Открытый урок по УД ОМВ Углеродистые стали. Маркировка углеродистых сталей

Методическая разработка предназначена для проведения урока по теме 1.2 Железоуглеродистые сплавы ОП.05 Материаловедение в группе студентов по специализации 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Тема урока «Углеродистые стали. Маркировка углеродистых сталей». Методическая цель проведения урока: показать методику использования решения конкретных производственных ситуаций при проведении урока формирования новых...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



Тема: «Углеродистые стали. Маркировка углеродистых сталей»

Открытый урок



Разработал: Конева Елена Анатольевна,

преподаватель



2015



Методическое обоснование


Методическая разработка предназначена для проведения урока по Тема 1.2 Железоуглеродистые сплавы ОП.05 Материаловедение в группе студентов по специализации 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Тема урока «Углеродистые стали. Маркировка углеродистых сталей».

Методическая цель проведения урока: показать методику использования решения конкретных производственных ситуаций при проведении урока формирования новых знаний.

Данная методическая разработка позволяет:

- оценить уровень знаний, умений учащихся на уроке,

- осуществить текущий контроль,

- продемонстрировать знания и умения при выполнении тестовых заданий.

Предложенная форма урока позволяет:

- сформировать знания обучающихся по теме «Углеродистые стали. Маркировка углеродистых сталей»

- дает возможность выявить и устранить пробелы в знаниях.

Структура урока


Этапы урока

Содержание этапа урока

Регламент времени

  1. Организационный этап

Приветствие

Проверка посещаемости

2 минуты

  1. Мотивация, целеполагание

Сообщение цели занятия

2 минуты

  1. Актуализация опорных знаний

Выполнение технического диктанта

8 минут

  1. Основная часть

Изучение нового материала.

4.1 Углеродистые стали: назначение, свойства, характеристика.

4.2 Углеродистые стали: маркировка, применение

20 минут

    Закрепление изученного материала.

    5.1. Выполнение тестового задания.

    10 минут

    1. Подведение итогов занятия

    Анализ урока

    Оценка знаний

    3 минут











    Технологическая карта урока

    Тема раздела: Основные сведения о металлах и сплавах, неметаллических материалах их свойствах и применении.

    Тема урока: Углеродистые стали. Маркировка углеродистых сталей

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

    Методы урока: Объяснительно-иллюстративный

    Цели урока:

    1. Обучающая - способствовать формированию знаний обучающихся по теме «Углеродистые стали. Маркировка углеродистых сталей»

    2. Развивающая - способствовать формированию политехнического кругозора обучающихся.

    3. Воспитательная - способствовать формированию любознательности, наблюдательности обучающихся.

    Литература:

    1. Адаскин, А.М. Материаловедение (металлообработка)[Текст]: учеб. для НПО / А.М. Адаскин, В.М. Зуев. - М.: Академия, 2009. - 240с.

    2. Заплатин, В.Н, Сапожников, Ю.И. Основы материаловедения (металлобработка)[Текст]: учеб. для НПО / В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников. - М.: Академия, 2010. - 256с.

    Междисциплинарные связи: Химия, физика.

    Материально - дидактическое обеспечение урока: технический диктант, плакаты, планшет «Углеродистые стали», карточки-задания.

    Преподаватель: Е.А.Конева


    Ход урока

    1. Организационный момент.

    - Посещаемость, наличие учебных принадлежностей.

    2. Мотивация, целеполагание:

    2.1 Сообщение цели занятия

    3. Актуализация опорных знаний

    3.1 Выполнение технического диктанта. Самоконтроль.

    4. Изучение нового материала.

    4.1 Углеродистые стали: назначение, свойства, характеристика.

    4.2 Углеродистые стали: маркировка, применение

    5. Закрепление изученного материала.

    5.1. Выполнение карточек-заданий.

    6. Подведение итогов по уроку.

    - Анализ урока.

    - Сообщение оценок.

    - Домашнее задание: проработка конспекта урока, ч.2,гл2, п3

    Время

    Содержание занятия

    Деятельность

    Примечание

    преподавателя

    обучающихся

    2 мин.

    Организационный этап


    Приветствие.

    Приветствует обучающихся.

    Приветствуют преподавателя

    Проверка посещаемости.

    Проводит «перекличку» обучающихся

    Участвуют в «перекличке».


    2 мин

    Мотивация, целеполагание


    Постановка целей урока.

    Сообщает цели урока.

    Слушают.


    8мин.

    Актуализация опорных знаний


    Выполнение технического диктанта.

    Объясняет выполнение технического диктанта. Раздает текст технического диктанта

    Самостоятельно выполняют технический диктант

    Приложение А

    Технический диктант

    Самоконтроль

    Объясняет порядок проверки технического диктанта

    Проверяют. Выставляют оценки

    4

    20мин





    Изучение нового материала


    Углеродистые стали: назначение, свойства, характеристика

    Объясняет и рассказывает про углеродистые стали, их классификацию. Основные свойства и характеристика углеродистых сталей

    Слушают. Конспектируют основные виды углеродистых сталей по классификации

    Приложение Б

    Плакат «Углеродистые стали»

    Планшет «Углеродистые стали»

    Углеродистые стали: маркировка, применение

    Объясняет и рассказывает про маркировку углеродистых сталей, их применение

    Слушают. Конспектируют основные принципы маркировки углеродистых сталей

    Приложение Б

    Плакат «Углеродистые стали»

    Планшет «Углеродистые стали»

    5

    10мин



    Закрепление изученного материала


    Выполнение карточек-заданий

    Объясняет выполнение карточек-заданий. Раздает карточки-задания.

    Выполняют карточки-задания

    Приложение В

    Карточки-задания, 4варианта

    3мин.

    Подведение итогов урока, выставление оценок


    Анализ урока.

    Оценка знаний. Сообщение домашнего задания

    Подводит итоги урока. Сообщает и оценки. Задает домашнее задание

    Слушают.

    Приложение А



    ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

    Тема: «Железоуглеродистые сплавы»

    Задание: Вставьте пропущенные слова

    Железоуглеродистые сплавы - это 1 и 2 . Сталь - это сплав, который содержит углерода __3_. Углерода в чугуне содержится __4__. Для производства чугуна необходима __5__ руда и _6___ руда. Чугун выплавляют в __7_ __8__. В качестве топлива применяют __9__. Сталь выплавляют в ___10_, ___11__ и в __12___.

    Р = 12

    Слова для вставки: железная руда, марганцевая руда, сталь, чугун, до 2%, свыше 2%, мартеновские печи, электропечи, доменная печь.

    Методика оценки технического диктанта

    Итоговая оценка выставляется с учетом коэффициента К

    Открытый урок по УД ОМВ Углеродистые стали. Маркировка углеродистых сталей

    где А - число операций, выполненных аттестуемым правильно;

    Р - общее число существенных операций теста .

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

    " 5 " - если К ≥ 0,95

    " 4 " - если К ≥ 0,94 - 0,81

    " 3 " - если К ≥ 0,7 - 0,8

    " 2 " - если К < 0,7

    Приложение Б


    КОНСПЕКТ УРОКА

    Свойства и классификация углеродистых сталей.

    Сталь - сплав железа (основа) с углеродом (до 2,14%), всегда содержит в определенных количествах постоянные примеси: марганец, кремний, серу, фосфор и газы (кислород, азот, водород).

    По химическому составу различают стали углеродистые и легированные. Сталь, содержащая железо, углерод и постоянные примеси в количестве до 0,5-0,8%Мn; 0,3-0,4%Si (содержание серы и фосфора определяются качеством стали) называется углеродистой.

    Углеродистые стали по содержанию в них углерода подразделяют на низкоуглеродистые (до 0,3 % С), среднеуглеродистые (0,3 - 0,7%С) и высокоуглеродистые (более 0,7 % С).

    По способу производства различают стали мартеновские (выплавка в мартеновских печах) - переработка чугуна, металлического лома и отходов металлургического производства; бессемеровские (конвертерные) - выплавляемые в конверторах с продувкой кислородом, однородны по составу, имеют низкое содержание азота, серы и фосфора; электростали, выплавляемые в электрических печах, по качеству превосходят все остальные виды и, наконец, стали особых методов выплавки (индукционный нагрев, магнитное перемешивание и т.д.).

    По качеству стали классифицируют на обыкновенного качества, качественные, высококачественные и особо высококачественные.

    Критерием качества стали является, главным образом, содержание вредных примесей - серы и фосфора. Стали обыкновенного качества содержат до 0,060 % S и 0,070 % Р, качественные - до 0,040 % S и 0,035 % Р, высококачественные - не более 0,025 % S и 0,025 % Р, а особо высококачественные - не более 0,015 % S и 0,025 % Р.

    Необходимо отметить, что углеродистые стали могут быть обыкновенного качества и качественные, а легированные только качественные или высококачественные (особо высококачественные).

    По степени раскисления стали делят на спокойные (сп) - полностью раскисленные ферромарганцем, феррокремнием и алюминием; кипящие (кп) - частично раскисленные только ферромарганцем, в ней сохраняется много окиси железа, которая взаимодействует с углеродом, выделяя газ СО (пузырьки газа создают впечатление "кипения"); полуспокойные (пс) - раскисленные ферромарганцем и алюминием - промежуточное положение между кипящей и спокойной сталями. Степень раскисления стали указывается в конце обозначения марки, например, Ст3кп, БСт2пс, ВСт1сп.

    По назначению стали подразделяют на конструкционные (для изготовления деталей машин и конструкций), инструментальные (для различного рода инструмента) и специальные стали с особыми свойствами (с коэффициентом расширения, магнитные и др.).

    Маркировка сталей

    Для сталей в России принята буквенно-цифровая маркировка. Цифры и буквы указывают на приблизительный состав стали.

    1. Углеродистые конструкционные стали обыкновенного качества в соответствии с ГОСТ380-88 поставляют трех групп:

    - группа А - с гарантируемыми структурой и механическими свойствами (Открытый урок по УД ОМВ Углеродистые стали. Маркировка углеродистых сталей);

    - группа Б - с гарантируемым химическим составом, допускается наличие хрома, никеля, меди в количестве не более 0,30 % каждого элемента;

    - группа В - с гарантируемыми механическими свойствами и химическим составом.

    Маркируют стали обыкновенного качества буквами Ст и условным номером от 0 до 6.

    Если сталь относится к группе А, то обозначение группы в марке не указывают: СтО, Ст1, Ст2...Ст6.

    Если сталь относится к группе Б, то в начале марки ставят букву "Б": БСтО, БСт1 ... БСт6.

    Стали группы В маркируют: ВСт1, ВСт2 ... ВСт5.

    Стали всех групп с номером марок 1 - 4 производят кипящими, полуспокойными и спокойными, а с номерами 5 и 6 - только полуспокойными и спокойными.

    Стали обыкновенного качества используют для изготовления листов, полос, прокатных профилей, труб, а также для деталей в мостостроении и судостроении.

    2. Углеродистые качественные конструкционные стали (ГОСТ1050-88) обозначают двузначным числом, показывающим среднее содержание углерода в стали в сотых долях процента. Например, стали марок 08, 20, 45 содержат в среднем соответственно 0,08%; 0,20%; 0,45% углерода.

    Из них может быть изготовлена большая номенклатура деталей от шайб, втулок, шестерён, шпинделей, шатунов до деталей, работающих в условиях трения (рессоры и пружины).

    3. Углеродистые качественные инструментальные стали (ГОСТ1435-90) маркируют следующим образом: впереди ставят букву У, за ней цифру (от 7 до 13), указывающую среднее содержание углерода в десятых долях процента. Например, сталь марки У9 содержит в среднем 0,9 % С; У12 - 1,2 % С и т.д.

    Для высококачественных углеродистых инструментальных сталей в конце обозначения марки стали ставят букву А. Например, У7А, У13А.

    Из этих сталей может быть изготовлен режущий инструмент - резцы, напильники и др., работающий с небольшими скоростями резания, а также штампы для холодного деформирования для обработки малопрочных материалов.











    Приложение В


    Карточки - задания (4варианта)


    Вариант№1

    Задание: Поясните марку углеродистой стали

    Ст1пс; АСт2кп; Сталь10; Сталь25Г; Сталь15Г; Сталь 45А; У7А; У10;



    Вариант№2

    Задание: Поясните марку углеродистой стали

    Ст2кп; ВСт4; Сталь15; Сталь35Г; Сталь45Г; Сталь 25А; У11; У13А.



    Вариант№3

    Задание: Поясните марку углеродистой стали

    Ст3; БСт2кп; Сталь08; Сталь30Г; Сталь25Г; Сталь 40А; У9; У12А



    Вариант№4

    Задание: Поясните марку углеродистой стали

    Ст5пс; БСт6кп; Сталь09; Сталь25Г; Сталь55Г; Сталь15А; У8; У10А.





    © 2010-2022