Урок по технологии на тему Закрепление деталей аппликации. Петельный шов

                        Закрепление деталей аппликации. Петельный шов.                             (Урок в смешанном классе).  Девочки: знакомство с выполнением ручных швов, которые используются для закрепления аппликации. Выполняют изделия: салфетку, прихватку.         Мальчики: выполняют аппликацию «устный счет» из бумаги и картона для начальной школы. Учатся подбирать рисунок для аппликации, цветовое сочетание. Цель: систематизировать и расширить знания учащихся о видах ручных швов, ознакоми...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема: Закрепление деталей аппликации. Петельный шов (урок в смешанном классе).

Цель: систематизировать и расширить знания учащихся о видах ручных швов, ознакомить с технологией выполнения ручных швов, которые используются для закрепления аппликации, научить соединять детали аппликации, расширить представление о профессиях (дизайнер, лекальщик), развивать усидчивость, аккуратность, эстетический вкус, фантазию, совершенствовать приемы работы с ручными инструментами, закреплять навыки правильной и безопасной работы, соблюдения санитарно-гигиенических требований при выполнении ручных работ, осуществлять межпредметные связи.

Оборудование: образцы готовых изделий, украшенных аппликацией, таблица «Украшающие швы», плакат «Запомни, выполняй!», творческие задания, инструкционные карточки, сигнальные карточки, «наградные значки».

Образцы швов «петельный», «вперед иголку».

Выставка детских работ.

Инструменты и материалы: нитки, иголки, булавки, ножницы, заготовки аппликаций с прикрепленными деталями, шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей.

Инструменты и материалы: нитки, иголки, булавки, ножницы, заготовки аппликаций с прикрепленными деталями, шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей.

Тип занятия: комбинированный.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку (порядок на рабочем столе).

- Добрый день всем!

Посмотрели друг на дружку, улыбнулись. Как в песне поется: «Дружба

начинается с улыбки», а работа спорится, когда хорошее настроение.

Мы его еще поднимем девизом, чтобы работать с энтузиазмом.

Команде мальчиков: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам».

Команде девочек: «Землю красит солнце, а человека труд».

На уроке работаем двумя группами: девочки закрепляют аппликацию

петельным швом, мальчики выполняют аппликацию из бумаги и картона.

Помогите мне сформулировать цель урока, продолжите фразу:

- Сегодня на уроке мы научимся:

Девочки: закреплять детали аппликации, красиво, аккуратно их оформлять, помня правило безопасной работы.

Мальчики: выполнять аппликацию из бумаги и картона, экономно их используя, помня правила безопасной работы.

- Откройте тетради на стр. 2 и запишите название своего проектного изделия:

Девочки: «Аппликация. Салфетка. Прихватка».

Мальчики: «Аппликация. Счетный материал».


  1. Актуализация опорных знаний и умение учащихся.

Беседа.

- Посмотрите на ваши заготовки аппликаций, опишите действия,

которые вы выполняли на предыдущем уроке.

Мальчики: вырезали шаблоны, обводили их на цветной бумаге и

картоне, экономно используя их. Наклеивали детали аппликации

Девочки: приметывали (временно прикрепляли детали аппликации к

основе) наметочным швом «вперед иголку», помня о правила х безопасной работы.

Обговариваем (сигнальная карточка).

- Что такое аппликация?

- Накладывание, наклеивание, нашивание на основной фон отдельно вырезанных частей какого-нибудь рисунка.

- Из чего состоит основа аппликации?

Девочки - однотонная или гладкоокрашенная хлопчатобумажная ткань, можно использовать ткань в мелкий цветочек, клеточку, полосочку.

Мальчики - основа аппликации - мягкий картон.

- Как подобрать рисунок аппликации?

Девочки - выбирали рисунок на других частях ткани или вырезали по шаблону, комбинируя их с основой по цвету, качеству ткани, используя меод фантазирования, целью которого является создание чего-то нового, чего еще не было.

Петельный шов представляет собой ряд петелек. Изменяя высоту и ширину между ними, можно создать много различных узоров для украшения изделий. Шов этот нам знаком с начальной школы и мы с вами им уже прошивали игольницы.

Демонстрация образцов изделий.

Применяется петельный шов:

  • для обметывания срезов ткани;

  • в аппликациях для закрепления деталей на фоне;

  • для выполнения воздушных и прорезных петель;

  • как украшающие швы - оформление одежды, рушников, салфеток и многое другое.

Раздаю творческие задания и карточки: «Попробуй каждому варианту

дать свое название».

- Какие советы вы считаете наиболее полезными? Почему?

- Послушаем ответы учащихся.

- Проверяем ответы творческих заданий.

Напоминаю, перед вами лежат карточки: читаем технологию выполнения петельного шва:

  1. Удобно прокладывать стежки слева на право, но можно работать и

справа налево.

  1. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иглу в виде петли.

Расстояние между стежками - 2-4 мм, высота - от 5 до 10 мм.

  1. На изнаночной стороне работы должны получиться вертикальные

стежки.

Требования к выполнению петельного шва

(зачитывает учащийся; инструкционные карточки)

1). Все столбики шва должны размещаться параллельно.

2). Длина стежка и расстояния между ними должны быть одинаковыми на всем протяжении шва.

3). Переплетение ниток по краю ткани не должно стягивать ткань.

Практический совет:

Учитель. Поэтому получилось уникальное, эксклюзивное изделие, выполненное в стиле hand-made.

В этом случае вы попробовали себя в роли автора и дизайнера (на уроке познакомимся с профессией дизайнера).

Мальчики выполняют работу интересную, нужную и полезную не только для себя, но и для младших школьников, их учителей.

- Что мы изготавливаем?

- Счетный материал для уроков математики, письма и чтения.

- Что вам понадобится для изготовления аппликации?

- Нам понадобились цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, шаблоны лекало (образец).

- Образец - это приспособления, с помощью которых изготавливают одинаковые по форме, размеру детали изделия.

- Главное подобрать к шаблону цветовую гамму, потому что, вот в книжке написано: «цвет способствует раскрытию темы изделия, вызывает определенные чувства и ассоциации, создает настроение. Поэтому подбор цветовой гаммы будущего изделия имеет важное значение. Основа аппликации должна гармонично сочетаться с деталями аппликации».

- Во время создания аппликации можно пользоваться таблицей на стр. 42, в которой представлены примеры гармоничного сочетания цветов. А мы это проверим, когда будем оценивать ваши изделия.


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя.

- Прикрепление деталей аппликации швом «вперед иголку» является временной мерой. Прикрепление, таким образом, выглядит неопрятно, является непрочным. Во время стирки, аппликация может оторваться от основы. Поэтому для окончательного закрепления деталей аппликации применяют более надежные и прочные швы. Таким швом является «петельный».

Выставка работ. Детские изделия.


  1. Изучение нового материала.

Урок по технологии на тему Закрепление деталей аппликации. Петельный шов

Необходимо следить, чтобы нитка всегда была под иголкой, создавая петельку.

Демонстрация учителем выполнения шва.

Напоминаю!


  1. Практическая работа учащихся.

- Пришло время закрепить на фоне аппликацию петельным швом.

Но, у нас блицтурнир, мозговой штурм.

Игра «Выбери правильный ответ».

1). У шва «вперед иголку» лицевая и изнаночная сторона выглядят:

а) одинаково;

б) неодинаково.

2). Во время работы свет должен падать:

а) сверху;

б) справа;

в) слева.

3). Ножницы следует передавать, держа:

а) за сомкнутые кольца;

б) за сомкнутые лезвия;

в) любым способом.

4). На рабочем столе ножницы класть:

а) по правую сторону;

б) по левую сторону (если работаешь левой рукой).

5). Иголки и булавки хранить в соответствующем месте:

а) коробке;

б) игольнице;

в) в изделии;

г) вкладывать в рабочую одежду;

д) вкалывать в мягкую мебель.

6). Запрещено:

а) оставлять иголку без нитки;

б) подносить иголку к глазам;

в) брать иголку в рот;

г) пользоваться ржавой иголкой.

У вас есть дополнения к правилам безопасной работы с иголками, ножницами?

Учебник, стр. 64 (п.6,7):

- Если игла сломалась, обломки собрать, завернуть и выбросить в мусорное ведро;

- Нитку обрезать ножницами.

Повторив правила, мальчики приступают к выполнению своей работы, помня об экономии материала и правилах безопасной работы. Детали на заготовке размещают так, чтобы отходы материала были наименьшими. Их можно использовать для мелких деталей (нос, глаза, ткань-набивка и других).

Девочки:

1). Подберите нитки для работы в тон ткани.

2). Используя инструкционную карточку выполняем шов.

3) Помощь учителя.

Выполнение практической работы.

Помощь учителя.

Физпауза: (минута релакса)

- Если вы пользуетесь ржавыми инструментами - похлопайте в ладоши;

- Если вы передаете ножницы кольцами вперед - покачайте головой;

- Если вы бросаете свои ножницы - потопайте ногами;

- Если вы храните ножницы в рабочей коробке - поморгайте глазами;

- Если вы делаете все правильно - погладьте себя по голове;

- Посмотрите на соседа слева, на соседа справа, улыбнитесь и продолжайте работу.

По окончании работы, удалите сметочные стежки.


  1. Закрепление знаний и умений.

Девочки:

- Оцените подбор материалов для изделия (материал новый, постиран, выглажен, основа соответствует цвету: в мелкую полосочку, в мелкий цветочек, однотонный, в клеточку для рисунка подобран материал такого - же качества (хлопчатобумажный), основа гармонично сочетается с рисунком по цвету).

- Какими должны быть стежки петельного шва по размеру? (2-4мм - ширина, 5-10мм - высота).

Мальчики:

- Нравятся ли вам сочетания цветов?

- Соблюдена ли вами цветовая гамма?

- Создает ли цвет настроение?

Мальчики и девочки:

- Какие советы вы могли бы дать своему товарищу?

- Оцените качество выполнения работы, аккуратность, не забудьте об экономном использовании (проверьте остатки материала).

- Как помогли в работе пословицы?

- Хорошие плоды получились? Значит, мы хорошо потрудились. (Награждение).

- Кого украсил труд? (Награждение).

Награды: «Лучший на уроке», «За творчество», «За старания».


  1. Оценки за урок.

Хорошо потрудились. Молодцы!

Я желаю вам никогда не останавливаться на достигнутом. Развивайте свои способности и таланты, творите красоту и дарите ее людям. От этого ваша душа наполняется светом!


  1. Домашнее задание.

Тетради, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, нитки

в тон (мулине) и работа для оформления петельным швом.


  1. Уборка рабочих мест.



© 2010-2022