- Преподавателю
- Технология
- Доклад на методической конференции
Доклад на методической конференции
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тудвасев В.В. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление на методической конференции.
Подготовил учитель МКС(К)ОУ Коррекционная школа интернат VIII вида Тудвасев Валерий Валентинович
Проектная деятельность как средство личностного роста учащихся.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь, попытаться спланировать ее как проект; определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и осуществить его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В практике чаще всего используются педагогические технологии личностно ориентированной развивающей творческой деятельности. В целом они помогают наиболее эффективно осуществить педагогический процесс, являются одной из составляющих основы успеха в развитии творческих способностей обучающихся.
Работа над проектом является одним из слагаемых в создании «ситуации успеха». Это дает возможность учащимся принимать активное участие в жизни школы, в решении социально- значимых проблем, формирует толерантное отношение в детской среде. Проект формирует позитивный настрой, привлекает других педагогов, близких в процесс совместной творческой деятельности, развивает коммуникативные способности учащихся.
Для обучающихся очень важно общественное признание, поэтому практико- ориентированные проекты, результатом выполнения которых является какое либо изделие или дело, удовлевотворяющую социальную потребность, как правило вызывает у детей особую заинтересованность, стимулирует у них познавательную деятельность. Опыт взаимодействия социального партнерства между детьми и взрослыми, приобретенный в ходе разработки и реализации практико- ориентированного проекта, станет залогом становления гражданской позиции детей: « Я могу сделать это сам и не только для себя».
В нашей школе на уроках трудового обучения творческий проект как метод обучения и развития коррекции был апробирован в 2008- 2009 году. Начинали с элементов проектной технологии. Первые шаги были трудными не только для учащихся, но и для педагогов. Но из года в год работая над созданием творческих проектов или их элементов. Постепенно выстроился определенный алгоритм, руководствуясь которым дети с ограниченными возможностями здоровья могут выполнить по 1 творческому проекту в год под руководством учителя.
Главный основополагающий принцип метода проекта - исходить из интересов самого учащегося, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с практическими и духовными нуждами самих детей, их близких.
Основными задачами проектной деятельности являются:
-
Знакомство учащихся с основами проектной деятельности;
-
Приобретение практических навыков в области исследовательской работы;
-
Развитие творческих способностей детей, их коммуникативных качеств;
-
Формирование объемно-пространственного воображения, внимания, памяти;
-
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, коллективизма.
Практико-ориентированный проект предполагает опору на знания, умения и навыки, полученные ранее на занятиях, а так же на свой пусть и небольшой, личный опыт.
Из опыта работы - выполнение проекта проходит в три этапа, которые реализуются постепенно в течение учебного года.
Первый этап - организационно-подготовительный (сентябрь- октябрь). В него входят:
-
Выбор проекта и его обоснование.
-
Определение конкретной задачи и ее формулировка.
-
Выявление основных параметров и ограничений.
-
Исследование традиций, тенденций, истории.
-
Составление «схемы обдумывания».
-
Разработка идей, вариантов.
-
Анализ идей и выбор оптимального варианта.
-
Выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования.
Второй этап -= технологический (ноябрь- март)
На данном этапе осуществляются:
-
Составление технологической карты.
-
Изготовление изделия по технологической карте.
-
Контроль качества.
-
Коррекция.
-
Контроль, испытание.
Третий этап - заключительный. (Апрель) Этот этап предусматривает:
-
Экономическое обоснование
-
Разработка рекламного проспекта
-
Самооценка
Итог всей работы - защита проекта сначала в классе- группе, а затем ( с учетом рекомендаций по исправлению ошибок ) выносится на комиссию.
Успешному выполнению проектов способствует создание учителем условий, при которых обучающиеся;
-
Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач в нестандартных условиях;
-
Самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
-
Приобретают коммуникативные умения;
-
Развивают системное мышление, разрабатывают программу действий в соответствии с собственными возможностями.
Работа над творческими проектами способствует развитию и коррекции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья познавательной деятельности:
-
Мышления (учатся выделять главную мысль, идею, ставить цель, анализировать, обобщать);
-
Памяти (учатся переносить ранее полученные знания, умении, навыки в новые условия деятельности, использовать межпредметные связи);
-
Речи (учатся связно и полно выражать свои мысли, грамотно использовать специальные термины, задавать вопросы, отвечать на вопросы, поддерживать беседу. В процессе чего обогащается словарный запас);
-
Внимания (учатся использовать нужную информацию, сосредотачиваться на главном, выполнять нужные целенаправленные действия).
В процессе занятий любым ремеслом или рукоделием происходит коррекция тонкой моторики пальцев рук, формируются такие качества личности, как коммуникабельность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, практичность, интерес к окружающему миру. Выполняя проекты, дети учатся оценивать свои деловые качества, работать в коллективе, вести диалог, выбирать рациональное решение, активизировать творческие силы. Все это поможет им в будущем выбрать профессию, определить свое место в жизни, находить правильные пути решения жизненных проблем.
Все это вы видели на открытых занятиях;
2009г.- доклад « Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида»
Открытое занятие защита проекта « Изготовление плетеной мебели- табурета» в 9 классе
К нему приложение презентация «Конкурсная самостоятельная работа»
2010г.- доклад «Творческий проект - основные требования»
Открытое занятие по элементам проектной технологии на празднике труда с защитой проекта «Крупногабаритные изделия» - Корзина для белья. (Защищала проект Петрова Лена от мастерской лозоплетения, с предварительной защитой в классе) ученица 8 класса
2011г. Проект - Подставка для цветов трехместная. (Садик). Представлена на экзамене.
2011-2012- готовится 8 класс к защите проекта по теме разностные корзины. Представлен фрагмент урока на открытом занятии по теме « Корзина с обруча»