Технологическая карта урока Основы проектирования

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: технология

Тема урока: Основы проектирования.

Цели урока:

Познакомить учащихся с понятиями проекта, проектная деятельность; определить тему проекта.

Образовательные

- ознакомить учащихся с понятием «проект»,

- методами поиска новых решений,

- формирование умений находить способы решения проблемы,

- определяться с обоснованием и выбором темы проекта.

Развивающие

Создать условия для воспитания интереса к творческой деятельности, через реализацию проекта;

Воспитательные

воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, интереса к предстоящей деятельности.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма урока

Индивидуальная, групповая

Опорные понятия, термины

Проект, проектная деятельность

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент.


Активация учащихся.


- Добрый день! Проверка отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.


Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.


Л. Мобилизация внимания.

Р. Целеполагание.

К. планирование учебного сотрудничества с учителем.

Актуализация знаний и умений


Выявить уровень знаний и систематизировать их.

На уроках вы приобрели технологические знания и технологические умения.

Что вы научились делать?

Было изготовлено изделие из ткани- фартук, при производстве которого был пройден путь от замысла модели до ее реального осуществления. Вы учились действовать по инструкционной карте и следовать указаниям учителя. Попробуем дать самооценку своим умениям. Если вы считаете, что вы полностью овладели умением, то ставим за показатель 2 балла, если овладели частично, то-1 балл. Если затрудняетесь в оценке, то 0 баллов.

Учитель зачитывает показатели критерия «технологические умения», учащиеся оцениваются:

1.Умения осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки ткани

2. Умения выполнять ручные стежки и строчки, вышивку.

3. Выполнять влажно-тепловые работы.

4. Выполнять машинные работы.

5. Конструировать и моделировать швейное изделие.

6. Проводить первичную и тепловую обработку продуктов, приготавливать блюда по рецептам.

Максимальное количество баллов-7. При сумме 6-12 баллов, вы многому научились.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его в виде теста.

Ответ учащихся: научились готовить, шить фартук.

Л. Самоопределение, самоорганизация.

К.Планирование совместного сотрудничества с учителем.

Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке.

П. Правильность организации рабочего места.

Постановка цели и задач урока.

Целеполагание и постановка задач. Введение понятия «учебный проект».

- Как вы считаете, смогли бы вы изготовить какое-либо небольшое изделие из ткани своими руками?

- Подумаем, какие и для чего могут быть эти изделия?

- Хотелось бы вам попробовать самим сделать такое изделие?

- Для этого мы будем заниматься с вами учебным проектированием.

- Где вам встречается слово «проект»? Что же такое проект?

Проект - (от лат. - брошенный вперед) - это замысел, план, совокупность документов для создания какого-либо объекта; прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния.

У нас проекты учебные, т.е. мы еще будем при этом учиться чему-то новому.

Проект- творческая деятельность, направленная на достижение определенной цели, решение какой-либо проблемы.

Проектная деятельность-деятельность по созданию нового нужного изделия, новой услуги.

-Скажите - фартуки, которые вы шили, чем отличаются друг от друга?

Каждый сам придумывал себе модель, выбирал ткань. Таким образом, фартук - это тоже проект.

Проектирование является частью нашей жизни. Каждый день ваши мамы придумывают, как из определенного набора продуктов приготовить блюда, которые удовлетворяют вкусы членов семьи. Папы проводят целую исследовательскую работу, чтобы починить кран. Таких примеров можно привести множество.

Определим, какие этапы выполнения проекта вы осуществляли при изготовлении фартука.

Составляется последовательность изготовления фартука из карточек, расположенных на столе:

  1. Изучение исторических сведений о фартуках.

  2. Конструирование, моделирование.

  3. Выбор ткани.

  4. Раскрой деталей.

  5. Обработка деталей.

  6. Соединение деталей.

  7. Окончательная обработка фартука.

  8. Контроль и самооценка.

Этапы выполнения проекта: поисковый (обоснование выбора темы проекта), технологический (разработка технической документации (схем, чертежей, выкроек), заключительный (подсчет затрат на изготовление изделия, защита проекта).

Демонстрация готовых проектов (презентация, печатный текст).

Ответы учащихся: игольницы, салфетки, мягкие игрушки для подарка, для украшения дома.

Работа с учебником запись определений в тетрадь. (проект, проектная деятельность).










Запись определений в тетрадь.

Л.Целеполагание, планирование.

П. Построение логической цепи рассуждений, извлечение необходимой информации из текстов.(работа с учебником)

К. инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.






Включение в систему знаний.

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Организовать фиксацию затруднения, соответствие своих действий.

Работа над проектом начинается с определения потребности в каком-либо изделии или услуге. Запишем на доске все возможные области применения наших сил, возможные сувениры для украшения дома, для подарка, какие могут быть изготовлены.

Работа идет по группам. На обсуждение дается 5 минут. Проводится «мозговая атака». Рассматриваются все предложения от всех учащихся. Они являются «генераторами идей».

После записи всех предложений надо отобрать возможные, для этого все мы - «эксперты». Производится обсуждение возможности выполнения такого проекта. После обсуждения для проектирования отобраны несколько тем: изготовление мягких игрушек, игольницы, вышивка салфетки. Каковы варианты решения каждой темы.

Каждая группа записывает самые невозможные и возможные предложения на листочке.

Л. Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных, личностных ценностей.

П. Самостоятельное создание способов решения творческого характера.

Р. Умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

К. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.

Практический этап


Обоснование выбора темы проекта. Работа в группах. Используется метод «мозговой атаки».

Для разработки моделей наших проектов мы используем методы решения конструкторско-технологической задачи: метод морфологического анализа. Разберем сущность метода морфологического анализа. Выбирается группа основных признаков и для каждого из них подбираются возможные варианты решения. Варианты решения удобно представить в виде таблицы. Таким образом, можно определить, какой сувенир мы выберем для изготовления проекта. Открыть рабочую тетрадь (пояснительную записку) и заполнить таблицу.

Учащиеся заполняют пояснительную записку «Анализ идей».

Л. Осознание своих возможностей.

П. Самостоятельное создание способов решения творческого характера.

Р. Умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

К. Вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия деятельности.

Организовать самооценку ученикам и собственной учебной деятельности.

Подвести итог проделанной работы на уроке.

- Что такое проект?

- С каким методом проектирования познакомились на этом уроке?

- Перечислите этапы выполнения творческого проекта.

- Какую роль играет метод морфологического анализа в создании проекта?

Учитель подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляются оценки за работу на уроке.

Д/З: принести выкройки мягких игрушек.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Л. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Р. Прогнозируются результаты уровня усвоения изучаемого материала.

К. вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Самоанализ урока.

Класс: 5

Предмет: технология

Тема урока: Основы проектирования. Что такое проект? Этапы работы над проектом. Знакомство с проектами предыдущих лет. Выбор темы.

Цели урока:

Познакомить учащихся с понятиями проекта, проектная деятельность; определить тему проекта.

Образовательные

- ознакомить учащихся с понятием «проект»,

- методами поиска новых решений,

- формирование умений находить способы решения проблемы,

- определяться с обоснованием и выбором темы проекта.

Развивающие

Создать условия для воспитания интереса к творческой деятельности, через реализацию проекта;

Воспитательные

воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, интереса к предстоящей деятельности.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма урока

Индивидуальная, групповая

Опорные понятия, термины

Проект, проектная деятельность

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Предметные УУД:

- имеют понятие «технология», последовательность изготовления изделия.

Познавательные УУД:

- умеют выполнять ручные и машинные швы, вышивку.

- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Формируемые УУД и предметные действия

Возможные риски (что может быть не усвоено, не понято)

Коррекционная работа

Организационный момент

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку.

Л. Самоопределение, самоорганизация.

К.Планирование совместного сотрудничества с учителем.

Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке.

П. Правильность организации рабочего места.

Напомнить на перемене о подготовке к уроку.

Актуализация знаний и умений

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети свободно отвечали на предложенные вопросы.

Л. Самоопределение, самоорганизация.

К.Планирование совместного сотрудничества с учителем.

Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке.

П. Правильность организации рабочего места.

Не ответили на поставленные вопросы.

Предложить учащимся оказать помощь в выполнении задания, если в этом случае задание не будет выполнено, то объяснить вновь.

Постановка цели и задач урока.

Вызвать познавательный интерес к теме.

Л. Осознание своих возможностей.

Р. Составление плана действий с учетом конечного результата.

П. Построение логической цепи рассуждений, извлечение необходимой информации из текстов.

К. Владение речью, умение выражать мнение.

Нет понятия, что значит проект. Не могут привести примеры из жизни.

Оставить вопрос открытым и попытаться, в дальнейшем решить вопрос в процессе работы.

Демонстрация готовых проектов.

Включение в систему знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Л. Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных, личностных ценностей.

П. Самостоятельное создание способов решения творческого характера.

Р. Умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

К. Вступать в диалог, достаточной полнотой

Вызвало затруднение определиться с выбором изделий.

С помощью наводящих вопросов решить эту проблему.

Практический этап


Обоснование выбора темы проекта. Работа в группах. Используется метод «мозговой атаки».

Л. Осознание своих возможностей.

П. Самостоятельное создание способов решения творческого характера.

Р. Умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

К. Вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Не смогли провести морфологический анализ.

Помочь определиться с выбором изделия.

Рефлексия деятельности.

Организовать самооценку ученикам и собственной учебной деятельности.

Подвести итог проделанной работы на уроке.

Л. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Р. Прогнозируются результаты уровня усвоения изучаемого материала.

К. вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Вопросы вызвали затруднение.

Задать наводящие вопросы.


© 2010-2022