- Преподавателю
- Технология
- Методическая разработка по теме ручные стежки
Методическая разработка по теме ручные стежки
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шадрина С.Н. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №4
ОДОБРЕНО:
на заседании метод. комиссии
протокол №
Председатель метод. комиссии
______________Журба Э.Ю.
УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по УПР
__Кесаева З.С.
«____»___________2015 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ.
ТЕМА: «УПРАЖНЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И
СТРОЧЕК».
ЗАНЯТИЕ: «КЛАССИФИКАЦИЯ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И СТРОЧЕК.
ВЫПОЛНЕНИЕ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И СТРОЧЕК ВРЕМЕННОГО
И ПОСТОЯННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ РУЧНЫХ
РАБОТ».
Автор: мастер производственного
обучения Шадрина С.Н.
г. Владикавказ, 2015 г.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
ЛИТЕРАТУРА:
Труханов А.Г. «Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды».
Труханов А.Г. «Технология женской и детской легкой одежды».
Практикум по производственному обучению профессии «Портной».
Дашкевич Л.М. «Швея, портной легкой женской одежды». Учебное пособие.
-
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
Схемы, чертежи, образцы обработки по последовательности, образцы готовых изделий, оформленная доска.
-
ОБОРУДОВАНИЕ:
Рабочие столы, швейные машины 97-А и 1022-М кл., спецмашины 51 и 25 кл., утюги М-2 и М-5.
-
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:
Ножницы № 10-12, игольница с портновскими булавками, иглы машинные № 100-110, иглы ручные № 3, 5, 7, наперсток, сантиметровая лента, резец, портновский мел, шкатулка.
-
МАТЕРИАЛЫ:
Различные виды тканей для верха, прокладочные и подкладочные материалы, нитки: х/б № 40-50, шелковые № 20, армированные № 35.
П Л А Н
проведения занятия по производственному обучению
Наименование темы: «Упражнения по выполнению ручных стежков и строчек».
-
Наименование занятия: «Классификация ручных стежков и строчек.
Выполнение ручных стежков и строчек временного
и постоянного назначения. Терминология ручных
работ».
-
Учебно-воспитательные цели:
-
Научить учащихся правильно выполнять ручные стежки и строчки,
-
соблюдая технологическую последовательность.
-
Формировать и развивать творческое отношение к труду, прививать любовь к
профессии.
-
Воспитывать у учащихся бережное отношение к оборудованию,
инструментам, материалам приспособлениям.
-
Прививать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль качества выполняемых работ.
-
Научить учащихся экономично расходовать все виды ресурсов, соблюдать технику безопасности и требования противопожарной безопасности.
-
Время на задание: 6 часов.
-
Место проведения занятия: Учебно-производственная мастерская.
-
Метод поведения занятия: Практическое занятие методом рассказа и показа,
демонстрации наглядных пособий и образцов, схем,
плакатов.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Наименование вопросов и их краткое содержание
Методические указания
1
2
3
I Организационная часть
1.1
Приветствие учащихся
1.2
Отчет общественного мастера о наличие учащихся, их готовности к уроку, комплектности инструментов и приспособлений.
Отметить отсутствующих в журнале. Выявленные недостатки по возможности устранить.
1.3
Отчет общественного механика о наличие и состоянии оборудования
II Вводный инструктаж
2.1
Сообщить тему занятия: «Классификация ручных стежков и строчек. Выполнение ручных стежков и строчек временного и постоянного назначения. Терминология ручных работ».
2.2
Опрос учащихся по материалу предыдущего занятия: «Безопасность труда, эл. безопасность и п/п безопасность в учебных мастерских лицея» и закрепление знаний уч-ся из спецпредметов.
Раздать карточки-задания, задать несколько вопросов по прошлым темам индивидуально, провести фронтальный опрос по терминологии и технике безопасности.
1. Как правильно организовать рабочее место?
Под рабочим местом понимается участок производственной площади, предназначенный для определенной работы и оснащенный в соответствии с характером этой работы. Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности труда и высокому качеству работы.
Размеры рабочих мест различны: они зависят от вида изделия и выполняемой операции. Ручные работы могут выполняться стоя и сидя. Для повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции необходимо обеспечить правильную посадку рабочего за столом. Расстояние от глаз работающего до изделия должно быть равно 25 - 30 см, а ноги следует держать на подставке или перекладине. Необходимые для ручных работ инструменты должны находиться справа от работающего.
2. Какие инструменты необходимы для работы портному?
Инструменты:
1. Ручные иглы №№ 5,7
2. Наперсток предназначен для предохранения пальца от укола при прокалывании иглой ткани.
3. Ножницы
4. Сантиметровую ленту применяют для снятия размерных признаков с фигуры человека и измерения деталей изделия
Приспособления
1. Манекен используют для проверки правильности изготовления изделий в процессе обработки и в готовом виде
2. Лекала
3. Кольцо с ножом с применяют для обрезки ниток после окончания работы.
4. Колышек применяют для выправления углов борта, воротника, петель, различных фигурных швов и т. п.
5. Булавки используют для скалывания деталей.
6. Линейки, угольники
7. Резцы применяют для перенесения контура деталей на ткань.
8. Мел используют для нанесения линий и знаков при примерке и раскрое.
-
3. Какие правила т/б, п/п и эл. безопасности необходимо соблюдать при выполнении ручных работ на рабочем месте?
Иголки должны находиться в игольнице, на пальце-наперсток по размеру, выполнять работу на рабочем столе, наличие спецодежды. Резиновый коврик, тапки на резиновой подошве, визуальный осмотр розетки, вилки, шнура и корпуса утюга.
Собрать карточки-задания. Объявить оценки за устные ответы.
Оценки выставить в журнал.
2.4
Объяснение новой темы: «Классификация ручных стежков и строчек. Выполнение ручных стежков и строчек временного и постоянного назначения. Терминология ручных работ».
Тему написать на доске.
2.5
Разъяснение цели: на данном занятии познакомиться с классификацией ручных стежков и строчек; терминологией ручных работ. К концу занятия каждый должен выполнить ручных стежки и строчки временного и постоянного назначения.
Довести до сведения учащихся, что они будут выполнять на занятии, чему научатся.
2.6
Объяснение и показ приёмов и способов выполнения изучаемой
операции: Стежок - элемент структуры, полученный при переплетении ниток между двумя проколами ткани иглой. Длину стежка Lст определяют длиной участка нити а, видимого с лицевой стороны, и интервала б, не видимого с лицевой стороны Частоту стежков пст определяют количеством стежков в 1 или 5 см строчки.
Строчка - последовательный ряд стежков. Характеризуется количеством ниток (верхних и нижних), образующих ее, длиной и шириной стежка в миллиметрах.
Шов-соединение двух или нескольких слоев материала строчками. Ширина шва-расстояние от среза детали до строчки. Стежки, образуемые под углом к линии строчки, измеряют по ширине.В зависимости от толщины ткани и модели обтачки могут иметь различную ширину, они могут быть различной ширины и относительно друг друга, если это предусмотрено моделью. Длина кармана зависит от размера и от модели.
Ручные стежки по своему строению (и назначению) подразделяются: на 1-прямые (сметочные и копировальные);2-косые (наметочные, выметочные, обметочные, подшивочные, стегальные, штуковочные);3-петлеобразные (стачные, разметочные, потайные подшивочные, вспушные, копировальные);4-стежки для пришивания фурнитуры (закрепки, нитяные петли, для пришивания пуговиц, для пришивания крючков и петель);5-крестообразные;6-петельные.
1. Прямые
1.1.Сметочные-для временного соединения деталей между собой, сметывания и наметывания деталей, заметывания низа рукавов и низа изделий, образования сборок. Длина стежка Lст=1-5 см в зависимости от назначения и свойств ткани. При сметывании и наметывании деталей без посадки Lст=1,5-2,5см. При сметывании и наметывании с посадкой Lст=0,7-1,5см. При заметывании края детали Lст=1-3см. При выметывании обработанных краев деталей Lст=0,5-1,0см.
1.2. Копировальные-для перевода линий и контрольных знаков с одной детали на другую. Lст=0,5-1,5см. Высота петли равна 0,5-0,7см.
2. Косые
2.1. Косые наметочные (сметочные)- Для временного соединения деталей. При использовании этих стежков почти исключается сдвиг слоев тканей относительно друг друга. Строчка косых стежков более эластична, чем прямых.. Lст = 0,7 - 2 см.
2.2. Косые выметочные-для выметывания обтачанных краев деталей. Lст =0,5-1см.
2.3. Косые обметочные-для предохранения срезов ткани от осыпания. Расстояние от проколов иглы до срезов равно 0,3-0,5 см. Частота стежков - 3 - 4 в 1 см. Lст =0,2-0,3 см.
2.4. Косые подшивочные-для подшивания подогнутых срезов деталей из неосыпающихся тканей. Расстояние от проколов иглы до срезов равно 0,3-0,5см. Частота стежков-2-3 в 1 см. Lст=0,3-0,5 см.
3. Петлеобразные
3.1. Стачные-стежки постоянного назначения для соединения деталей швом повышенной растяжимости и прочности. Строчка стачных стежков имитирует машинную. Lст =0,2 -0,4 см.
3.2. Потайные подшивочные-стежки постоянного назначения для подшивания подогнутых внутрь краев деталей из осыпающихся тканей. (Например, подшивание подкладки по низу изделия, горловине, бортам, срезов окатов подкладки рукавов по проймам изделия и т.п.). пст = 3 - 4 в 1 см.
3.3. Вспушные-стежки постоянного назначения для закрепления обтачанного, вывернутого и выметанного края детали. Особенность этих стежков - они почти не заметны ни с верхней, ни с нижней сторон ткани. Нижнюю ткань прокалывают на 1/3 ее толщины. Видимая часть стежка (со стороны верхней ткани) равна 0,01- 0,05 см. Стежки выполняют тонкими нитками в цвет ткани. LCT= 0,3 - 0,7 см (зависит от толщины ткани).
3.4.Копировальные-для перевода меловых линий (по сравнению с прямыми копировальными стежками более устойчивы). Lст= 0,5- 1,5 см (зависит от толщины ткани).
5. Крестообразные-применяют для подшивания подогнутых срезов деталей из осыпающихся тканей. Эти стежки в отличие от других выполняют слева направо, образуя строчку, которая закрепляет срез детали и предохраняет его от осыпания. Используют для подшивания низа брюк, юбок, прокладки внизу рукава, срезов деталей из осыпающихся тканей. Lст= 0,5-0,7 см; частота 1 - 2 стежка в 1 см.
6. Петельные-для выполнения обметанных петель, обметывания срезов деталей из легкоосыпающихся тканей. При образовании петельного стежка иглу вводят в ткань снизу вверх на расстоянии 0,2- 0,4 см от среза, конец иглы обвивают ниткой и стежок затягивают. Частота стежков в 1 см равна 5-6 при обметывании срезов и 12-15 при обметывании петель.
7. Стежки для пришивания фурнитуры
7.1. Нитяные петли-это разновидность прямых закрепок. Используют в застежках на крючки и петли. Выполняют так же, как прямые закрепки, но при обвивании продольных стежков основную ткань не захватывают. 2 - 4 продольных стежка; 10- 15 обвивочных (на 1 см).
7.2 Пришивание пуговиц-пуговицы на стойке пришивают к изделию нитками в цвет ткани. Количество стежков для пуговиц на стойке равно 4 - 5 основных и 2 - 3 закрепочных.
Пуговицы с отверстиями пришивают нитками в цвет пуговицы на нитяной стойке, высота которой равна толщине борта. Количество стежков для пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями равно 3 - 4 в каждую пару отверстий; нитяную стойку пуговицы обвивают тремя-четырьмя витками и закрепляют 2 - 3 стежками.
7.3. Пришивание крючков и петель. Пришивают крючки и петли нитками №№ 10-30 в цвет основной ткани в трех местах: в оба отверстия и поперек основания крючка или петли. В трех местах делают 3 - 4 стежка прикрепляющих и 3 - 4 стежка закрепляющих.
Терминология ручных работ:
-
Сметывание-соединение двух деталей примерно равных по величине, сложенных лицевыми сторонами внутрь, стежками временного назначения. (Сметывание боковых и плечевых срезов, передних и локтевых срезов рукавов, боковых и шаговых срезов).
-
Наметывание-соединение двух деталей, наложенных друг на друга строчками временного назначения. (Наметывание подборта на борт, полочки на бортовую прокладку, накладного кармана на полочку, верхнего воротника на нижний, утепляющей прокладки на изделие).
-
Выметывание-закрепление обтачанного и вывернутого края детали стежками временного назначения с образованием канта, рамки, враскол. (Выметывание краев воротника, борта, клапана, хлястика, пояса, манжет, погон, пат и т. д.)
-
Заметывание-закрепление подогнутого края детали стежками временного назначения. (Заметывание складок, припусков на швы, низа изделия и рукавов).
5. Приметывание-соединение мелкой детали с крупной или не основной с основной стежками временного назначения. (Приметывание манжет к рукаву, кокеток к основным деталям, пояса к брюкам, деталей прорезных карманов к основной детали.)
-
Вметывание-соединение двух деталей по овальному контуру стежками временного назначения. (Вметывание воротника в горловину, рукава в пройму.)
-
Разметывание-закрепление двух деталей друг с другом разметочными стежками постоянного назначения; закрепление разложенных на две стороны припусков швов или складок строчками временного назначения. (Разметывание верхней плечевой накладки с проймой, бортовой прокладки с проймой.)
-
Обметывание-ниточное закрепление среза детали стежками постоянного назначения. (Обметывание срезов, петель.)
-
Подшивание-прикрепление подогнутого края детали стежками постоянного назначения, не заметными с лицевой стороны. (Подшивание низа изделия и рукавов, подкладки по бортам, по низу рукава, по горловине.)
-
Пришивание-соединение фурнитуры и деталей отделки с основной деталью стежками постоянного назначения. (Пришивание пуговиц, кнопок, крючков и петель, погон, пат, тесьмы, хлястиков и т. д.)
-
Вспушивание-закрепление обтачанного и выметанного края детали вспушными стежками постоянного назначения; при этом строчка проходит между материалами и незаметна с лицевой стороны. (Вспушивание воротника, лацканов, бортов, клапанов и т.д.)
Высекание среза-оформление среза детали фигурным вырезом (зубцами). (Высекание при обработке среза детали из неосыпаемых материалов.)
Указать на возможные типичные ошибки, дефекты, способы их предупреждения и устранения.
III Текущий инструктаж
3.1
Упражнения учащихся в выполнении ручных стежков и строчек временного и постоянного назначения.
Добиться, чтобы учащиеся выполняли операции наиболее рациональными способами с наименьшим количеством ошибок и недостатков.
3.2
Практический показ операции
3.3
Наблюдение за правильностью выполнения технологических приемов.
В процессе обхода рабочих мест следить за работой всех учащихся, давать по ходу наблюдения необходимые указания, исправлять и предупреждать ошибки, обращать внимание на недостатки в работе. Не давать учащимся готовых указаний относительно того, как исправить ошибки, а добиваться того, чтобы они сами нашли способы их устранения. Обеспечивать правильный режим труда.
3.4
Наблюдение за организацией труда и рабочего места.
3.5
Наблюдение за соблюдением правил безопасности труда.
3.6
Пресечение небрежного отношения к инструментам и оборудованию.
3.7
Дать опережающее задание сильным учащимся.
3.8
Контроль за качеством выполняемой работы. Разъяснение, советы.
3.9
Повторный показ приемов и способов выполнения работ индивидуально на рабочих местах учащихся.
Индивидуальная работа со слабыми учащимися:
IV Заключительный инструктаж
4.1
Подвести итоги рабочего дня.
Ответить на вопросы учащихся
4.2
Закрепить пройденный материал занятия, отметить степень достижения цели.
4.3
Провести краткий разбор занятия:
а) отметить дисциплину учащихся
б) указать на недостатки в работе и типовые ошибки
в)выделить наиболее активных учащихся
г) оценить работу учащихся на занятии
Указать способы устранения ошибок
Выставить оценки в журнал
4.4
Дать задание на самоподготовку
Задание написать на доске
4.5
Убрать рабочие места
Сделать запись в журнале о наличие и исправности оборудования
4.6
Назначить дежурных
По списку
4.7
Убрать учебно-производственную мастерскую
Закрыть цех