- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс)
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Деменкова Л.Н. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»
Рабочая образовательная программа
и календарно-тематическое планирование
по трудовому обучению
в 5В классе
учитель Л.Н. Деменкова
Согласовано:
заместитель директора по УВР
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка (5в класс)
Настоящая рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы ѴІІІ вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. Настоящая рабочая программа является базовой.
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010г.).
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся.
Нормативная продолжительность изучения содержания курса:
Класс
Кол-во часов
Кол-во часов в год
Кол-во л/п работ
Экскурсии
5в
6
204
-
-
Цели:
формирование у глухих учащихся технико-технологической грамотности, технологической компетентности, культуры труда и деловых межличностных отношений;
приобретение школьниками умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация и реабилитация в непрерывном процессе профессионального самоопределения.
Задачи:
воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе;
формирование трудовых навыков и умений, а также технических, технологических и начальных экономических знаний учащихся, необходимых им для участия в общественно полезном, созидательном труде;
использование в трудовой деятельности знаний по основам наук;
расширение и углубление политехнического кругозора учащихся, ознакомление их с общими научными основами и организационно-экономическими принципами современного производства;
ознакомление школьников с отраслями народного хозяйства и массовыми рабочими профессиями, побуждение их к созидательному выбору профессии;
развитие творческих способностей и технического мышления учащихся в процессе их практической деятельности;
подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов технологического и бытового труда;
повышение уровня речевого и общего развития учащихся на основе реализации принципа речевой коммуникации в процессе деятельности;
коррекция недостатков развития познавательной и речевой деятельности неслышащих в процессе труда.
УУД:
Планируемые результаты обучения по окончании курса:
Учащиеся должны знать:
общее устройство швейной машины с ручным и машинным приводами; сведения об инструментах и приспособлениях для шитья, их назначение и устройстве;
виды текстильных волокон, тканей и их свойства; правила построения и оформления чертежей швейных изделий и изготовления выкроек; санитарно-гигиенические требования, правила безопасной работы и организации рабочего места швеи;
требования, предъявляемые к качеству и отделке изделий;
виды ремонта одежды; способы и приемы ремонта одежды;
словарь по темам и пользоваться им.
Учащиеся должны уметь:
выполнять ручные стежки и швы;
изготавливать выкройки (мешочек для хранения изделия, повязка для дежурного, салфетка, сумка хозяйственная), кроить и шить эти изделия на швейной машине, украшать их; заправлять швейную машину нитками и регулировать их натяжение, регулировать длину стежка; выполнять влажно-тепловую обработку тканей и изделий;
правильно пользоваться ручными инструментами и приспособлениями; соблюдать порядок на рабочем месте и правила безопасной работы;
ухаживать за одеждой;
производить ремонт одежды (пришивание пуговиц, пришивание вешалки, наложение заплаты).
При выполнении всех указанных работ учащиеся должны:
организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
определять качество изготовленных изделий и выполненных работ;
разрабатывать технико-технологическую документацию и планировать работу;
составлять заявки на инструменты и материалы и отчет о проделанной работе.
Рабочая программа предполагает использование учебников:
Название
Автор
Издательство
Год издания
Швейное дело 5в кл
Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая
Москва «Просвещение»
2012
Календарно - тематическое планирование
№
Программный материал
Кол-во
часов
Дата
Ι четверть (46 часов)
Ι
Швейная машина
12
1.
Вводное занятие
2
2.
Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест
2
3.
Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ
2
4.
Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправка верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины
2
5.
Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Заправка верхней и нижней ниток. Наматывание нитки на шпульку
2
6.
Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте
2
ΙΙ
Работа с тканью
Изделие.Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом
12
1.
Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия
2
2.
Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Утюжка изделия
4
3.
Заметывание поперечного среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом
2
4.
Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка
2
5.
Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками
2
ΙΙΙ
Ремонт одежды
Изделие.Пуговица на стойке
12
1.
Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки
2
2.
Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке
2
3.
Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды
2
4.
Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву
2
5.
Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками
2
6.
Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта
2
ІѴ
Практическое повторение
6
1.
Подшив головного и носового платков
2
2.
Вышивка монограммы
4
Ѵ
Самостоятельная работа
4
1.
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см
2
2.
Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке
2
ΙΙ четверть (46 часов)
І
Вводное занятие
2
1.
План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места
2
ІІ
Работа с тканью
Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного
30
1.
Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы
2
2.
Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией
8
3.
Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать
2
4.
Стачивание боковых срезов
2
5.
Косые и обметочные стежки. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками
4
6.
Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5-2 см. Продергивание тесьмы
4
7.
Пришивание эмблемы к повязке для дежурного
2
8.
Складывание и сметывание деталей
2
9.
Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия
4
ΙΙΙ
Ремонт одежды
Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации
12
1.
Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты
2
2.
Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой
2
3.
Пришивание вешалки к изделию
2
4.
Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы
2
5.
Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий
4
ІѴ
Самостоятельная работа
2
1.
Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом
2
ΙΙΙ четверть (60 часов)
І
Вводное занятие
2
1.
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской
2
ІІ
Швейная машина с ножным приводом
10
1.
Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие)
2
2.
Работа на швейной машине с ножным приводом
2
3.
Регулятор строчки: устройство и назначение. Выполнение строчек с различной длиной стежка
2
4.
Машинная закрепка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях
2
5.
Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани
2
ΙΙΙ
Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани
Изделия.Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см
20
1.
Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента
2
2.
Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная - основная (тонкая) и штриховая - вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров)
2
3.
Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании
2
4.
Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы
2
5.
Построение прямых углов. Выполнение чертежа изделия
2
6.
Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов
2
7.
Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке
2
8.
Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины
2
9.
Выполнение шва вподгибку
2
10.
Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия
2
ІѴ
Двойной шов
4
1.
Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение
2
2.
Выполнение двойного шва на образце
2
Ѵ
Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия с применение двойного шва
Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см
10
1.
Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам
2
2.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы
2
3.
Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом
2
4.
Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание
2
5.
Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия
2
ѴІ
Практическое повторение. Виды работы
10
1.
Изготовление салфетки и наволочки
10
ѴІІ
Самостоятельная работа
4
1.
Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата
2
2.
Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см
2
ΙѴчетверть (52 часа)
І
Вводное занятие
2
1.
План работы на четверть. Правила безопасности при шитье
2
ІІ
Накладной шов
4
1.
Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов
2
2.
Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине
2
ΙΙΙ
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов
Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани
28
1.
Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка.
2
2.
Сумки: фасоны, размеры, швы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек
2
3.
Построение чертежей думки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани
2
4.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы
2
5.
Соединение боковых срезов двойным швом
4
6.
Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывание ручек
4
7.
Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек
4
8.
Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его
4
9.
Отделка сумки
4
ІѴ
Практическое повторение
12
1.
Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных
12
Ѵ
Самостоятельная работа
Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя
6
1.
Соединение боковых срезов двойным швом
2
2.
Обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом
2
3.
Обработка ручки накладным швом
2