Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА В ТЕХНИКЕ БОРДЮРА. (5 класс)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Азизмамадова Виктория Григорьевна

Урок 2

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ТЕМА УРОКА: ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА В ТЕХНИКЕ БОРДЮРА.

5 класс

Цели:

-расширить представление учащихся об орнаменте: по­знакомить с понятием бордюра;

- познакомить учащихся с приемами построения геомет­рического орнамента; - развивать пространственные представления;

- воспитывать художественный вкус.

Оборудование: репродукции изделий, оформленных бор­дюром с геометрическим орнаментом; образцы геометрического орнамента; образец бордюра с геометрическим орнаментом; пред­метно-технологическая карта построения геометрического орна­мента.

Словарь: бордюр, меандр.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме:

1. Словарная пятиминутка:

- аппликация - это ….

- орнамент - это….

- найдите в представленных рисунках ритм.

итм - это…

-бордюр - это…

- меандр - это…

Значение каких слов вы смогли написать?

Правильно, потому что значение этих слов мы узнаем сегодня на уроке

- знакомство со значением слов: бордюр, меандр.

2. С какой темой мы познакомились на прошлом занятии?

Обобщение: мы знакомились с историей орнамента, учились приемам выполнения орнамента в полосе, для чего используется орнамент.

- Скажите, почему человек стремится украшать необходимые для жизни вещи.

Согласна с вами, ведь людям свойственно стремление украшать необходимые для жизни вещи. Хочу добавить, что наиболее активное воздействие на наши чувства ока­зывают те произведения, с которыми мы постоянно соприкасаемся быту, в труде, па отдыхе. Соединяя элементы оформления этих предметов, человек придает им привлекательность.

III Постановка цели занятия перед учащимися

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной разновидно­стью орнамента, предназначенного для украшения самых разных изделий (ковров, зданий, ткани и т. д.) и выполним аппликацию этого орнамента.

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации.

1. Сообщение теоретических сведений.

УУрок по ДПИ ,ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА В ТЕХНИКЕ БОРДЮРА. (5 класс)читель. Орнамент имеет несколько разновидностей. К наи­более древним орнаментам относится так называемый геометриче­ский орнамент, состоящий из повторяющихся простейших геомет­рических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, ок­ружностей и т. д. (рис. 1)

Урок по ДПИ ,ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА В ТЕХНИКЕ БОРДЮРА. (5 класс)Урок по ДПИ ,ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА В ТЕХНИКЕ БОРДЮРА. (5 класс)


Рис1.

Итак, геометрический орнамент в виде прямой ломаной под углом или непрерывной кривой линии, образующей спирали, называется ….( смотрят в тетради значение данного слова) меандром (рис.2 ).

Урок по ДПИ ,ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА В ТЕХНИКЕ БОРДЮРА. (5 класс)


Рис.2

Меандр - знаменитый греческий орнамент - получил свое на­звание по сходству с извилистой рекой в Малой Азии с тем же на­званием. В своей основе он содержит предельно стилизованную форму движения.

- Скажите, где мы встречаем меандр?

( Правильно, и древние греки этим орнаментом украшали вазы, посуду, им были расписаны полы и потолки, ткани).

- Где еще применяется этот греческий орнамент?

Народы геометрический орнамент часто применяют в ков­рах, резьбе по дереву (рис3.).

Урок по ДПИ ,ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА В ТЕХНИКЕ БОРДЮРА. (5 класс)Урок по ДПИ ,ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА В ТЕХНИКЕ БОРДЮРА. (5 класс)



Рис3

(Обобщение)

У ковров и в других изделиях орнаментальной лентой обрамляются края.

Вот эта полоска с самостоятельным узорным орнаментом назы­вается бордюром. Какие элементы используются для составления бордюра?

Обобщение: Бордюр может состоять из растительных, гео­метрических, символических элементов.

- Ребята, рассмотрите фотографию ковра (рис. 3) и определите, из каких фигур состоит бордюр. (Ответы учащихся.)

V. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности

1. Упражнения на развитие пространственных представлений.

Задание: геометрические фигуры на маг­нитной основе, составить узоры для бордюра.

- Определите, ребята, из каких геометрических фигур составлен меандр. Можно ли сделать аппликацию с таким орнаментом?

Какие цвета вы бы подобрали для фона и элементов узора? (Ответы учащихся.)

Какое изделие можно украсить таким орнаментом? (Ответы учащихся.)

Сколько видов цветной бумаги необходимо для выполнения данного бордюра? Как вы думаете, что можно украсить таким ярким бордюром? (От­веты учащихся.)

VI. Вводный инструктаж.

Рассмотрим последовательность построения геометрического орнамента меандра для бордюра.

Последовательность построения орнамента меандр:

1. Нарисуем эскиз орнамента:

а) вырежем полоску бумаги шириной 8 см из листа в клетку;

б) проведем на полосе две горизонтальные линии, отступая 1 см
от края;

в) полученную полосу разделим на части через каждые 6 см;

г) через отметки проведем вертикальные линии для получения
квадрата, в котором будет размещаться элемент узора;

д) начертим элемент узора и раскрасим его.

  1. Вырежем шаблон элемента узора.

  2. Подберем цветную бумагу для фона и орнамента.

Вырежем из цветной бумаги полосу шириной 8 см, проведем,

  1. отступая от края 1 см, две горизонтальные линии.

  2. Используя шаблон элемента узора, вырежем из цветной бу­маги заготовки.

6. Разложим элементы узора на полосе фона, проверим правильность вырезания и точность деталей.

  1. Наклеим элементы узора на полосу фона - бордюр готов.

VII. Практическая работа.

Задание: выполнить бордюр с геометрическим узором ме­андр

Целевые обходы учителя:

VIII. Контроль за результатом учебной деятельности.

  1. Контроль организации рабочего места.

  1. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.

  1. Индивидуальная работа (оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).

  2. Контроль объема и качества выполненной работы.

IX. Оценка знаний учащихся.

  1. Выставка работ учащихся.

  2. Подведение итогов работы учеников

X. .Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя. ( удачные работы, аккуратность, оригинальность). Создание орнаментов - очень творческий процесс. Творче­ские способности выделяются у человека не сразу, а развиваются от занятия к занятию. И мне очень радостно оттого, что при вы­полнении орнаментов вы не просто скопировали готовые узоры, а подошли к своей работе творчески: что-то дополнили, что-то изме­нили в цвете, размере и в итоге получили интересные варианты ор­наментов.

Спасибо за внимания!

Домашнее задание: составить кроссворд, используя значения новых слов


© 2010-2022