Интегрированное открытое занятие: Джутовая филигрань (Часть 1)

Данное открытое занятие является интегрированным. Разработано и проводилось педагогами дополнительного образования двух кружков станции: "Цветоводство" (педагог Смирнова Юлия Владимировна) и "Овощеводство" (педагог Ильина Екатерина Сергеевна). Интегратором в данном занятии является "Цветоводство". Занятие может стать полезным для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, а так же классных руководителей. Часть 1 содержит конспект занятия, слайды, раздаточный материал.
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема VI: Работа с природным материалом, 32 ч

Занятие 5: Джутовая филигрань (рабочее - лен и джут), 2ч

Дата проведения: 04.11-08.11

Цель: Углубить знания учащихся об используемом на занятиях материале. Продолжить развитие навыков работы со шпагатом.

Образовательные задачи: рассмотреть филигрань, как одну из древнейших техник обработки металла и возможность использования ее элементов при создании работ из джута, познакомиться со способами заготовки джута и получения из него пряжи, продолжить развитие навыков работы с джутом шпагатом; расширить знания о многообразии тыквенных культур, способах ее применения в быту.

Развивающие задачи: анализировать, сравнивать, строить гипотезы, обобщать, делать выводы, развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи: увлеченность, познавательный интерес, активность, наблюдательность, формирование эстетического вкуса, умение видеть прекрасное.

Тип занятия: интегрированное, по основным дидактическим целям - комбинированное занятие.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы: рассказ, беседа, работа с доской, работа по составлению диаграммы Венна (прием из методики критического мышления), со средствами мультимедиа, выставка работ преподавателей и детей, практическая работа на местах по созданию предмета декора интерьера.

Оборудование и материалы: мультимедийный кабинет, печатный раздаточный материал, набор материалов и инструментов для изготовления подставки под горячее.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Ю.В.- Уважаемые гости и ребята добро пожаловать на наше открытое занятие. Сегодня мы еще больше узнаем об одной из техник, которые мы используем на своих занятиях,

Е.С.- … и расширим свой кругозор об овощных растениях нашей местности.

Ю.В. - Сегодня у нас в гостях….


  1. Актуализация знаний:

Декламируются стихи поэта Владимира Сергеева.

Ажурный узор филиграни,
Мороз на стекле изваял...
Пейзаж на туманном экране,
Покоя душе не давал...

Откуда такое искусство,
Известно ночным мастерам.
Каким инструментом искусно,
Шедевры поведали нам...

Какое-то таинство магий,
Неведомо людям простым...
Не акварель на бумаге,
Узором покрыл расписным...

Любуясь нетканым покровом,
Морозным посланием Богов...
Энергией в теле здоровом,
С желанной делиться готов.

Ажурный узор филиграни,
Мой взор волшебством приковал.
Мерцанием звездочек манит,
Ледовый божественный бал...

Ю.В. - Не правда ли, очень красивое стихотворение Владимира Сергеева и оно очень подходит к сегодняшнему дню:

во-первых, оно подчеркивает ту красоту, и то настроение, которое нам создает зимняя природа, а

во-вторых, оно повествует нам об изумительном виде творчества, которое носит название - филигрань, но у нее есть и второе название - скань.

Ю.В. - И так, что же называется филигранью? Я предлагаю вам внимательно просмотреть видео презентацию, чтобы ответить на этот вопрос .

Демонстрация видео презентации «Филигрань».

Ю.В. - Презентация просмотрена… Ваше определение филиграни….

Филигрань - латинское filum - «нить» и granum - «зерно».

Т.е. это особый, древний вид художественной обработки металла: когда золотая, серебряная, либо медная проволока нарезается на отдельные нити, скручивается в определенные элементы, которые затем между собой соединяются в ажурный металлический орнамент. Проволока состоит из 2-х частей перекрученных между собой (демонстрирую рисунок). Скручивать на древне-русском означает - «скать», отсюда и второе название этого ремесла - скань.

Ю.В. - А теперь я вам предлагаю ознакомиться с основными элементами филиграни.

Раздаю листочки с изображением основных приемов скручивания нитей. Демонстрирую слайд 1.

Ю.В. - Прокомментируйте, пожалуйста, названия элементов…

Демонстрация слайда 2: джутовой филиграни и скани (рисунки есть так же у детей на столах).

рыбка 1

общие

Ю.В. - А теперь, используя диаграмму Венна, найдет общие и отличительные признаки этих двух изображений.



рыбка 2



Ю.В. - Итак, какой мы можем сделать вывод из этой диаграммы?

Вывод: теперь нам стало ясно ребята, что используя основные элементы скани, мы можем создавать похожие работы, используя нити (шпагат).

Ю.В. - У меня возникает к вам такой вопрос: из каких, известных вам нитей, мы можем сделать такую филигрань?

Ю.В. - Вот так медленно, но верно - мы подошли к теме нашего занятия на сегодня. Есть варианты его названия?

Тема на доске: «Джутовая филигрань». Тема вывешивается на доске.

Ю.В. - У вас наверняка возник вопрос: откуда появился джут и куда пропал шпагат?


  1. Изучение нового материала:

Ю.В. - Существует очень много так называемых волокнистых технических культур, из которых получают шпагат. Одной из таких - является джут. Помимо него, существуют еще: конопля, лен, кенаф и пр.

Демонстрирую слайд 3, со стеблевыми, техническими волокнистыми культурами.

- Но как мы с вами и условились, сегодня мы говорим о джуте, с которым чаще всего приходится работать. И сейчас, я, слово передаю Екатерине Сергеевне, которая вам поведает историю получения джута и почему мы используем именно его.

Демонстрация фильма «Заготовка джута», рассказ учителя.

Е.С.: Джут - это однолетнее растение из семейства липовых. Так как произрастает это растение преимущественно в теплом и влажном тропическом климате на плодородных почвах, то главными поставщиками джута являются восточные страны - Бангладеш, Индия, Египет, Китай, Алжир. Всего насчитывается около 40 видов.

Люди с давних времен использовали джутовое волокно для изготовления веревок, грубой одежды, листья и молодые побеги джута употребляют в пищу в качестве овоща похожего на шпинат, а его плодами лечат заболевания сердца и кровеносных сосудов.

Однако появление джута как коммерческого товара относится к концу 18-го столетия. В связи с тем, что появились новые технологии и из джутового волокна начали прясть пряжу и джутовую ткань. Из-за особенностей строения джутовое волокно - достаточно прочное, но грубое и жесткое, поэтому из него нельзя получить пряжу для изготовления тонких тканей.

Стебель джута достигает в высоту 1,5-5 метров. Волокно джута находится в коре стебля. ОНО весьма грубое, сухое, ломкое, но прочное на разрыв, в связи с этим волокно джута отличается хорошими прядильными качествами. Продолжительность вегетационного периода -100 дней. Средний урожай джута - 12-15 центнеров с 1 гектара. Природная окраска джута - желтый, красноватый и бурый цвета. Со временем джут темнеет, теряет блеск и уменьшается в прочности, особенно под воздействием влаги.

Преимущества джута - дешевизна, чистота волокна, легкость, высокая гигроскопичность.

Джут требует постоянного и внимательного ухода на всем протяжении вегетации. Джут до сих пор убирают вручную, так как ещё не созданы специальные комбайны для уборки грубостебельных культур.

Чтобы получить джутовое волокно стебли взрослого кустарникового растения срезают с помощью серпов, вяжут в снопы и вымачивают в речке.

Затем отделяют волокна и в течение нескольких дней сушат их на открытом воздухе в естественных условиях. После этого джутовое волокно отправляют на фабрику для дальнейшей обработки.

Джут очень широко используется для производства шпагата, канатов различной длины и ширины, пищевых мешков.

Обратите внимание на то, что шпагат широко используется в овощеводстве для подвязывания вьющихся культур, таких как: огурцы, кабачки и тыквы.

Ю.В. - Сегодня мы бы хотели вам представить небольшую выставку работ по джутовой филиграни, сделанных руками преподавателей нашего кабинета.

Ю.В. - А вот работы мастеров - профессионалов. Демонстрация видео презентации «Джутовая филигрань».

Ю.В. - Скажите, посмотрев эти работы, не появилось ли у вас желание попробовать сделать что-то похожее?

Е.С. -Ребята, тема нашей практической работы сокрыта в следующем ребусе.

Е.С. - А что вы знаете про тыкву?

Е.С. - Я предлагаю вам посмотреть презентацию про тыкву и возможно узнать для себя о ней что-то новое.

Тыква - полезный продукт, она удивительно богата ценными веществами. Содержит белки, жиры, углеводы, минеральные компоненты: калий, кальций, магний, витамины. Эта гигантская ягода - чемпион по содержанию фолиевой кислоты - хорошего стимулятора роста. Этот продукт отлично подходит для питания детей, начиная с шести месячного возраста, и, конечно, взрослых.

Родиной тыквы считается Америка, после открытия которой тыква попала в Европу и отлично прижилась там. Существует много сортов тыквы. Кроме оранжевой, тыква бывает синяя, зеленая и белая.

Тыква очень полезная, поэтому из нее готовят разные блюда: кашу, супы, запеканки, салаты и даже десерты.

Тыкву используют для детского, лечебного и профилактического питания.

Животным тоже нравятся и плоды тыквы, и вся ее наземная часть, поэтому тыква используется в сельском хозяйстве как кормовое растение.

Многие народы, например, в Средней Азии, Африке, из тыквы делают посуду: тарелки, миски, бутылки, ведра.

В емкостях из тыквы хранят зерно, крупу, муку, масло, воду. Посуда из тыквы незаменима - она легкая, не окисляется, не ржавеет, не имеет запаха.

В Африке в сосудах из тыквы носят воду. В Молдавии в них солят огурцы.

Древние римляне умели делать из тыквы бочки для вина и тару даже необычной формы. Для этого они выращивали тыкву-горлянку в специальных деревянных ящиках, которые снимали с тыквы только после ее созревания.

В древности многие народы из тыквы делали первые музыкальные инструменты (трещотки, маракасы). Для этого в высушенную тыкву насыпали семена или мелкие камешки.

В Индии тыквы используют для ловли обезьян. Делают это так. В большой тыкве делают отверстие. Насыпают немного риса или других семян. Любопытные обезьянки бегут к тыквам и лезут лапкой в отверстие, чтобы узнать, что там. Нащупывают зерна и набирают их полную горсть. Но сжатый кулачок уже не проходит в отверстие, и приходиться обезьянке передвигаться на трех лапках, да еще таща за собой большую тыкву. От жадности обезьянка не может выпустить зерна, даже когда замечает охотников. И продолжает держать кулачок в тыкве. Так охотники без труда ее ловят.

Тыкву в древности любили
И из тыквы мастерили
И сосуды для пшеницы,
И кувшины для водицы,
Табакерки и шкатулки,
Барабан веселый гулкий,
И причудливый фонарик,
И цветной узорный шарик,
Домик, где живет скворец.
Ай да тыква! Молодец!

Е.С. -Итак, для нашей работы мы выбрали подставку под горячее в форме тыквы.

Демонстрация показа.

Ю.В. -А вспомните, какие работы вы выполняли в форме тыквы и из чего они были?

Демонстрация коллекции тыкв детей.

Е.С. - Обратите внимание на то, что сама природа своей «кистью» «нанесла» на тыкву разнообразные узоры. И сегодня во время выполнения практической работы вы, ребята, может сами придумать узоры и нанести их на тыкву, т.е. выступить в роли матушки - природы.

  1. Практическая работа:

Ю.В. - Ну а теперь мастер класс по изготовлению подставки под горячее в форме тыквы. Демонстрация «Мастер-класса по джутовой филиграни».

Ю.В. - Объясняю, какой материал у них есть на столе и как мы будем выполнять работу (согласно мастер-класса, у каждого на столе: джут, клей «Мастер», палочка для нанесения клея, ножницы, изображения тыквы на бумаге, вложенное в мультифору, раздаточный материал с изображением элементов филиграни).

Задание - дифференцированное и каждый может выбрать для себя определенный уровень сложности (изображение тыквы большего или меньшего размера). Внутреннюю часть тыквы они могут украсить вместо элемента «змейки» (см. раздаточный материал) - любым другим по своему желанию.

Работают под музыку в исполнении оркестра Поля Мориа. Объясняю, что все звуковое сопровождение сегодня именно в исполнении его оркестра.



  1. Подведение итогов занятия.

После окончания работы предлагаю сделать выставку работ.

Е.С. - Итак, давайте подведем итоги занятия. Скажите, с какими новыми терминами вы сегодня познакомились? Какие необычные факты вам запомнились?

Е.С. - Перед тем, как вы покинете кабинет, я предлагаю вам оценить наше занятие и оставить в вазе смайлики-тыковки.





Литература:



  1. Ручное изготовление ювелирных украшений - helprf.com/Uvlikbez/NovPavl/184.htm

  2. liveinternet.ru/tags/%E4%E6%F3%F2%EE%E2%E0%FF+%F4%E8%EB%E8%E3%F0%E0%ED%FC/

  3. КЕНАФ - HIBISCUS CANNABINUS - ecosystema.ru/07referats/cultrast/056.htm

  4. ЛЕН - LINUM USITATISSIMUM - ecosystema.ru/07referats/cultrast/058.htm

  5. ДЖУТ - CORCHORUS - ecosystema.ru/07referats/cultrast/055.htm

  6. Джут - novirspb.ru/djut/

  7. КОНОПЛЯ - CANNABIS SATIVA - ecosystema.ru/07referats/cultrast/059.htm

  8. Натуральные волокна - tirol-marg.blogspot.com/2010/01/blog-post_11.html

  9. Диаграмма Венна - ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0

  10. Филигрань - slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/filigran.

  11. Филигрань - copypast.ru/2011/11/29/filigran.html

  12. Ажурный узор филиграни… - stihi.ru/2014/10/22/1998

© 2010-2022