План - конспект урока по трудовому обучению на тему Производство ткани

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по трудовому обучению для 5 класса

Класс_____ Дата_____

Тема урока: Швейные материалы. Производство ткани. Виды переплетения нитей. Свойства тканей из натуральных и растительных волокон. Виды растительных волокон.

Цели урока:

Обучающие:

- дать понятие о первичной обработке сырья: хлопка, льна.

- ознакомить со свойствами тканей

- углубить знания учащихся о свойствах и структуре тканей

- научить определять свойства волокон и их влияние на свойства тканей

Развивающие:

- развивать образное мышление

- интерес к профессиям текстильного производства

Воспитательные:

- воспитывать интерес к традиционным видам тканей

- способствовать воспитанию у обучающихся бережного отношения к

текстильным материалам

Оборудования и наглядные пособия: Коллекция «Хлопок», «Лён», схема

получения льняной ткани, схема получения хлопчатобумажной

ткани, таблица свойств тканей, лоскуты для опыта, карточки для

входного контроля, задания для развития образного мышления,

презентация с изображением различных тканей.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: биология, обслуживающий труд, производство тканей.

Ход урока

I.Организационный момент.

  1. Отметить отсутствующих.

  2. Проверить наличие спецодежды и готовность к уроку.

  3. Назначить дежурных.

II .Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация.

Каждый день вы начинаете то, что одеваетесь. Это стало для вас привычным делом. А задумывался кто-нибудь из вас , из чего сделана одежда? Кто её изготовил?

Давайте на минуту оглянёмся вокруг, посмотрим друг на друга. И мы увидим, сколько разных вещей в мире сделано из тканей! А сами ткани разнообразные- гладенькие и пушистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, прочные, толстые и тонкие, похожие на паутину. Как же текстильщикам удалось получить ткани с такими различными свойствами? Что влияет на свойства тканей?

Как много вы знаете о тканях? (ответы учащихся)

Но это далеко не все. Ведь вам, наверное, интересно узнать как будут носиться изделия, пошитые из таких тканей.

Предлагаю провести опыт.

Итак есть четыре лоскута №1, №2, №3, №4. (хлопчатобумажный, лён, Джинс, шифон)

Опыт 1.

Если мы сожмём эти лоскуты, то какой лоскут сомнётся больше?

(ответы учащихся записываются на доску)

А теперь сожмём лоскуты. Кто мне поможет? ( выходят ученицы и мнут лоскуты)

Если есть расхождения в результате опыта и ответах учащихся обращаю на это внимание.

Опыт 2.

Сейчас мы попробуем разорвать эти лоскуты ( №1, №2, № 3 рвутся учащимися) №1- легко, №2- тяжелее, №3- не рвётся.

От чего зависит прочность тканей? ( ответ учащихся - от толщины)

Тогда продолжим опыт и попробуем разорвать образец №4 (шифон) - он тоже не рвётся.

Что же получается?- прочность ткани не зависит от её толщины. А от чего же? И на этот вопрос мы сейчас с вами постараемся ответить.

III.Сообщение темы, цели и задач урока.

Тема: (на доске)

Цель: (на доске)

Проблемный вопрос: От чего зависит прочность и сминаемость тканей?

IV. Актуализация опорных знаний, учений, навыков.

Но сейчас нам нужны знания по материаловедению, которые вы получили в 5 классе.

Для проверки знаний предлагаю работать бригадами. Каждая группа получит своё задание.

I группа - получает карточку « Найди ошибку» надо определить правильно ли указано сырьё для производства натуральных и химических волокон.

II группа - получает задание, которое требует знаний по производству тканей. Определить последовательность изготовления тканей.

III. группа- должна определить на лоскутке ткани лицевую и изнаночную сторону, направление нити основы и указать его стрелкой.

  1. Что вы знаете о прядении, в чём заключается смысл этого процесса? (это переплетение нитей)

  2. Какие нити принимают участие в прядении? Как они называются? (уток, основа)

  3. Что такое кромка?

  4. Как определить нить основы? (раздаю учащимся образцы ткани, и они определяют основу по растяжению, хлопку).

  5. Как определить в ткани лицо и изнанку?

V. Изучение нового материала.

Вы все прекрасно справились с заданием и вот сейчас нам нужно выяснить откуда же берутся волокна.

Но для начала проведём экскурс в историю.

Помогут мне девочки, у них было задание, подготовит такие сообщения.

Сообщения учениц:

  1. Никто не может сказать, сколько тысячелетий человечество использует растения для получения тканей.

Но уже в Древнем Египте до нашей эры мастера по прядению льна достигли в своем деле виртуозности, достойной удивления. Достаточно сказать , что они получили пряжу такую же тонкую, какую вырабатывают современные машины. Мастерство древних египтян пока не превзойдено. В наше время при раскопках скифских курганов были найдены фрагменты льняной одежды. В Киевской Руси лён ценили на вес золота. На одну чашу весов клали штуку льняного полотна, а на другую- слиток золота. Таким трудоёмким и дорогим было изготовление этой ткани. Бытовало поверье , что льняной покров предохраняет от многих болезней. За характерный блеск льняную ткань называли «северным шёлком». Существует мнение, что лён был завезен в Русь из Азии.

2. А вот родиной хлопка достоверно известно является Южная Азия и называют это чудесное растение «белым золотом». Затем хлопок распространился по различным странам- Китай, Двуречье, Индостан, Американский континент.

Ткани из хлопка и льна применяют для изготовления одежды белья, рабочей одежды и технических целях.

3. В настоящее время волокна этих растений используют для производства канатов, мешков и т.д.

Каким же образом из растений можно получить ткань? Какую часть растений берут для получения хлопчатобумажных тканей?

Итак, хлопок получают из семенных коробочек хлопчатника. Такие волокна называют семенными. Он представляет собой тонкие, короткие, мягкие и пушистые волокна, которые покрывают семена. Эти волокна называются семенными, они являются хлопком-сырцом. Обычно волокна имеют белый цвет. Но уже выведен натуральный цветной хлопок, из которого изготавливают цветные ткани.

Теперь давайте рассмотрим схему получения хлопчатобумажных тканей ( учащиеся работают с коллекциями, учитель демонстрирует у доски наглядные пособия коллекции «Хлопок»)

План - конспект урока по трудовому обучению на тему Производство ткани1.Сбор хлопа-сырца

2.Первичная обработка: предварительная очистка, отделение волокон от семян.

3.Получение ровницы:

разрыхление и расчесывание волокон, получение длинной тонкой ленты, слегка перекрученной.

4. Прядение: вытягивание и скручивание ровницы.

5.Ткачество: выработка тканей путём переплетения нитей.

6.Отделка: отбеливание, окрашивание

Теперь рассмотрим процесс получения льняной ткани. Волокна льна расположены в коре стебля растения в виде пучков. Такие волокна называют лубяными. Стебель льна достигает длины 70-1000 см. Волокна льна длинные, толстые, прямые, жёсткие. Цвет- от светло-серого до тёмного. Лён обладает характерным блеском, так как его волокна имеют гладкую поверхность. И лён, и хлопок состоят из целлюлозных- растительных клеток. Рассмотрим процесс получения льняной ткани ( по коллекциям) и восстановим процесс получения льняной ткани на схеме. Вы это должны сделать сами по аналогии с технологическим процессом производства хлопчатобумажной ткани.

План - конспект урока по трудовому обучению на тему Производство ткани

А как будет выглядеть общая схема процесса получения тканей из льна и хлопка?

1. Сбор вызревших стеблей - тресты( льняной соломы)

2. Мочка льняной соломы ( тресты) для очищения волокон.

3. Сушка и мытьё.

4. Трепание.

5. Расчёсывание.

6. Получение пряжи - прядение.

7. Ткачество - получение суровой ткани.

8. Отделка - отбеливание, окрашивание.

В старину для очистки волокна лён, вырванный с корнем расстилали на земле и оставляли на месяц - полтора. В это время на лён действовали ветер, туман и дождь. Но больше всего особенные бактерии, которые любят влагу. Они накидывались на льняную солому и поедали всё, кроме лубяных волокон, которые им «не по зубам». Так от тресты оставались одни крепкие и стойкие волокна.

Профориентированная минутка

Процесс изготовления тканей связан с работой мастеров более 50 профессий. Это прядильщица, ткачиха, отбеливатель тканей, художник, колорист, гравёр текстильного рисунка, мастер штамповочной машины и многие другие. Про некоторые из них я сейчас расскажу.

Художник - его по праву называют творцом краски. Чтобы рисунок расцвёл на полотне, необходимо нарисовать узор с учётом толщины ниток, их переплетения, детально выучить живую форму цветов, листьев и т.д.

Колорист - помогает раскрыть на ткани замысел художника, подобрать краски так, чтобы на ткани рисунок выглядел, как в замысле у автора. Именно он даёт рисунку путёвку в жизнь.

Людям этих профессий необходимы знания по рисованию, биологии, зоологии, трудовому обучению, химии, физики, математике. Они должны обладать такими психическими качествами: хорошая память, внимание, мышления, фантазия, пространственное воображение.

Чтобы получить ткань с определёнными свойствами текстильщики учитывают свойства волокон: длину, толщину, прочность, извитость, блеск, мягкость, гладкость, сминаемость, гигроскопичность. Все свойства тканей можно разделить на 3 группы:

  1. Физико-механические - прочность, сминаемость, драпируемость, гладкость, упругость.

  2. Технические - усадка, осыпаемость, раздвижка тканей.

  3. Гигиенические- гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитность.

Охарактеризуем волокна хлопка и льна, пользуясь сравнительной таблицей, и сравним с имеющимся у вас образцами:

Свойства волокон

Хлопчатобумажное волокно

Льняное волокно

1

Цвет

Белый

Светло-серый

2

Блеск

Матовый

Блестящий резкий

3

Длина

Короткие 6-52 мм

Длинные 250-1000 мм

4

Толщина

Тонкие

Толстые

5

Извитость

Слабая

Волокно прямое

6

Мягкость

Мягкая

Жёсткое

7

Гладкость

Волокно пушистое

Гладкая

8

Прочность

Средняя

Высокая

9

Упругость

Малая

Большая

Если взять хлопчатобумажное волокно и изготовить из него ткань, какие свойства будут у этой ткани, попробуй описать, пользуясь таблицей.

Ответ: Хлопчатобумажная ткань получится белого цвета с матовой поверхностью; тонкая, мягкая, средней прочности и малой упругостью.

Теперь вернемся к нашему опыту и попробуем ответить на проблемный вопрос: от чего зависит прочность и снимаемость тканей?

Ответ: Такие свойства тканей, как снимаемость и прочность зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены.

Прочность тканей зависит от прочности волокон.

Снимаемость зависит от упругости волокон.

VI. Лабораторно- практическая работа.

Определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

Оборудование: по одному образцу хлопчатобумажной и льняной ткани, препаровальная игла, рабочая коробка, тетрадь, таблица «сравнительная характеристика свойств волокон льна и хлопка». Сравнительная характеристика свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

Ход работы

Определяя свойств волокон и тканей, сравните полученные данные с табличными.

  1. Выньте из каждого образца с помощью препаровальной иглы по одной долевой нити и определите, какая из них толще; разорвите каждую из нитей и определите, какая из них прочнее; распушите оборванные концы нитей и рассмотрите внешний вид волокон: блеск, тонину и извитость.

  2. Возьмите два образца и определите на ощупь, какая из тканей мягче.

  3. Сомните каждый образец ткани в руках, подержите его в таком состоянии примерно 30 сек., затем расправьте и определите, какая из тканей сминается сильнее.

  4. Проверьте осыпаемость нитей в тканях. Для этого препаровальной иглой вынимайте с края одну нить, затем две нити вместе, три вместе и т.д. Определите, из какого образца вынимается сразу больше нитей (эта ткань обладает большой осыпаемостью).

  5. Ответьте на вопросы:

    1. Какие физико-механические и какие технологические свойства определили в данной работе?

    2. Какая ткань прочнее6 хлопчатобумажная или льняная?

    3. Какие свойства влияют на выбор ткани и летней одежды? И почему из льняних тканей не шьют зимнюю одежду?

VII. Закрепление новых знаний.

  • Свойства волокон влияют на свойство… (ткани)

  • На прочность тканей влияют… (прочность волокна)

  • Снимаемость тканей зависит от… волокна (упругости волокна)

Загадки о растениях, применяемых для изготовления тканей

  1. Били меня, били с царем посадили. (лен)

  2. Не огонь, а печет. (крапива)

3. Мальчуган маленький в землю вошел, синюю шапку там нашел. (лен)

4. Из земли вырастаю, белым куполом созреваю, весь мир одеваю. (хлопок)

VIII. Подвести итоги урока.

Попросить учащихся сформулировать ответ на проблемный вопрос: от чего зависит прочность и сминаемость тканей?

В результате исследования опытным путем, мы пришли к выводу, что такое свойство тканей как сминаемость и прочность зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены. Прочность тканей зависит от прочности волокон. Сминаемость тканей зависит от упругости волокон.

Отметить лучших учащихся, проанализировать работу остальных.

XI. Домашнее задание. Составит коллекцию хлопчатобумажных и льняных тканей.

X. Уборка рабочих мест.

Приложение 1

Карточки-задания

К теме «Текстильное материаловедение»

Карточка

1. Волокна растительного происхождения называются:

А) натуральными; б) химическими;

2. «Белым золотом» называют:

А) лен; б) хлопок;

3. Нитка, которая проходит поперек ткани называется ниткой:

А) основы; б) утка.

Карточка

  1. Зачеркните лишнее слово:

А) прядение, ткачество, пошив;

Б) хлопок, лен, шерсть

2. Обозначьте знаком «+» правильные утверждения:

○ Волокна льня длинные и крепкие;

○ Волокна хлопка имеют матовый блеск

○ Волокна хлопка в основном серого цвета, а льна - белого;

○ Волокна хлопка мягкие и пушистые.

Карточка

  1. Самые распространенные волокна растительного происхождения это:

А) хлопок; б) шелк;

2. Лубяными волокнами называют волокна:

А) хлопка; б) льна;

3. Вдоль ткани с двух сторон проходит:

А) уток; б) кромка.

Карточка

1. На что влияют свойства волокон? (ткани)

2. Сминаемость тканей зависит от какого свойства волокон? (упругость)

3.Что влияет на прочность тканей? (прочность волокон).


© 2010-2022