Коррекция и развитие психофизических функций учащихся посредством трудовой подготовки

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3».










Коррекция и развитие психофизических функций учащихся

посредством трудовой подготовки.



Учитель трудового обучения: Гоголинская Ольга Николаевна.


Как и массовая школа, специальная (коррекционная) школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности. Следует однако отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и специальной (коррекционной) школами, коррекционная школа имеет еще свои специфические задачи.

Задача специальной (коррекционной) школы VIII вида - это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество, т.е. успешная социализация. Вопросы успешной социализации данной категории граждан невозможно рассматривать в отрыве от ее конечного результата - их трудоустройства.

Моя цель, как учителя трудового обучения в коррекционной школе 8 вида - это формирование умений, необходимых для успешной социально - трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Для достижения данной цели в процессе обучения я ставлю следующие задачи:

- формировать доступные школьникам технические и технологические знания;

- развивать общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

- обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;

- воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство

долга, и др.);

- формировать коммуникативные умения;

- формировать мобильность.

Для более или менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:

1) усвоение (осознание) цели работы;

2) усвоение порядка операций, необходимых для изготовления вещи;

3) умение производить оценку своей работы».

Трудовая подготовка учащихся с недостатком интеллекта - это система, включающая весь комплекс учебно-воспитательной работы, направленный на развитие учащихся.

Один из самых значимых принципов, на котором построено обучение в коррекционной школе - коррекционно - развивающий, который направлен на коррекцию недостатков и развитие психофизических качеств детей с интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционная работа включает в себя деятельность учащихся, которая продвигает их в развитии. К основным моментам такой деятельности относится понимание учебного материала, связь теоретического материала с практической работой, развитие самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий и умения контролировать их результаты.

Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны существенные недостатки, охватывающие различные стороны психики. Однако любые отклонения, проявляясь в различных психофизических процессах и свойствах личности школьника, не находятся на одном уровне по отношению к нормальному развитию: одни из них значительно отличают ученика с проблемами в развитии, другие менее существенны, они меньше влияют на трудовую подготовку.

Ученик с интеллектуальной недостаточностью ограничен в своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и духовных потребностей, мировоззрение, но может не уступать умственно полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других качеств личности. У большинства учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида отсутствуют такие нарушения физического развития, которые бы существенно мешали их трудовому обучению и воспитанию. Таким образом, психофизические особенности этих детей таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны личности. Это положение позволяет осуществлять трудовую подготовку учащихся с недостатком интеллекта по двум направлениям:

• опора на сохранные способности;

• расширение возможностей учащихся в трудовой деятельности.

Для решения задачи коррекции и развития на уроках декоративного цветоводства, я разработала и применяю систему упражнений направленных на коррекцию и развитие психических функций учащихся.

Примеры упражнений направленных на коррекцию и развитие

психических функций учащихся на уроках декоративного цветоводства.

Задания на развитие и коррекцию памяти .

.

1.Задание по карточкам: определить название цветка.

Коррекция и развитие психофизических функций учащихся посредством трудовой подготовки.Коррекция и развитие психофизических функций учащихся посредством трудовой подготовки.Коррекция и развитие психофизических функций учащихся посредством трудовой подготовки.

2. «Запомни»

запоминаем названия комнатных растений, показывая данные цветы в кабинете.

3. «Запомни предметы»

Запомнить разложенные на столе предметы. После изменения определить, что изменилось.

4. «Зарисуй по памяти»

Зарисовать по памяти размеры семян-клещевина, бархатцы, петунья.

5. «Распредели растения по группам»: однолетние, многолетние-бархатцы, агератум, астры, ирисы, флоксы, цинерария, гладиолусы, тюльпаны.

Упражнения на развитие и коррекцию мышления.

  1. «Найди лишнее» .

Петунья, агератум, бархатцы, гладиолусы.

  1. «Сравни».

Дается по два комнатных растения-хлорофитум, монстера;

Фиалка,пеларгония;

Что общего у этих растений?

Чем они отличаются друг от друга?

  1. «Классификация».

Даны 4 слова-клумба, газон, цветы, тротуар;

Земля, лопата, забор, грабли;

Три слова объединены общим признаком, одно лишнее.

  1. «Заполни пропавшие буквы».

Т..льпан, п..он, гв..здика,геор..ины;

Упражнения на развитие и коррекцию внимания.

  1. «Найди 5 различий».

Даю иллюстрации 2 растений-георгины и пионы;

Флоксы и хризантемы;

  1. «Собери рисунок».

Даю пазлы растения, нужно собрать.

Упражнения на развитие восприятия.

  1. «Восприятие величины предметов».

Предлагаю на газ определить размер клумбы около школы; рабатки вдоль здания школы; через какое расстояние посажены кусты спиреи около школы.

  1. «Волшебный мешочек».

На ощупь определить семена какого однолетнего растения находиться в мешочке.

Как показывает практика, правильно созданные условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических.

Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.





© 2010-2022