«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

Раздел Технология
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ СОШ №5





«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

Из опыта работы



Выполнила:

Учитель нач.классов

Сиротина И.А.

2013г.

« Творчество - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».

( психолог В.В. Давыдов )

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Начиная, учится в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Современный компьютер является для ребёнка тем равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которых ему так не хватает. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учёбе, но и возможности регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрения правильных решений позитивно складываются на мотивации.

Многие исследователи отмечают, что традиционное школьное обучение направлено в первую очередь на развитие логического, «критического», «конвергентного» мышления, то же время не уделяется должное внимание творческому мышлению; более того, в условиях школьного обучения оно зачастую «гасится». Вспоминая свои школьные годы, представители разных стран Р.Стернберг и Е.Григоренко приходят к одинаково грустному заключению. Педагоги не предлагали им творить на уроках, поскольку ученикам «полагалось запоминать, усваивать, отвечать на вопросы учителя и излагать написанное в учебниках»

Анализируя причины этого явления, можно сделать вывод, что недостаток внимания к творчеству во многом определяется требованиями общества, а регулятором их выступает государство и система школьного образования. «Длительное время творчество … являлось уделом единиц». Современное же общество, по мнению многих исследователей, все в большей степени нуждается в творчески мыслящих гражданах.

В настоящее время меняются сами требования общества к творческой активности человека. Высокие темпы развития в производстве и в социальной сфере, ужесточение конкуренции, сложнейшие проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному человеку, формируют своеобразный запрос на «человека творческого».

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану во втором классе на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Кружок «Очумелые ручки» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Актуальность программы.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа «Очумелые ручки» была разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.

При разработке данной программы были проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся.

Содержание программы «Очумелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии) в освоении различных видов и техник искусства.

В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Рукоделие из ниток», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом».

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу - и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю - и понимаю.

Педагогические принципы:

- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Методические указания:

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Разделы программы.

I. «Работа с бумагой и картоном».

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги - способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие - развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

II. «Работа с природным материалом».

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

Мозаика с использованием семян

III. «Работа с тканью». (5 часов)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

1. Аппликация из ткани.

2. Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка».

Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»

IV. «Рукоделие из ниток».

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

Нитки - один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна - фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

В каждом доме есть вязаные вещи, которые вышли из моды, потеряли форму, стали малы. Неужели их нужно выбросить на свалку? Дадим им шанс послужить нам ещё. Стоит привести их в порядок: выстирать, высушить, распустить, смотать в клубки - и вот уже готова замечательная пряжа различного цвета для поделок.

Такие нитки годятся как для вышивки, так и для изготовления забавных куколок, зверюшек, помпончиков.

Обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова «помпон - шарик из мягкого материала на головном уборе, домашних туфлях, на бахроме».

V. «Работа с бросовым материалом».

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

«Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии».

О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»





«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»



«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»«Реализация потенциальных способностей детей через техническое и художественное творчество»

© 2010-2022