- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии. 1 класс. УМК Начальная школа 21 века
Рабочая программа по технологии. 1 класс. УМК Начальная школа 21 века
Раздел | Технология |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Финюшина Н.А. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»
Рассмотрена
на заседании МО учителей
начальных классов
протокол №______________
«_____»_____________________ 2014 г.
Руководитель ШМО
__________________Селиванова Е.Г.
Согласовано:
Зам. по УВР МОАУ СОШ № 35 г. Орска
___________________________Кубрякова Н.С.
«_____»_____________________ 2014 г.
Утверждаю:
Директор МОАУ СОШ № 35 г. Орска
____________________________ Бадаева Е.Н.
«_____»_____________________ 2014 г.
Рабочая программа
по технологии для 1 класса.
Составитель:
учитель начальных классов
Финюшина Наталья Анатольевна
Орск, 2014
Рабочая программа по технологии.
1 класс. УМК «Начальная школа 21 века».
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу « Технология» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по технологии, авторской программе Е. А. Лутцевой «Технология». Ступеньки к мастерству» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
1.Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Цель курса «Технология. Ступеньки к мастерству» - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
В связи с этим задачами курса являются:
-
развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;
-
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;
-
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
-
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
-
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
-
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
-
овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
-
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением;
Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
2.Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения.
Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно - теоретический, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
-
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
-
степень самостоятельности;
-
уровень творческой деятельности
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих учебных действий:
овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На реализацию программы по технологии в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 33 часа (1 час в неделю).
4. Особенность по отношению к ФГОС НОО: требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС.
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально - личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно - преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
5. Универсальные учебные действия, формируемые на предмете.
Личностные УУД:
- самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстра- цией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, исполь- зуя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и груп- пировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия.
Средством формирования этих действий служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение чувствовать мир, его материальную культуру.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
6. Планируемые результаты освоения программы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 1 класса учащиеся должны:
Иметь представление:
-
о роли и месте человека в окружающем мире;
-
о созидательной, творческой деятельности человека;
-
о роли природы в жизни человека;
-
о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
-
о некоторых профессиях;
-
о силах природы, их пользе и опасности для человека;
-
о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит её вред.
Знать:
-
что такое деталь как составная часть изделия, что такое конструкция, какие конструкции бывают (однодетальные и многодетальные), что такое неподвижное соединение деталей;
-
виды материалов - природные, искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления;
-
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
-
способы разметки: сгибанием, по шаблону;
-
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
-
виды отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка и её варианты;
-
название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними.
Уметь:
-
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
-
различать материалы и инструменты по их назначению;
-
различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
-
качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами;
-
использовать для сушки плоских изделий пресс;
-
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
-
выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
Владеть общетрудовыми и общеучебными умениями:
Под контролем учителя:
-
рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.
С помощью учителя:
-
проводить анализ образца, планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку;
-
при поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
7. Содержание программы.
Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.
Разделы и темы.
1. Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры
1.1. Общее представление о материалах
1.2. Общее представление о конструкции изделий
1.3. Технология обработки бумаги:
- Свойства бумаги
- Инструменты и приспособления
- Основы графических умений, разметка деталей (сгибанием, по шаблону)
- Клеевое соединение деталей
1.4.Технология обработки ткани:
- Свойства ткани
- Швейные инструменты и приспособления
- Отделка изделий прямой строчкой.
Ценностные и межпредметные ориентиры содержания учебного предмета.
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов вычислений , построение форм с учетом основ геометрии; работа с геометрическими фигурами, телами , именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно - прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания. Изучение этнокультурных традиций. Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия , материалов и способов их обработки , сообщение о ходе действий и построении плана деятельности , построение логических связанных высказываний в рассуждениях , обоснованиях , формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
8. Описание учебно - методического обеспечения образовательного процесса.
Лутцева Е. А. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2011
Календарно-тематическое планирование.
Календарные сроки | № урока | Раздел (кол-во часов, тема) | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности | ||
|
| Тема | Кол-во часов | Освоение предметных знаний | УУД |
|
1 четверть (9 часов). | ||||||
Что нас окружает? (3 часа). | ||||||
| 1 | Что ты видишь вокруг? | 1 | Знать, что такое деталь (составная часть изделия); что такое конструкция, и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
| Познавательные
Коммуникативные
Личностные
| Экскурсия, игры на воздухе: «Кто назовет больше предметов окружающего мира» (классификация предметов по признакам - природные и рукотворные). |
| 2 | Мир природы. Окружающий мир нужно беречь. | 1 | Знать, что такое деталь (составная часть изделия); что такое конструкция, и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
| Как засушить листья. Экскурсия «Как люди нашего города относятся к природе». | |
| 3 | Мир рукотворный. | 1 | Знать, что такое деталь (составная часть изделия); что такое конструкция, и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
| Работа в парах. | |
Кто, где живет? (6 часов). | ||||||
| 4 | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем. | 1 | Знать, какое соединение деталей называют неподвижным; виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления; последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.
| Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
| Экскурсия в комнату природы. |
| 5 | Если захочешь - сделаешь. | 1 | Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, чертежи;
| Уборка классной комнаты. | |
| 6 | Готовим праздник. | 1 | Различать материалы и инструменты по их назначению; различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами.
| Ждем гостей. Изготовление приглашений для родителей. | |
| 7 | Готовим праздник. | 1 | Классный праздник «День именинника». Украшение праздничного стола. | ||
| 8 | Подари сказку «Колобок». | 1 | Лепка героев сказки. | ||
| 9 | Подари сказку «Колобок». | 1 | Спектакль для гостей. Сказка «Колобок».
| ||
2 четверть (7 часов). | ||||||
Азбука мастерства (7 часов). | ||||||
| 10 | Из чего сделан рукотворный мир? | 1 | Учить безопасному использованию и хранению режущих и колющих инструментов (ножницы, иглы); выполнять правила культурного поведения в общественных местах.
| Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
| Экскурсия «Что из чего сделано?» |
| 11 | Подсказывает природа. | 1 | Игра «Какой предмет лишний?» (классификация по материалам). | ||
| 12 | Подсказывает природа. | 1 | Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами; использовать для сушки изделий пресс;
| Изготовление изделий из природного материала. | |
| 13 | Как устроены разные изделия? | 1 | Игра «Чья деталь?» (определение целого по его части). Творческая работа «Нарисуй свой предмет - загадку». | ||
| 14 | Целое и части. Изделие и его детали. | 1 | Знать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; способы разметки: сгибанием, по шаблону; способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА. | Игра «Однодетальные и многодетальные изделия» (классификация предметов по конструктивным признакам). | |
| 15 | Шаг за шагом. | 1 | Этапы работы над изделиями из разных материалов. | ||
| 16 | Шаг за шагом. Пластилин - волшебник.
| 1 | Рационально использовать рабочее место с используемым материалом; выполнять правила культурного поведения в общественных местах.
| Изготовление поделок из пластилина. Украшение изделий. | |
3 четверть (9 часов). | ||||||
Работаем с бумагой (2 часа). | ||||||
| 17 | Что можно изготовить из бумаги, а что - из ткани? Как соединить детали? | 1 | Различать материалы и инструменты по их назначению; различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами; использовать для сушки изделий пресс; безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); выполнять правила культурного поведения в общественных местах.
| Познавательные
Регулятивные
Личностные
| Игра «Найди среди окружающих тебя предметов изделия из бумаги и ткани» (классификация материалов по видам). |
| 18 | Что можно сделать из бумаги? Учимся наклеивать детали. | 1 | Подставка из бумаги для кисточки. | ||
Помощники мастера (3 часа). | ||||||
| 19 | Зачем человеку нужны помощники? Познакомься с ножницами. | 1 | Различать материалы и инструменты по их назначению; различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами; использовать для сушки изделий пресс; безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы).
| Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
| Учим кисточку работать аккуратно. Правила по ТБ при работе с ножницами. |
| 20 | Фантазии из бумаги. | 1 | Изготовление аппликаций из бумаги. | ||
| 21 | Почему ножницы разные? Семья режущих инструментов. | 1 | Приручаем ножницы. Изготовление аппликации из резаных цветных кусочков бумаги. | ||
Сначала нарисуем (3 часа). | ||||||
| 22 | С кем линии дружат? Какие бывают линии? | 1 | Знать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; способы разметки: сгибанием, по шаблону; способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты; названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами;
| Познавательные
Регулятивные
Личностные
| Хитрые точки |
| 23 | Из ниток и веревочек. | 1 | Составление узоров из разноцветных линий | ||
| 24 | Узоры из веревочек. | 1 | Изготовление салфеток с рисунком из веревочки | ||
Много и ровно (1час). | ||||||
| 25 | Размечаем круги. Размечаем прямоугольники. | 1 | способы разметки: сгибанием, по шаблону; способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты; |
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
| Разметка и вырезание кругов. Изготовление аппликации из круглых деталей. Разметка и вырезание прямоугольников. Изготовление карточек домино (групповая работа).
|
4 четверть (8 часов). | ||||||
Много и ровно (3 часа). | ||||||
| 26 | Размечаем треугольники. | 1 | Знать способы разметки: сгибанием, по шаблону; способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты. | Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
| Разметка и вырезание треугольников из одного квадрата. Мозаика. Аппликация «Цирк». |
| 27 | Без инструментов. Несложные приемы сгибания.
| 2 | Тренируй сообразительность. Изготовление игрушек без ножниц и клея. Оригами. | ||
| 28 | Без инструментов. Несложные приемы сгибания.
|
|
| Тренируй сообразительность. Изготовление игрушек без ножниц и клея. Оригами. | |
Работаем с тканью (5 часов). | ||||||
| 29 | Свойства бумаги и ткани. | 1 | Учить использовать для сушки изделий под пресс; безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); выполнять правила культурного поведения в общественных местах; знать виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты; названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами.
| Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
| Изучение свойства бумаги и ткани. |
| 30 | Иглы и булавки. | 1 | Изготовление домика для иголок и булавок. | ||
| 31 | Комплексная работа «Книжкина больница». | 1 | Учимся беречь книги. | ||
| 32 | Прямая строчки и ее дочки. Учимся красиво вышивать. | 1 | Изготовление ленты-закладки для книг. | ||
| 33 | Хитрые узелки. | 1 | Учимся завязывать узелки. |