Конспект урока по материаловедению 5 класс Натуральные волокна растительного происхождения

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Конспект урока

Технология

Материаловедение 5 класс

Натуральные волокна растительного происхождения

Выполнила: Равицкая Т.Г.,

учитель технологии

МАОУлицей №21

г. Иваново





















Иваново 2011

Материаловедение 5 класс.

Тема урока «Натуральные волокна растительного происхождения »


План содержания

  1. Материаловедение.

Знания: понятие «материаловедение», значение раздела.

Умения: различать разные виды текстильных материалов.


  1. Текстильные волокна.

Знания: понятия «волокно», «текстильные волокна», «натуральные и химические волокна» классификация текстильных волокон, происхождение разных текстильных волокон.

Умения: давать классификацию натуральных текстильных волокон.


  1. Производство и свойства натуральных волокон растительного происхождения на примере хлопка и льна.

Знания: происхождение хлопкового и льняного волокна, знакомство с хлопчатником и льном-долгунцом (вид растения, места произростания, значение в жизни человека, краткая история), процесс получения волокон хлопка и льна, свойства хлопкового и льняного волокон.

Умения: различать волокна льна и хлопка по внешнему виду, давать им характеристику.

Цели

1. Познакомиться с процессом получения ткани и её свойствами.

2. Научиться различать ткани из разных волокон.

Цели урока:

Образовательные Знакомство с содержанием раздела «Материаловедение». Получение первоначальных знаний:

- о текстильных волокнах (понятие, классификация, происхождение);

- о получении волокон растительного происхождения на примере хлопка и льна;

-о свойствах натуральных волокон растительного происхождения (понятие, характеристика волокон).

Получение первоначальных умений по узнаванию волокон льна и хлопка.

(предметная, научно-познавательная компетенции).

Развивающие Развитие и совершенствование умений:

- актуализировать полученных ранее знаний и опыта (научно-познавательная компетенция);

- внимания, памяти, речи, мышления (сравнение, выделение сходства и различия, обобщение)

(научно-познавательная компетенция);

- планирования своих действий (регулятивная компетенция);

-функций целеполагания, мышления (анализ, синтез, обобщение, выводы) и рефлексии (личностная компетенция, регулятивная компетенции);

- пользоваться справочными материалами (внепредметная компетенция).

Воспитательные Совершенствование таких качеств как внимательность, инициативность, интерес к предмету (личностная компетенция)

.

Тип урока - урок новых знаний

Средства обучения: таблица «Натуральные растительные волокна», коллекция натуральных волокон, образцы текстильных материалов, иголка, лупа, заготовка таблицы «Свойства растительных волокон», толковый словарь.

Методы обучения:

1. Информационно-рецептивный.

2. Частично-поисковый.

План урока

1. Организационный момент

(Целеполагание и мотивация)

2. Объяснение нового материала

3. Закрепление изученного материала

4. Домашнее задание

КОНСПЕКТ УРОКА


№ п/п

Разделы урока

Действия учителя

Действия учеников

1

Организационный момент

(Целеполагание и мотивация)

Вопросы и задания к учащимся:

1. Как вы думаете, что изучает раздел «Материаловедение»?

2. Откройте словари и найдите формулировку понятия «Материаловедение».

3. Рассмотрите различные образцы и попытайтесь определить из чего они сделаны (с помощью иглы разделить материалы на составляющие)

4. Что является самым мелким элементом структуры любого текстильного материала?

5. Знаете ли вы как называются эти волоски из которых состоят материалы?

6. Что нового должны узнать? Чему будем учиться?

Сформулируйте цели урока.

Педагогическая цель: создание условий для развития у учащихся умений определять смыслы и цели предстоящей деятельности. Совместное целеполагание.

Проверяет явку учащихся и готовность к уроку.

Объявляет тему раздела.

Организует фронтальную работу. Управляет познавательной деятельностью.

Задаёт наводящие вопросы, помогает сформулировать ответы.

Организует совместное целеполагание на основе частично-поискового и информационно-рецептивного методов с использованием образцов и справочных материалов.

Формулирует тему урока.

Готовятся к уроку. Дежурный докладывает о явке учащихся

Записывают тему раздела.

Работают со словарями, записывают в тетрадь и на доске найденный термин.

Рассматривают образцы, выделяют составные части материалов, отвечают на вопросы.

Высказывают суждения, формулируют цели урока.

2

Объяснение нового материала

Задания и вопросы к учащимся:

1. В справочных материалах найдите понятия «Волокно», «Текстильные волокна».

2. Приведите примеры натуральных волокон растительного и животного происхождения.

3. Найдите в словаре понятие свойства.

4. Рассмотрите образцы волокон хлопка и льна и попытайтесь описать их, результаты занесите в заготовку таблицы «Свойства растительных волокон».

5.Знаете ли вы как получают волокна из растений?

Педагогическая цель: создание организационно педагогических условий для качественного усвоения материала и достижение максимально-возможного результата в познавательном и личностном развитии учащихся

Организует фронтальную работу.

Даёт классификацию текстильных волокон.

Знакомит учащихся с хлопком и льном, местами произрастания растений, происхождением волокон (хлопок - семенное волокно, лён - лубяное), историей возделывания этих культур человеком.

Управляет научно-познавательной деятельностью.

Задаёт наводящие вопросы, помогает формулировать ответы.

Слушают, запоминают, записывают.

На базе своего жизненного опыта пытаются привести примеры натуральных растительных и животных волокон.

Отвечают на вопросы по ходу изложения материала, основываясь на своём жизненном опыте.

Рассматривают образцы, выделяют существенные признаки, дают характеристики волокон, заполняют таблицу.

Работают со справочными материалами.

Слушают, смотрят на таблицу натуральные растительные волокна, запоминают, делают записи в тетрадь.

Динамическая пауза



Знакомит с процессом получения волокон и использованием отходов переработки.

Слушают, запоминают, делают записи в тетрадь

Физкультминутка «Уж я сеяла, сеяла ленок»

Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала!

Выполняют повороты корпуса влево и вправо, производя сеющие движения руками, притопывают ногами

Уж я дергала, дергала, ленок,
Уж я дергала, приговаривала,
Чеботами приколачивала!.

Выполняют наклоны вперёд, притопывают

Уж я стлала, стлала ленок,

Уж я стлала, приговаривала,

Чёботами приколачивала!

Выполняют наклоны попеременно к левой и правой ноге, притопывают

Ты удайся, удайся ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок!

Руки на пояс, повороты корпуса влево, вправо.

Я мочила, мочила ленок,

Я мочила, приговаривала,

Чёботами приколачивала!

Выполняют жамкающие движения руками, притопывают

Я сушила, сушила ленок,

Я сушила, приговаривала,

Чёботами приколачивала!

Поднимают руки и покачивают их из стороны в сторону, притопывают

Я трепала, трепала ленок,

Я трепала, приговаривала,

Чёботами приколачивала!

Трут кулак об кулак, притопывают.

Я чесала, чесала ленок,

Я чесала, приговаривала,

Чёботами приколачивала!

Выполняют расчёсывающие движения попеременно левой и правой рукой, притопывают

Ты удайся, удайся ленок,

Ты удайся мой беленький ленок!

Руки на пояс, повороты корпуса влево, вправо.

3

Закрепление учебного материала

Задания и вопросы к учащимся:

1.Что такое волокна?

2. Какие волокна называют текстильными?

3. Какие текстильные волокна вы запомнили?

4. Приведите примеры растительных волокон.

5. Какая часть растения используется для получения хлопкового волокна? Льняного волокна?

6. Какое волокно получить сложнее и почему?

7. Какие этапы получения хлопкового и льняного волокна вы запомнили?

8. Волокна хлопка и льна одинаковые по свойствам?

9. Как вы думаете, если волокна хлопка и льна разные по свойствам, будут ли ткани из них одинаковы?

10.Какие цели стояли на уроке?

11.Что нового узнали?

12. Достигнуты ли цели урока?

13. Где в обычной жизни мы сможем использовать полученные сегодня знания?

Педагогическая цель: создание условий для создания личностной значимости изучаемого материала, понимания и возможности использования его в более широком спектре.

Организует фронтальный опрос.

обобщает, систематизирует изученный материал, выделяет существенное, главное в изученном материале.

Слушают, вспоминают пройденный материл, отвечают на вопросы, анализируют вопросы, делают умозаключения, высказывают суждения.

Подведение итогов урока

Обсуждает с учениками итоги урока, оценивает его результаты.

Оценивает активность работы на уроке отдельных учеников.

Рефлексия процесса и результата обучения.

4

Домашнее задание

Повторить материал урока по тетради.

Задаёт задание на дом, в соответствии со следующей темой урока.

Осмысливают Д/З, записывают его в дневник.

Таблица для систематизации информации

Свойства волокон

Хлопок

Лён

Цвет

Длина

Толщина

Извитость

Жёсткость

Гладкость


© 2010-2022