• Преподавателю
  • Технология
  • «Система работы учителя технологии по развитию интеллектуальных и творческих способностей личности»

«Система работы учителя технологии по развитию интеллектуальных и творческих способностей личности»

Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Со­временному обществу нужен выпускник, самостоятельно мысля­щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично раз­вивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведе­ний, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно ис­пользовать их в своей работе. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать орга...   Организовывая работу с учащимися, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получить опре­делённые знания по тому или иному предмету, но и проявить се­бя, попробовать в различных видах деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навы­ков должна осуществляться, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие как методы проектов и модульного обучения, а также информаци­онные технологии, которые широко внед...  Экскурсия учащихся 8 класса в ателье «Снежинка».                                                                                    Экскурсия учащихся 8 класса в парк имени И.В.Кочубея к памятнику памяти пограничников.                                Содержание деятельности по интеллектуально-творческому развитию учащихся Организационные условия: создание творческой группы учите­лей – руководителей исследовательских работ. Информационные условия: 1  – создание каталога публикаций по организации ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 3

города Буденновска







Доклад по теме: «Система работы учителя

технологии по развитию интеллектуальных и

творческих способностей личности».





подготовила

учитель технологии

МОУ СОШ № 3

Цыганкова Элла

Владимировна











2011

Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Со­временному обществу нужен выпускник, самостоятельно мысля­щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Особую актуальность эта задача получает в динамично раз­вивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведе­ний, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно ис­пользовать их в своей работе.

Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследо­вательской деятельности школьников. Под учебно-исследова­тельской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением уче­никами творческой, исследовательской задачи с заранее неизвест­ным результатом (в различных областях науки, техники, искусст­ва) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой ис­следования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы1. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потре­бителями готовой информации. Тем более что современная систе­ма образования ориентирует учителя не на передачу знаний в го­товом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятель­ности школьника и доведения её до уровня исследовательской ра­боты, выходящей за рамки учебной программы. Исследователь­ская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нара­стающего потока информации, ориентации в нём и систематиза­ции материала.

Таким образом, мы определили цель программы интеллекту­ально-творческого развития учащихся - создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогов.

Поставив цель - создание условий, мы постарались устано­вить, что же необходимо для раскрытия интеллектуально-творче­ского потенциала ребёнка. Были выделены следующие группы ус­ловий: информационные, организационные, методические, психо­логические, педагогические, финансовые.

«Система работы учителя технологии по развитию интеллектуальных и творческих способностей личности».

Организовывая работу с учащимися, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получить опре­делённые знания по тому или иному предмету, но и проявить се­бя, попробовать в различных видах деятельности.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навы­ков должна осуществляться, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие как методы проектов и модульного обучения, а также информаци­онные технологии, которые широко внедряются в практику рабо­ты школы.

Исследовательское обучение часто понимается узко: как на­писание научной работы. В то же время применение этого метода на уроках позволяет развивать критическое и творческое мышле­ние,

формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой.

Массовая внеурочная работа - это интеллектуальные игры, олимпиады, конференции. Игры организуются в рамках предмет­ных недель. В ноябре для учащихся 4, 9-11 классов проводятся олимпиады по различным предметам, в декабре - городские олимпиады. В рамках деятельности школьного научного общест­ва организуются: в ноябре - экскурсии, в январе - школьная исследовательская конференция для учащихся 8-11 классов, в апреле - для учащихся 4-7 классов.

«Система работы учителя технологии по развитию интеллектуальных и творческих способностей личности».

Экскурсия учащихся 8 класса в ателье «Снежинка».

«Система работы учителя технологии по развитию интеллектуальных и творческих способностей личности».



Экскурсия учащихся 8 класса в парк имени И.В.Кочубея к памятнику памяти пограничников.



Содержание деятельности по интеллектуально-творческому развитию учащихся

Организационные условия: создание творческой группы учите­лей - руководителей исследовательских работ.

Информационные условия:

1 - создание каталога публикаций по организации исследо­вательской деятельности;

2 - создание базы данных одарённых детей и детей, занима­ющихся исследовательской работой;

3 - создание базы данных учителей, занимающихся исследо­вательской работой;

4 - создание базы данных исследовательских работ учащихся;

5 - ознакомление учителей и учащихся с проводимыми кон­курсами разных уровней, требованиями к написанию исследова­тельских работ;

6 - проведение родительских собраний, консультаций для родителей;

7 - разработка Положения о творческой группе, памяток по написанию исследовательской работы.

Методические условия:

1 - диагностика учителей и учащихся, отражающая их отно­шение к исследовательской деятельности, технологиям развиваю­щего обучения, готовности к инновационным процессам;

2 - анализ состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения использования учителями технологий развивающе­го обучения;

3 - информирование преподавателей о новых технологиях развивающего обучения;

4 - ознакомление педагогов с теоретическими основами ис­следовательского подхода в обучении;

5 - консультации по руководству исследовательской дея­тельностью учащихся;

6 - создание методической копилки материалов;

7 - обучение учителей на курсах «Школа исследователя» АО ИППК, на курсах по специфике работы с одарёнными детьми;

8 - обобщение опыта по применению технологий развиваю­щего обучения;

9 - разработка системы стимулирования профессионально­го роста учителя.

Психологические условия:

1 - диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской дея­тельности;

2 - проведение тренингов со школьниками, которые занима­ются исследовательской работой;

3 - организация коррекционно-развивающих занятий;

4 - консультации для школьников, родителей и учителей;

Педагогические условия:

1 - создание школьного научного общества;

2 - ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу;

3 - организация и проведение школьных научных конфе­ренций;

4 - стимулирование школьников для участия в городских, областных, всероссийских исследовательских конференциях;

5 - проведение Дня науки;

6 - организация познавательных игр, конкурсов;

7 - подготовка факультативов, элективных курсов, кружков;

8 - организация летних профильных отрядов;

9 - проведение выставок достижений учащихся;

10 - организация проектной деятельности школьников;

Финансовые условия:

1 - выделение средств на материальное стимулирование пе­дагогов - руководителей исследовательской работой учащихся, руководителей творческих групп;

2 - выделение средств на проведение массовых мероприятий интеллектуально-творческой направленности (конференции, конкурсы, праздники, игры);

3 - создание материально-технической базы для проведения экспериментальной, исследовательской работы по физике, химии, биологии;

4 - выделение средств на программное обеспечение, приме­нение ИТ в исследовательской деятельности.

Данная схема, конечно же, является условной, но необходи­мой для системной организации работы.

Система работы с учащимися отражена в направлении, которое мы назвали педагогическим.











Список используемой литературы:

  1. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя.- М.: Народное образование, 2009г.

  2. Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология» - М.: Просвещение, 2002г.

  3. Обухова Л.Ф. « Детская психология: теории, факты, проблемы». - М.: Просвещение, 2004г.

  4. Егорова Р.И., Монастырная В.П. « Интеллект и личность». - М.: Просвещение, 2008г.

  5. Материалы интернет сайтов.



© 2010-2022