карманы вы знаете?
-
Где могут располагаться карманы?
(слайд:10) Какие бывают виды карманов.
(слайд:11) Формы и виды накладных карманов.
(слайд:12) Расположение карманов.
Мы разобрались с вами, что накладных карманов существует много: они могут быть разной формы, размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделия.
Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми.
Ну а сейчас нам предстоит подробно узнать об обработке накладного кармана. И в этом нам поможет инструкционная карта. Откройте учебники на странице 57. (Изготовление макета из бумаги)
(слайд:13) Технологическая карта изготовления кармана. Разметка кармана.
(слайд:14-17) Обработка верхних углов кармана.
(слайд:18) Обработка верхнего края кармана.
(слайд:19) Обработка нижних углов кармана.
(слайд:20) Обработка сторон кармана (заутюживание припусков).
(слайд:21) Разметка на детали фартука, приметывание.
(слайд:22) Настрачивание кармана на изделие.
(слайд:23) Карман в готовом виде.
Физминутка:
Поработали мы с вами
И, конечно же, устали.
Дружно все тихонько встали.
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Руки вверх поднимем выше
И легко, легко подышим…
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Отдохнули? Можете садиться,
Продолжаем мы учиться.
(слайд:24) Повторяем ТБ.
Прежде чем преступить к работе, нужно сдать экзамен по ТБ. Я читаю стихотворение, а вы дополняете.
Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы - дальше от иголки,
Поскорей убрали челки.
Давайте, повторим все вместе:
Хранить булавки в определённом месте.
Чтобы не болели зубы и живот,
Не брать иголки и булавки в рот.
На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми - может быть беда.
Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку поскорей поставь утюг!
Я экзамен принимаю и к работе допускаю.
Переходим к самостоятельной практической работе. Можно воспользоваться технологической картой в учебнике или последовательностью обработки, которые лежат на ваших рабочих местах.
(слайд:25) Последовательность выполнения работы.
Последовательность выполнения работы:
-
Перегни припуск на обработку верхнего края кармана по намеченной линии на лицевую сторону и приутюжь.
-
Подверни припуск верхнего среза на 10 мм и заутюжь.
-
Сметай и обтачай углы кармана на величину припуска по боковым срезам кармана по проложенным ручным строчкам.
-
Удали нитки сметочной строчки, выверни обработанный припуск верхнего среза кармана на изнаночную сторону, выправь уголки кармана колышком.
-
Заметай и застрочи подогнутый срез кармана на расстоянии 2 мм от края.
-
Удали нитки заметочной строчки, приутюжь верхний край кармана.
-
Заметай нижний и боковые срезы кармана по намеченным линиям.
-
Приутюжь карман с изнаночной стороны.
-
Наметь расположение кармана на изделии.
-
Наколи булавками по намеченным линиям, приметай карман к изделию.
-
Настрочи карман на изделие на расстоянии 2 мм от края, сделай закрепки в начале и конце строчки.
Во время выполнения практической работы учитель проводит целевые обходы:
-
Организация рабочего места:
-
Соблюдение правил техники безопасности
-
Выполнение работы в последовательности
-
Помощь (с помощью наводящих вопросов)
Ошибки (если одна общая ошибка у всех обучающихся, учитель останавливает работу и снова проводит инструктаж).
(слайд:26) Критерии качества выполненной работы.
ИГРА-ТЕСТ
Для проведения игры делим класс на 2 команды. Каждая команда совещается и отвечает на вопросы. Потом обмениваются и проверяют ответы друг друга. (5 мин на выполнение теста). Вопрос №1
Укажите правильную последовательность технологических операций при изготовлении кармана:
а) заметать нижние и боковые срезы кармана по намеченным линиям.
б) приутюжить карман с изнаночной стороны
в) заметай и застрочи верхний срез кармана
г) сметай и обтачай углы кармана на величину припуска
по боковым срезам (вгаб)
Вопрос №2
Каким швом обрабатывают верхний срез кармана?
а) сметочным
б) наметочным
в) швом в подгибку с закрытым срезом (в)
Вопрос №3
Название изделия, которое мы шьем?
а) халат
б) фартук
в) рабочая одежда
г) брюки (б)
Вопрос №4
Название операции влажно - тепловой обработки, при которой уменьшается толщина шва?
а) приутюжить
б) заутюжить
в) разутюжить (а)
Вопрос №5
По окончании работы нужно?
а) оставить все на местах
б) убрать рабочее место
Рефлексия:
Эмоциональное восприятие урока. (Голосование цветными квадратами)
Красный- урок не понравился. Было трудно, не понятно.
Желтый- испытывали трудности при работе. Было скучно.
Зеленый- урок понравился. Мне изученный материал пригодится в жизни.
Самооценка. (Голосование цветными квадратами)
Какую оценку поставите себе при работе в группах?
Какую оценку поставите себе при самостоятельной работе?
Красный- 3, желтый- 4, зеленый- 5.
(слайд:27) Домашнее задание:
-
Разгадать кроссворд (раздать карточки - задания).
-
сочинить СИНКВЕЙН про карман. (слайд:28)
Уборка рабочих мест.
Приложение 1
Карточка - задание
Вопросы:
1. Что поможет раскроить карман? (выкройка)
2. Каким швом обрабатывается верхний срез кармана? (закрытым)
3. Что нужно прибавить при раскрое кармана? (припуски)
4. При подготовке кармана, что нужно сделать с боковыми и нижним срезами? (заметать)
5. Кружева к краям кармана нужно, что сделать? (приметать)
6. Инструмент бывалый - не большой, не малый. у него полно забот- он и режет, и стрижёт. (ножницы)
Приложение 2
Синквейн по теме карман
-
одно существительное
-
два прилагательных
-
три глагола, характеризующие его действия
-
фраза из четырех слов
-
одно слово, синоним к существительному из первой строки.