Деятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихся

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


КАБИНЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ









ТЕМА ПРОЕКТА

Деятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихся




















Выполнила: Плотникова Л.А.

Социальный педагог Архиповской средней школы

Мендыкаринского района

Проверила: Мирошникова Л.И.













Костанай,2007


Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Решить проблему, профессионального выбора человека призвана профориентация.

Профессиональная профориентация- оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т.е. в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека и запросам рынка труда.

Актуальность темы: Проблема профориентации носит актуальный характер, в связи с новыми социально-экономическими условиями в РК и быстро изменяющимся рынком труда. Большинство выпускников школе не имеют ясной жизненной перспективы. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо:

  1. ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях которые она предъявляет человеку,

  2. Знать себя, а именно свои индивидуальные способности, интересы, возможности и особенности.

Проблема:

1) осуществление выбора профессии по принципу ее престижности, не учитывая собственные способности.

2) резкая смена приоритетов в профессиональной сфере общества, осложняющая социально-профессиональную адаптацию молодежи.

3) недостаток квалифицированных специалистов в самых актуальных для общества сферах: здоровье, образование, социальная защита.

Цель: уточнить представление о теоретико-методическим особенностях и приемах профориентации.

Задачи:

  1. ознакомление с научно- методической литературой по причинам профориентации среди учащихся в работе социального педагога;

  2. изучение видов и форм профессионально-ориентационной работы с учащимися ;

  3. анализ деятельности социального педагога в изучении проблем профессионально-ориентационной работы с учащимися;

  4. синтез моделей деятельности социального педагога в профессиональной ориентации подростков;

  5. компоновка моделей деятельности социального педагога в профориентации учащихся;

  6. оформление проекта деятельности социального педагога в профессионально-ориентационной работе с учащимися.

Объект: профессиональное самоопределение учащихся.

Предмет: деятельность социального педагога в профориентации учащихся.

Гипотеза: Если подробнее изучить теоретические и методические приемы профессионального самоопределения учащихся, то возможно повышение эффективности применения навыков, знаний, умений в деятельности социального педагога, так как повысится образовательный и профессиональный уровень социального педагога.

Форма: учебно-методическая

Профессиональная


ориентацияМодель1

Составляющие

пДеятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихсярофориентации Деятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихся

Модель2

Профессионального

самоопределения

Деятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихся

Деятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихсяДеятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихся

Деятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихся

Деятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихся

информационная


Модель3

Виды и формы деятельности социального педагога в профориентации учащихся

Модель4

Функционирование системы профориентации


Деятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихся

Модель5

Модель деятельности социального педагога

в профориентации

Деятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихся

Система профориентации учащихся- это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения учащихся в интересах личности и общества.

Профессиональная ориентация является целостной системой, состоящей из взаимосвязанных компонентов: просвещение, профконсультация, профадаптация, развитие интересов, склонностей учащихся в различных видах деятельности(познавательной, трудовой, коммуникативной) и осознанного самостоятельного выбора.

Профпросвещение предусматривает вооружение учащихся определенным набором знаний об особенностях профессии, условиях правильного выбора одной из них, формирование мотивированных профессиональных намерений в основе которых лежит осознание потребностей общества и психофизических особенностей личности.

Важность этого компонента с социальной точки зрения заключается в том, что благодаря ему расширяются рамки свободы выбора профессии (самостоятельный выбор), чем больше знает о видах производства и профессиях, об условиях труда, о том где можно обучиться той или иной специальности, тем осознание будет его выбор.

Не менее значимым компонентом является развитие интересов и склонностей личности к той или иной профессии. Оно осуществляется через предварительную профессиональную диагностику. В процессе профдиагностики изучают особенности личности, склонности, профессиональные намерения, профнаправленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе профдиагностика является составляющей профконсультации.

Профконсультации имеют своей целью установление соответствия индивидуальных особенностей со специфическими требованиями профессии.

Завершающим компонентом профориентации, является профадаптация- это активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, особенностям специальности.

Успешность профадаптации- главный критерий правильного выбора профессии оценка эффективности всей профориентационной работы .

Адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной деятельности способствует успешной адаптации молодых специалистов в избранной профессии.

В свою очередь успех профсамоопределения учащихся зависит от эффективности деятельности специалистов оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессии.

Такая помощь осуществляется через систему профориентационных мероприятий в рамках профильных классов общеобразовательных учреждений.

Модель профсамоопределения предполагает:

- наличие ценностно-нравственной основы самоопределения

- знание о выбираемых целях

- представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям

- знание путей и способов преодоления внешних и внутренних препятствий.

Таким образом решение проблем профсамоопределения учащихся предполагает сформированность у школьника:

-внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению корректировке и реализации перспектив своего развития.

- готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Свою деятельность социальный педагог осуществляет совместно со школьным психологом классными руководителями профконсультантами- специалистами служб занятости населения.

В работе по различным направлениям определился круг видов и форм профориентационной работы.

К видам можно отнести такую деятельность:

- оказание помощи в развитии профессиональных качеств

- определение качеств личности

- соотношение качеств личности с требованиями профессии

- помощь в принятии решения

Формы деятельности делятся на ознакомительную работу с помощью, которой осуществляется профпросвещение и профвоспитание учащихся:

- встречи со специалистами ПТУ,колледжей

- организация экскурсий на предприятия

- профинформационные уроки

- тематические,устные журналы.

Существуют формы профориентации, активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессии. К ним относится деятельность, где сами учащиеся проявляют свою активность, т.е. организация и проведение классных часов, подготовка рефератов, сочинений, участие в работе кружков и клубов по интересам, проведение ролевых и интерактивных игр.

Эффективное функционирование системы профориентации может осуществляется только при сочетании трех основных компонентов:

- потребность общества в кадрах

Здесь учитывается знание профессиональной среды, путей и средств достижения целей, потребности рынка труда;

- определение интересов личности

Это личные цели и ценности, профессиональные склонности индивида;

- оценивание своих способностей, профессионально важных качеств личности, здоровье, умения, которые определяют профессиональную пригодность и возможности личности.

В совмещении этих трех компонентов получается профориентированная личность, осуществившая самостоятельный выбор профессии. Это является целью деятельности социального педагога в профориентации.


В осуществлении своей деятельности социальный педагог использует определенный круг форм и видов профориентационной работы- это рассказы о профессиях, экскурсии на предприятия, приглашение специалистов на классные часы, организация круглых столов.

Социальный педагог в процессе беседы может проводить осуществление учащихся с профессиями по такому плану:

- общие сведения о профессии

- производственное содержание профессии

- условия работы и требования профессии к человеку

- система подготовки к профессии.

Непросто измерить и оценить особенности памяти, внимания, желаний, способностей человека, в то же время потребности профориентации требуют точных знаний о таких свойствах человека.

Школьная деятельность лишь в какой-то степени моделирует условия труда, поэтому не все профессионально важные качества и особенности могут быть проявлены.

На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профнаправленность, мотивы выбора профессии, черты характера.

Помощь в решении данного вопроса может оказать метод ранжирования, где становится ясно значимость качеств личности, занятий. Также это использование анкетирования, опросников, тестирований и различные методы изучения самооценки.

Результаты диагностического исследования позволяет определить направленность дальнейшей совместной деятельности психолога, социального педагога, классных руководителей с учащимися, их родителями.

Параллельно с изучением индивидуальных особенностей ведется работа по пополнению информационной базы учеников и их родителей в разновидностях профессий, их значимости на рынке труда, представляет информацию о правилах поступления.

В школе оформляются стенды, где вывешиваются описания конкретных профессий их требования к личности, права и обязанности.

Также организуется работа педагогических советов, консилиумов, родительских групп и родительских собраний.

В ходе посреднической деятельности социальный педагог решает следующие вопросы:

- организация выезда специалистов ПТУ, колледжей для информирования учащихся

- организуются круглые столы, где родители и учащиеся могут получить ответы на интересующие их вопросы

-организуются родительские лектории по вопросам профориентации.

Главным в работе социального педагога является создание оптимальных условий для соотношения трех составляющих условий выбора: хочу, могу, надо.

В достижении положительного результата зависит эффективность работы социального педагога.


Глоссарий

Профориентация-это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профпросвещение- это ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профсамоопределение- это самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон и сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии, образа жизни.

Профконсультация- оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профадаптация- это система мер, способствующая профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Способности- индивидуально-психологические особенности, свойства, качества личности, которые являются базовыми условиями рационально- успешного выполнения им определенного вида деятельности.





Критерий 1

Личностно-смысловое отношение учащихся к выбору профессии

Показатели:

- оценка учащимися роли изучаемого предмета в планах на будущее:

Количество детей, которые конкретно определились в планах на будущее;

Количество детей , интересующихся информацией о конкретной профессии;

- непосредственный интерес к профессии:

Количество учащихся, которые определились в выборе предметов ЕНТ;

Количество детей постоянно занимающихся определенным видом деятельности;

- оценка учащимися социальной значимости конкретной профессии:

Количество учащихся осознающих нужность, востребованность данной профессии;

Соотношение учащихся , которые оценивают значимость или незначимость профессии.

Критерий 2

Значимость социально-педагогической деятельности в профессиональном просвещении

Показатели:

- профессиональный отбор учащихся, которые способны освоить какую-либо профессию:

Количество внеурочных занятий с привлечением специалистов, профконсультантов;

Количество детей, занятых в летний период;

- выявление интересов и способностей к той или иной профессии:

Соотношение выборов учащихся между техническим и естественно-научным направлением;

Количество детей, занимающихся в кружках по интересам ;

-профессиональное просвещение:

Количество классных часов по проблемам профориентации;

Оснащенность информационной базы




Список используемой литературы:


  1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М.,1990.

  2. Профессиональная ориентация школьников/Сост. В.С. Емельянов.-Стерлимак,1995.

  3. Смирнова Е.Е.На пути к выбору профессии.-КАРО,2003.

  4. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: уч.пособие- М. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2005.

  5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение./М.,Воронеж, 1996.

  6. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.-М.,1993.

  7. Профессиональная работа со школьниками в современных условиях/ Сост. И.И.Беседина.-Саратов,1995.









Лист экспертной оценки


№п/п

Критерии

Само

оценка


Оценка внутри группы

Оценка преподавателей

1

Личностно-смысловое отношение учащихся к выбору профессии




1

2

2

оценка учащимися роли изучаемого предмета в планах на будущее

Количество детей, которые конкретно определились в планах на будущее Количество детей, интересующихся информацией о конкретной профессии





3

- непосредственный интерес к профессии:





Количество учащихся, которые определились в выборе предметов ЕНТ;

Количество детей постоянно занимающихся определенным видом деятельности;

- оценка учащимися социальной значимости конкретной профессии:

Количество учащихся осознающих нужность, востребованность данной профессии;

Соотношение учащихся, которые оценивают значимость или не значимость профессии.

Значимость социально-педагогической деятельности в профессиональном просвещении

Показатели:

- профессиональный отбор учащихся, которые способны освоить какую-либо профессию:

Количество внеурочных занятий с привлечением специалистов, профконсультантов;

Количество детей, занятых в летний период;

- выявление интересов и способностей к той или иной профессии:

Соотношение выборов учащихся между техническим и естественно-научным направлением;

Количество детей, занимающихся в кружках по интересам ;

-профессиональное просвещение:

Количество классных часов по проблемам профориентации;

Оснащенность информационной базы
































© 2010-2022