- Преподавателю
- Технология
- Урок по предмету Технологии производства продуктов растениеводства на тему Посев сельскохозяйственных культур
Урок по предмету Технологии производства продуктов растениеводства на тему Посев сельскохозяйственных культур
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дышкант Н.А. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
21
План-конспект урока
| |
Преподаватель - учащиеся |
- приветствие учащихся - проверка готовности к уроку - рапорт дежурного об отсутствующих на уроке II. Сообщение темы, цели и плана урока |
Преподаватель, доска | Тема урока: «Посев сельскохозяйственных культур». Цель: - изучить зависимость качества посева на урожай сельскохозяйственных культур. План урока.
На уроке вы должны:
|
| II. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию и усвоению нового материала. |
Преподаватель, объяснение | Посев - один из самых важных и ответственных агротехнических приемов. Своевременное и хорошее качество посева - основное условие получения высокого урожая всех сельскохозяйственных культур. Ваша будущая профессия непосредственно связана с темой нашего урока. Именно от вашей работы зависит судьба урожая. Чем грамотнее вы будете работать на земле, тем больше будет продукции растениеводства, тем богаче будет наша страна, а значит и мы с вами. В училище вы должны хорошо учиться, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда.
|
Блиц-опрос ранее изученного материала
Неорганическая химия
| Опираясь на знания прошлых уроков, давайте вспомним: - Посев можно проводить любыми семенами? = Механизатор обязан проводить посев и посадку культур только районированными и кондиционными семенами. - Что значит районированные семена? = Районированные семена - это семена, приспособленные к возделыванию в данной почвенно-климатической зоне. - Какие семена являются кондиционными? = Семена, отвечающие требованиям ГОСТа, являются кондиционными. - Какие семена обладают самыми лучшими посевными качествами? = Самыми лучшими посевными качествами обладают семена элиты, которые получают в научно-исследовательских учреждениях - оригинаторах сортов. - Назовите обязательные приемы подготовки семян к посеву. = Обязательные приемы подготовки семян к посеву - это очистка и сортировка. - Что такое чистота семян? = Чистота семян - это содержание семян основной культуры, выраженное в % массы. - Что понимают под всхожестью семян? = Всхожесть - это способность семян в условиях достаточного количества влаги, тепла и доступа воздуха давать нормально развитые проростки. - Как определить посевную годность семян? = Чтобы определить посевную годность семян (ПГ) нужно , где: Ч - чистота семян, % В - всхожесть семян, %
|
Ботаника 6 класс | Вспомните, пожалуйста, материал из ботаники 6 класса. - Какие условия необходимы для прорастания семян? = Для прорастания семян необходимы влага, тепло и воздух (О2) |
Проблема | - Подумайте, какой фактор среды для яровых культур, будет основным, влияющим на сроки посева? = Для яровых культур основным фактором , влияющим на сроки посева, будет температура.
|
| - При каком состоянии почвы можно начинать полевые работы? = Полевые работы можно начинать при состоянии физической спелости почвы. - Как определить физическую спелость почвы в поле? = Чтобы определить физическую спелость почвы в поле нужно горсть почвы сжать в кулак и бросить с высоты 1м от поверхности земли. Если почва при ударе о землю распадается на мелкие комочки, значит, она спелая.
|
| IV. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.
|
Распределение ролей Индивидуальная таблица | Для более полного и доступного изучения темы нашего урока предлагаю быть вам механизаторами. Мне в помощники необходим агроном. Для оценки влияния посева на окружающую среду нужен эколог. Во время изучения темы вы должны заполнять таблицу «Посев с/х культур». |
Преподаватель | Основная задача с/х - производить непрерывно и в достаточном кол-ве необходимые продукты питания для населения, а также сырье для легкой и пищевой промышленности при высоком их качестве. Стремясь получить как можно больше продукции с посевных площадей, человек влияет на все компоненты экосистемы, и, в частности, на почву, в результате применения комплекса агротехнических мероприятий, включающих химизацию, механизацию и мелиорацию. Совершенствуя агротехнические приемы и селекцию, человек постоянно повышает урожайность с/х культур. Так, в в XV-XVIII вв. средняя урожайность зерновых составляла 6-7 ц/га, теперь во многих странах она достигла 40-50 ц/га. Потенциально возможно довести ее до 150-250 ц/га. Сейчас почву обрабатывают на скоростных тракторах, урожай собирают мощными комбайнами, транспортирование удобрений, зерна и другой с/х продукции осуществляют машины повышенной грузоподъемности. Увеличивается кол-во минеральных удобрений, вносимых в почву, возрастает выпуск других химических средств для нужд земледелия. Все это представляет мощный антропогенный процесс, который с огромной силой «давит» на природную среду.
|
| 1. Сроки посева
|
Агроном Преподаватель, объяснение | Посев необходимо проводить в лучшие агротехнические сроки. - А что значит - посеять в оптимальные сроки? = Посеять в оптимальные сроки - значит создать наиболее благоприятные условия тепла, влаги и света для прорастания семян, для развития и роста растений, формирования ими высокого урожая.
|
Метод сравнения | - К чему приведет несвоевременный посев, когда всходы или взрослые растения могут попасть в неблагоприятные условия, (заморозки, суховеи и т. п.)? = Несвоевременный посев приведет к потере урожая. |
Вывод | - От чего зависят сроки посева с/х культур? = Сроки посева разных культур зависят от их биологических особенностей и требований к ведущим факторам среды. |
Объяснение с использованием рисунков растений | По срокам посева все яровые культуры разделяют на две группы. Первая группа - ранние яровые, семена которых прорастают при температуре ниже 5ОС, а всходы устойчивы к заморозкам. С использованием рисунков растений привожу примеры (яровая пшеница, ячмень, овес, горох, бобы, сахарная свекла, подсолнечник, чина, чечевица, нут, многолетние и некоторые однолетние травы, например, вика, сераделла).
|
Вывод | Эти культуры высевают в ранние или средние весенние сроки, когда почва достигает состояния спелости.
|
Беседа, рисунки растений | Во вторую группу входят теплолюбивые культуры, прорастающие при 8 - 12ОС и неустойчивые к заморозкам. - Может вы подскажите, какие это культуры? = К ним из зерновых культур относятся кукуруза, просо, сорго, рис; из бобовых - соя, фасоль; из масличных - клещевина; из бахчевых - арбузы, дыни, кабачки.
|
Вывод | Эти культуры высевают в средневесенние и поздневесенние сроки, когда верхний слой почвы (10 см.) прогревается до 10 - 12ОС, а для бахчевых - 12 - 15ОС.
|
Фронтальная беседа методом сравнения | Давайте выясним преимущества раннего посева: = растения полнее используют почвенную влагу; = яровые хлеба не повреждаются шведской мухой, хлебным жуком и другими вредителями с/х культур - В чем недостатки запоздалого посева? = семена часто попадают в сухую почву; = дают недружные и изреженные всходы; = зерно становится менее выполненным; = у масличных уменьшается выход масла. - Назовите основную масличную культуру в нашей зоне. = Основная масличная культура в нашей зоне - подсолнечник.
|
Краеведческий материал Преподаватель | Сорта подсолнечника, созданные селекционером В. С. Пустовойтом, «Передовик» и «Смена» имеют масличность 50 - 51 %; с каждого гектара эти сорта дают дополнительно 90 -100кг масла при тех же затратах труда и средств. Время посева озимых культур (пшеница, ячмень, рожь) устанавливают с таким расчетом, чтобы растения до наступления нужных температур хорошо раскустились. Для этого им необходимо 40 - 50 дней от появления всходов до прекращения вегетации. Слабые, неокрепшие растения позднего посева сильно страдают от неблагоприятных условий перезимовки и часто гибнут. Они менее устойчивы к вымерзанию. При слишком ранних сроках посева озимые страдают от вымокания и выпревания, а также повреждаются гессенской мухой. - Какой вывод по срокам посева вы можете сделать? |
Вывод | = Для озимых неблагоприятны как слишком ранние, так и поздние посевы.
|
Беседа Демонстрирую растения пшеницы | Проверим, наблюдательны ли вы? - В какой фазе развития озимая пшеница наиболее устойчива к воздействию низких температур? = Озимая пшеница наиболее устойчива к воздействию низких температур в фазе кущения. Оптимальный срок посева в нашей зоне озимой пшеницы с 1 по 10 октября, озимого ячменя - конец сентября. - Какие культуры вы можете посеять под зиму на своем огороде и объясните почему? = На своем огороде под зиму мы можем посеять чеснок, морковь, петрушку, щавель, т.к. они способны противостоять заморозкам.
|
Преподаватель, беседа | Многие культуры можно высевать в разные сроки и использовать как промежуточные или пожнивные (поукосные) культуры для выращивания второго урожая в тот же год. В нашей стране в разные сроки высевают кукурузу, подсолнечник, просо, гречиху, вику, горох, люпин. - Назовите культуры, которые можно высевать в разные сроки в нашей природной зоне. = К таким культурам в нашей природной зоне относятся: кукуруза, горох, люцерна. |
Агроном | Хочу добавить. Регулируя сроки посева, можно в значительной мере изменить степень повреждения растений отдельными вредителями. В частности, ранние посевы яровой пшеницы практически не повреждаются злаковыми мухами, тогда как могут сильно изреживаться под воздействием этих вредителей с момента всходов до кущения. Изреженные посевы зерновых сильно заселяются стеблевыми пилильщиками, а имеющие оптимальную густоту стояния растения, как правило, почти не повреждаются.
|
Работа с таблицей | Вместе с учащимися называем и записываем в таблицу установившиеся в зоне сроки обработки почвы и посева ранних яровых культур: Горох - «февральские окна», до 15 марта Люцерна - март, июль - август Яровая пшеница - март Сахарная свекла - конец марта - начало апреля Подсолнечник - начало апреля Кукуруза - с 20 по 30 апреля Озимая пшеница - 1 по 10 октября
|
Контрольный опрос учащихся | Закрепление изученного материала. - На какие группы подразделяются культуры по срокам посева? = По срокам посева культуры бывают: ранние яровые, теплолюбивые и промежуточные. - От чего зависят сроки посева с/х культур? = Сроки посева с/х культур зависят от вида культуры, цели ее возделывания и от почвенно-климатических условий. - Назовите сроки посева озимой пшеницы и сахарной свеклы в нашей зоне. = Оптимальные сроки посева озимой пшеницы в нашей зоне с 1 по10 октября, сахарной свеклы в конце марта - начале апреля. |
| 2. Способы посева
|
Агроном Преподаватель | Обращаю ваше внимание на то, что для получения высоких урожаев важно правильно проводить посев с/х культур. Для этого вспомним: - Как растения должны размещаться по поверхности поля? = Растения должны размещаться по поверхности поля равномерно. Вместе с учащимися отмечаем отрицательное влияние на урожай загущенности и изреженности посевов.
|
Проблема | - Если растения размещать очень густо, как это отразится на их росте и развитии? = Растения начинают угнетать друг друга, и урожай снижается.
|
Преподаватель | Способ посева с/х растений должен создавать одинаковые условия для каждого растения в отдельности и правильно использовать всю посевную площадь.
|
Вывод | Это может быть достигнуто при оптимальной величине площади питания и ее конфигурации. |
Объяснение с использованием схем Механизатор
Преподаватель
| При одной и той же площади питания (например 30 см2) S может быть представлена в виде квадрата или в форме различных прямоугольников с разными размерами сторон 1:30; 2:15; 3:10… - Условия для роста растений в каждом из приведенных прямоугольников будут одинаковыми или различными? = В первом случае растения будут угнетать друг друга в рядке, а междурядья в полной мере не используются культурными растениями, во втором и третьем - растения равномернее размещаются на отведенной площади. Но наилучшие условия создаются при размещении растений в центре квадрата (в нашем примере 5,47 х 5,47) - Итак, какая же оптимальная площадь для питания растений? = Оптимальная площадь для питания растений это квадрат. Т.к. все работы в с/х механизированы, то нужно стремиться к созданию условий для комплексной механизации возделывания с/х культур. |
Вывод | Т.о., первое требование к способам посева - оптимальная площадь питания, по форме близкая к квадрату. Второе требование - создание условий для комплексной механизации возделывания с/х культур.
|
Объяснение | Все известные способы посева можно разделить на три группы:
|
Плакат и папки НОТ | Объясняю по плакату каждый способ посева, привожу примеры высеваемых культур. Вместе с учащимися отмечаем положительные стороны и недостатки каждого способа посева.
|
Механизатор Преподаватель | Сплошной (разбросной) посев проводят вручную, используют центробежные разбрасыватели удобрений, самолеты, а также сеялки с вынутыми из сошников семяпроводами или без сошников. Его применяют при подсеве многолетних трав под озимые в ранневесенний период. - Какие вы видите недостатки этого посева? = Недостатками этого посева являются неравномерное распределение семян по поверхности поля и неодинаковая глубина заделки семян.
|
Вывод | Всходы появятся неодновременно и растения будут угнетать друг друга. |
Механизатор
Преподаватель | При рядовых посевах семена равномернее распределяются по площади и сразу же заделываются в почву. При таком посеве семена лучше обеспечиваются воздухом и водой, создаются благоприятные условия для прорастания и дружного появления всходов. Выполняется он дисковыми или реже сошниковыми сеялками. Но при рядовом способе посева площадь питания имеет форму вытянутого прямоугольника, одна сторона которого 15-20 см, а другая - меньше 2 см. - В чем вы видите недостаток этого посева? = Недостатком этого посева является скученность растений в рядке. |
Вывод | Скученность растений в рядке отрицательно влияет на их рост и развитие.
|
Механизатор
Механизатор | При перекрестном посеве сеялка с шириной междурядий от 15 до 20 см проходит и высевает семена в двух пересекающихся направлениях. Расстояния между соседними зернами в рядке удваиваются. Площадь питания растений принимает форму, близкую к квадрату. К недостаткам перекрестного способа посева относится необходимость двукратного прохода посевного агрегата по одной и той же площади, что увеличивает затраты труда, удлиняет срок сева и уплотняет почву. Узкорядный посев выполняется специальными дисковыми или сошниковыми сеялками с междурядьями 7,5 и 10 см. При этом способе посева семена распределяются так же равномерно, как и при перекрестном, но за один проход сеялки, то есть с меньшими затратами труда и средств.
|
Учебник, с.164, табл. 8 | - Какие культуры можно высевать указанными способами? = Указанными способами можно высевать озимые и яровые хлеба, зернобобовые, мятликовые и бобовые травы.
|
Папка НОТ | - Какими сеялками осуществляется сплошной посев? = Рядовой, перекрестный и узкорядный посевы осуществляются зерновыми сеялками СЗ-3,6, СЗС-3,6, СЗП-3,6.
|
Механизатор Преподаватель
| Широкорядный посев проводят с шириной междурядий 45 и более см. Применяют при возделывании растений с большей площадью питания. - Назовите такие растения. = Кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, картофель, хлопчатник. |
Вывод | Широкорядные посевы допускают механизированную обработку междурядий для борьбы с сорняками и рыхления почвы.
|
Механизатор
Механизатор Преподаватель | Ленточным называют рядовой посев несколькими рядами, образующими ленты, которые чередуются с более широкими междурядьями. При однострочном и ленточном посевах создаются условия для более мощного развития растений и применения механизированного ухода за посевами. Так высевают просо, гречиху, корнеплоды и др. культуры. Пунктирный посев. Рядовой посев с одиночным равномерным распределением семян в рядах. Обычно таким способом высевают калиброванные семена, что позволяет осуществлять комплексную механизацию ухода без применения ручной прорывки растений. - Какие семена называются калиброванными? = Калиброванными называются семена, разделенные на близкие по размерам фракции.
|
Папка НОТ | Для пунктирного посева сахарной свеклы используют сеялки точного высева ССТ-12А, для посева кукурузы и подсолнечника СУПН-8.
|
Механизатор | Квадратно-гнездовой посев. Посев с групповым расположением семян гнездами по углам квадрата. Он позволял полностью механизировать уход за растениями, рыхлением междурядий в продольном и поперечном направлениях, сводя к минимуму затраты ручного труда. Этот способ посева применялся при возделывании кукурузы, подсолнечника, клещевины, хлопчатника и др. культур. Но он оказался непрогрессивным из-за больших затрат при посеве и нерациональном использовании площади питания. |
Таблица | Закрепление пройденного материала. Учащиеся заполняют таблицу в графе «Способы посева». Вместе с учащимися указываем способы посева основных полевых культур. |
Механизатор | На предмете «с/х машины» мы говорили о том, что при выполнении технологических операций с/х машины проходят по полю многократно - от 3 до 5 раз по одному и тому же месту, а на поврежденных полосах от 6 до 20 раз. Наиболее сильно уплотняются верхние плодородные слои почвы. Чтобы снизить давление на почву стали использовать широкопрофильные шины и тандемы, но это ведет к увеличению общей площади уплотнения. (Тандемы - сдвоенные или строенные колеса)
|
Механизатор
Механизатор Механизатор | Представляет интерес использования вместо металлической гусеницы резинометаллической. Эта гусеница используется на тракторах «Челленджер». Уплотнение почвы под влиянием ходовых систем с данной гусеницей и давление тракторов на почву резко снижаются, структура почвы не разрушается, а урожайность культур возрастает. Резинометаллическая гусеница имеет ширину 60см. и для увеличения прочности оборудована четырьмя металлическими тросами. Еще для уменьшения уплотнения почвы при использовании колесных тракторов (К-701, МТЗ-80) следует снижать давление в шинах до минимально возможных значений. Помимо этого перспективно создание воздушной подушки, которая позволит уберечь почву от уплотнения с/х машинами.
|
Эколог | Особенно неблагоприятно использование колесных тракторов. Увеличение твердости почвы при уплотнении в колее в 1,5 -2,0 раза препятствует нормальному прорастанию семян, развитию корневой системы, обуславливает мелкую заделку семян, часть семян остается на поверхности земли. Все это приводит к снижению зимостойкости и засухоустойчивости растений.
|
Агроном | На уплотненных участках растения отстают в росте, угнетены, возрастает непродуктивная кустистость, сокращается длина колоса, число зерен в нем, падает урожайность. В целях оптимизации глубины заделки посевного материала необходимо использовать при посеве приспособления для рыхления колеи, поскольку в условиях острозасушливого климата это может иметь решающее значение для создания оптимальной густоты стояния возделываемых растений, а также повышения их засухоустойчивости. |
Механизатор
Механизатор Механизатор
| Мы знаем, что на почвах подверженных эрозии, важное значение имеет создание ветроустойчивого поверхностного слоя. Для этого используют специальные стерневые сеялки, применяют полосное размещение с/х культур и трав. Основную обработку почвы на глубину 25-27см. проводят без оборота пласта с сохранением на поверхности до 80% стерни для борьбы с эрозией. Для этого используют глубокорыхлители КПГ-250 и КПГ-2-150, а для посева - стерневые сеялки СЗС-9 и СЗС-2,1. 1. Я знаю, что сеялка СЗС-9 одновременно выполняет две операции - посев и рядковое прикатывание почвы. Трубчатые сошники хорошо заглубляются в почву, что позволяет в засушливую весну заделывать семена во влажный слой. 2. Сеялка СЗС-2,1 дает возможность совмещать четыре операции: предпосевную обработку почвы, прикатывание, посев и внесение минеральных гранулированных удобрений. |
Эколог | Я слышал мнение выступающих механизаторов и хочу уточнить, что механическое воздействие с/х техники на почву приводит к ее уплотнению, разрушению структуры, увеличению в ней тонкодисперсных частиц. Резко ухудшаются ее водно-физические свойства, что способствует развитию водной и ветровой эрозии. Нарушение водно-физических свойств отражается на нормальном газовом обмене между почвой и атмосферным воздухом. В результате в почве преобладают процессы брожения и разложения клетчатки и других углеродсодержащих веществ с образованием и накоплением в почве различных газов: этилена, метана, водорода, сероводорода и других. Это отрицательно сказывается на жизнедеятельности растений. При недостатке кислорода в почве образуются оксикислоты, токсичные для проростков семян культурных растений, что значительно снижает их полевую всхожесть. При уплотнении почвы меняется ее окислительно-восстановительный потенциал. При этом изменяются интенсивность и направленность биологических и биохимических процессов в почве, возрастают процессы накопления вредных веществ, прекращается разложение трудно- и недоступных для растений форм фосфора. Активизируется процесс восстановления нитратов до молекулярного азота, в результате происходит потеря из почвы доступного для растений азота. В почве усиливается деятельность сульфатредуцирующих бактерий и накапливается сероводород, который оказывает токсичное действие на растения и другие организмы. Одновременно подавляется жизнедеятельность азотфиксирующих микроорганизмов, что снижает процессы накопления в почве связанных форм азота. Без доступа воздуха резко возрастает накопление закисных форм железа и алюминия, токсично влияющих на растения. Т.о, уплотнение почвы при воздействии мобильной с/х техники снижает ее биологическую активность и, следовательно, потенциальное и эффективное плодородие почвы, что непременно ведет к снижению урожая с/х культур.
|
Вывод | Во время посева необходимо соблюдать агротехнические требования.
|
| 3. Норма высева
|
Подготовка к восприятию знаний | - Что мы подразумеваем под нормой высева? а) Сколько картофеля высаживаете дома? б) Сколько пшеницы высевают на 1 га? |
Объяснение, тетрадь | Анализирую ответы учащихся. В тетрадях записываем определение. Норма высева - количество или масса высеваемых всхожих семян на единицу площади (1 га)
|
Фронтальный опрос | - Вспомните, пожалуйста, что мы понимаем под всхожестью семян? = Под всхожестью семян мы понимаем способность семян в условиях достаточного увлажнения, тепла и доступа воздуха давать нормально развитые проростки. |
Проблема | - Как вы думаете, от чего зависит норма высева? = Норма высева зависит: - от вида с/х культуры, - от всхожести семян, - от величины семян. |
Преподаватель | Дополняю: - от почвенно-климатических условий зоны, - от сроков и способов посева, - от запасов влаги в почве, - от агротехники.
|
Объяснение | От нормы высева зависит густота стояния растений, что очень важно для получения высокого урожая. При перекрестном и узкорядном способах посева семян высевают на 10 - 15% больше, чем при обычном рядовом, а в условиях широкорядных посевов, наоборот, меньше. При вынужденном запоздании с посевом, когда почва пересохла, норму повышают на 10 - 15%. Норму высева для каждой зоны устанавливают опытным путем. Необходимо строго соблюдать норму высева для каждой культуры. Сейчас мы научимся практически определять норму высева на основе необходимой густоты стояния растений и тяжеловесности семян, т.е. массы 1000 семян. Для этого опытным путем устанавливают, сколько нужно высеять кондиционных семян данного сорта (в млн. шт. на 1 га), чтобы иметь густоту стояния растений перед уборкой, необходимую для получения высокого урожая. Зная эту величину и массу 1000 чистых и всхожих семян легко рассчитать по формуле К=М•А, какую норму в кг. надо высеять, где: К - норма высева, кг. М - млн. штук семян на 1 га А - масса 1000 штук семян, г.
|
Доска, тетрадь | Задача №1 Рассчитать норму высева озимой пшеницы в кг, если густота стояния растений на 1га 5млн.шт., а масса 1000 семян 32 г. К=М•А К=5•32=160 (кг) при 100% ПГ Делаем поправку на посевную годность семян. Пусть ПГ=90%. - Что значит ПГ=90%? = ПГ=90% значит, что из 100 посеянных семян дадут всходы только 90 штук. Норма высева семян в кг.
|
Вывод | - Чем выше густота стояния растений, тем выше норма высева. - Чем тяжеловеснее семена, тем больше норма высева - Чем ниже ПГ, тем выше норма высева.
|
Практическая работа в тетради | Задача №2 Рассчитайте норму высева кукурузы в кг. на 1 га, если М=0,07 млн. шт. семян А=200г К=М•А К=0,07•200=14 (кг) ПГ=90% Делаем поправку на посевную годность.
|
Вывод | Норма высева зависит от вида с/х культуры.
|
Запись | Учащиеся записывают в таблицу нормы высева для основных с/х культур: - Озимая пшеница - 5 - 5,5 млн. шт.; 200 - 250 кг/га - Сахарная свекла - 8 - 12 кг. - Подсолнечник - 8 - 10 кг. - Кукуруза - 15 - 25 кг. - Люцерна - 10 - 12 кг. - Морковь - 5 - 6 кг. - Рис - 180 - 230 кг. - Горох - 200 - 400 кг.
|
Проверка усвоения материала | - От чего зависит норма высева с/х культур? = От вида культуры, от цели возделывания, от ПГ, от тяжеловесности семян. - Укажите единицы измерения норм высева. = Единицы измерения норм высева - кг. и млн. шт. на га.
|
| 4. Глубина посева
|
Преподаватель | Вы знаете, что различные культуры высеваются на разную глубину.
|
Проблема | От чего зависит глубина посева? На этот вопрос вы должны найти ответ в процессе объяснения. |
Схема | Глубина посева - расстояние в вертикальной плоскости от поверхности почвы до нижней части семян. - Вспомните из ботаники 6 класса, за счет чего происходит прорастание семян? = Прорастание семян происходит за счет запаса питательных веществ в семядолях.
|
Образцы семян | - В семенах каких культур запас питательных веществ больше? = Запас питательных веществ больше в семенах фасоли, гороха, кукурузы, подсолнечника.
|
Вывод | Значит, делаем вывод, чем крупнее семена, тем на большую глубину их можно заделывать.
|
Плакат | Объяснение по плакату у доски.
|
Проростки сои, гороха | При этом также надо учитывать характер прорастания и начального роста всходов. Семена растений, выносящих при прорастании семядоли на поверхность почвы (люпин, фасоль, соя), заделывают на меньшую глубину, чем например, горох, чину, которые не выносят семядолей.
|
Проростки растений Объяснение преподавателя
Механизатор Механизатор | Демонстрирую проростки сои, гороха. Большое влияние на глубину посева оказывают почвенно-климатические условия. На почвах легкого механического состава, быстро просыхающих, применяется более глубокая заделка, чем на тяжелых суглинистых и глинистых. Независимо от механического состава почвы, обязательным условием при посеве всех с/х культур является заделка семян во влажный слой почвы. Это непременное условие получения нормальных, одновременно появляющихся всходов. Очень важно равномерно размещать семена на глубине. Нарушение этого условия ведет к неодновременному прорастанию, развитию и созреванию растений. Глубоко посеянные семена дадут запоздалые всходы, а мелко заделанные могут совсем не прорасти. Для лучшего прорастания семян их надо размещать на твердом ложе, где больше приток влаги из нижних слоев почвы, и покрыть рыхлой землей для поступления воздуха и свободного выхода всходов на поверхность. |
Таблица | Вместе с учащимися заполняем таблицу в графе «Глубина посева»: - Семена кукурузы - 6 - 8 см. - Семена пшеницы - 5 - 6 см. - Семена гороха - 6 - 8 см. - Семена подсолнечника - 6 - 8 см. - Семена сахарной свеклы - 3 - 4 см. - Семена люцерны - 2 - 3 см.
|
Контроль знаний | - На легких или тяжелых почвах больше глубина заделки семян? = Глубина заделки семян больше на легких почвах. - Почему семена фасоли заделывают на меньшую глубину, чем гороха? = Семена фасоли заделывают на меньшую глубину, чем гороха потому что при прорастании они выносят семядоли на поверхность.
|
| 5. Контроль качества посевных работ.
|
Преподаватель
| Посев, как и другие технологические приемы, должен соответствовать агротехническим требованиям. С этой целью проводят контроль качества работ. - Как вы думаете, какие показатели качества посева будут основными? = Основными показателями качества посева будут глубина посева и норма высева.
|
Агроном | Особенно необходимо следить за фактическим высевом семян, т.е. высевом каждым сошником, и, если обнаружится отклонение от установленной нормы более чем на 3%, то сеялку дополнительно регулируют, очищают забившиеся сошники. Во время посева необходимо также контролировать фактическую глубину заделки семян, для этого делают промеры в нескольких местах поля, и если обнаружат, что отдельные сошники заделывают семена очень мелко или часть их остается на поверхности, а другие заделываются слишком глубоко, то этот недостаток немедленно устраняют регулировкой. При посеве любой культуры важным показателем качества посева служит прямолинейность рядков и точность установки маркеров, чтобы не допустить просевов и изменения стыковых междурядий, что особенно важно при широкополосном посеве культур, уход за которыми включает междурядную обработку. Основную оценку качества посевов проводят после появления всходов. Учитывают густоту и равномерность всходов, прямолинейность рядков, отсутствие просевов или огрехов. |
Вывод | Для получения высоких урожаев очень важно правильно проводить посев и посадку с/х культур. Основными показателями при оценке качества посева являются: норма высева, глубина посева.
|
Преподаватель | Сегодня на уроке мы изучили тему «Посев с/х культур». У кого есть вопросы по данной теме? |
| Ответы на вопросы учащихся. |
| IV. Контроль знаний учащихся по теме.
|
Преподаватель
| А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал.
|
Индивидуальные карточки | - Тестирование учащихся и взаимоконтроль. - Контроль таблиц «Посев с/х культур» (выборочно).
|
| V. Домашнее задание.
|
Запись в тетрадь | 1. Н.Н.Третьяков с. 162 - 169, откройте учебник, посмотрите задание. 2. Выполнить практическое задание. |
| Итог урока
|
| - Анализ работоспособности учащихся в целом. - Объявление оценок. - Достигнуты ли цели урока. |
Таблица. Посев с/х культур
№
Культура
Срок
посева
Способ посева
Норма посева
Глубина посева
1.
Озимая пшеница
1-10 окт.
Рядовой, перекр., узкор.
200-250 кг. или 5-5,5 млн.шт.
5-6 см.
2.
Сахарная свекла
Конец марта - начало апреля
Пунктирный,
45 см.
8-12 кг.
3-4 см.
3.
Кукуруза
20-30 апреля
Пунктирный,
70 см.
15-25 кг
6-8 см.
4.
Подсолнечник
Начало апреля
Пунктирный,
70 см.
8-10 кг
6-8 см.
5.
Горох
Февральские «окна», март
Рядовой, узкор., ленточный
200-400 кг
6-8 см.
6.
Люцерна
Март, июль, август
Рядовой, узкорядный
10-12 кг
2-3 см.