Доклад на методической конференции

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на методической конференции.

Подготовил учитель МКС(К)ОУ Коррекционная школа интернат VIII вида Тудвасев Валерий Валентинович

Проектная деятельность как средство личностного роста учащихся.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь, попытаться спланировать ее как проект; определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и осуществить его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

В практике чаще всего используются педагогические технологии личностно ориентированной развивающей творческой деятельности. В целом они помогают наиболее эффективно осуществить педагогический процесс, являются одной из составляющих основы успеха в развитии творческих способностей обучающихся.

Работа над проектом является одним из слагаемых в создании «ситуации успеха». Это дает возможность учащимся принимать активное участие в жизни школы, в решении социально- значимых проблем, формирует толерантное отношение в детской среде. Проект формирует позитивный настрой, привлекает других педагогов, близких в процесс совместной творческой деятельности, развивает коммуникативные способности учащихся.

Для обучающихся очень важно общественное признание, поэтому практико- ориентированные проекты, результатом выполнения которых является какое либо изделие или дело, удовлевотворяющую социальную потребность, как правило вызывает у детей особую заинтересованность, стимулирует у них познавательную деятельность. Опыт взаимодействия социального партнерства между детьми и взрослыми, приобретенный в ходе разработки и реализации практико- ориентированного проекта, станет залогом становления гражданской позиции детей: « Я могу сделать это сам и не только для себя».

В нашей школе на уроках трудового обучения творческий проект как метод обучения и развития коррекции был апробирован в 2008- 2009 году. Начинали с элементов проектной технологии. Первые шаги были трудными не только для учащихся, но и для педагогов. Но из года в год работая над созданием творческих проектов или их элементов. Постепенно выстроился определенный алгоритм, руководствуясь которым дети с ограниченными возможностями здоровья могут выполнить по 1 творческому проекту в год под руководством учителя.

Главный основополагающий принцип метода проекта - исходить из интересов самого учащегося, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с практическими и духовными нуждами самих детей, их близких.

Основными задачами проектной деятельности являются:

  • Знакомство учащихся с основами проектной деятельности;

  • Приобретение практических навыков в области исследовательской работы;

  • Развитие творческих способностей детей, их коммуникативных качеств;

  • Формирование объемно-пространственного воображения, внимания, памяти;

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, коллективизма.

Практико-ориентированный проект предполагает опору на знания, умения и навыки, полученные ранее на занятиях, а так же на свой пусть и небольшой, личный опыт.

Из опыта работы - выполнение проекта проходит в три этапа, которые реализуются постепенно в течение учебного года.

Первый этап - организационно-подготовительный (сентябрь- октябрь). В него входят:

  • Выбор проекта и его обоснование.

  • Определение конкретной задачи и ее формулировка.

  • Выявление основных параметров и ограничений.

  • Исследование традиций, тенденций, истории.

  • Составление «схемы обдумывания».

  • Разработка идей, вариантов.

  • Анализ идей и выбор оптимального варианта.

  • Выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования.

Второй этап -= технологический (ноябрь- март)

На данном этапе осуществляются:

  • Составление технологической карты.

  • Изготовление изделия по технологической карте.

  • Контроль качества.

  • Коррекция.

  • Контроль, испытание.

Третий этап - заключительный. (Апрель) Этот этап предусматривает:

  • Экономическое обоснование

  • Разработка рекламного проспекта

  • Самооценка

Итог всей работы - защита проекта сначала в классе- группе, а затем ( с учетом рекомендаций по исправлению ошибок ) выносится на комиссию.

Успешному выполнению проектов способствует создание учителем условий, при которых обучающиеся;

  • Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач в нестандартных условиях;

  • Самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • Приобретают коммуникативные умения;

  • Развивают системное мышление, разрабатывают программу действий в соответствии с собственными возможностями.

Работа над творческими проектами способствует развитию и коррекции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья познавательной деятельности:

  • Мышления (учатся выделять главную мысль, идею, ставить цель, анализировать, обобщать);

  • Памяти (учатся переносить ранее полученные знания, умении, навыки в новые условия деятельности, использовать межпредметные связи);

  • Речи (учатся связно и полно выражать свои мысли, грамотно использовать специальные термины, задавать вопросы, отвечать на вопросы, поддерживать беседу. В процессе чего обогащается словарный запас);

  • Внимания (учатся использовать нужную информацию, сосредотачиваться на главном, выполнять нужные целенаправленные действия).

В процессе занятий любым ремеслом или рукоделием происходит коррекция тонкой моторики пальцев рук, формируются такие качества личности, как коммуникабельность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, практичность, интерес к окружающему миру. Выполняя проекты, дети учатся оценивать свои деловые качества, работать в коллективе, вести диалог, выбирать рациональное решение, активизировать творческие силы. Все это поможет им в будущем выбрать профессию, определить свое место в жизни, находить правильные пути решения жизненных проблем.

Все это вы видели на открытых занятиях;

2009г.- доклад « Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида»

Открытое занятие защита проекта « Изготовление плетеной мебели- табурета» в 9 классе

К нему приложение презентация «Конкурсная самостоятельная работа»

2010г.- доклад «Творческий проект - основные требования»

Открытое занятие по элементам проектной технологии на празднике труда с защитой проекта «Крупногабаритные изделия» - Корзина для белья. (Защищала проект Петрова Лена от мастерской лозоплетения, с предварительной защитой в классе) ученица 8 класса

2011г. Проект - Подставка для цветов трехместная. (Садик). Представлена на экзамене.

2011-2012- готовится 8 класс к защите проекта по теме разностные корзины. Представлен фрагмент урока на открытом занятии по теме « Корзина с обруча»



© 2010-2022