Доклад: Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подгорновская средняя общеобразовательная школа»







Доклад на тему:

«Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии»









Рождественская

Евгения Павловна

Учитель технологии 1 КК

























с. Подгорное

2015г.


1.Введение

Технология - особая наука, где можно преуспеть только тогда, когда знания тесно переплетаются с умениями.

Программа технологии предусматривает различные возможности развития,

и реализации творческих способностей у каждого школьника.

Декоративно-прикладное искусство является одним из видов художественного

творчества в области пространственных искусств.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные цели и задачи:

Изучить:

-особенности народной вышивки;

- новые виды вышивки.

Освоить:

-приемы и технику выполнения узоров;

-технику изготовления вышивки в стиле «Изонить».

Приобрести:
- навыки и мастерство в изготовлении изделий в стиле «Изонить»

Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются:
-приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;
- развитие личности на основе развития творческих способностей;

-формирование представлений о красоте и гармонии;

-воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению;

-воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;
-формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;
-сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;
-воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.

Вышивание - старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. В последнее время в среде мастериц, умеющих и любящих вышивать, получил распространение относительно «новый» вид рукоделия - «Изонить»







2.Основная часть

В силу сложившихся обстоятельств у нас уроки технологии проходятв неделимых классах. Проблема заключалась в том, чем занять мальчиков. Нас объединила любовь к декоративно-прикладному искусству. «Изонить» - рисунок нитью, нитяная графика, ниткография - вот несколько названий этого вида искусства. Изонить - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе.

Изонить нравится и мальчикам, и девочкам. Девочки вышивают цветы и попугаев, мальчики - космические ракеты и, конечно же, машины. Работы мальчиков и девочек отличаются не только тематикой рисунков, но и техникой выполнения.

Мы заинтересовались изонитью, она привлекла нас простотой исполнения и оригинальностью. Понравилось то, что техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити, проволока и твердая подложка, в отличии от традиционной вышивки.

Изонить

Изонить - очень интересная и увлекательная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити и твердую основу.

На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Мы уверены, что это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции.

Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных странах используется словосочетание «embroidery on paper» - вышивка на бумаге или Form-A-Lines - формы из линий, то же самое, но по-французски - broderie sur papier. Внемецкоязычных странах - термин «pickpoints».

История изонити

Истоки этого творчества пошли от мастеров Англии. Они работали следующим образом: в плоскую деревянную доску забивали гвозди, на которые потом в определённой последовательности натягивали нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров.

Изонить сегодня

В наше время чаще используется картон - у него готовый цветовой фон и фактура. Так же используют и бархатную и наждачную бумагу. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые, гарус и мулине, люрекс, ирис и т. д. На подарочных, поздравительных сувенирах будут великолепно смотреться золотые и серебряные нити.

Современные расходные материалы позволяют получать очень красивые и эффектные изделия. Мы выполняем работы не только на новых материалах, но и на бросовых. Это компакт диски, пластмассовые походные тарелки, пластинки и многое другое.

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный даже маленьким детям. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.

Картины из ниток оригинальны, красивы и эффективны. Они вызывают восторг и удивление.

Система работы
На уроках развитие творческих способностей учеников опирается на современную научно-обоснованную методику преподавания, которое направлено не только на передачу конкретных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческого потенциала.
Проводя уроки по декоративно-прикладному творчеству, я стараюсь воспитывать трудолюбие, волю, пытаюсь формировать представление о красоте, гармонии, прививать любовь к родному краю. Хочется, чтобы уроки помогали ребятам раскрыть многогранный духовный мир человека, научить их тем навыкам, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

1. Начиная уроки технологии в пятом классе, выявляю способности учащихся, их трудолюбие, настойчивость, волю, уверенность.

2. На каждом следующем уроке цели курса «Изонить» - это усовершенствование навыков художественной обработки материалов, стремление воспитать у ребят творческий подход к выполнению заданий, развивать их воображение, творческое мышление, прививать эстетический вкус.

3. Одной из основных задач является усовершенствование мастерства в выполнении сложных элементов, а так же повторение и закрепление полученных ранее знаний, умений, навыков в увеличении или уменьшении выбранного рисунка, а так же подборе цветовой гаммы.

4. Дальше перед учащимися ставится цель в умении составлять эскизы будущего изделия, используя знания о композиции и цвете, находить с помощью интернет ресурсов необходимый и понравившийся материал.

5. Продолжаем формировать у ребят умение оценивать свой труд с экологической и экономической стороны, самостоятельно разрабатывать эскиз будущего изделия, придумывать узоры и их расположение исходя из области применения выбранного изделия.

Работа на занятиях по рукоделию благодатна еще по ряду причин:

-объекты труда не требуют значительных материально-технических затрат; задания, как правило, носят прикладной, утилитарный характер и могут выполняться школьницами для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе.

- на этих работах, как нигде, может быть проявлена дифференциация, так как посильность работ может варьироваться в самых широких пределах;

-школьники в праве по собственному усмотрению выбирать изделия, их композицию, цветовую гамму и т.п., что способствует развитию самостоятельности и творческого начала.

Традиционно, я начинаю занятия по рукоделию с показа больших, красочных, производящих ошеломляющее впечатление на учащихся работ, выполненных либо мною - учителем, либо талантливыми предшественницами нынешних учениц. Убеждение в том, что каждый из них сможет стать автором таких же великолепных изделий, является важным побудительным мотивом.







3. Практическая часть

Основные приёмы и инструменты

Техника выполнения изонити проста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

- заполнение угла;

- заполнение окружности.

и дополнительно заполнение дуги, овала, спирали.

Для работы необходимо иметь следующие инструменты:

1. карандаш - остро заточенный;

2. линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40см;

3 циркуль - нужен для изучения принципа заполнения окружности;

4. шаблоны (на первом этапе изготавливаются учителем) и трафареты (готовые изображения различных геометрических фигур: многоугольников, окружностей, овалов, эллипсов и др.);

5. иглы с большим ушком (номер иглы зависит от толщины картона и ниток, а также расстояния между точками);

6. шило (для работы с пластинками, СД дисками) или булавка с головкой на конце для прокалывания точек;

7. подкладка из плотного материала, чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола (можно прокалывать на весу, немного приподнимая картон и соизмеряя силу прокалывания);

8. ножницы;

Техника изонити - заполнение угла

Доклад: Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии

Расскажем о технике заполнения угла:

1. Чертим угол.

2. Каждую сторону угла необходимо разбить на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть равно.

3. Делаем проколы во всех точках кроме 27.

4. С изнанки нить вводится в точку 1 и опускается в точку 26

5. Далее нить проводится из точки 26 в точку 25

И далее 25 -> 2, 2 -> 3, 3 -> 24 и так далее. Обратите внимание, что в точке 27 отверстие не делается.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне - от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла.


Техника изонити - заполнение окружности

Заполнение окружности выполняется тоже по правилу заполнения угла. Надо лишь помнить, что выполнение работы имеет зеркальное отображение. Заполнение окружности на изнаночной стороне выполняем по часовой стрелке, на лицевой будет против часовой стрелки. С окружностью можно экспериментировать. Комбинация их в различных вариантах и создает то, что называется искусством.

Доклад: Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии

Расскажем о технике заполнения окружности:

1. Вначале окружность нужно поделить на четное количество равных частей;

2. Затем выбираем любую хорду окружности. Например, 9-24;

3. Далее с изнанки игла с нитью вставляется в точку 9 и проводится в точку 24;

4. Далее из 24 в 1;

5. 1 -> 10;

6. 10 ->11.

И далее аналогично. Обращаем внимание, что хорда должна сделать 2 круга.


Заполнение различных фигур

Чтобы лучше понять технологию заполнения геометрических фигур рассмотрим заполнение фигуры «бантик» и «лесенка».

Для изделий со сложной структурой можно использовать фигуры, образующиеся при неполном прошивании окружностей и овалов (например, лепестки цветка).

Доклад: Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии

Доклад: Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии

Для составления композиций недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работах. Овалы, спирали, завитки и дуги заполняются по тем же правилам, что и окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

Доклад: Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии

Доклад: Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии

Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

Заполнение дуги

Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

Доклад: Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии

Заполнение спирали

Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

Доклад: Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии


Неполное заполнение овала (лепесток).

Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать одинаковыми линиями, касательной нижней части лепестка.

Доклад: Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии

Когда надо заполнить фигуру веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием "заполнения треугольникам".

Доклад: Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии

О цвете

Создание тоновой изонити - это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков в природе можно разделить на две группы: тёплые (к ним относятся все тона жёлтого, оранжевого и красного) и холодные (к ним относятся все оттенки голубого, фиолетового и зелёного). Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешивании тёплых и холодных тонов.

Тёплые цвета воспринимаются глазом как приближающиеся, то есть выступающие вперёд, а холодные - как отступающие назад, то есть удаляющиеся. Пользуясь этим свойством цветов, можно усилить рельефность деталей изонити, сделать узор более чётким, передать объёмность форм. Фон для нитяной графики следует брать отступающий, а для рисунка изонити предпочтительно использовать выступающие тона.

Существуют ещё такие понятия, как лёгкость и тяжесть цвета. Тяжёлыми цветами чаще всего бывают тёмные, насыщенные, тёплые; лёгкими - светлые, холодные, воспринимающиеся как воздушные.

Правила композиции требуют, чтобы нижняя часть рисунка была тяжелее верхней. В изонити должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета - цветовая гармония. Общее равновесие цвета достигается таким соотношением всех цветов и тонов, которое подчиняется общему (среднему) тону. В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета, как - красный - с жёлтым, серым, коричневым, бежевым и оранжевым; - зелёный - с жёлтым и темно-жёлтым, лимонным, кремовым, оранжевым и коричневым; - фиолетовый - с сиреневым, розовым, жёлтым, белым; - коричневый - со всеми оттенками жёлтого, зелёным, красным, оранжевым, сиреневым и серебристо-белым.

Однако следует помнить, что узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно всё пространство заполнено нитками, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.

Опыт показывает, что жёлтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как весёлый и бодрящий; белый - гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый - очень живые, теплые; зелёный и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый - спокойный, но скучный.

Картина смотрится эффектнее, если в ней есть доминирующий цвет: тёплый или холодный, светлый или темный или их разумное сочетание.

Красный, жёлтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно. Давно замечено, что красный цвет увеличивает активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого несколько мягче. Восприятие чёрного цвета обратное: пульс, давление и дыхание замедляются. Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, давление, частоту дыхания. У зеленого цвета аналогичные отрицательные показатели меньше.

Есть доказательства, что цвета могут влиять на темперамент человека. Под действием холодных сине-зелёных оттенков холерик может стать почти флегматиком, а флегматика можно «разогреть» теплым красным цветом.

Принимая во внимание сказанное, есть основание считать, что сделанная картина может каким-либо образом влиять на настроение тех, кто проявит к ней интерес.

(Источник: Журнал "Ксюша. Для любителей рукоделия. Умелые ручки")

Разнообразие изонити

Творчество изонить, как и другие виды декоративно-прикладного искусства имеет тесную связь с жизнью человека, с повседневным бытом. Это творчество распространилось в России и тесно связано с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.

Изонить в декоре одежды

В технике изонить можно выполнить и украшения. Получаются очень красивые и оригинальные изделия. Все девочки любят украшать себя всевозможными подвесками. А если это изделие выполнено своими руками, то оно ещё дороже. Придумать такое украшение зная технологию выполнения очень просто, нужно немного усидчивости и фантазии.


Изонить в интерьере.

Красиво выглядит изонить в интерьере. В основном интерьер украшают различными панно, картинами.

Несколько советов:

-при выборе материалов следует учесть соотношение толщины основы и ниток (слишком толстый картон будет рвать нитки, а тонкий - будет рваться от ниток );

-нитки сильно не затягивать, а то основа может выгнуться и при приклейке порвется;

- нитки лучше брать не сильно длинные, т. к. с длинной ниткой трудно работать;

- если при вышивке случайно порвалась основа, то её можно подклеить не большим кусочком скотча.



































4. Заключение


В заключении хочется отметить, что образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся.

Если ребятам на уроке интересно, а для этого используются все средства для привлечения внимания учащихся, вовлечения их в творческий поиск: и рассказ, и демонстрация слайдов, дидактический и раздаточный материал, и др.

Только тогда достигаются хорошие результаты.

Для выполнения поставленных задач использовался анализ существующих учебных программ, изучалась научно-методическая литература, а так же систематический анализ наблюдений за интересами детей.

Занятия изонитью направлено на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей; создание условий для самореализации человека в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Это творчество даёт возможность познакомиться с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя. Изучая творчество изонить, мы знакомились с творчеством народных умельцев. Занятия таким творчеством продолжает формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм, а также даёт возможность приобретения навыков учебно-исследовательской работы.

Именно так человек придумывает новые вещи, которыми другие люди пользуются с большим удовольствием.

Участие ребят в школьных, районных, республиканских выставках творчества учащихся, а также занятие ими призовых мест подтверждает, что у ребят повышается интерес к декоративно-прикладному творчеству, к изонити.







5. Литература

1.Быстров В.М. - «Методическая система эстетического воспитания на уроках

технологии.» Череповец, 2006.

2.Бурундукова Л. - Волшебная изонить. Ручная работа. - М. «АСТ-ПРЕСС» -88с. 2009г.

3.Волшебная изонить. Ниола 21век 2009г.

4.. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. - СПб.: "Детство - Пресс", 2000.

5. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

6.Журнал "Ксюша. Для любителей рукоделия. Умелые ручки")

7. Писларь Н. Н.. Изонить: маленькие «шедевры». НМЖ «Школа и производство»№2. - М./ «Школа-Пресс»,2008.

8. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 208с.

9. Энциклопедия. Подарки 250 подарков на любой вкус. М. ACT- Пресс



© 2010-2022