- Преподавателю
- Технология
- Организация учебного процесса по формированию и развитию творческойактивности
Организация учебного процесса по формированию и развитию творческойактивности
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Научные работы |
Автор | Рыбакова Н.Н. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
2.1 Организация учебного процесса по формированию и развитию творческой активности.
Программа общеобразовательной области «Технология» предполагает включение в учебный процесс базовых технологий предусматривающие творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, что позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечить ей интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
В существующей программе «Технология» выделено 10 основных разделов, каждый из которых имеет свои темы. Я организую учебно-воспитательный процесс на уроках технологии соответственно базисному учебному плану, так как он меня устраивает. Учебный план разнообразный, охватывает все виды деятельности.
Для того, чтобы вызвать интерес и активизировать творческую деятельность учащихся, основываясь на своем многолетнем опыте общения с детьми разного возраста и уровня развития, так как у нас в школе существуют классы КРО, обычные классы и классы с улучшенной предметной подготовкой, я применяю следующие приемы и методы. Суть этих методов и приемов связана с пониманием сущности и структуры обучения на уроках технологии в нашей школе.
Внешне учебный процесс в школе предстает перед нами как совместная деятельность учителя и учащихся. Поскольку все виды учебной деятельности предметны, направлены на усвоение содержания обучения, мы выделяем и третий элемент процесса - содержание изучаемого (предмет изучения).
Следовательно, схема общей структуры обучения технологии в нашей школе выглядит так:
Учитель Ученик.
Технология.
Вскрывая сущность обучения, выясняем, что важная социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям.
В своих работах Лейнер И.Я. и Скаткин М.Н. высказывают свою мысль: «Обучение, обеспечивающее овладение всеми компонентами культуры, дает подлинное образование, т.е. развивает и воспитывает». (48, с.22).
Схема: «Состав культуры»
* Знания
*Способы деятельности (умения)
Обученность
* Опыт творчества
Воспитанность
*Ценности и идеалы
* Эмоционально-ценностные отношения
Такой подход и схема полезны нам тем, что определяют генезис ценностей в индивидуальном развитии личности. Традиции заложены в знаниях, способах деятельности, а творчество выделено специально.
Цели обучения технологии в школе заключаются, во-первых, в том, чтобы привести учащихся к овладению системой знаний и способов деятельности, и, во-вторых, в том, чтобы на этой основе обеспечивать развитие, полноценное формирование личности учащихся.
Таким образом, обучение технологии в своей сущности есть целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности учащихся, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества.
В связи с изменением общей концепции образования и ее модернизации пересматривает и требования, предъявляемые к организации учебно-воспитательного процесса. Современный учебно-воспитательный процесс в своей сущности носит в себе черты воспитания и развития творческой всесторонне развитой личности на основе личностно ориентированного подхода.
Замысел такого подхода, на наш взгляд, заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика, в том числе и творческой активности.
Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:
-
Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение или способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультирования» их субъективного опыта.
-
Оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов.
-
Содействие ученику в формировании положительной Я-концепции, развитие творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
В качестве принципов построения учебно-воспитательного процесса положены основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:
-
Принцип самоактулизации. Учитель должен верить в возможности каждого ученика, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.
2. Принцип индивидуальности. Индивидуальность является системообразующим свойством личности, придающем ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формирование у него индивидуального стиля познавательной деятельности.
3. Принцип субъективности. Учитель стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъективных отношений с учащимися. Я организую, процесс таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.
4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъективности человека. Ученик должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, тема учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.
5. Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ученика связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.
6. Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекцию слабых сторон, их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.
Содержание организации учебного процесса избирается в соответствии с образовательной программой «Технология» и используется для обогащения субъективного опыта ученика и осуществления, происходящих в личности изменений в связи с постижением своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципом личностно-ориентированного подхода к творческой деятельности и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего ему приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности на творческую деятельность.
Организация такого учебного процесса предполагает включение в процесс нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:
-
Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся (направленность на творческую деятельность).
-
Применение педагогических приемов для актуализации и применения субъективного опыта ученика.
-
Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога.
-
Создание для учащихся ситуации успеха.
-
Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.
-
Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения. (Приложение № 3, 10, 13).
-
Избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя.
-
Использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что», «мне кажется, что», «по-моему, мнению», «я думаю», и т.д.
Оценочно-аналитический компонент учебно-воспитательного процесса должен, прежде всего, согласовываться с целевыми ориентирами учебного процесса. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата в организации учебного процесса, как-то:
А). Обогащенность субъективного опыта ученика образцами человеческого опыта;
Б). Сформированности учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;
В). Проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческой активности.
Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения предполагает реализацию принципа субъективности и включение в учебный процесс, приемов и методов актуализации субъектного опыта учащихся.
Без опоры на уже сформированные знания, умения и навыки учеников, без проявления ими своих субъектных качеств, трудно представить личностно-ориентированный процесс и возможность достижения его целевых ориентиров.
Под актуализацией субъективного опыта учащихся нами понимается совокупность действий учителя, направленных на стимулирование желания ученика использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания, умения и навыки.
Эти навыки мы осуществляем для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:
- Во-первых, способствовать осознанному восприятию учащимися нового учебного материала;
- Во-вторых, содействовать установлению в сознании ученика прочных устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
- В-третьих, обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности учащихся, направленных на активизацию их творческой деятельности.
В ходе учебно-воспитательного процесса актуализация субъектного опыта учащихся крайне редко возникает самопроизвольно. Ее организация предусматривает проведение нами деятельности, в процессе которой формируются и соблюдаются следующие педагогические условия:
-
Осознание нами важности и необходимости проявления развития субъектных возможностей учеников, из жизненного опыта.
-
Теоретическая и методическая готовность учителя к проектированию и формированию ситуаций, способствующих актуализации субъектного опыта учащихся на различных стадиях освоения учебного материала.
-
Знание учителем групповых и индивидуальных особенностей учащихся класса.
-
Готовность и способность ученика оперативно и умело применять свой собственный опыт в процессе познавательной и практической деятельности.
-
Сформированность в учебном сообществе учащихся и взрослых благоприятного эмоционально-психологического климата.
-
Использование нами специальных технологических приемов и методов «вывоза» ранее накопленных учащимися знаний, умений и навыков.
-
Педагогическое обеспечение окультуривания и развития актуализированного творческого опыта учащихся.
Одним из важнейших педагогических условий становления творческой активности ученика, его индивидуальность в процессе обучения, является создание в учебно-воспитательном процессе ситуации выбора. Предлагая ученику совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость.
Однако создание педагогически грамотной ситуации выбора - дело не простое.
Ситуации выбора присущи следующие черты:
А) Ограниченность во времени, так как она занимает некоторую часть урока;
Б) Наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения;
В) Предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора;
Г) Проявление каждым учеником своей творческой активности, самостоятельности при решении избранного варианта задания.
Ситуация выбора позволяет поставить ученика в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на личность. Педагогические условия выбора должны соответствовать пяти требованиям:
- Во-первых, данные ситуации должны находиться в зоне ближайшего развития учеников и затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся;
- Во-вторых, эти ситуации должны постепенно включаться в систему жизнедеятельности ученика по мере развития у него субъектных способностей, умений самостоятельно определять цель и средства ее достижения, нести ответственность за полученный результат;
- В-третьих, ситуация выбора должна быть включена в систему реальных отношений и деятельности ученика, т.е. ученик должен получать реальные переживания за последствие своего выбора, что позволит ему, выработать собственную систему ценностей;
- В-четвертых, основанием для расширения свободы выбора должна быть успешность деятельности, следовательно, расширение свободы выбора должно сопровождаться формированием знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной деятельностью, в том числе и творческой;
- В-пятых, несформированность качеств субъекта деятельности делает учителя и ученика неравными в ситуации выбора в смысле ответственности за результаты деятельности, поэтому должны быть продуманы механизмы защиты ученика от собственных ошибок.
При проектировании ситуации выбора нужно учитывать такие обстоятельства как:
-
Готовность учащихся к выбору.
-
Педагогическая целенаправленность создания ситуации выбора.
-
Стимулирование учащихся к выбору.
-
Аргументация своего выбора.
-
Определение степени свободы своего выбора.
-
Успешность творческой деятельности.
-
Защищенность учеников от собственных ошибок.
-
Оценка результатов решения выбранного варианта.
Ситуация выбора в учебном процессе не возникает случайно. Она моделируется и строится нами. Алгоритм творческой деятельности по проектированию и построению ситуации выбора в учебном процессе технологии должен включать следующие этапы и действия:
-
Формулировка цели (задач) применения ситуации выбора на учебном занятии.
-
Определение этапов урока, на которых целесообразно создать ту или иную ситуацию выбора.
-
Выявление конкретного содержания учебного материала при изучении, которого следует применить ситуацию выбора.
-
Разработка определенного множества вариантов заданий необходимых для ее осуществления.
-
Предварительный анализ каждой учебной задачи с целью выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся.
Нам надо учитывать:
- познавательные интересы и потребности учащихся;
- наличие у них опорных знаний и умений;
- развитость творческих способностей учащихся;
- сформированность в классном сообществе навыков индивидуальной и коллективной (групповой) учебной деятельности;
- готовность учащихся осознанно совершать выбор и участвовать в самостоятельной творческой деятельности.
-
Решение нами избранных заданий всеми возможными способами.
-
Окончательный выбор вариантов учебных заданий.
-
Продумывание отдельных деталей, эффективного использования ситуации выбора творческой активности учащихся в учебном процессе.
- подбор приемом и методов, стимулирующих учащихся к творческой деятельности;
- определение конкретных форм выполнения учебных заданий;
- расчет времени самостоятельной работы ( Практическая часть 2. п.2.2);
- определение степени свободы действий учащихся по активизации творческой активности;
- подбор заданий активизирующих мыслительную творческую деятельность учащихся; (Приложение 2,9, 9»А», «Б», «В», «Г». 10 «В»).
- подбор комплекса физических упражнений для снятия психического напряжения при возбуждении нервной системы и повышения работоспособности уч-ся; (Приложение 6).
- разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач и т.п.
-
Включение разнообразной ситуации выбора в план-конспект урока.
-
Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для создания ситуации творческой деятельности.
-
Реализация нами в учебном процессе своих разработок.
-
Анализ и оценка эффективности применение комплексных заданий. (Практическая часть п.2.2)
-
Проведение диагностики результатов обучения. (Практическая работа п.2.2)
Способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается у учащихся постепенно. Поэтому одной из важных задач для нас при использовании личностно-ориентированных технологий обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимать самостоятельные решения.
Для учащихся целесообразно применять следующую памятку:
-
Внимательно прочти все варианты учебных заданий.
-
Постарайся осмыслить каждое задание.
-
Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи.
-
Мысленно выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям и направленно на активизацию творческой деятельности. (Приложение 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 8«А», 8«Б», 8«В», 9, 9«А», 10, 10 «Б», 10«В», 11, 13).
-
Постарайся объяснить (обосновать) самому себе, что тот выбор, который ты хочешь сделать, является в данной ситуации наилучшим.
-
Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.
-
Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.
Для субъектов коллективного выбора в памятке рекомендуется использовать в совместной деятельности следующий алгоритм действий:
-
Внимательно прочтите предложенные вам на выбор варианты учебных заданий. (Приложение 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 8«А», 8«Б», 8«В», 9, 9«А», 10, 10 «Б», 10«В», 11, 13).
-
Вместе проанализируйте содержание и варианты выполнения каждого из них.
-
Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности членов своей группы с уровнем сложности предлагаемых заданий.
-
Учитывая мнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдается коллективное предпочтение.
-
Разработайте план совместных действий по решению избранного задания.
-
Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внес свой вклад в выполнение задания.
-
Вместе решить, кто и как представит результаты вашей совместной работы.
Оцените успешность сделанного выбора и результативность деятельности каждого члена группы и вашего коллектива в целом. (Приложение 4, 10 «В»).
Чтобы учащиеся смогли освоить алгоритм индивидуальной и совместной деятельности и, следовательно, научились правильно действовать в ситуации выбора, надо создавать такие ситуации не от случая к случаю, а сделать их неотъемлемой частью большинства учебных занятий. Нам следует позаботиться и о широком спектре создаваемых ситуаций. В зависимости от учебных задач, форм, способов и условий ее решения можно моделировать и строить различные ситуации выбора. Их вариативность обуславливается следующими обстоятельствами:
- степенью свободы каждого ученика;
- формой организации учебной деятельности;
- сложностью предлагаемых для выбора заданий;
- формой выполнения учебного задания;
- степенью самостоятельности действий учащихся;
- степенью проявления творческой деятельности;
- возможностью использования при выполнении задания различных источников информации.
Где и когда применять технологию выбора?
На уроках предлагающих проектную технологию. Проектная технология и комплексные задания широко применяются на уроках технологии. Деловые и ролевые игры также способствуют развитию у учащихся способностей к выбору, что создает условия для активизации их творческой деятельности. При проектировании технологических процессов, изготовления различных изделий, выполнении практических заданий, изучении нового материала применяю технологии ориентированные на действия. (Приложения с № 1 по № 10 «В»).
Дидактические особенности этих технологий:
-
Направленность на формирование умений работать в группе, графически оформлять текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию, ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
-
Возможность интеграции отдельных дисциплин;
-
Создание условий для вариативности и дифференциации;
-
Формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, самоутверждение.
В технологии критического мышления часто применяют групповые формы работы, используя, например методический прием: мозговой штурм.
Структура занятия в технологии критического мышления предполагает фазы: Вызов - Осмысление - Рефлексия.
-
Этап «Вызов» позволяет:
- актуализировать и обобщить у ученика задания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
2. Этап «Осмысление новой информации» позволяет:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
3. Этап. «Рефлексия» позволяет:
- целостно осмыслить и обобщить полученную информацию
- присвоить новое значение, новую информацию ученику;
- формировать у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Методика исследования частного случая предполагает организацию обучения как беспрерывного процесса принятия решений.
Мотив альтернативного способа передачи учебного материала заключается в том, чтобы сделать учебный процесс интересным для обучающихся и мотивировать их на самостоятельное учение. Возможность реализации этой цели они видят в практикоориентированных заданиях и активизации учебно-познавательной деятельности.
В данной методике выделяют шесть этапов.
1. Конфронтация. Тема занятия начинается с описания реального случая, проблемной ситуации, с которой учащиеся могут встретиться в своей самостоятельной профессиональной деятельности. Это мотивирует их на поиск причин нарушения нормального протекания процесса и способов их устранения, т.е. проблемная ситуация становится ситуацией действия.
2. Информация. Учащимся предстоит найти необходимую информацию, исследовать ее на предмет пригодности для пополнения знаний и изучить для того, чтобы правильно определить направление своих собственных действий.
3. Исследование. Задача учащихся - выявить все возможные варианты решения проблемы, выбрать средства и предвидеть возможные проблемы.
4. Принять решения. Оценка вариантов решения проблемы требует обсуждения вариантов решения проблемы и выбора рационального способа действия. Это побуждает учащихся прояснить для себя цель действия, выбрать средства просчитать последствия и решиться на одно из возможных действий с точным указанием причин.
5. Дискуссия. Учащиеся должны защитить перед группой (классом), свой вариант решения проблемной ситуации и объяснить преимущества своего способа решения. Задача учителя стимулировать обсуждения: активировать деятельность учащихся на поиск аргументов в поддержку рациональных способов решения проблемы и конструктивных предложений по улучшению «слабых» вариантов решения.
6. Сверка с оригинальным решением. Учащимся интересно выяснить, как разрешается случай в реальной жизни специалистами, какие нежелательные последствия. Они оценивают насколько их способ решения проблемы близок к профессиональному. Я оцениваю правильность предложенных группами действий, анализирую ход дискуссий, делаю обзор всех данных сведений, обращаю внимание на доказательность суждений при отстаивании собственной точки зрения, формирую вопросы совместного обсуждения.
В центре обучения в технологии дидактических задач стоит усвоение базы знаний, необходимых для компетентного выполнения деятельности.
Фазы занятия выстраиваю следующим образом:
-
Информация. Задаю практические задания, с которыми они столкнутся в жизни. Для выполнения задания необходимую информацию представляю в виде учебников, конспектов, методических рекомендаций, информационных листов и т.д. Учащиеся, чувствуя информационный дефицит, запрашивают необходимую информацию, знакомятся с ней и направляют ее на решение задач.
-
Планирование. Обучаемые на основе изученной информации определяют пути решения задачи, выстраивая этапы деятельности.
-
Принятия решения. На этом этапе занятия определяется оптимальный путь решения задачи, оценивается последствия принятых мер. Работают учащиеся, как группами, так и индивидуально. Обучающиеся свои действия с планами товарищей, обосновывая свою точку зрения.
-
Выполнение. Запланированное решение задачи воплощается в действие.
-
Контроль. На этапе контроля учащиеся устанавливают достижение цели действия.
-
Оценка. Обучаемые оценивают успешность деятельности, обобщают полученные ЗУН, вносят коррективы в планирование на основе анализа выполненных действий.
При использовании технологии направляющего текста, решение сложных проблем заключается в том, что обучающиеся обучают себя сами, прорабатывая данные с помощью поясняющих вопросов.
Применяю обучающие шаги технологии направляющего текста. (Приложения №8 «А», 8 «Б», 8 «В»).
1. Знакомство с поставленной задачей. Представляется задание и обучающие цели, поясняется информация. Базой знаний и навыков является содержательный компонент дающий информацию для выполнения действия. Информация методического компонента о последовательных шагах в учебе и работе подается как «направляющий текст» в письменной форме. Учащийся поясняет работу с информационными и направляющими текстами.
2. Теоретическая работа. Учащиеся в направляющих текстах изучают теоретические основы учебных заданий. Учитель консультирует, вмешиваясь в учебный процесс по запросу обучающихся информации и возникновении каких - то помех в работе.