Методическая разработка по теме ручные стежки

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №4

ОДОБРЕНО:

на заседании метод. комиссии

протокол №

Председатель метод. комиссии

______________Журба Э.Ю.


УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по УПР

__Кесаева З.С.

«____»___________2015 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ.



ТЕМА: «УПРАЖНЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И

СТРОЧЕК».

ЗАНЯТИЕ: «КЛАССИФИКАЦИЯ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И СТРОЧЕК.

ВЫПОЛНЕНИЕ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И СТРОЧЕК ВРЕМЕННОГО

И ПОСТОЯННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ РУЧНЫХ

РАБОТ».


Автор: мастер производственного

обучения Шадрина С.Н.

г. Владикавказ, 2015 г.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. ЛИТЕРАТУРА:

Труханов А.Г. «Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды».

Труханов А.Г. «Технология женской и детской легкой одежды».

Практикум по производственному обучению профессии «Портной».

Дашкевич Л.М. «Швея, портной легкой женской одежды». Учебное пособие.


  1. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

Схемы, чертежи, образцы обработки по последовательности, образцы готовых изделий, оформленная доска.


  1. ОБОРУДОВАНИЕ:

Рабочие столы, швейные машины 97-А и 1022-М кл., спецмашины 51 и 25 кл., утюги М-2 и М-5.


  1. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:

Ножницы № 10-12, игольница с портновскими булавками, иглы машинные № 100-110, иглы ручные № 3, 5, 7, наперсток, сантиметровая лента, резец, портновский мел, шкатулка.


  1. МАТЕРИАЛЫ:

Различные виды тканей для верха, прокладочные и подкладочные материалы, нитки: х/б № 40-50, шелковые № 20, армированные № 35.





П Л А Н


проведения занятия по производственному обучению




Наименование темы: «Упражнения по выполнению ручных стежков и строчек».


  1. Наименование занятия: «Классификация ручных стежков и строчек.

Выполнение ручных стежков и строчек временного

и постоянного назначения. Терминология ручных

работ».

  1. Учебно-воспитательные цели:

    1. Научить учащихся правильно выполнять ручные стежки и строчки,

соблюдая технологическую последовательность.

  1. Формировать и развивать творческое отношение к труду, прививать любовь к

профессии.

  1. Воспитывать у учащихся бережное отношение к оборудованию,

инструментам, материалам приспособлениям.

  1. Прививать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль качества выполняемых работ.

  2. Научить учащихся экономично расходовать все виды ресурсов, соблюдать технику безопасности и требования противопожарной безопасности.


  1. Время на задание: 6 часов.


  1. Место проведения занятия: Учебно-производственная мастерская.


  1. Метод поведения занятия: Практическое занятие методом рассказа и показа,

демонстрации наглядных пособий и образцов, схем,

плакатов.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Наименование вопросов и их краткое содержание

Методические указания

1

2

3


I Организационная часть

1.1

Приветствие учащихся

1.2

Отчет общественного мастера о наличие учащихся, их готовности к уроку, комплектности инструментов и приспособлений.

Отметить отсутствующих в журнале. Выявленные недостатки по возможности устранить.

1.3

Отчет общественного механика о наличие и состоянии оборудования


II Вводный инструктаж

2.1

Сообщить тему занятия: «Классификация ручных стежков и строчек. Выполнение ручных стежков и строчек временного и постоянного назначения. Терминология ручных работ».

2.2

Опрос учащихся по материалу предыдущего занятия: «Безопасность труда, эл. безопасность и п/п безопасность в учебных мастерских лицея» и закрепление знаний уч-ся из спецпредметов.

Раздать карточки-задания, задать несколько вопросов по прошлым темам индивидуально, провести фронтальный опрос по терминологии и технике безопасности.


1. Как правильно организовать рабочее место?

Под рабочим местом понимается участок производственной площади, пред­назначенный для определенной работы и оснащенный в соответствии с харак­тером этой работы. Правильная организация рабочего места способствует по­вышению производительности труда и высокому качеству работы.

Размеры рабочих мест различны: они зависят от вида изделия и выполняе­мой операции. Ручные работы могут выполняться стоя и сидя. Для повышения производительности труда и качества выпускаемой про­дукции необходимо обеспечить правильную посадку рабочего за столом. Расстояние от глаз работающего до изделия должно быть равно 25 - 30 см, а ноги следует держать на подставке или перекладине. Необходимые для ручных работ инструменты должны находиться справа от работающего.


2. Какие инструменты необходимы для работы портному?

Инструменты:

1. Ручные иглы №№ 5,7

2. Наперсток предназначен для предохранения пальца от укола при прокалывании иглой ткани.

3. Ножницы

4. Сантиметровую ленту применяют для снятия размерных признаков с фигуры человека и измерения деталей изделия

Приспособления

1. Манекен используют для проверки правильности изго­товления изделий в процессе обработки и в готовом виде

2. Лекала

3. Кольцо с ножом с применяют для обрезки ниток после окончания работы.

4. Колышек применяют для выправления углов борта, во­ротника, петель, различных фигурных швов и т. п.

5. Булавки используют для скалывания деталей.

6. Линейки, угольники

7. Резцы применяют для перенесения контура деталей на ткань.

8. Мел используют для нанесения линий и знаков при примерке и раскрое.


  1. 3. Какие правила т/б, п/п и эл. безопасности необходимо соблюдать при выполнении ручных работ на рабочем месте?

Иголки должны находиться в игольнице, на пальце-наперсток по размеру, выполнять работу на рабочем столе, наличие спецодежды. Резиновый коврик, тапки на резиновой подошве, визуальный осмотр розетки, вилки, шнура и корпуса утюга.


Собрать карточки-задания. Объявить оценки за устные ответы.

Оценки выставить в журнал.

2.4

Объяснение новой темы: «Классификация ручных стежков и строчек. Выполнение ручных стежков и строчек временного и постоянного назначения. Терминология ручных работ».

Тему написать на доске.

2.5

Разъяснение цели: на данном занятии познакомиться с классификацией ручных стежков и строчек; терминологией ручных работ. К концу занятия каждый должен выполнить ручных стежки и строчки временного и постоянного назначения.

Довести до сведения учащихся, что они будут выполнять на занятии, чему научатся.

2.6

Объяснение и показ приёмов и способов выполнения изучаемой

операции: Стежок - элемент структуры, получен­ный при переплете­нии ниток между дву­мя проколами ткани иглой. Длину стежка Lст определяют длиной участка нити а, видимого с лицевой стороны, и интервала б, не видимого с лицевой стороны Частоту стежков пст определя­ют количеством стежков в 1 или 5 см строчки.

Строчка - последо­вательный ряд стеж­ков. Характеризуется количе­ством ниток (верхних и нижних), образующих ее, длиной и шириной стежка в миллиметрах.

Шов-соединение двух или несколь­ких слоев материала строчками. Ширина шва-расстояние от среза детали до строчки. Стежки, образуемые под углом к линии строчки, измеряют по ши­рине.В зависимости от толщины ткани и модели обтачки могут иметь различную ширину, они могут быть различной ширины и относительно друг друга, если это предусмотрено моделью. Длина кармана зависит от размера и от модели.

Ручные стежки по своему строению (и назначению) подразделяются: на 1-прямые (сметочные и копировальные);2-косые (наметочные, выметочные, обметочные, подшивочные, стегальные, штуковочные);3-петлеобразные (стачные, разметочные, потайные подшивочные, вспушные, копировальные);4-стежки для пришивания фурнитуры (закрепки, нитяные петли, для пришивания пуговиц, для пришивания крючков и петель);5-крестообразные;6-петельные.

1. Прямые

1.1.Сметочные-для временного соединения деталей между со­бой, сметывания и наметывания деталей, заметы­вания низа рука­вов и низа изде­лий, образова­ния сборок. Длина стежка Lст=1-5 см в зависимости от назначения и свойств ткани. При сметывании и наметывании деталей без по­садки Lст=1,5-2,5см. При сме­тывании и наме­тывании с посад­кой Lст=0,7-1,5см. При заметывании края детали Lст=1-3см. При выме­тывании обработанных краев деталей Lст=0,5-1,0см.

1.2. Копиро­вальные-для перевода ли­ний и контроль­ных знаков с од­ной детали на другую. Lст=0,5-1,5см. Высота петли равна 0,5-0,7см.

2. Косые

2.1. Косые наметочные (сметочные)- Для временного соединения дета­лей. При исполь­зовании этих стежков почти ис­ключается сдвиг слоев тканей от­носительно друг друга. Строчка ко­сых стежков бо­лее эластична, чем прямых.. Lст = 0,7 - 2 см.

2.2. Косые выметочные-для выметывания обтачанных краев деталей. Lст =0,5-1см.

2.3. Косые обметочные-для предохране­ния срезов ткани от осыпания. Расстояние от проколов иглы до срезов равно 0,3-0,5 см. Час­тота стежков - 3 - 4 в 1 см. Lст =0,2-0,3 см.

2.4. Косые подшивочные-для подшивания подогнутых сре­зов деталей из неосыпающихся тканей. Расстояние от проколов иглы до срезов равно 0,3-0,5см. Час­тота стежков-2-3 в 1 см. Lст=0,3-0,5 см.

3. Петлеоб­разные

3.1. Стачные-стежки постоян­ного назначения для соединения деталей швом по­вышенной растя­жимости и проч­ности. Строчка стачных стежков имитирует ма­шинную. Lст =0,2 -0,4 см.

3.2. Потайные подшивочные-стежки постоянного назначения для подшивания подогну­тых внутрь краев деталей из осы­пающихся тка­ней. (Например, подшивание под­кладки по низу изделия, горло­вине, бортам, срезов окатов подкладки рука­вов по проймам изделия и т.п.). пст = 3 - 4 в 1 см.

3.3. Вспушные-стежки постоянного назначения для закрепления обтачанного, вывернутого и выметанного края детали. Особенность этих стежков - они почти не заметны ни с верхней, ни с нижней сторон ткани. Нижнюю ткань прокалы­вают на 1/3 ее толщины. Види­мая часть стежка (со стороны верх­ней ткани) рав­на 0,01- 0,05 см. Стежки выполняют тонкими нитками в цвет ткани. LCT= 0,3 - 0,7 см (зависит от толщины ткани).

3.4.Копиро­вальные-для перевода ме­ловых линий (по сравнению с пря­мыми копиро­вальными стеж­ками более ус­тойчивы). Lст= 0,5- 1,5 см (зависит от тол­щины ткани).

5. Крестооб­разные-применяют для подшивания подо­гнутых срезов де­талей из осыпаю­щихся тканей. Эти стежки в отличие от других выпол­няют слева напра­во, образуя строч­ку, которая за­крепляет срез дета­ли и предохраняет его от осыпания. Используют для подшивания низа брюк, юбок, про­кладки внизу ру­кава, срезов дета­лей из осыпаю­щихся тканей. Lст= 0,5-0,7 см; частота 1 - 2 стежка в 1 см.

6. Петельные-для выполнения обметанных пе­тель, обметыва­ния срезов дета­лей из легкоосыпающихся тканей. При образовании петельного стеж­ка иглу вводят в ткань снизу вверх на расстоянии 0,2- 0,4 см от среза, конец иглы обвивают ниткой и стежок затяги­вают. Частота стежков в 1 см равна 5-6 при обметывании срезов и 12-15 при обметывании петель.

7. Стежки для пришивания фурнитуры

7.1. Нитяные петли-это разновидность прямых закрепок. Используют в за­стежках на крюч­ки и петли. Вы­полняют так же, как прямые зак­репки, но при обвивании продоль­ных стежков ос­новную ткань не захватывают. 2 - 4 продольных стежка; 10- 15 обвивочных (на 1 см).

7.2 Приши­вание пуго­виц-пуговицы на стойке приши­вают к изделию нитками в цвет ткани. Количество стеж­ков для пуговиц на стойке равно 4 - 5 основных и 2 - 3 закрепочных.

Пуговицы с отверстиями пришивают нит­ками в цвет пуго­вицы на нитяной стойке, высота которой равна толщине борта. Количество стеж­ков для пришива­ния пуговиц с че­тырьмя отверсти­ями равно 3 - 4 в каждую пару отверстий; нитя­ную стойку пуго­вицы обвивают тремя-четырьмя витками и закреп­ляют 2 - 3 стеж­ками.

7.3. Приши­вание крюч­ков и петель. Пришивают крюч­ки и петли нитка­ми №№ 10-30 в цвет основной ткани в трех мес­тах: в оба отвер­стия и поперек ос­нования крючка или петли. В трех местах де­лают 3 - 4 стежка прикрепляющих и 3 - 4 стежка закрепляющих.

Терминология ручных работ:

  1. Сметывание-соединение двух дета­лей примерно равных по величине, сложен­ных лицевыми сторона­ми внутрь, стежками временного назначения. (Сметывание боковых и плечевых сре­зов, передних и локтевых срезов рука­вов, боковых и шаговых срезов).

  2. Наметывание-соединение двух дета­лей, наложенных друг на друга строчками вре­менного назначения. (Наметывание подборта на борт, полоч­ки на бортовую прокладку, накладного кармана на полочку, верхнего воротни­ка на нижний, утепляющей прокладки на изделие).

  3. Выметывание-закрепление обтачан­ного и вывернутого края детали стежками временного назначения с образованием канта, рамки, враскол. (Выметывание краев воротника, борта, клапана, хлястика, пояса, манжет, по­гон, пат и т. д.)


  1. Заметывание-закрепление подогну­того края детали стеж­ками временного на­значения. (Заметывание складок, припусков на швы, низа изделия и рукавов).

5. Приметывание-соединение мелкой де­тали с крупной или не основной с основной стежками временного назначения. (Приметывание манжет к рукаву, коке­ток к основным деталям, пояса к брю­кам, деталей прорезных карманов к ос­новной детали.)


  1. Вметывание-соединение двух дета­лей по овальному кон­туру стежками времен­ного назначения. (Вметывание воротника в горловину, ру­кава в пройму.)



  1. Разметывание-закрепление двух дета­лей друг с другом раз­меточными стежками постоянного назначе­ния; закрепление раз­ложенных на две сторо­ны припусков швов или складок строчками вре­менного назначения. (Разметывание верхней плечевой на­кладки с проймой, бортовой проклад­ки с проймой.)


  1. Обметывание-ниточное закрепление среза детали стежками постоянного назначе­ния. (Обметывание срезов, петель.)


  1. Подшивание-прикрепление подо­гнутого края детали стежками постоянного назначения, не замет­ными с лицевой сторо­ны. (Подшивание низа изделия и рукавов, подкладки по бортам, по низу рукава, по горловине.)

  2. Пришивание-соединение фурнитуры и деталей отделки с ос­новной деталью стежка­ми постоянного назна­чения. (Пришивание пуговиц, кнопок, крючков и петель, погон, пат, тесьмы, хлясти­ков и т. д.)

  3. Вспушивание-закрепление обтачанно­го и выметанного края детали вспушными стеж­ками постоянного назна­чения; при этом строчка проходит между матери­алами и незаметна с ли­цевой стороны. (Вспушивание воротника, лацканов, бортов, клапанов и т.д.)

Высекание среза-оформление среза де­тали фигурным выре­зом (зубцами). (Высекание при обработке среза детали из неосыпаемых материалов.)

Указать на возможные ти­пичные ошибки, дефекты, способы их предупрежде­ния и уст­ранения.

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки




Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежкиМетодическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки

Методическая разработка по теме ручные стежки


III Текущий инструктаж

3.1

Упражнения учащихся в выполнении ручных стежков и строчек временного и постоянного назначения.

Добиться, чтобы учащиеся выполняли операции наиболее рациональными способами с наименьшим количеством ошибок и недостатков.

3.2

Практический показ операции

3.3

Наблюдение за правильностью выполнения технологических приемов.

В процессе обхода рабочих мест следить за работой всех учащихся, давать по ходу наблюдения необходимые указания, исправлять и предупреждать ошибки, обращать внимание на недостатки в работе. Не давать учащимся готовых указаний относительно того, как исправить ошибки, а добиваться того, чтобы они сами нашли способы их устранения. Обеспечивать правильный режим труда.

3.4

Наблюдение за организацией труда и рабочего места.

3.5

Наблюдение за соблюдением правил безопасности труда.

3.6

Пресечение небрежного отношения к инструментам и оборудованию.

3.7

Дать опережающее задание сильным учащимся.

3.8

Контроль за качеством выполняемой работы. Разъяснение, советы.

3.9

Повторный показ приемов и способов выполнения работ индивидуально на рабочих местах учащихся.

Индивидуальная работа со слабыми учащимися:


IV Заключительный инструктаж

4.1

Подвести итоги рабочего дня.

Ответить на вопросы учащихся

4.2

Закрепить пройденный материал занятия, отметить степень достижения цели.

4.3

Провести краткий разбор занятия:

а) отметить дисциплину учащихся

б) указать на недостатки в работе и типовые ошибки

в)выделить наиболее активных учащихся

г) оценить работу учащихся на занятии

Указать способы устранения ошибок

Выставить оценки в журнал

4.4

Дать задание на самоподготовку

Задание написать на доске

4.5

Убрать рабочие места

Сделать запись в журнале о наличие и исправности оборудования

4.6

Назначить дежурных

По списку

4.7

Убрать учебно-производственную мастерскую

Закрыть цех


© 2010-2022