Рабочая программа по СБО

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


«Согласовано»

Руководитель МО

___________ Зорина Н.И.

Протокол № ___

от «____»____________2013г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

__________________ Рузанова Е.А.

«____»____________2013 г.


«Утверждаю»

Директор школы - интерната

_________________ Валиева З.Г.

Приказ № ___

от «___»_________________2013 г.

Протокол педагогического совета №____

от «____»______________2013 г.





Рабочая программа по социально - бытовой ориентировке


7 класс


на 2014 - 2015 учебный год.








Разработана учителем СБО

Хапиной Натальей Николаевной





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Программа рассчитана на детей с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых

Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно - развивающих.

Образовательные задачи:

- стимулировать учебно - познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями обеспечивать психолого - педагогическую поддержку такой деятельности;

- овладеть умением применять знания на практике;

- выработать умения и навыки самостоятельной работы ;

Воспитательные задачи;

- целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировозрения, нравственных убеждений и эстетической культуры;

- использование способов, приемов воспитания, адекватных возрастным и индивидуальным возможностям детей»

- создание условий для формирования самостоятельности через организацию трудовой деятельности;

Коррекционно - развивающие задачи:

- целенаправленное развитие мышления умственно отсталого ребенка (памяти, внимания, эмоционально - волевых качеств, трудоспособности;

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

Занятия по СБО целесообразно проводить группами из 4-5 человек. Это позволит каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка. В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам. Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.). В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, "Квартплата»,»Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка. Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием. Бригадная форма работы может быть использована в выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.). В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий. Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия. Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. Уроки СБО учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п. Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Тесное взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни. Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. Проводить занятия по СБО в V-IX классах целесообразно на сдвоенных уроках. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконично. Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).

Методы:

- устный рассказ учителя

- беседа

- метод объяснительного чтения

- экскурсии

- лабораторный метод

- упражнения в виде записей и графических работ

- упражнения в применении полученных знаний

- метод проверки знаний

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:

- вводный урок

- урок формирования новых знаний

- урок формирования и закрепления умений и навыков

- обобщающий урок

- комбинированный урок

Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.

Требования к уровню подготовки учащихся

7 КЛАСС 67 ч

Личная гигиена.

Обучающиеся должны знать:

-- правила личной гигиены девушки и юноши;

-- виды косметических салфеток;

-- правши ухода за кожей лица и волосами.

Обучающиеся должны уметь:

-- определить тип кожи и волос;

-- подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос;

-- правильно ухаживать за лицом и волосами.

Одежда и обувь.

Обучающиеся должны знать:

-- особенности стирки цветного и белого белья;

-- правила пользования моющими средствами;

-- устройство стиральной машины и правила пользования ею;

-- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке в ручную и с помощью стиральной машины санитарно-гигиенические требования - последовательность и особенности глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей;

-- назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную;

-- правила пользования прачечной самообслуживания.

Обучающиеся должны уметь:

-- ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат;

-- стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины;

-- гладить одежду и белье.

Питание.

Обучающиеся должны знать:

-- виды питания, их особенности;

-- значение первых, вторых блюд;

-- правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи.

Обучающиеся должны уметь:

-- пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, взбивалкой (миксером) и др.;

-- приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов;

-- составить меню завтрака, обеда, ужина на день.

Семья.

Обучающиеся должны знать:

-- правила ухода за младшими детьми;

-- различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки.

Обучающиеся должны уметь:

-- ухаживать за младшими детьми;

-- объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;

-- помогать младшим при уборке игрушек;

-- рассказывать им сказки;

-- петь с ними детские песенки.

Культура поведения.

Обучающиеся должны знать:

-- правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях

-- правила поведения при вручении и приема подарков.

Обучающиеся должны уметь:

-- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);

-- выбирать подарки;

-- изготавливать простые сувениры;

-- вручать и принимать подарки.

Жилище.

Обучающиеся должны знать:

-- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

-- способы и периодичность ухода за окнами;

-- виды моющих средств, используемых при уборке и мыте окон;

-- способы утепления окон;

-- правила топки печей и заготовки топлива;

-- правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытий.

Обучающиеся должны уметь:

-- убирать жилые помещения;

-- мыть зеркала и стекла;

-- утеплять окна;

-- ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;

-- топить печку с учетом местных особенностей.

Транспорт.

Обучающиеся должны знать:

-- функции железнодорожного транспорта;

-- тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий);

-- примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния;

-- виды справочных служб, камер хранения;

-- сроки и стоимость хранения багажа;

-- о сроках и месте возврата приобретенного билета.

Обучающиеся должны уметь:

-- ориентироваться в расписании;

-- приобретать билеты ж/д кассе;

-- обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или в центральную ж/д справочную по телефону;

-- ознакомиться с правилами пользования железнодорожным транспортом;

-- выполнять правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте.

Торговля.

Обучающиеся должны знать:

-- назначение универмага и универсама;

-- различия между ними;

-- за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам;

-- стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров.

Обучающиеся должны уметь:

-- найти нужные товары в отделах универмага или универсама;

-- приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовым
возможностями.

Средства связи.

Обучающиеся должны знать:

-- перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке;

-- максимальный вес почтовых отправлений;

-- виды, и способы упаковок;

-- виды почтовых отправлений.

Обучающиеся должны уметь:

-- заполнить бланк на отправку бандероли, посылки;

-- составить опись посылаемых предметов;

-- упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке;

-- определить стоимость почтовых отправлений

Медицинская помощь.

Обучающиеся должны знать:

-- меры по предупреждению переломов;

-- виды доврачебной помощи;

-- правила обработки раны и наложения повязки;

-- меры предупреждения осложнений после травмы;

-- правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).

Обучающиеся должны уметь:

-- использовать лекарственные растения при оказании первой помощи;

-- готовить настои, отвары из лекарственных растений;

-- обрабатывать раны, накладывать повязки.

Учреждения, организации, предприятия.

Обучающиеся должны знать:

-- местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия;

-- название цехов, отделов, рабочих специальностей;

-- виды выпускаемой продукции.

Обучающиеся должны уметь:

-- обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.

Перечень учебно-методических средств обучения

Список методической литературы:

Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997. ; Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. и-тов/Под ред. В.В.Воронковой. М., 1994.; Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIIIвида: Пособие для учителя под редакцией А.М.Щербаковой. М., 2004.; Певзнер М.С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении // Учащиеся вспомогательной школы. М.,1979.

Литература для подготовки к урокам:

Андреев Н.А. Дом, в котором мы живем. М., 1969.; АлехинаИ.Я. Имидж и этикет делового человека. М., 2001.; Бухны А.Ф. Первая помощь при травмах у детей. М., 1970.; Волков А.Д. Где и как подростку найти работу / МЦТЗМ «Перспектива». М. 2001.; Баранов В.С. Технология производства общественного питания. М., 1982.; Васильева - Гангнус Л. Азбука вежливости. М., 1988.; Евстигнеев Г.М., Синкаевский О.Н. Тайны продуктов питания. М., 1999.



Тематическое планирование 7 класс 67 часов



№ п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Тип урока

Цель урока

Основные знания

Основные термины и понятия

Оборудование и материалы

Домашнее задание

Iчетверть (18 часов)

Личная гигиена (2 часа)

1

Особенности личной гигиены в жизни подростка.

Правила приёма сохранения чистоты и здоровья тела.

Особенности ухода за кожей лица, волосами.

1

04.09

Урок формирования новых знаний

Формирование положительных привычек, общепринятых правил и норм поведения

УДЗ: правила личной гигиены девушки и юноши; санитарно-гигиенические правила пользования зуб-ной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.

УДУ: определить тип кожи и волос.

Личная гигиена

Подросток

Юноша

Девушка

Косметические срества

Гигиенические средства

Тип кожи

Лосьон

Гель

Предметы личной гигиены девушки и юноши: мыло, шампуни, лосьоны против угревой сыпи, крема для лица.

Брошюры по дан-ной теме.

Не задано

2

Пользование шампунем в соответствии с типом волос.

1

05.09

Комбинированный

Развитие самооценки учащихся. Формирование готовности к самообслуживанию

Подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос.Правильно ухаживать за лицом и волосами

Шампунь

лосьон

сухие

нормальные

жирные

Шампуни, тазы, бальзам для волос

Не задано

Одежда (12 часов)

3

Значение продления срока службы одежды.

Виды штопки.

Наложение заплат.

2

11.09

12.09

Комбинированный

Иметь представление о необходимости гигиены одежды.

Значение продления срока службы одежды

Знакомство с техникой и видами штопки.

Знакомство с техникой наложения заплат.

Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды.

Уметь ремонтировать разорванные места на одежде разными видами штопки.

Знать технику наложения заплат.

Штопка

заплата

ремонт

Инструкционно - технологические карты по разным видам штопки; по наложению за-плат. Компьютерная презентация

Не задано

4

Практическая работа. Ремонт одежды: штопка и наложение заплат.

2

18.09

19.09

Комбинированный

Знакомство с техникой и видами штопки и наложения заплат.

Уметь ремонтировать разорванные места на одежде разными видами штопки и накладывать заплаты.

Штопка

заплата

ремонт

Инструкционно - технологические карты по разным видам штопки; по наложению за-плат. Компьютерная презентация, одежда для ремонта, иголки, нитки, ножницы.

Не задано

5

Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей.

1

25.09

Комбинированный

Знакомство с правилами пользования стиральной машиной. Знакомство с правилами стирки белья из хлопчатобумажных тканей, правилами пользования моющими средствами.

Знать устройство стиральной машины и правила пользования ею.

Стирка

бытовая техника

стиральная машина

стиральный порошок

Компьютерная презентация, плакат, стиральная машина

Не задано

6

Стирка изделий из шёлка вручную.

2

26.09

02.10

Комбинированный

Формирование бытовой ори-ентировки через реальный социум. Работа по инструкции.

Стирать изделия из шелка вручную

Стирка

шелк

стиральный порошок

Компьютерная презентация, плакат, тазы, одежда из шелка, стиральный порошок

Не задано

7

Правила и приёмы утюжки белья, брюк, спортивной одежды.

2

03.10

09.10

Комбинированный

Усвоение со-циального опыта через упражнения в утюжке.

Уметь гладить белье, брюки, спортивную одежду

Электроутюг

гладильная доска

постельное белье

спортивная одежда

Таблица по ПТБ при работе с утюгом; правила и приемы глажения различной одежды и белья. Гладильная доска, огнеупорная подставка, утюг.

Не задано

8

Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. Практическая работа.

2

10.10

16.10

Комбинированный

Учить применять полученные знания на практике.

Усвоение социального опыта через упражнения в утюжке.

УДЗ: последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей.

УДУ: гладить одежду и белье.

Электроутюг

гладильная доска

постельное белье

спортивная одежда

Таблица по ПТБ при работе с утюгом; правила и приемы глажения различной одежды и белья. Гладильная доска, огнеупорная подставка, утюг.

Не задано

9

Прачечная.

Виды услуг.

Правила пользования прачечной

1

17.10

Урок формирования новых знаний

Формирование готовности к самообслуживанию

УДЗ: назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную;

правила пользования прачечной самообслуживания

Прачечная

приемщик

просьба

Школьная прачечная, компьютерная презентация

Не задано

Питание (12 часов)

10

Виды питания.

1

23.10

Урок формирования новых знаний

Знакомство разнообразными видами питания, его значением для организма человека.

Уметь готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов).

Питание

миксер

кухонный комбайн

диетическая пища

Плакат с ПТБ при работе с ножом, кипящей жидкостью, электроплитой, компьютерная презентация

Не задано

11

Значение первых блюд.

Их приготовление из овощей, рыбных и мясных продуктов.

1

24.10

Комбинированный

Знакомство со значением первых блюд и технологией их приготовления

УДЗ: значение первых блюд.

Правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи

Терка

бульон

меню

мясорубка

Плакат с ПТБ при работе с ножом, кипящей жидкостью, электроплитой, компьютерная презентация

Не задано

12

Приготовление первых блюд из овощей. Щи из свежей капусты.

2

30.10

31.10

Комбинированный

Знакомство с технологией приготовления первых блюд из овощей

УДЗ: значение первых блюд в питании; последовательность приготовления первого блюда

УДУ: приготовить первое блюдо по рецепту.

Щи

форма нарезки

пассерование

Технологическая карта приготовления щей, разделочные доски, ножи, кастрюля, эл. плита, продукты и посуда для приготовления щей из свежей капусты

Не задано

II четверть (14 часов)

13

Приготовление вторых блюд.

(картофельное пюре)

2

13.11

14.11

Комбинированный

Знакомство разнообразием вторых блюд.

Формирование готовности к самообслуживанию

УДЗ: назначение вторых блюд в питании; ПТБ при работе с теркой, ножом, горячим жиром.

УДУ: приготовить второе блюдо по рецепту из доступных продуктов.

Картофельное пюре

Технологическая карта приготовления картофельного пюре, разделочные доски, ножи, кастрюля, эл. плита, продукты и посуда для приготовления картофельного пюре

Не задано

14

Приготовление рыбных вторых блюд.

1

20.11

Комбинированный

Знакомство разнообразием рыбных вторых блюд.

Формирование готовности к самообслуживанию

Знать рецепт второго блюда.

Уметь приготавливать вторые блюда по рецепту.

Рыба

жарка

Технологическая карта приготовления рыбы жареной с картофельным пюре, компьютерная презентация

Не задано

15

Блюда из мяса.

1

21.11

Комбинированный

Знакомство разнообразием вторых блюд из мяса.

Формирование готовности к самообслуживанию

Знать рецепт второго блюда.

Уметь приготавливать вторые блюда по рецепту.

Котлеты

фарш

мясорубка

Технологическая карта приготовления котлет компьютерная презентация

Не задано

16

Приготовление третьих блюд.

Кисель, компот из свежих фруктов.

1

27.11

Комбинированный

Знакомство разнообразием третьих блюд. Приготовление компота из сухофруктов.

УДЗ: правила безопасности при работе с ножом, с кипящей жидкостью.

УДУ: готовить кисель, компот из свежих фруктов.

Компот

кисель

Технологическая карта приготовления компота и киселя, компьютерная презентация

Не задано

17

Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи.

1

28.11

Комбинированный

Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электроприборами

УДЗ: возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими; санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при приготовлении пищи.

УДУ: пользоваться мех.и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, миксером.

Механические приборы

электробытовые приборы

мясорубка

яйцерезка

терка

миксер

кофемолка

Плакат с ПТБ при работе с электробытовыми и механическими приборами при приготовлении пищи; инструкционно-технологическая карта приготовления десерта; необходимый инвентарь

Не задано

18

Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, на неделю.

2

04.12

05.12

Комбинированный

Знакомство с правилами составления меню завтрака, обеда, ужина, на день, на неделю.

УДЗ: правила составления меню

УДУ: составлять меню завтрака, обеда, ужина, на день, на неделю

Меню

Компьютерная презентация, образец составления меню

Не задано

Семья (4 часа)

19

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.

1

11.12

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Знакомство с правилами ухода за младшими детьми в течении дня.

УДЗ: правила ухода за младшими детьми;

УДУ: одевать малышей на прогулку;

Помощь

младшие

Компьютерная презентация,

Не задано

20

Соблюдение чистоты и порядка в школе, интернате, дома.

1

12.12

Комбинированный

Усвоение социального опыта через упражнения в наведении чистоты и порядка в школе и дома.

Уметь навести порядок в школе и дома

Чистота

порядок

Все для уборки помещения

Не задано

21

Разучивание тихих и подвижных игр.

2

18.12

19.12

Комбинированный

Развитие умения применять знания в новой ситуации.

УДЗ: различные тихие подвижные игры, сказки, песенки.

УДУ: объяснять им правила игры и играть с ними в тихие подвижные игры; помогать младшим при уборке игрушек

Игры

тихие

подвижные

Настольные развивающие игры; сборник сказок, загадок.

Не задано

Культура поведения (4 часа)

22

Правила и приёмы приглашения в гости и формы отказа.

2

25.12

26.12

Комбинированный

Приобщение к реальной жизни.

Развитие мышления через приемы сравнивания при анализировании.

УДЗ: правила поведения: при встрече и расставании; правила приглашения в гости.

УДУ: выбирать подарки; вручать и принимать подарки; изготавливать простые сувениры.

Гость

вежливость

подарок

вручение подарка

прием подарка

Иллюстративные карточки с образцами предметов, которые могут быть подарены сверстникам и старшим.

Не задано

III четверть (20 часов)

23

Подготовка к поездке в гости: внешний вид, подарки.

2

12.01

14.01

Комбинированный

Формировать правильное общественно-приемлемое поведение.

УДЗ: правила поведения в гостях

УДУ: культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу); уметь выбирать подходящую одежду для визита в гости.

Вручение подарка

прием подарка

Дидактическая игра-лото «Так и не так»

Не задано

Жилище (8 часов)

24

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.

1

19.01

Комбинированный

Знакомство с проведением регулярной и сезонной уборки жилого помещения.

УДЗ: последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения.

УДУ: убирать жилые помещения

Регулярная

сезонная

План практической работы, образцы различных моющих средств.

Не задано

25

Подготовка помещения к зиме, лету.

2

21.01

26.01

Комбинированный

Приобщение к реальной жизни. Развитие умения применять знания в новой ситуации.

УДЗ: способы и периодичность ухода за окнами;

виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;

способы утепления окон;

правила топки печей и заготовки топлива;

УДУ: убирать жилые помещения;

мыть зеркала и окна,

утеплять окна

ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства,

топить печку с учётом местных особенностей

Регулярная

сезонная

План практической работы, образцы различных моющих средств, компьютерная презентация

Не задано

26

Санитарная обработка помещения.

2

28.01

02.02

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Расширять социальный опыт учащихся

УДЗ: правила проведения санитарной обработки помещения;

УДУ: проводить санитарную обработку помещения;

Дезинфекция

микробы

бактерии

План практической работы, образцы различных моющих средств, компьютерная презентация

Не задано

27

Уход за полом в зависимости от покрытия: лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковёр.

3

04.02

09.02

11.02

Комбинированный

Знакомство с правилами ухода за полом в зависимости от покрытия.

Уметь ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые и химические средства.

Лак

мастика

линолеум

ковролин

План практической работы, образцы моющих средств, компьютерная презентация

Не задано

Транспорт (6 часов)

28

Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы

1

16.02

Комбинированный

Знакомство с междугородним железнодорожным транспортом, вокзалом и его назначением. Функции железнодорожного транспорта

Знать функции железнодорожного транспорта .

Уметь ориентироваться в расписании.

Вокзал

поезд

вагон

Компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации

Не задано

29

Справочная служба вокзалов.

Расписание поездов.

1

18.02

Комбинированный

Знакомство с основными справочными службами расписанием поездов

Знать виды справоч-ных служб, сроки и место возврата приобретенного билета. Уметь ориентироваться в расписании.

Справочная

расписание

Компьютерная презентация, плакаты, расписание движения поездов

Не задано

30

Виды пассажирских вагонов.

1

25.02

Комбинированный

Знакомство с видами пассажирских вагонов, их назначением и устройством.

Знать тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий).

Купе

плацкарт

общий

мягкий

Компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации

Не задано










31

Формы приобретения железнодорожных билетов. Стоимость проезда.


1

02.03

Комбинированный

Знакомство с расписанием движения поездов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов.

Знать о порядке приобретения железнодорожных билетов(покупка в кассе, заказ по телефону).

Билет

проезд

Компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации, образцы билетов

Не задано

32

Виды камеры хранения багажа.

Порядок сдачи и получения его.

1

04.03

Комбинированный

Знакомство с камерами хранения багажа, порядком сдачи и получения его.

Знать о порядке сдачи и получения багажа в камере хранения

Камера хранения

багаж

Компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации

Не задано

33

Экскурсия на ж/д вокзал.

1

09.03

Урок экскурсия

Знакомство с междугородним железнодорожным транспортом, вокзалом и его назначением. Функции железнодорожного транспорта

УДЗ: функции железнодорожного транспорта

УДУ: выполнять правила безопасности во время поездки в ж/д транспорте

Вокзал

Компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации

Не задано

Торговля (2 часа)

34

Универмаги и универсамы.

Их назначение.

Сельмаг, сельпо.

1

11.03

Комбинированный

Иметь представление о назначении универмагов и универсамов, сельских магазинов и сельпо

Знать ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов, сельмагов и сельпо;

уметь подсчитывать стоимость покупок.

Универмаг

универсам

сельмаг

сельпо

Компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации

Не задано

35

Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принцип действия; примерка одежды, обуви, головного убора; оплата в кассе, получение чека, сдачи.

Хранение чека .Экскурсия в магазин.

1

16.03

Урок экскурсия

Знакомство с порядком приобретения товара

УДЗ: правила поведения в магазине и общения с работниками магазина, правила покупки товаров;

УДУ: выбрать нужный товар,

оплатить, проверить чек и сдачу,

хранить чек в течение срока гарантии на товар,

вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя

Универмаг

универсам

сельмаг

сельпо

Магазин «Магнит»

Не задано

Средства связи (4 часа)

36

Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением).

1

18.03

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Знакомство видами бандеролей.

Перечень предметов, посылаемых бандеролью .

Уметь заполнять бланки на отправку бандеролей.

Бандероль

Компьютерная презентация, плакаты, почтовые бланки

Не задано



37

Упаковка бандеролей. Стоимость пересылки.


1

Комбинированный

Знакомство видами и способами упаковки бандероли.

Уметь заполнять бланки на отправку бандеролей.

Знать максимальный вес ,виды и способы упаковки.

Бандероль

Компьютерная презентация, плакаты, почтовые бланки, образец бандероли

Не задано

IY четверть (17 часов)




38


Посылки. Виды упаковки, правила отправления, стоимость пересылки.


1


02.04


Комбинированный

Знакомство видами и способами упаковки посылки.

Уметь заполнять бланки на отправку посылок.

Знать максимальный вес ,виды и способы упаковки.

Посылка

Компьютерная презентация, плакаты, почтовые бланки, образец бандероли

Не задано



39

Экскурсия на почту. Заполнение бланков.

1


03.04


Урок экскурсия


Знакомство с порядком отправки бандеролей и посылок, узнать стоимость пересылки.


Уметь заполнять бланки на отправку посылок, обращаться к оператору с просьбой или вопросом.


Посылка


Почта


Не задано


Медицина (6 часов)

40

Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых).

1

09.04

Комбинированный

Знакомство с видами доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых).

УДЗ: виды доврачебной помощи;

УДУ: измерять температуру тела, обрабатывать раны при микротравмах;

Температура

укус

микротравма рана

Компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации

Не задано

41

Лекарственные растения в домашней аптечке.

2

10.04

16.04

Комбинированный

Знакомство с составом домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники ), лекарственными растениями.

Уметь готовить отвары и настои из лекарственных растений.

Лекарствен-ные растения

Компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации, лекарственные растения, посуда, эл. плита

Не задано

42

Первая медицинская помощь при травмах, вывихах, переломе.

Наложение повязки на рану.

2

17.04

23.04

Комбинированный

Правила обработки раны и наложения повязки, оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах(покой и компресс), при растяжениях и вывихах(покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).

Уметь обрабатывать раны и накладывать повязки, накладывать временные шины.

Вывих

перелом

открытые и закрытые пе-реломы

Компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации, лекарственные растения, посуда, эл. плита

Не задано

43

Меры по предупреждению переломов.

1

24.04

Комбинированный

Знакомство с правилами оказания первой медицинской помощи при переломах

Уметь оказывать первую помощь при переломах.

Травмпункт

перелом

Компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации

Не задано

Учреждения и организации (6 часов)

44

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей села.

2

30.04

07.05

Урок формирования новых знаний

Знакомство с местонахождением ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия.

Знать виды выпускаемой продукции.

Предприятие

отдел кадров

цех

рабочие специальнос-ти

продукция

Компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации

Не задано

45

Экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяй-ственное предприятие.

4

08.05

14.05

15.05

21.05

22.05

28.06

29.05

Урок экскурсия

Знакомство с местонахождением ближайшего промышленного или сельскохозяй-ственного предприятия,

названиями цехов, отделов, рабочих специальностей,

видами выпускаемой продукции

Уметь обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия

Предприятие

отдел кадров

цех

рабочие специальнос-ти

продукция

Компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации

Не задано

4


Урок экскурсия

Знакомство с местонахождением ближайшего промышленного или сельскохозяй-ственного предприятия,

названиямицмой продукции

Уметь обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия

предприятие

отдел кадров

цех

рабочие специальности

продукция

компьютерная презентация, плакаты и иллюстрации

Не задано

Распределение учебных часов по разделам курса 7 класса:



N п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Личная гигиена

2

2

Одежда

12

3

Питание

12

4

Семья

4

5

Культура поведения

4

6

Жилище

8

7

Транспорт

6

8

Торговля

2

9

Средства связи

4

10

Медицина

6

11

Учреждения и организации

7

12

Повторение пройденного

2

13

Итого

69



































© 2010-2022