План – конспект урока по трудовому обучению. «Капелька жизни»

План – конспект  урока по трудовому обучению.   Класс: 1,4 (разновозрастные группы).   Имя урока: «Капелька жизни». Тема урока: Работа с бумагой. Обрывная аппликация «Капелька жизни» Цели и задачи урока: ·        пропагандировать добровольное и безвозмездное донорство; ·        воспитание способности подавить в себе страх, неуверенность, растерянность, мешающие проявлению сострадания; ·        выполнение плоской обрывной аппликации,  не используя шаблоны. Тип урока: комбинированный Вид урока: урок  практических действий, обучение по вертикали. Методы урока: ·        метод практических действий; ·        эвристическая беседа; ·        работа в парах; Учебные материалы: разные виды бумаги, фантики от конфет, демонстрационный  образец изделия, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, опорные карточки на тему «Милосердие», заготовка для коллективного панно, таблица по технике безопасности.
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока по трудовому обучению.


Класс: 1,4 (разновозрастные группы).

Имя урока: «Капелька жизни».

Тема урока: Работа с бумагой. Обрывная аппликация «Капелька жизни»

Цели и задачи урока:

  • пропагандировать добровольное и безвозмездное донорство;

  • воспитание способности подавить в себе страх, неуверенность, растерянность, мешающие проявлению сострадания;

  • выполнение плоской обрывной аппликации, не используя шаблоны.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок практических действий, обучение по вертикали.

Методы урока:

  • метод практических действий;

  • эвристическая беседа;

  • работа в парах;

Учебные материалы: разные виды бумаги, фантики от конфет, демонстрационный образец изделия, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, опорные карточки на тему «Милосердие», заготовка для коллективного панно, таблица по технике безопасности.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. «Круг радости»

  3. Актуализация знаний.

Учитель: Дети, вы конечно же, не раз слышали о милосердии. Что значит это слово? ( составление карты ассоциаций)

Дети: (афиширование ответов)

- Доброе и сострадательное отношение людей друг к другу.

- Ко всему живому.

- Стремление помочь тому, кто нуждается в помощи.

Учитель: как вы думаете, крепко ли будет стоять дом, если строители не скрепили кирпичи раствором?

Дети: Нет, рано или поздно он развалится.

- Его не спасут никакие подпорки.

Учитель: А без милосердия не устоять нашему человеческому дому - миру. Признайтесь, когда вы сделаете что-то хорошее и полезное - дома или в школе, вам хочется, чтобы это заметили, похвалили вас? Желание это естественное, в нём нет ничего плохого, стыдного, но…

Предположим, вы без всяких просьб родителей сели однажды вечером с младшим братом или сестрой и научили его лепить из пластилина слона или вымыли посуду после ужина. Мама порадовалась, похвалила - это приятно. В следующий раз вы научили брата считать до десяти, а мама не отреагировала - может быть, устала или была занята… немножко обидно, правда: старался, старался, а тебе - ни ответа, ни привета… будете ли вы завтра и послезавтра заниматься с братом и помогать по дому - без маминых просьб?

(Ответы детей)

(На доске появляется запись)

Милосердие.(дети по одному вытягивают полоску с высказыванием и поясняют значение)

  1. Отзывчивый человек - идущий на помощь без рассуждений: «Что я за это буду иметь?»

  2. Единственная награда - когда доброе дело достигает цели, действительно помогает кому-то.

  3. Милосердный человек намного счастливее тех, кто отзывчив напоказ и за плату.

- Послушайте одну историю, взятую из жизни, которую для нас подготовила ученица нашего класса.

Был солнечный день. На широкой многолюдной аллее, ведущей к большому универмагу, лежал человек, сбитый проезжающей мимо машиной. Человек истекал кровью. А на стене универмага двигались стрелки часов. Они двигались неторопливо, будто давая шанс лежащему на земле и тем, кто проходил рядом. Но никто этим шансом не воспользовался. Пока приехала «скорая», время, когда можно было удержать уходящую из человека жизнь, ушло - вместе с этой жизнью…

- Можно ли сказать, что проходящие мимо люди были равнодушными, лишёнными сострадания?

Дети: Они не помогли, так как были скованы страхом, растерянностью.

- Они не знали простейших навыков, необходимых в подобной ситуации.

Учитель: Вот мы и подошли к очень важному моменту. Кто из вас не слышал слово донор или выражение переливание крови ?

(Все дети знакомы с этими выражениями)

- Кого называют донором?

Дети: Донор - это человек, сдающий свою кровь другому.

Сообщение ученика: Слово донор происходит от латинского глагола donare, что означает дарить. Доноры - высоко гуманные люди, живущие по принципу «человек человеку - друг».

Донором может стать любой здоровый человек от 18 до 60 лет. Каждый человек может дать кровь, придя на станцию переливания крови. И эта кровь спасёт чью-то жизнь.

А в ваших семьях кто-нибудь из взрослых сдавали кровь? Были донорами?

(Рассказы детей)

- А хотели бы вы, дети, стать донорами?

Дети: Да, но я ещё маленький.

- Когда я вырасту, я стану донором, чтобы моя кровь спасла кому-нибудь жизнь.


  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке я предлагаю вам, поработать в разновозрастных мини группах представить себя донором. Каждый из вас изготовит свою символическую капельку крови. Пусть она будет символом милосердия и сострадания и в будущем вольётся в большую «реку жизни», и от каждой вашей капельки станет больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, которые, оказавшись рядом с лежащим на земле прохожим, не станут наблюдать в молчаливом сочувствии, как вместе с минутами уходит жизнь человека, а сделают всё, чтоб удержать её до появления «скорой».


  1. Планирование хода работы.

Учитель: Посмотрите на свои парты и скажите с каким материалом мы будем с вами работать.

Дети: С бумагой.

Учитель: Послушайте одну историю о приключении простого фантика. А из чего сделан фантик? Правильно из бумаги.

Приключения фантика.


Жил-был Фантик. Он был очень красивый. Раньше в него была завернута вкусная карамелька, но её съели и фантик положили в книжку. Грустно стало Фантику: не с кем поиграть, поспорить, особенно о том, что он красивее.

Лежит Фантик, скучает. И вдруг кто-то спрашивает:

-Ну что вздыхаешь, братишка?

Встрепенулся Фантик, стал оглядываться. Никого не, только листочки книжки шелестят.

-Это мы тебя позвали, ты же бумажка, как и мы.

- Ничего себе родственники, - отвечает Фантик, - вы вот просто белые, в закорючках каких-то, а я - красавец!

- Ах ты Фантик - хвастунишка, да знаешь ли ты , что это за закорючки? Кто читать умеет, тот узнает, почему ты тоненький и пёстрый. А есть бумажки белые и блестящие, есть шершавые, будто песком посыпаны, а есть волшебные - над ними фотограф поколдует и вдруг на белом листе появятся деревья, цветы, а может и ты, Фантик.

Эту твою родственницу - волшебницу зовут Фотобумага.

Смутился Фантик, вот, оказывается, какие у него замечательные родственники. И говорит робко:

- А скажи мне, пожалуйста, уважаемая книжечка, почему это мы все родственники, ведь мы такие разные.

И решила книжка рассказать Фантику, откуда он взялся.

-Лежи тихо, Фантик, закрой глазки и слушай.

…Далеко - далеко растёт дремучий лес. Стоят старые и могучие деревья, рядом кудрявятся молоденькие деревца. Тесно в лесу, темно. Как пройдёт буря, падают одряхлевшие великаны, ломают молодой лес. И придумали люди лес прореживать.

Ты ведь слышал, что если дерево спилить и очистить от сучьев, то из бревна можно сделать очень много полезных вещей: и мебель, и посуду, и дом, и многое -многое другое. А если дерево размолоть в крошку и хорошенько её проварить, получится целлюлоза, из которой сварят специальную «кашу» - жидкую бумагу. Вместо соли, сахара и масла в эту кашу добавят клей, мел и другие вещества. Потом специальные машины воду отцедят, «кашку» размажут тонким слоем, высушат, выгладят и получится длинная белая лента - бумага. А чтобы бумага получилась разная, всякий раз в древесную «кашку» подмешивают разные добавки. Подольют краски - вот и цветная бумага, добавят побольше мела и клея- белоснежная, блестит.

- Послушай, книжечка, перебил Фантик, а как же получается, что у меня только с одной стороны картинки, почему они насквозь не проварились?

-Какой нетерпеливый Фантик! Сейчас дойдём и до этого. Слушай дальше. Вот сварили белую бумагу. Высушили, выгладили, длинную ленту скатали в толстый рулон рол называется. От него потом будут отрезать, сколько нужно. Нарежут листов, а уж на них и картинки нарисовать можно, и сказку про тебя напечатать.

-Замечательно, -говорит Фантик, значит, от большого рола будем отрезать кусочки: из одного фантики сделаем, из другого пакеты для молока, из третьего книжку.

- Остановись, Фантик, ты всё перепутал. Давай разберёмся. Сварили, например, «кашку» для толстой белой бумаги, чтобы на ней ребята акварельными красками лес рисовали. Получился большой рол такой бумаги. Как же от него можно отрезать кусочек для Фантика, если ты тоненький и почти прозрачный?

- Понял,- отвечает Фантик, - нужно другую «кашку» варить, специально для тонкой прозрачной бумаги.

- Вот теперь правильно. Для каждого вида бумаги, варят «кашку» по своему рецепту.

И уж потом на одной бумаге печатают красивые картинки и заворачивают в неё конфеты, а к другой, например, приклеивают металлическую фольгу - получается упаковка для чая. Так что родственников у тебя очень много. Если хочешь с ними познакомиться поближе, надо отправиться в путешествие в страну «Коллекция». Там узнаешь, почему одни толстые и матовые, другие тонкие и блестящи, одни легко гнутся и размокают в воде, а другие совсем воду не пропускают и согнуть их очень трудно. Но это уже другая история.

(Учитель показывает образец капельки)

Учитель: Рассмотрите внимательно капельку и скажите, каким способом вы сегодня будете работать.

Дети: Мы будем выполнять обрывную аппликацию.

Учитель: Какой цвет мы будем использовать в работе?

Дети: Мы будем использовать красный цвет.

-Красный цвет - это цвет крови.


  1. Повторение техники безопасности при работе с клеем и ножницами.

  1. Что нужно для урока труда

а) Придерживай порядок на рабочем месте.

б) Соблюдай правила безопасности труда.

При работе с ножницами.


  1. Не держи ножницы концами вверх, не носи их в карманах.

  2. Не работай ножницами с ослабленным шарнирным креплением.

  3. Не режь ножницами на ходу, не переходи к товарищу во время резания, не оставляй ножницы в открытом виде.

  4. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, держи их за рабочую часть (кольцами в сторону товарища).

  5. При работе ножницами следи за пальцами левой руки.

  6. Клади ножницы на парту (стол) так, чтобы они не свешивались с края парты (стола).

  7. При резании бумаги (тонкого картона) по прямой линии лезвия ножниц разводи не полностью, режь средней частью лезвия. При резании бумаги по криволинейным очертаниям или окружности лезвия ножниц разводить широко и резать небольшим участком рядом с осью шарнира.

  8. Наружный контур вырезай против часовой стрелки.

  9. При вырезании деталей, имеющих форму окружности, поворачивай бумагу.

  10. Линию разметки оставляй на вырезаемых деталях.

При работе с клеем.


  1. Подложи под наклеиваемое изделие клеенку.

  2. Нанеси клей кисточкой равномерно тонким слоем.

  3. Наклей деталь и притри через бумагу.

  4. Высуши под прессом.

  5. Не разбрызгивай клей по сторонам. Остерегайся попадания клея в глаза.

  6. Имей под рукой тряпочку для вытирания рук.

  7. После работы помой руки с мылом.

г) Работай по плану

- Как устроено изделие?

- Сколько деталей?

- Какой они формы?

- Как они соединены?

- Из какого материала сделаны?

д) Что нужно для работы?

е) Работай аккуратно и красиво.


  1. Технологическая карта


  1. Дети способом обрывания готовят необходимое количество обрывных кусочков бумаги красного цвета.

  2. Намазывая клеем каждый кусочек, дети плотно наклеивают его на основу, прижимая кусочки, друг к другу.


  1. Самостоятельная работа учащихся.

Дети работают самостоятельно. В случае необходимости учитель помогает им. После изготовления капельки дети соединяют свои работы в общее панно «Река жизни».


  1. Итог урока.

Учитель: Ребята, вам нравится изготовленное вами панно?

Дети: Да, оно красивое?

- На этом панно наши капельки крови впадают в большую реку.

- Чем больше капелек, тем больше людей можно спасти.

Учитель: Действительно, пусть в мире будет как можно больше добрых, отзывчивых и милосердных людей. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Каждый из вас сегодня на уроке представил себя донором, отдал свою символическую капельку крови большой «реке жизни». А наше Панно мы подарим в больницу.


Самоанализ открытого урока

Тема урока: Работа с бумагой. Обрывная аппликация «Капелька жизни»

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

  • пропагандировать добровольное и безвозмездное донорство;

  • воспитание способности подавить в себе страх, неуверенность, растерянность, мешающие проявлению сострадания;

выполнение плоской обрывной аппликации, не используя шаблоны.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок практических действий

Методы урока:

  • метод практических действий;

  • эвристическая беседа;

  • работа в парах;

Учебные материалы: разные виды бумаги, фантики от конфет, демонстрационный образец изделия, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, опорные карточки на тему «Милосердие», заготовка для коллективного панно, таблица по технике безопасности.

Данный урок проведен в форме урока практических действий с разновозрастной группой учащихся.

Структура урока включает: мотивацию учащихся, целеполагание на каждом этапе урока, повторение, закрепление и углубление знаний, обратную связь, подведение итогов.

На уроке было эффективно использовано необходимое материальное и организационное обеспечение урока: разные виды бумаги, фантики от конфет, демонстрационный образец изделия, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, опорные карточки на тему «Милосердие», заготовка для коллективного панно, таблица по технике безопасности.

Урок носит научный характер, прослеживаются межпредметные связи и связь с жизнью.

Начало урока прошло в интересной форме, эмоционально настроила ребят на работу, желание работать не покидало ребят на протяжении всего урока.

На этапе закрепления основных знаний детей по теме повторила правила техники безопасности при работе с клеем и ножницами. Была применена наглядность: плакаты, рисунки. Усвоению новых знаний способствовал рассказ , карточки - помощницы. Учащиеся сами приходят к выводу, как необходимо донорство.

Реализация образовательных, развивающих и воспитательных целей урока способствовал обоснованный и правильный отбор методов, приёмов и средств обучения, их соответствие возрастным и психологическим особенностям школьников. Была проведена физкультминутка с целью снятия утомления с глаз, напряжения с мышц рук и спины.

Смена различных видов учебной деятельности, эмоциональность подачи материала позволили поддерживать на всех этапах урока высокую активность и работоспособность класса.

На протяжении всего занятия прослеживалась доброжелательность в отношениях, что позволило учащимся реализовать свои учебные и творческие возможности, укрепить веру в свои силы.

Урок продуктивный, результативный, поставленные цели достигнуты.



© 2010-2022