Школа без стресса и насилия

Главный смысл деятельности учителя состоит в том , чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь иажно разделить понятия "успех" и "ситуация "успеха". Ситуация - это то, что ученику способен организовать учитель. Задача учителя в  томи состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. С педагогической точки зрения успех - это такое целенаправленное, организованное сочутание условий, при которых созд...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ УСПЕХОМ

ШКОЛА БЕЗ СТРЕССА И НАСИЛИЯ

Радость в любом виде труда школьника - от сознания достигнутого

Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности

Радость сама по себе не возникает. Её горючее - успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребенка тем более.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том , чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия

''успех'' и '' ситуация успеха''. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что учитель способен организовать учитель; переживание

же радости успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успех понятие неоднозначное.

С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения о того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами либо превзошел их.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности

Как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка, подростка от юноши

Младший школьник не столько осознает, сколько переживает. Подросток и осознает и переживает. Старший школьник подходит к своему успеху или неудаче аналитически пытается ( часто стихийно)

Прогнозировать свои возможности. Добряков в младших классах делал коробочку, солоницу.

И когда я ему показал в 9 классе недостаточно аккуратно выполненные изделия он так удивился неужели он мог радоваться такому изделию. В старшем классе свой успех или неуспех он сверял с тем, как он будет учиться в ПТУ.

Одни успехи буквально потрясают личность ребёнка, значительны для него оставляют глубокий след; другие как бы скользят по поверхности, не поднимают бури чувств, но тем не менее более устойчивы, а потому и более глубоки. Случай с девочкой у Красновой Л.Н.

До сих пор мы говорили о педагогически значимой роли успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но всегда ли оправдан такой подход.

Всегда ли хорош успех

Сегодня - успех, завтра. Возникает привычка к радости, не исчезнут ли стимулы её достижения

Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций с учетом, разумеется, особенностей личности, её способности к преодолению неудач, к борьбе с обстоятельствами. Успех может разложить личность, неуспех - формировать её лучшие качества. Пример Сафронов М. Очень координированный с хорошей ручной умелостью желающий быть всегда первым, когда у него что-то не получалось он психовал, ломал , выбрасывал изделия, но потом всегда к нему возвращался и делал очень хорошо. И Леня Архипенков в младших классах был самым сильным учеником наиболее сохранным. Но вот к 9 классу ситуация изменилась. Максим двигался вперед стал

Работать почти самостоятельно, а Леня стоял на месте. В результате когда у него получилось то , что он хотел сделать он просто оставил его.

Автор книги приводит один с моей точки зрения интересный пример. Студентам разных факультетов Свердловского педагогического института он задавал вопрос ,как они относятся к Анне Карениной.

Было в основном пять вариантов ответов… '' Я ей сочувствую. Она оказалась в тупике''. ''Я ей очень симпатизирую она несчастный человек. Вышла замуж за старого нелюбимого человека''. '' Отношусь к ней плохо. Она наделала много глупостей. И бросаться под колёса не выход из положения ". Эти четыре варианта доминировали а вот в пятом :'' Меня волнует не судьба Анны и Вронского или Каренина. А судьба их сына Сережи. Он главная и настоящая жертва этой трагедии…'' Характерно, что такую точку зрения высказывали на двух факультетах: начальных классов и дефектологическом. Почему? Именно на этих двух факультетах отчетливо прослеживается педагогическая направленность студентов , их установка на глубокую индивидуальную работу с детьми, их доброе человеческое отношение к ним. В общении с умственно отсталыми детьми - доброта не только личностное , но обязательно профессиональное качество.

Отношение к ребенку как к личности предусматривает способность и умение педагога ставить себя в положение ребенка. Учитель может говорить неприятные вещи, но если ребенок чувствует, что учитель интересуется его эмоциональным состоянием, хочет понять его, он принимает его замечания, верит ему. Интеллектуальные контакты не обеспечивают эмоциональный контакт. Иными словами, разговор о том чтобы учитель понимал ученика, всего лишь половина '' правды''. Это односторонняя эмоциональная связь (Я тебя слышу , а ты меня нет.) Нужна обратная связь, чтобы ученик понимал состояние учителя. Односторонний эмоциональный контакт - это начало индивидуального подхода , двусторонний личностного. Индивидуальный подход в воспитании - тонкий инструмент, который должен держать в руках каждый воспитатель, а личностный - умение на нем играть, причем так , чтобы в ответ звучала и душа ребенка. Это конечно высший пилотаж к этому можно только стремиться.

Например Леня Березиков в пятом классе мальчик сохранный, чувствовавший себя лидером отказался выполнять какую-то работу возникла конфликтная ситуация. Я его оскорбил. В принципе можно было настоять на своем ,удариться в амбицию, но что-то меня удержало и на перемене я перед ним извинился за свою несдержанность и конфликт ушел. Думаю если бы я этого не сделал, то у меня никогда не было бы то контакта, который потом у нас с ним возник. В конфликте не бывает виноват кто-то один. Пущин Евгений мальчик своенравны , заносчивый немного вредный. Но по моему его нужно воспринимать таким как он есть. Не очень обращать внимание на его недостатки , а стараться поддерживать его хорошие качества. Дети часто проверяют нас на ''вшивость'' на ложную доброту их нельзя обмануть маской улыбки.

Можно ли стать добрым?

Как определить доброту? В диалектике педагогической жизни одно с другим тесно переплетается, что не разберешь, где добрый ,а где добренький, где злой , а где требовательный , принципиальный.

Установка на добро . Я делаю добро, потому и становлюсь добрым. Нужно ли ждать, пока у нас в душе сложится доброе отношение к данному, не очень привлекательному на первый взгляд ребенку: неприятен, непослушен, неисполнителен. Как внушить ему , что он самый самый? Он описывает опыт старого учителя своей школы. Который на каждого ученика составлял, как он говорил расклад. На листе бумаги он проводил вертикальную ленив слева писал негатив, справа позитив. Слева ленив, не любит читать, любит врать, домашних заданий не делает, списывает , шарит по сараям, старшим грубит, задирает девчонок, труслив, задирается, а от сильных бежит. Справа приносит домой бездомных кошек, моет ботинки пьяному отцу, кладет на голову ему мокрое полотенце, защищает от нападок матери, незлопамятен, любит сказки, строит с ребятами картинг и т.д. Затем он его внимательно изучал, разрезал карточку пополам и выбрасывал негатив оставляя позитив. В чем же смысл недостатки же все равно остаются сразу их не ликвидируешь. И он объясняет . Зная их достоинства, забывая об их недостатках, я легче дышу, я смотрю на них чистыми глазами, мне нетрудно быть к ним добрым. А не строить из себя доброго. Понять ребенка его действия и мотивы. Поведение ребят часто идет от внутреннего понимания справедливости или значимости.

В своей практике я в основном иду интуитивно, почти никогда не читаю дневники наблюдений. Думаю что это связано с тем, что я подсознательно боюсь создать о своем ученике негативную установку.

Для наших детей очень важна мотивация их труда. Нельзя сказать давайте пилить потому что нужно научиться пилить, строгать для того чтобы научиться строгать. Отработка навыков владения инструментами происходит во время изготовления конкретных изделий. В младших классах часто использую индивидуальный подбор объектов труда. Для слабых учеников использую полуфабрикаты (строганные доски или частичные заготовки изделий).

Твердохлебов Алексей ходил ко мне на кружок . Сидел на полу пускал слюни и качался взад вперед и никакой реакции на меня. Если что делал то чисто механически. И только когда начал выпиливать лобзиком, его как будто прорвало. От работы его не оторвешь. Он сам по книжкам находит себе объекты труда. Разбирается в чертежах с размерами деталей и способом их соединений. Когда сделает изделие бегает по школе и всем его показывает. И в тоже время не может ответить на достаточно простые теоретические вопросы. Т.е. пока ему интересно его мозг работает. Но как только пропадает мотивация его мозг, как будто отключается и он куда-то уходит в себя. Мотивация конечно меняется ему можно говорить давай отработаем такой-то прием, потому что он пригодится нам при изготовлении такого-то изделия.

Лучшие ребячьи поделки стоят на полках из этих образцов ребята выбирают себе объекты труда, конечно в меру своих возможностей.

Учитель труда должен быть авторитетом в своей профессиональной деятельности, не авторитарным , а именно авторитетом. При работе с ребятами мне помогают мои спортивные занятия с ребятами. В свободное время я играл с оребятами в баскетбол, настольный теннис, пионербол.Эти игры кроме такого внеклассного контакта давали возможность лучше изучить ребят. Облегчало дисциплинарную работу на уроке. Можно было сказать ребятам сделай это потому что я прошу.

Для достижения успеха необходимы заинтересованность ребят возможности педагога и любовь к детям.


© 2010-2022