Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»

Раздел Технология
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия







Программа

дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»

Возраст обучающихся 7-10 лет (для мальчиков)

Срок реализации 2 года






СОСТАВИТЕЛЬ:

Учитель по технологии 1 категории

Дудина

Надежда Владимировна














Нижняя Салда

2015 год

Пояснительная записка


Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

В современном обществе преемственность дополнительного образования и школьных предметов: математика, физика, технология, информационные технологии, уже немыслима практически ни одна сторона жизни общества, школьники хотят приобщаться к достижениям современной информационной революции.

Важную роль играет интеграция общего и дополнительного образования, которая позволяет на занятиях технического творчества готовить ребят к самостоятельной трудовой деятельности.

Моделирование, конструирование помогает осознать значимость своего труда, воспитывает ответственность, повышает самооценку.

Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.

Вопрос привлечения детей школьного возраста (особенно мальчиков) в объединения технического творчества актуален. Все блага цивилизации - это результат технического творчества, начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человечества.

Начальное техническое моделирование и конструирование имеет большое значение в обучении детей, так как расширяет знания учащихся об окружающем мире, прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику. В процессе начального технического моделирования дети создают различные по сложности конструкции, развивая тем самым свои технические способности. К примеру, моделирование многогранников учит их применять свои рационализаторские способности и развивает пространственное мышление. Для школьника это очень важно.

Направленность:

Программа имеет научно-техническую направленность и призвана решать проблему логического, алгоритмического и творческого мышления, а также способствовать формированию у обучающихся потребности в получении дополнительных знаний в области технического конструирования.

Необходимость создания данной программы продиктована:

  • интересами детей и подростков,

  • потребностями семьи,

  • запросами социума,

  • наличием ресурсов и специалистов соответствующего профиля.

Новизной является то, что, имея техническую направленность, обеспечивающую развитие творческих способностей детей, программа является комплексной и представляет собой интегрированный курс, включая знания по таким предметам как физика, математика, информатика. Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия материала, а путем активного, созидательного поиска в процессе выполнения различных видов деятельности - самостоятельной работы с чертежами, разработки и внедрения собственных проектов с применением компьютерных технологий, конструирования, моделирования, изготовления и практического запуска моделей.

Отличительными особенностями данной программы является то, что в ней сделан акцент на:

  • комплексный подход к содержанию в области технического творчества;

  • повышение мотивации к занятиям посредством включение детей в креативную деятельность;

  • формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;

  • пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.

Актуальность программы

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает развитие человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. У школьника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому задачей программы является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.

Педагогическая целесообразность:

Творческий метод используется в программе «Начальное техническое моделирование» как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах технической деятельности детей.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

  • Системно-деятельностный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

  • Кибернетический подход предполагает в процессе обучения переход от положительной (некачественной) связи к отрицательной (качественной).

  • Мотивационный подход реализуется через осуществление следующих закономерностей:

    1. образовательный процесс строится с целью удовлетворения познавательной потребности детей, обучающихся в кружковом объединении;

    2. причинно-следственные связи, исходящие из смысла деятельности, побуждают к действиям.

  • Личностно ориентированный подход включает в себя такие условия развития личности учащегося, как:

  1. развитие личности учащегося происходит только в деятельности;

  2. развитие личности эффективно при использовании субъектного опыта этой личности - и предполагает реализацию следующих закономерностей:

  • создание атмосферы заинтересованности в результатах учебно-познавательной деятельности;

  • обучение саморефлексии деятельности;

  • воспитание способности к самоопределению, к эффективным коммуникациям самореализации;

  • свобода мысли и слова как обучающегося, так и педагога;

  • ситуация успеха в обучении;

  • дедуктивный метод обучения (от частного к общему);

  • повышение уровня мотивации к обучению.

Цели программы:

  • саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

  • создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у школьников первоначальных конструкторских умений на основе конструирования и способностей к техническому творчеству.

Достижение цели программы обеспечивается решением следующих задач во внеурочной деятельности:

  • Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  • Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

  • Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

  • Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  • Развитие коммуникативной компетентности воспитанников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)

  • Развитие индивидуальных способностей ребенка;

  • Развитие речи детей;

  • Повышение интереса к учебным предметам посредством конструирования из бумаги и различных видов конструктора.

Формы работы, используемые при реализации программы:

  • теоретические занятия;

  • практические занятия;

  • внеклассные мероприятия: беседы, выставки.

Формы подведения итогов программы:

  • Организация выставок лучших работ.

  • Представлений собственных моделей.

  • Защита проектов.

Программа разработана на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного начального общего образования;

  • примерной программы внеурочной деятельности (под. ред. В.А. Горского.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-111 с.- (Стандарты второго поколения);

  • образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия;

  • учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия по внеурочной деятельности;

  • утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету «Технология».

Рабочая программа по допризывной подготовке разработана в соответствии:

  • с положениями Конституции Российской Федерации;

  • федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1 (с учётом внесения изменений Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83).

При разработке программы учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах начального общего образования. Настоящая рабочая программа направлена на соблюдение общих требований, которым должна соответствовать современная внеурочная деятельность:

  • Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение занятий и мероприятий на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

  • Реализация на занятиях и при проведении мероприятий в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

  • Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

  • Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

  • Связь с ранее полученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

  • Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

  • Логичность и эмоциональность всех этапов внеурочной учебно-воспитательной деятельности.

  • Эффективное использование педагогических средств.

  • Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.

  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

  • Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

Формирование ключевых компетенций

Компетентностный подход ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-воспитательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Ключевыми компетенциями настоящей рабочей программы являются следующие компетенции:

  • Ценностно-смысловая компетенция.

  • Общекультурная компетенция.

  • Учебно-познавательная компетенция

  • Информационная компетенция.

  • Коммуникативная компетенция.

  • Социально-трудовая компетенция

  • Компетенция личностного самосовершенствования

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД)

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД), на основе рабочей программы «Начальное техническое моделирование» предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;

  • основы социально-критического и творческого мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

  • эстетическое сознание.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;

  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Ученик получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов творческой конструкторской деятельности;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию, самокритике, самовнушению, самообязательствам;

  • адекватной позитивной самооценки;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • построению жизненных планов во временнớй перспективе;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебно-воспитательной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, родителями, представителями общественности и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное.

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Планируемые результаты освоения рабочей программы «Начальное техническое моделирование».

В результате реализации программы ученик должен знать:

  • технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

  • технику безопасности при работе с клеем, проволокой.

  • виды бумаги, линии чертежа;

  • способы соединения деталей клеем,

  • технику вырезания картона, бумаги.

  • правила безопасности при работе с различными видами конструктора;

  • основные компоненты конструкторов;

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;

  • приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

  • создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.

В результате реализации программы ученик должен уметь:

  • изготовлять простейшие модели: объёмные, контурные;

  • вырезать развёртки объёмных моделей;

  • раскрашивать развёртки моделей, выделять окна и двери;

  • декорировать модели;

  • приклеивать дополнительные элементы от отслуживших игрушек;

  • проводить сборку и склеивание моделей.

  • работать с литературой, с журналами, с каталогами;

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов).

Условия реализации Программы:

  • Наполняемость групп - не более 16 человек.

  • Возраст обучающихся 7-10 лет. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и накопленного опыта деятельности, и рассчитана на возрастные группы: младшую (7-8 лет), старшую (9-10 лет).

Продолжительность обучения:

  • первый год обучения - 34 часа в год;

  • второй год обучения - 34 часа в год.

С первого года обучения учащимся предлагаются занятия по различным разделам. Учащиеся могут быть приняты в объединение как на 1 год обучения, так и на 2-й год обучения, исходя из собеседования и индивидуальных способностей детей в области технического конструирования и моделирования.


Тематический план


1-ый год обучения - «Конструирование из бумаги»

п\п

Тема

Теория

Практика

  1. Вводное занятие - 1 час.

1.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами.

1


  1. Конструирование из плоских геометрических фигур - 4 часа.

1.

Изготовление аппликаций моделей техники из плоских геометрических фигур

1

1

2.

Изготовление дергунчиков: лягушонок, филин, клоун.

1

1

  1. Конструирование из объемных геометрических фигур - 5 часов.

1.

Склеивание кубов и конусов.

1

1

2.

Изготовление моделей транспортных средств

1

2

  1. Мастерская Деда Мороза - 7 часов.

1.

Новогодние игрушки из бумаги и картона

1

2

2.

Домик Деда Мороза (проекты)

1

2

3.

Защита проектов и обсуждение.

1


  1. Изготовление сувениров из бумаги и картона - 9 часов.

1.

Панно «Святое Рождество» (коллективная работа)

1

2

2.

Изготовление различных сувениров, открыток к 23 февраля

1

2

3.

Изготовление различных сувениров, открыток к 8 марта

1

2

  1. Коллективная работа «Деревянная Салда» - 8 часов

1.

История родного города

1


2.

Изготовление макетов домов и других построек


4

3.

Проект «Деревянная Салда»


2

4.

Защита проектов и обсуждение.

1



ИТОГО:

13 часов

21 час

Всего - 34 часа.



Содержание программы на первый год обучения.

«Конструирование из бумаги»

  1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами: ножницами, канцелярским ножом, шилом, кусачками. Организация рабочего места.

  1. Конструирование из плоских геометрических фигур.

Теория. Техника безопасности при работе с кусачками, проволокой, клеем. Навыки работы с картоном и цветной бумагой. Умение работать с клеем.

Практика. Изготовление аппликаций моделей техники из плоских геометрических фигур: паровоз, грузовик, легковая машина, самолёт. Изготовление дергунчиков: лягушонок, филин, клоун.

  1. Конструирование из объемных геометрических фигур.

Знать виды разметок на чертеже. Знать способы соединений деталей друг с другом. Техника безопасности при работе с шилом, бумагой и картоном, ножом.

Практика. Изготовление игрушек из конуса, куба и других объёмных форм: фигуры животных. Изготовление моделей транспортных средств: автобуса, легковых и грузовых машин (из спичечных коробков), самолётов, ракет. Навыки работы с бумагой и картоном. Умение работать по шаблону.

  1. Мастерская Деда Мороза.

Знать виды разметок на чертеже. Знать способы соединений деталей друг с другом. Техника безопасности при работе с шилом, бумагой и картоном, ножом.

Практика. Изготовление новогодних игрушек и домика Деда Мороза. Декорирование домика Деда Мороза. Навыки работы с бумагой и картоном. Умение работать по шаблону.

Защита проектов и их обсуждение.


  1. Изготовление сувениров из бумаги и картона.

Теория Умение владеть техникой вырезания гофрированного картона и его обработку. Знать технику работы с картоном и цветной бумагой.

Практика. Изготовление различных сувениров, открыток к праздникам и знаменательным датам: Рождество, 23 февраля, 8 марта. Поделки изготавливаются непосредственно перед праздником. Выполняются работы: рамки для картин и фотографий, аппликации из гофрированного картона, шкатулки, открытки и объёмные фигуры в технике бумагопластики.

  1. Коллективная работа «Деревянная Салда».

Теория. Техника безопасности при работе с кусачками, проволокой, клеем. Навыки работы с картоном и цветной бумагой. Умение работать с клеем. Знать виды разметок на чертеже. Знать способы соединений деталей друг с другом. Техника безопасности при работе с шилом, бумагой и картоном, ножом.

Практика. Изготовление макетов деревянного домика и других построек. Декорирование макетов деревянного домика и других построек. Навыки работы с бумагой и картоном. Умение работать по шаблону.

Защита проектов и их обсуждение.

Тематический план

2-ой год обучения - «Техническое конструирование»

п\п

Тема

Теория

Практика

  1. Вводное занятие - 2 часа

1.

Знакомство с различными видами конструкторов ( Лего, металлический..)

1


2.

Техника безопасности при работе с инструментами

1


  1. Плоскостное конструирование - 11 часов.

1.

Конструирование многоугольников


1

2.

Периметр.


1

3.

Исследование форм и свойств многоугольников

1

1

4.

Конструирование узоров и орнаментов


1

5.

Сказка «Геометрический лес» (проекты)


2

6.

Плоскостное моделирование по теме «Подводный мир» (проекты)


2

7.

Защита проектов и их обсуждение.

2


  1. Плоскость и объем - 13 часов.

1.

Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы.

1

1

2.

Конструирование предметов пирамидальной формы.


2

3.

Конструирование по собственному замыслу.


2

4.

Конструирование декораций для сказки «Три медведя». (проекты)

1

4

5.

Защита проектов и их обсуждение.

2


  1. Объемные модели - 8 часов

1.

Проект «Мой дом»

1

2

2.

Проект «Техника будущего»

1

2

3.

Защита проектов и их обсуждение.

2



ИТОГО:

13 часов

21 час

Всего - 34 часа



Содержание программы на второй год обучения

«Техническое конструирование»

  1. Вводное занятие.

Знакомство с различными видами конструкторов (Лего, металлический).Техника безопасности при работе с инструментами: отвертка и гаечный ключ.

  1. Плоскостное конструирование.

Конструирование многоугольников. Периметр. Понятие «периметр», вычисление периметра многоугольника. Исследование - конструирование многоугольников различного периметра. Изучите многоугольники, начертите в тетради и заполните таблицу:

Название

фигуры

Количество

углов

Количество сторон

треугольник

3

3

квадрат

4

4

ромб

4

4

прямоугольник

4

4

пятиугольник

5

5

шестиугольник

6

6

восьмиугольник

8

8

Вывод: количество сторон и углов у многоугольников одинаковое.

Сконструируйте различные многоугольники. Зарисуйте их, исследуйте и заполните таблицу

Название фигуры

Количество внешних углов

Количество внутренних углов

Количество сторон

1.

Восьмиугольник

2.

Четырехугольник


Вывод: если у многоугольника есть внутренние углы, количество сторон и углов будет разное

Конструирование узоров и орнаментов. Конструирование узора с чередованием фигур разного размера и формы. Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Конструируем фигуры «дерево», «ель», «пенек», «заяц», «лиса», «еж». Понятия: «пятиугольник», «четырехугольник», «пятиугольник». Плоскостное моделирование по теме «Подводный мир» (техника для работы под водой). Изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир» (техника для работы под водой), список фигур для конструирования.

В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.
3. Плоскость и объем.

Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы. Демонстрация треугольной и пятиугольной призм. Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы. Постройка « пирамид» в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развивать умение делать прочную, устойчивую постройку, развивать умение слушать инструкцию педагога, познакомить с видами и историей пирамид.

Конструирование по собственному замыслу. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу.

Инсценировка русской народной сказки «Три медведя». Конструирование декораций для сказки - предметы кубической формы - «стул», «дом», «будка для собаки», «корзинка», «гриб». Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора, обучение созданию сюжетной композиции.

Защита проектов и их обсуждение.

4. Объемные модели.

Проект «Мой дом». Конструирование фигур - «мебель», «дом», «качели», «горки», «посуда». Проект «Техника будущего». Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора, обучение созданию сюжетной композиции.

Защита проектов и их обсуждение.






Методическое обеспечение программы

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в самых разнообразных формах - от экскурсий до поисковых и научных исследований. Посещая занятия по программе «Начальное техническое моделирование», учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря дифференцированному подходу, глубже изучается материал. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. Деятельность воспитанников первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - проектов.

Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски.

Для реализации рабочей программы «Начальное техническое моделирование» целесообразно использовать следующие методические принципы:

  • Личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;

  • Коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе работы группы;

  • Деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;

  • Поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу "от простого к сложному", выводит учащихся к свободному владению материалом;

  • Принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.

Данный курс обеспечивает связи надпредметного характера, в первую очередь, с предметами таких областей, как информатика, физика, черчение.

Данная рабочая программа направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы МОУГ в соответствии с требованиями к ее структуре и содержанию Государственного стандарта образования и способствует:

  • формированию основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил;

  • эффективному личностному и познавательному развитию учащегося;

  • сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для учащегося индивидуальных траектории развития;

  • реализации личностно-ориентированной педагогики, где учащийся субъект учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;

  • формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению;

  • ориентации учебного процесса на воспитание нравственности ребенка, патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.

Методы изучения предмета.

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый.

Материально-техническое обеспечение программы.

  • Учебная аудитория;

  • Компьютер;

  • Различные виды конструктора;

  • Картон и бумага;

  • Инструменты для работы с картоном и бумагой;

  • Материалы для декорирования изделий.















Список использованной литературы


  • Геронимус Т. 150 уроков труда. Москва «Просвещение» 1994

  • Горбачёв А.М. От поделки - к модели. - Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 1997

  • Заворотов В.А. От идеи - до модели. - М.: Просвещение, 1988

  • Майорова Л. Подарки. М. Просвещение 1990

  • Марина З. Техническое моделирование. Санкт-Петербург «Кристалл» 1997

  • Техническое моделирование. Программа. Москва «Дрофа» 2001 Мудрак Т. Городок-коробок. Санкт-Петербург Кристалл. 1998 Мудрак Т. Игрушки в интерьере. Санкт - Петербург. 1998

  • Нагибин М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 1998

  • Панфилова Т. Весёлые самоделки. Москва Просвещение 1995

  • Примерные программы начального образования.

  • Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.

  • Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.

  • С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .

  • Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.


© 2010-2022