• Преподавателю
  • Технология
  • Урок по предмету Технологии производства продуктов растениеводства на тему Посев сельскохозяйственных культур

Урок по предмету Технологии производства продуктов растениеводства на тему Посев сельскохозяйственных культур

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

21

План-конспект урока


Преподаватель - учащиеся

  1. Организационный момент:

- приветствие учащихся

- проверка готовности к уроку

- рапорт дежурного об отсутствующих на уроке

II. Сообщение темы, цели и плана урока

Преподаватель, доска

Тема урока: «Посев сельскохозяйственных культур».

Цель: - изучить зависимость качества посева на урожай сельскохозяйственных культур.

План урока.

  1. Сроки посева.

  2. Способы посева.

  3. Норма высева.

  4. Глубина посева.

  5. Контроль качества посевных работ.

На уроке вы должны:

  • изучить сроки посева с/х культур;

  • познакомиться со способами посева;

  • уяснить, что понимают под нормой высева и научиться самостоятельно рассчитывать норму высева;

  • усвоить, от чего зависит глубина посева с/х культур;

  • знать основные показатели качества посева;

  • заполнить индивидуальную таблицу «Посев с/х культур»;

  • письменно ответить на пять вопросов по изученной теме;



II. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию и усвоению нового материала.

Преподаватель, объяснение

Посев - один из самых важных и ответственных агротехнических приемов. Своевременное и хорошее качество посева - основное условие получения высокого урожая всех сельскохозяйственных культур.

Ваша будущая профессия непосредственно связана с темой нашего урока. Именно от вашей работы зависит судьба урожая. Чем грамотнее вы будете работать на земле, тем больше будет продукции растениеводства, тем богаче будет наша страна, а значит и мы с вами. В училище вы должны хорошо учиться, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда.


Блиц-опрос ранее изученного материала





Неорганическая химия


Опираясь на знания прошлых уроков, давайте вспомним:

- Посев можно проводить любыми семенами?

= Механизатор обязан проводить посев и посадку культур только районированными и кондиционными семенами.

- Что значит районированные семена?

= Районированные семена - это семена, приспособленные к возделыванию в данной почвенно-климатической зоне.

- Какие семена являются кондиционными?

= Семена, отвечающие требованиям ГОСТа, являются кондиционными.

- Какие семена обладают самыми лучшими посевными качествами?

= Самыми лучшими посевными качествами обладают семена элиты, которые получают в научно-исследовательских учреждениях - оригинаторах сортов.

- Назовите обязательные приемы подготовки семян к посеву.

= Обязательные приемы подготовки семян к посеву - это очистка и сортировка.

- Что такое чистота семян?

= Чистота семян - это содержание семян основной культуры, выраженное в % массы.

- Что понимают под всхожестью семян?

= Всхожесть - это способность семян в условиях достаточного количества влаги, тепла и доступа воздуха давать нормально развитые проростки.

- Как определить посевную годность семян?

= Чтобы определить посевную годность семян (ПГ) нужно

Урок по предмету Технологии производства продуктов растениеводства на тему Посев сельскохозяйственных культур, где:

Ч - чистота семян, %

В - всхожесть семян, %


Ботаника

6 класс

Вспомните, пожалуйста, материал из ботаники 6 класса.

- Какие условия необходимы для прорастания семян?

= Для прорастания семян необходимы влага, тепло и воздух (О2)

Проблема

- Подумайте, какой фактор среды для яровых культур, будет основным, влияющим на сроки посева?

= Для яровых культур основным фактором , влияющим на сроки посева, будет температура.



- При каком состоянии почвы можно начинать полевые работы?

= Полевые работы можно начинать при состоянии физической спелости почвы.

- Как определить физическую спелость почвы в поле?

= Чтобы определить физическую спелость почвы в поле нужно горсть почвы сжать в кулак и бросить с высоты 1м от поверхности земли. Если почва при ударе о землю распадается на мелкие комочки, значит, она спелая.



IV. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.


Распределение ролей

Индивидуальная таблица

Для более полного и доступного изучения темы нашего урока предлагаю быть вам механизаторами. Мне в помощники необходим агроном. Для оценки влияния посева на окружающую среду нужен эколог.

Во время изучения темы вы должны заполнять таблицу «Посев с/х культур».

Преподаватель

Основная задача с/х - производить непрерывно и в достаточном кол-ве необходимые продукты питания для населения, а также сырье для легкой и пищевой промышленности при высоком их качестве.

Стремясь получить как можно больше продукции с посевных площадей, человек влияет на все компоненты экосистемы, и, в частности, на почву, в результате применения комплекса агротехнических мероприятий, включающих химизацию, механизацию и мелиорацию.

Совершенствуя агротехнические приемы и селекцию, человек постоянно повышает урожайность с/х культур. Так, в в XV-XVIII вв. средняя урожайность зерновых составляла 6-7 ц/га, теперь во многих странах она достигла 40-50 ц/га. Потенциально возможно довести ее до 150-250 ц/га.

Сейчас почву обрабатывают на скоростных тракторах, урожай собирают мощными комбайнами, транспортирование удобрений, зерна и другой с/х продукции осуществляют машины повышенной грузоподъемности. Увеличивается кол-во минеральных удобрений, вносимых в почву, возрастает выпуск других химических средств для нужд земледелия.

Все это представляет мощный антропогенный процесс, который с огромной силой «давит» на природную среду.



1. Сроки посева


Агроном

Преподаватель, объяснение

Посев необходимо проводить в лучшие агротехнические сроки.

- А что значит - посеять в оптимальные сроки?

= Посеять в оптимальные сроки - значит создать наиболее благоприятные условия тепла, влаги и света для прорастания семян, для развития и роста растений, формирования ими высокого урожая.


Метод сравнения

- К чему приведет несвоевременный посев, когда всходы или взрослые растения могут попасть в неблагоприятные условия, (заморозки, суховеи и т. п.)?

= Несвоевременный посев приведет к потере урожая.

Вывод

- От чего зависят сроки посева с/х культур?

= Сроки посева разных культур зависят от их биологических особенностей и требований к ведущим факторам среды.

Объяснение с использованием рисунков растений

По срокам посева все яровые культуры разделяют на две группы.

Первая группа - ранние яровые, семена которых прорастают при температуре ниже 5ОС, а всходы устойчивы к заморозкам.

С использованием рисунков растений привожу примеры (яровая пшеница, ячмень, овес, горох, бобы, сахарная свекла, подсолнечник, чина, чечевица, нут, многолетние и некоторые однолетние травы, например, вика, сераделла).


Вывод

Эти культуры высевают в ранние или средние весенние сроки, когда почва достигает состояния спелости.


Беседа, рисунки растений

Во вторую группу входят теплолюбивые культуры, прорастающие при 8 - 12ОС и неустойчивые к заморозкам.

- Может вы подскажите, какие это культуры?

= К ним из зерновых культур относятся кукуруза, просо, сорго, рис; из бобовых - соя, фасоль; из масличных - клещевина; из бахчевых - арбузы, дыни, кабачки.


Вывод

Эти культуры высевают в средневесенние и поздневесенние сроки, когда верхний слой почвы (10 см.) прогревается до 10 - 12ОС, а для бахчевых - 12 - 15ОС.


Фронтальная беседа методом сравнения

Давайте выясним преимущества раннего посева:

= растения полнее используют почвенную влагу;

= яровые хлеба не повреждаются шведской мухой, хлебным жуком и другими вредителями с/х культур

- В чем недостатки запоздалого посева?

= семена часто попадают в сухую почву;

= дают недружные и изреженные всходы;

= зерно становится менее выполненным;

= у масличных уменьшается выход масла.

- Назовите основную масличную культуру в нашей зоне.

= Основная масличная культура в нашей зоне - подсолнечник.


Краеведческий материал

Преподаватель

Сорта подсолнечника, созданные селекционером В. С. Пустовойтом, «Передовик» и «Смена» имеют масличность 50 - 51 %; с каждого гектара эти сорта дают дополнительно 90 -100кг масла при тех же затратах труда и средств.

Время посева озимых культур (пшеница, ячмень, рожь) устанавливают с таким расчетом, чтобы растения до наступления нужных температур хорошо раскустились. Для этого им необходимо 40 - 50 дней от появления всходов до прекращения вегетации.

Слабые, неокрепшие растения позднего посева сильно страдают от неблагоприятных условий перезимовки и часто гибнут. Они менее устойчивы к вымерзанию.

При слишком ранних сроках посева озимые страдают от вымокания и выпревания, а также повреждаются гессенской мухой.

- Какой вывод по срокам посева вы можете сделать?

Вывод

= Для озимых неблагоприятны как слишком ранние, так и поздние посевы.


Беседа

Демонстрирую растения пшеницы

Проверим, наблюдательны ли вы?

- В какой фазе развития озимая пшеница наиболее устойчива к воздействию низких температур?

= Озимая пшеница наиболее устойчива к воздействию низких температур в фазе кущения.

Оптимальный срок посева в нашей зоне озимой пшеницы с 1 по 10 октября, озимого ячменя - конец сентября.

- Какие культуры вы можете посеять под зиму на своем огороде и объясните почему?

= На своем огороде под зиму мы можем посеять чеснок, морковь, петрушку, щавель, т.к. они способны противостоять заморозкам.


Преподаватель, беседа

Многие культуры можно высевать в разные сроки и использовать как промежуточные или пожнивные (поукосные) культуры для выращивания второго урожая в тот же год. В нашей стране в разные сроки высевают кукурузу, подсолнечник, просо, гречиху, вику, горох, люпин.

- Назовите культуры, которые можно высевать в разные сроки в нашей природной зоне.

= К таким культурам в нашей природной зоне относятся: кукуруза, горох, люцерна.

Агроном

Хочу добавить.

Регулируя сроки посева, можно в значительной мере изменить степень повреждения растений отдельными вредителями. В частности, ранние посевы яровой пшеницы практически не повреждаются злаковыми мухами, тогда как могут сильно изреживаться под воздействием этих вредителей с момента всходов до кущения.

Изреженные посевы зерновых сильно заселяются стеблевыми пилильщиками, а имеющие оптимальную густоту стояния растения, как правило, почти не повреждаются.


Работа с таблицей

Вместе с учащимися называем и записываем в таблицу установившиеся в зоне сроки обработки почвы и посева ранних яровых культур:

Горох - «февральские окна», до 15 марта

Люцерна - март, июль - август

Яровая пшеница - март

Сахарная свекла - конец марта - начало апреля

Подсолнечник - начало апреля

Кукуруза - с 20 по 30 апреля

Озимая пшеница - 1 по 10 октября


Контрольный опрос учащихся

Закрепление изученного материала.

- На какие группы подразделяются культуры по срокам посева?

= По срокам посева культуры бывают: ранние яровые, теплолюбивые и промежуточные.

- От чего зависят сроки посева с/х культур?

= Сроки посева с/х культур зависят от вида культуры, цели ее возделывания и от почвенно-климатических условий.

- Назовите сроки посева озимой пшеницы и сахарной свеклы в нашей зоне.

= Оптимальные сроки посева озимой пшеницы в нашей зоне с 1 по10 октября, сахарной свеклы в конце марта - начале апреля.


2. Способы посева


Агроном

Преподаватель

Обращаю ваше внимание на то, что для получения высоких урожаев важно правильно проводить посев с/х культур. Для этого вспомним:

- Как растения должны размещаться по поверхности поля?

= Растения должны размещаться по поверхности поля равномерно.

Вместе с учащимися отмечаем отрицательное влияние на урожай загущенности и изреженности посевов.


Проблема

- Если растения размещать очень густо, как это отразится на их росте и развитии?

= Растения начинают угнетать друг друга, и урожай снижается.


Преподаватель

Способ посева с/х растений должен создавать одинаковые условия для каждого растения в отдельности и правильно использовать всю посевную площадь.


Вывод

Это может быть достигнуто при оптимальной величине площади питания и ее конфигурации.

Объяснение с использованием схем

Механизатор



Преподаватель


При одной и той же площади питания (например 30 см2) S может быть представлена в виде квадрата или в форме различных прямоугольников с разными размерами сторон 1:30; 2:15; 3:10…

- Условия для роста растений в каждом из приведенных прямоугольников будут одинаковыми или различными?

= В первом случае растения будут угнетать друг друга в рядке, а междурядья в полной мере не используются культурными растениями, во втором и третьем - растения равномернее размещаются на отведенной площади. Но наилучшие условия создаются при размещении растений в центре квадрата (в нашем примере 5,47 х 5,47)

- Итак, какая же оптимальная площадь для питания растений?

= Оптимальная площадь для питания растений это квадрат.

Т.к. все работы в с/х механизированы, то нужно стремиться к созданию условий для комплексной механизации возделывания с/х культур.

Вывод

Т.о., первое требование к способам посева - оптимальная площадь питания, по форме близкая к квадрату.

Второе требование - создание условий для комплексной механизации возделывания с/х культур.


Объяснение

Все известные способы посева можно разделить на три группы:

  1. Способы сплошного посева (обычный рядовой, узкорядный, перекрестный), применяемые для культур густого стояния - озимых и яровых хлебов, ранних зернобобовых, трав и др.

  2. Способы широкорядного посева, позволяющие применять междурядную обработку в одном направлении (однострочный широкорядный, ленточный, пунктирный) для культур среднегустого стояния - просо, гречиха и пропашных культур - сахарная свекла, корнеплоды, кукуруза, сорго и др.

  3. Способы гнездового размещения семян (гнездовой, квадратно-гнездовой), которые применялись при возделывании пропашных культур - кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, хлопчатник, картофель и др.


Плакат и папки НОТ

Объясняю по плакату каждый способ посева, привожу примеры высеваемых культур. Вместе с учащимися отмечаем положительные стороны и недостатки каждого способа посева.


Механизатор

Преподаватель

Сплошной (разбросной) посев проводят вручную, используют центробежные разбрасыватели удобрений, самолеты, а также сеялки с вынутыми из сошников семяпроводами или без сошников. Его применяют при подсеве многолетних трав под озимые в ранневесенний период.

- Какие вы видите недостатки этого посева?

= Недостатками этого посева являются неравномерное распределение семян по поверхности поля и неодинаковая глубина заделки семян.


Вывод

Всходы появятся неодновременно и растения будут угнетать друг друга.

Механизатор



Преподаватель

При рядовых посевах семена равномернее распределяются по площади и сразу же заделываются в почву. При таком посеве семена лучше обеспечиваются воздухом и водой, создаются благоприятные условия для прорастания и дружного появления всходов. Выполняется он дисковыми или реже сошниковыми сеялками. Но при рядовом способе посева площадь питания имеет форму вытянутого прямоугольника, одна сторона которого 15-20 см, а другая - меньше 2 см.

- В чем вы видите недостаток этого посева?

= Недостатком этого посева является скученность растений в рядке.

Вывод

Скученность растений в рядке отрицательно влияет на их рост и развитие.


Механизатор



Механизатор

При перекрестном посеве сеялка с шириной междурядий от 15 до 20 см проходит и высевает семена в двух пересекающихся направлениях. Расстояния между соседними зернами в рядке удваиваются. Площадь питания растений принимает форму, близкую к квадрату. К недостаткам перекрестного способа посева относится необходимость двукратного прохода посевного агрегата по одной и той же площади, что увеличивает затраты труда, удлиняет срок сева и уплотняет почву.

Узкорядный посев выполняется специальными дисковыми или сошниковыми сеялками с междурядьями 7,5 и 10 см. При этом способе посева семена распределяются так же равномерно, как и при перекрестном, но за один проход сеялки, то есть с меньшими затратами труда и средств.


Учебник, с.164, табл. 8

- Какие культуры можно высевать указанными способами?

= Указанными способами можно высевать озимые и яровые хлеба, зернобобовые, мятликовые и бобовые травы.


Папка НОТ

- Какими сеялками осуществляется сплошной посев?

= Рядовой, перекрестный и узкорядный посевы осуществляются зерновыми сеялками СЗ-3,6, СЗС-3,6, СЗП-3,6.


Механизатор

Преподаватель


Широкорядный посев проводят с шириной междурядий 45 и более см. Применяют при возделывании растений с большей площадью питания.

- Назовите такие растения.

= Кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, картофель, хлопчатник.

Вывод

Широкорядные посевы допускают механизированную обработку междурядий для борьбы с сорняками и рыхления почвы.


Механизатор



Механизатор

Преподаватель

Ленточным называют рядовой посев несколькими рядами, образующими ленты, которые чередуются с более широкими междурядьями. При однострочном и ленточном посевах создаются условия для более мощного развития растений и применения механизированного ухода за посевами. Так высевают просо, гречиху, корнеплоды и др. культуры.

Пунктирный посев. Рядовой посев с одиночным равномерным распределением семян в рядах. Обычно таким способом высевают калиброванные семена, что позволяет осуществлять комплексную механизацию ухода без применения ручной прорывки растений.

- Какие семена называются калиброванными?

= Калиброванными называются семена, разделенные на близкие по размерам фракции.


Папка НОТ

Для пунктирного посева сахарной свеклы используют сеялки точного высева ССТ-12А, для посева кукурузы и подсолнечника СУПН-8.


Механизатор

Квадратно-гнездовой посев. Посев с групповым расположением семян гнездами по углам квадрата. Он позволял полностью механизировать уход за растениями, рыхлением междурядий в продольном и поперечном направлениях, сводя к минимуму затраты ручного труда.

Этот способ посева применялся при возделывании кукурузы, подсолнечника, клещевины, хлопчатника и др. культур. Но он оказался непрогрессивным из-за больших затрат при посеве и нерациональном использовании площади питания.

Таблица

Закрепление пройденного материала.

Учащиеся заполняют таблицу в графе «Способы посева». Вместе с учащимися указываем способы посева основных полевых культур.

Механизатор

На предмете «с/х машины» мы говорили о том, что при выполнении технологических операций с/х машины проходят по полю многократно - от 3 до 5 раз по одному и тому же месту, а на поврежденных полосах от 6 до 20 раз. Наиболее сильно уплотняются верхние плодородные слои почвы. Чтобы снизить давление на почву стали использовать широкопрофильные шины и тандемы, но это ведет к увеличению общей площади уплотнения. (Тандемы - сдвоенные или строенные колеса)


Механизатор



Механизатор

Механизатор

Представляет интерес использования вместо металлической гусеницы резинометаллической. Эта гусеница используется на тракторах «Челленджер». Уплотнение почвы под влиянием ходовых систем с данной гусеницей и давление тракторов на почву резко снижаются, структура почвы не разрушается, а урожайность культур возрастает. Резинометаллическая гусеница имеет ширину 60см. и для увеличения прочности оборудована четырьмя металлическими тросами.

Еще для уменьшения уплотнения почвы при использовании колесных тракторов (К-701, МТЗ-80) следует снижать давление в шинах до минимально возможных значений.

Помимо этого перспективно создание воздушной подушки, которая позволит уберечь почву от уплотнения с/х машинами.


Эколог

Особенно неблагоприятно использование колесных тракторов.

Увеличение твердости почвы при уплотнении в колее в 1,5 -2,0 раза препятствует нормальному прорастанию семян, развитию корневой системы, обуславливает мелкую заделку семян, часть семян остается на поверхности земли. Все это приводит к снижению зимостойкости и засухоустойчивости растений.


Агроном

На уплотненных участках растения отстают в росте, угнетены, возрастает непродуктивная кустистость, сокращается длина колоса, число зерен в нем, падает урожайность.

В целях оптимизации глубины заделки посевного материала необходимо использовать при посеве приспособления для рыхления колеи, поскольку в условиях острозасушливого климата это может иметь решающее значение для создания оптимальной густоты стояния возделываемых растений, а также повышения их засухоустойчивости.

Механизатор



Механизатор

Механизатор


Мы знаем, что на почвах подверженных эрозии, важное значение имеет создание ветроустойчивого поверхностного слоя. Для этого используют специальные стерневые сеялки, применяют полосное размещение с/х культур и трав.

Основную обработку почвы на глубину 25-27см. проводят без оборота пласта с сохранением на поверхности до 80% стерни для борьбы с эрозией. Для этого используют глубокорыхлители КПГ-250 и КПГ-2-150, а для посева - стерневые сеялки СЗС-9 и СЗС-2,1.

1. Я знаю, что сеялка СЗС-9 одновременно выполняет две операции - посев и рядковое прикатывание почвы. Трубчатые сошники хорошо заглубляются в почву, что позволяет в засушливую весну заделывать семена во влажный слой.

2. Сеялка СЗС-2,1 дает возможность совмещать четыре операции: предпосевную обработку почвы, прикатывание, посев и внесение минеральных гранулированных удобрений.

Эколог

Я слышал мнение выступающих механизаторов и хочу уточнить, что механическое воздействие с/х техники на почву приводит к ее уплотнению, разрушению структуры, увеличению в ней тонкодисперсных частиц. Резко ухудшаются ее водно-физические свойства, что способствует развитию водной и ветровой эрозии.

Нарушение водно-физических свойств отражается на нормальном газовом обмене между почвой и атмосферным воздухом. В результате в почве преобладают процессы брожения и разложения клетчатки и других углеродсодержащих веществ с образованием и накоплением в почве различных газов: этилена, метана, водорода, сероводорода и других.

Это отрицательно сказывается на жизнедеятельности растений. При недостатке кислорода в почве образуются оксикислоты, токсичные для проростков семян культурных растений, что значительно снижает их полевую всхожесть.

При уплотнении почвы меняется ее окислительно-восстановительный потенциал. При этом изменяются интенсивность и направленность биологических и биохимических процессов в почве, возрастают процессы накопления вредных веществ, прекращается разложение трудно- и недоступных для растений форм фосфора.

Активизируется процесс восстановления нитратов до молекулярного азота, в результате происходит потеря из почвы доступного для растений азота.

В почве усиливается деятельность сульфатредуцирующих бактерий и накапливается сероводород, который оказывает токсичное действие на растения и другие организмы.

Одновременно подавляется жизнедеятельность азотфиксирующих микроорганизмов, что снижает процессы накопления в почве связанных форм азота. Без доступа воздуха резко возрастает накопление закисных форм железа и алюминия, токсично влияющих на растения.

Т.о, уплотнение почвы при воздействии мобильной с/х техники снижает ее биологическую активность и, следовательно, потенциальное и эффективное плодородие почвы, что непременно ведет к снижению урожая с/х культур.


Вывод

Во время посева необходимо соблюдать агротехнические требования.



3. Норма высева


Подготовка к восприятию знаний

- Что мы подразумеваем под нормой высева?

а) Сколько картофеля высаживаете дома?

б) Сколько пшеницы высевают на 1 га?

Объяснение, тетрадь

Анализирую ответы учащихся. В тетрадях записываем определение.

Норма высева - количество или масса высеваемых всхожих семян на единицу площади (1 га)


Фронтальный опрос

- Вспомните, пожалуйста, что мы понимаем под всхожестью семян?

= Под всхожестью семян мы понимаем способность семян в условиях достаточного увлажнения, тепла и доступа воздуха давать нормально развитые проростки.

Проблема

- Как вы думаете, от чего зависит норма высева?

= Норма высева зависит:

- от вида с/х культуры,

- от всхожести семян,

- от величины семян.

Преподаватель

Дополняю:

- от почвенно-климатических условий зоны,

- от сроков и способов посева,

- от запасов влаги в почве,

- от агротехники.


Объяснение

От нормы высева зависит густота стояния растений, что очень важно для получения высокого урожая.

При перекрестном и узкорядном способах посева семян высевают на 10 - 15% больше, чем при обычном рядовом, а в условиях широкорядных посевов, наоборот, меньше. При вынужденном запоздании с посевом, когда почва пересохла, норму повышают на 10 - 15%.

Норму высева для каждой зоны устанавливают опытным путем. Необходимо строго соблюдать норму высева для каждой культуры.

Сейчас мы научимся практически определять норму высева на основе необходимой густоты стояния растений и тяжеловесности семян, т.е. массы 1000 семян.

Для этого опытным путем устанавливают, сколько нужно высеять кондиционных семян данного сорта (в млн. шт. на 1 га), чтобы иметь густоту стояния растений перед уборкой, необходимую для получения высокого урожая. Зная эту величину и массу 1000 чистых и всхожих семян легко рассчитать по формуле К=М•А, какую норму в кг. надо высеять, где:

К - норма высева, кг.

М - млн. штук семян на 1 га

А - масса 1000 штук семян, г.


Доска, тетрадь

Задача №1

Рассчитать норму высева озимой пшеницы в кг, если густота стояния растений на 1га 5млн.шт., а масса 1000 семян 32 г.

К=М•А

К=5•32=160 (кг) при 100% ПГ

Делаем поправку на посевную годность семян. Пусть ПГ=90%.

- Что значит ПГ=90%?

= ПГ=90% значит, что из 100 посеянных семян дадут всходы только 90 штук.

Норма высева семян в кг.

Урок по предмету Технологии производства продуктов растениеводства на тему Посев сельскохозяйственных культур

Урок по предмету Технологии производства продуктов растениеводства на тему Посев сельскохозяйственных культур

Вывод

- Чем выше густота стояния растений, тем выше норма высева.

- Чем тяжеловеснее семена, тем больше норма высева

- Чем ниже ПГ, тем выше норма высева.


Практическая работа в тетради

Задача №2

Рассчитайте норму высева кукурузы в кг. на 1 га, если

М=0,07 млн. шт. семян

А=200г

К=М•А

К=0,07•200=14 (кг)

ПГ=90%

Делаем поправку на посевную годность.

Урок по предмету Технологии производства продуктов растениеводства на тему Посев сельскохозяйственных культур

Урок по предмету Технологии производства продуктов растениеводства на тему Посев сельскохозяйственных культур

Вывод

Норма высева зависит от вида с/х культуры.


Запись
в таблицу

Учащиеся записывают в таблицу нормы высева для основных с/х культур:

- Озимая пшеница - 5 - 5,5 млн. шт.; 200 - 250 кг/га

- Сахарная свекла - 8 - 12 кг.

- Подсолнечник - 8 - 10 кг.

- Кукуруза - 15 - 25 кг.

- Люцерна - 10 - 12 кг.

- Морковь - 5 - 6 кг.

- Рис - 180 - 230 кг.

- Горох - 200 - 400 кг.


Проверка усвоения материала

- От чего зависит норма высева с/х культур?

= От вида культуры, от цели возделывания, от ПГ, от тяжеловесности семян.

- Укажите единицы измерения норм высева.

= Единицы измерения норм высева - кг. и млн. шт. на га.



4. Глубина посева


Преподаватель

Вы знаете, что различные культуры высеваются на разную глубину.


Проблема

От чего зависит глубина посева? На этот вопрос вы должны найти ответ в процессе объяснения.

Схема

Глубина посева - расстояние в вертикальной плоскости от поверхности почвы до нижней части семян.

- Вспомните из ботаники 6 класса, за счет чего происходит прорастание семян?

= Прорастание семян происходит за счет запаса питательных веществ в семядолях.


Образцы семян

- В семенах каких культур запас питательных веществ больше?

= Запас питательных веществ больше в семенах фасоли, гороха, кукурузы, подсолнечника.


Вывод

Значит, делаем вывод, чем крупнее семена, тем на большую глубину их можно заделывать.


Плакат

Объяснение по плакату у доски.


Проростки сои, гороха

При этом также надо учитывать характер прорастания и начального роста всходов. Семена растений, выносящих при прорастании семядоли на поверхность почвы (люпин, фасоль, соя), заделывают на меньшую глубину, чем например, горох, чину, которые не выносят семядолей.


Проростки растений

Объяснение преподавателя



Механизатор

Механизатор

Демонстрирую проростки сои, гороха.

Большое влияние на глубину посева оказывают почвенно-климатические условия. На почвах легкого механического состава, быстро просыхающих, применяется более глубокая заделка, чем на тяжелых суглинистых и глинистых. Независимо от механического состава почвы, обязательным условием при посеве всех с/х культур является заделка семян во влажный слой почвы. Это непременное условие получения нормальных, одновременно появляющихся всходов.

Очень важно равномерно размещать семена на глубине. Нарушение этого условия ведет к неодновременному прорастанию, развитию и созреванию растений. Глубоко посеянные семена дадут запоздалые всходы, а мелко заделанные могут совсем не прорасти.

Для лучшего прорастания семян их надо размещать на твердом ложе, где больше приток влаги из нижних слоев почвы, и покрыть рыхлой землей для поступления воздуха и свободного выхода всходов на поверхность.

Таблица

Вместе с учащимися заполняем таблицу в графе «Глубина посева»:

- Семена кукурузы - 6 - 8 см.

- Семена пшеницы - 5 - 6 см.

- Семена гороха - 6 - 8 см.

- Семена подсолнечника - 6 - 8 см.

- Семена сахарной свеклы - 3 - 4 см.

- Семена люцерны - 2 - 3 см.


Контроль знаний

- На легких или тяжелых почвах больше глубина заделки семян?

= Глубина заделки семян больше на легких почвах.

- Почему семена фасоли заделывают на меньшую глубину, чем гороха?

= Семена фасоли заделывают на меньшую глубину, чем гороха потому что при прорастании они выносят семядоли на поверхность.



5. Контроль качества посевных работ.


Преподаватель


Посев, как и другие технологические приемы, должен соответствовать агротехническим требованиям. С этой целью проводят контроль качества работ.

- Как вы думаете, какие показатели качества посева будут основными?

= Основными показателями качества посева будут глубина посева и норма высева.


Агроном

Особенно необходимо следить за фактическим высевом семян, т.е. высевом каждым сошником, и, если обнаружится отклонение от установленной нормы более чем на 3%, то сеялку дополнительно регулируют, очищают забившиеся сошники.

Во время посева необходимо также контролировать фактическую глубину заделки семян, для этого делают промеры в нескольких местах поля, и если обнаружат, что отдельные сошники заделывают семена очень мелко или часть их остается на поверхности, а другие заделываются слишком глубоко, то этот недостаток немедленно устраняют регулировкой.

При посеве любой культуры важным показателем качества посева служит прямолинейность рядков и точность установки маркеров, чтобы не допустить просевов и изменения стыковых междурядий, что особенно важно при широкополосном посеве культур, уход за которыми включает междурядную обработку.

Основную оценку качества посевов проводят после появления всходов. Учитывают густоту и равномерность всходов, прямолинейность рядков, отсутствие просевов или огрехов.

Вывод

Для получения высоких урожаев очень важно правильно проводить посев и посадку с/х культур. Основными показателями при оценке качества посева являются: норма высева, глубина посева.


Преподаватель

Сегодня на уроке мы изучили тему «Посев с/х культур». У кого есть вопросы по данной теме?


Ответы на вопросы учащихся.


IV. Контроль знаний учащихся по теме.


Преподаватель


А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал.


Индивидуальные карточки

- Тестирование учащихся и взаимоконтроль.

- Контроль таблиц «Посев с/х культур» (выборочно).



V. Домашнее задание.


Запись в тетрадь

1. Н.Н.Третьяков с. 162 - 169, откройте учебник, посмотрите задание.

2. Выполнить практическое задание.


Итог урока



- Анализ работоспособности учащихся в целом.

- Объявление оценок.

- Достигнуты ли цели урока.

Таблица. Посев с/х культур

Культура

Срок
посева

Способ посева

Норма посева

Глубина посева

1.

Озимая пшеница

1-10 окт.

Рядовой, перекр., узкор.

200-250 кг. или 5-5,5 млн.шт.

5-6 см.

2.

Сахарная свекла

Конец марта - начало апреля

Пунктирный,
45 см.

8-12 кг.

3-4 см.

3.

Кукуруза

20-30 апреля

Пунктирный,
70 см.

15-25 кг

6-8 см.

4.

Подсолнечник

Начало апреля

Пунктирный,
70 см.

8-10 кг

6-8 см.

5.

Горох

Февральские «окна», март

Рядовой, узкор., ленточный

200-400 кг

6-8 см.

6.

Люцерна

Март, июль, август

Рядовой, узкорядный

10-12 кг

2-3 см.



© 2010-2022