- Преподавателю
- Технология
- Технологическая карта урока Золотое Узорочье
Технологическая карта урока Золотое Узорочье
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пралич С.В. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока по методике преподавания продуктивных видов деятельности в школе
Преподаватель: Пралич С.В.
ПМ 01.Преподавание по программам начального общего образования
МДК. 01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом,
Специальность: 050146 Преподавание в начальных классах, уровень подготовки: углубленная.
Группа 201
Тема: «Орнамент. Виды и структура орнамента. Разнообразие и общность народного орнамента: «Золотое узорочье»
Цель: повторение и закрепление знаний о видах и структуре декоративных орнаментов на примере народных промыслов России;
Задачи:
формирование представлений о стилизации в орнаменте;
развитие умений различать и выполнять элементы декоративной росписи;
воспитание любви и уважения к народному искусству.
Методы проведения урока:
Вербальные, невербальные,
Наглядно-демонстрационные,
Практические, частично-поисковые.
Тип урока: урок повторения знаний .
Межпредметные связи: литература, музыка, история, технология.
Дидактическое оборудование:
Для учителя: слайдовая презентация. Таблицы.
Карточки для учащихся с изображением последовательности выполнения основных элементов росписи, схемы узоров.
Литературный ряд: стихи о народных промыслах России..
Музыкальный ряд: русские народные песни (минусовки),
ТСО: компьютерное оборудование.
Материалы и инструменты: плотная бумага, гуашь, кисти, схемы орнамента (шаблоны).
Для обучаемых: альбомные листы, акварель, кисточки, баночки с водой, тетради для конспектов лекций.
УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
УМК: Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство с методикой преподавания в начальной школе»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД обучающихся
-
Организационный момент
Звучит фонограмма народных мелодий. Студенты и гости входят в аудиторию, рассаживаются.
Проверить готовность к уроку, присутствующих на занятии, смочить краски.
Зазывала №1:
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Очень часто за событиями
Из-за сутолоки дней
Старину не вспоминаем, забываем мы о ней.
Зазывала №2:
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
вспомним нашу старину
Личностные,
коммуникативные.
Выполнение правил гигиены и культуры труда.
-
Сообщение темы урока
Глядя на оборудование на столах и таблицы на доске, прослушав стихотворение, попробуем определить, для чего мы собрались на этом уроке?
Мы встречались ранее с различными видами декоративной росписи (в быту, на занятиях в школе?)
Что мы знаем о рисунках, которыми украшают мастера предметы быта? Выслушав ответы, записываю тему урока на доске:
«Орнамент. Виды и структура орнамента. Разнообразие и общность народного орнамента: «Золотое узорочье»
Слушают, отвечают.
Познавательные,
Регулятивные
-
Актуализация опорных знаний
Вопрос к аудитории: А теперь, можем ли мы дать ответ на вопросы:
Что такое ОРНАМЕНТ и для чего он нужен?
Какие мотивы орнамента нам известны со школьных времен?
Какая СТРУКТУРА может быть у орнамента?
Что такое СТИЛИЗАЦИЯ, где она применяется? ( Стр. 204)
Откроем учебники на стр. 196, прочитаем и выпишем в тетради краткие ответы на вопросы.
-
Отвечают устно,
-
переходят к работе с учебником,
-
читают текст, выписывают ответы в тетрадь
Познавательные, регулятивные.
-
Систематизация знаний и изучение нового материала.
Беседа об истории развития народных промыслов и основных элементах росписи. На экране: слайды с последовательностью росписи различных промыслов.
Народные промыслы - это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства. На столах у вас есть карточки с элементами росписи, свойственной тому или иному виду промыслов. Глядя на эти пособия нужно выполнить тренировочные упражнения в кистевой росписи элементов (усиков, веточек, отдельных лепестков) без использования карандаша и ластика. Например, вот так:
выполняется показ тренировочного упражнения по написанию элементов Городецкой росписи.
-
Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.
-
Смотрят, повторяют за преподавателем в своих альбомах.
Познавательные, регулятивные.
-
Демонстрация практических действий
Подмалевок - так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом - с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом.
В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек - это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа.
У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо:
(показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.
Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму - в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен.
-
Смотрят, повторяют за преподавателем в своих альбомах: рисуют подмалевок, смешивают краски, чтобы получить дополнительные цвета. Выполняют рисунок (могут копировать, или добавить творческий вариант).
-
Закрашивают элементы локальным цветом, смешивая краски на палитре, прорисовывают детали, сравнивают с образцами в раздаточном материале, прорисовывают тонкие линии контура, дополняют «оживкой»
ИЛИ
-
Анализируют раздаточный материал (схемы орнаментов)
-
Выбирают и рисуют один из них. Передают особенности кистевой росписи.
Познавательные,
регулятивные.
-
Постановка художественной задачи
Мы не зря распределились по подгруппам, - каждый стол - это представители того или иного промысла. Представим, что нам нужно приготовить товар на ярмарку-продажу: игрушки, предметы посуды, домашнюю утварь. На отдельном листе напишите название своего промысла (это нужно для представления работ). Нарисуйте фрагмент росписи на альбомном листе.
А еще, нужно не только приготовить, но и «продать» (суметь рассказать: чем особенны ваши изделия, чем они хороши, похвалить свою работу и старых мастеров, что оставили нам в наследие свои ремесла). Материал для этого найдете в разработках уроков для начальной школы.
-
Пишут на альбомном листе название выбранного промысла, анализируют разработки уроков по данной теме в начальных классах,
-
Выбирают дидактическое сопровождение к презентации.
-
Готовят презентацию рисунков.
Познавательные, регулятивные.
-
Самостоятельная работа учащихся в группах-бригадах.
Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе.
(включаю мелодии русских народных песен).
-
Намечают рисунок карандашом, соблюдая направление и динамику расположения элементов.
-
Раскрашивают детали, прорисовывают контурные линии и «оживку».
Познавательные, регулятивные,личностные.
-
Итог урока. Презентация работ в подгруппах:
Обобщение материала, изученного на уроке.
Вопросы :
- С какими видами народных промыслов вы сегодня встретились?
- А где расположен этот промысел?
- Какие элементы цветочного узора в этом виде орнамента являются основными?
Работу купцов оцениваю жетонами (цена: 1 балл - один жетон)
А теперь, «купцы» каждой подгруппы приготовятся и презентуют работу над росписью.
( Студенты как купцы в лавках «продают свой товар» - рисунки с росписью, сопровождая продажу рассказом о промысле и особенностях орнамента).
(Оформление динамического плаката «Ярмарка»).
Познавательные, регулятивные, личностные,коммуникативные
-
Рефлексия
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился
полностью? - ставит себе на лист -5,
- Кто считает, что работу не успел завершить? - ставит себе на лист - 4, после оценивания учителя - выведем среднеарифметическую отметку + баллы по жетонам за работу на уроке. Эта оценка и пойдет вам в журнал.
-Вы хотели бы продолжить знакомство с другими народными промыслами?
-
Выслушивают ответы одногруппников, анализируют их, активно участвуют в работе.
-
Формулируют собственное мнение.
-
Обосновывают своё мнение.
-
Выставляют на листах свою отметку за рисунок.
Аналитические.
Умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-
Домашнее задание,
Инструкция к СРС
Задание:( СРС № 8) Составить кроссворд (15-20 слов о народных промыслах, с которыми мы не познакомились на уроке: или создать слайдовую презентацию).
Учебник Н.М.Сокольниковой, стр.208-302.
Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
Дежурные убирают столы, протирают доску.
Выполнение правил гигиены и культуры труда.
Анализ урока:
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):
обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): продуктивный.
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
-
Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
Цель:повторение и закрепление знаний о видах и структуре декоративных орнаментов на примере народных промыслов России;
Задачи:
-
формирование представлений о стилизации в орнаменте;
-
развитие умений различать и выполнять элементы декоративной росписи;
-
воспитание любви и уважения к народному искусству.
-
Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место урока в разделе, теме, курсе?
Урок изобразительного искусства с методикой преподавания в начальной школе.
Тип: урок повторения и систематизации полученных знаний.
18-й урок по 1.1 теме: Содержание продуктивных видов деятельности в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методика их преподавания, 1 раздела МДК. 01.06.
-
Как учитывались возможности учащихся при планировани урока?
Предоставлялась возможность проявить себя в различных видах деятельности и возможность выбирать тип и уровень задания.
-
Рациональна ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока?
Выбранная структура урока позволила выполнить практические упражнения по схемам и практическую самостоятельную работу над рисунком.
Следует уменьшить время на работу с раздаточным материалом и увеличить на этапе самостоятельной работы (затраты на урок оказались больше положеного на 5 мин.)
-
На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
На практической работе.
-
Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
Выбор методов позволил актуализировать основные знания по теме урока и применить их на практике, найти объяснение старорусскому названию позолоченого украшения в росписи, погрузиться в атмосферу промысловой мастерской.
-
Как выбирались для урока формы обучения?
В логике планируемого сценария действий: вначале - индивидуальная деятельность, затем - групповая по выбранному виду промысла, затем - вновь индивидуальная (при оценивании каждый оценивал собственные достижения)
-
Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
Уровень способностей неодинаков. В подгруппах была возможность для взаимопомощи и взаимоконтроля. Оказывалась также индивидуальная помощь на этапе практической самостоятельной работы.
-
Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?
Нужно было создать условия для того, чтобы каждый обучаемый мог вспомнить, что он знает по вопросу, и проверить свои мысли, свое мнение
-
За счет чего обеспечивалась работоспособность обучаемых в течении всего урока?
-
Создавался психологический настрой,соблюдались требования гигиены, проветривание помещения, проведена предварительная подготовка, организация рабочих мест, организовано дежурство.
-
Раздавался разнообразный дидактический материал (разработки уроков в начальных классах, схемы росписи, литературная подборка стихов о промыслах, фрагменты бесед об истории промыслов).
-
Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
Сменой видов деятельности, включением прослушивания мелодий, просмотра слайдов.
-
Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?
Урок достиг поставленных целей. Отработать временные затраты на практическую работу и выполнение упражнений, заранее продумать подключение аппаратуры