- Преподавателю
- Технология
- Открытый урок Изучение свойств хлопчатобумажной ткани
Открытый урок Изучение свойств хлопчатобумажной ткани
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурнацева И.К. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Класс: 6
Предмет: Швейное дело
Тема урока: «Изучение свойств хлопчатобумажной ткани».
Цель урока:
Создание условий для формирования ЗУН определения свойств тканей.
Задачи:
Образовательная:
- Способствовать изучению и расширению знаний воспитанников о свойствах х/б ткани, через практическую исследовательскую деятельность.
Коррекционно-развивающие:
- Коррекция и развитие мыслительной деятельности, операций анализа, сравнения. Синтеза, по средствам выполнения специальных заданий.
- Коррекция и развитие памяти по средствам неоднократного воспроизведения изученного материала.
- Коррекция и развитие устной речи на основе пополнения и обогащения пассивного и активного словаря, диалогической и монологической речи.
Воспитательные:
- Воспитывать соблюдение т.б. при выполнении опытов с использованием колющих инструментов (иглы), огня.
- Воспитывать мотивацию к обучению.
Тип урока: Лабораторная работа.
Оснащение урока:
Материально-техническая база: Кабинет швейного дела, лотки, баночки для водного раствора, пинцеты, образцы ткани (х/б ткань, шелковая ткань), спиртовка.
Дидактическое обеспечение: Карточки с опорными словами, таблицы лабораторных работ, дополнительный материал о свойствах х/б ткани.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент урока:
1.Приветствие.
- На урок к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. Садитесь.
2. Сегодня наш урок пройдет необычным.
Психологический настрой «Цепочка дружбы»:
для того чтобы настроиться на работу я предлагаю вам встать в круг
- Встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! А теперь улыбнемся друг другу. Вот мы все улыбнулись, и наше настроение стало немного радостнее и интереснее. Думаю, что наш урок пройдет с пользой для вас, и вы будете активными, старательными, внимательными.
II. Основная часть урока:
1.Вступительное слово учителя. (Ориентация учащихся на предстоящую деятельность).
На предыдущих занятиях мы свами изучали, что является сырьем для производства х/б ткани. Рассматривали этапы ее получения. Сегодня мы с вами изучим свойства х/б ткани.
2. Пропедевтика (актуализация опорных знаний учащихся по изученным раннее темам).
●Беседа (вопросно-ответный метод, выборочный опрос).
- Вспомните, что является сырьем для получения х/б тканей?
/х/б ткань получают из волокон хлопка/
3. Подведение уч-ся к изучению нового материала.
Задание 1:/ на столах у уч-ся лежат семенные коробочки хлопчатника/
- Давайте исследуем, какими же свойствами обладают волокна хлопка. Попробуйте на ощупь волокно хлопка, что вы чувствуете, какие ощущения.
-Какое оно? /Мягкое/…….
- Как вы думаете, свойства тканей зависят он свойств волокон, из которых они получены. А это значит, что и ткань будет какой..?
3. Изучение нового материала.
● Вводное слово учителя (ориентация на предстоящую деятельность, постановка задач перед учащимися).
- Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ваше мнение. Мы сегодня займемся исследовательской деятельностью. На основе ряда опытов вам предстоит определить какими же свойствами обладает х/б ткань.
●Практическая работа (лабораторная работа по изучению свойств х/б ткани).
- Объяснение учителем порядка оформления исследований и проведения опытов.
У вас на столах находятся лотки, рассмотрите внимательно их содержимое. Перечислите, что вы там увидели.
/уч-ся перечисляют: пинцет, подушечка с иглой, баночка с водой, кусочки ткани/.
Все что вы сейчас перечислили нам понадобиться для проведения опытов.
Обратите внимание еще на столах у вас лежат листы с таблицами, в которые вы будите заносить результаты опытов.
Давайте сейчас заполним первоначальные данные на листах и приступим к проведению опытов. /записать дату, Ф.И. уч-ся/.
- Задание.(Исследовательская деятельность).
Возьмите образцы ткани по № 1 и 2, рассмотрите их внимательно и, опираясь на свои знания и опыт определите какой из образов -х/б ткань.
- Запишите в таблицу рядом с номером образца свое предположение (х/б ткань).
Давайте проведем рад исследований, которые позволят определить свойства характерные для х/б ткани.
- Опыт №1.
Первая задача, которую вы должны решить - это исследовать поверхность ткани, какими свойствами она обладает. Подумайте как это сделать?
Посмотрите внимательно на поверхность образцов ткани. Какая она у образца под №1 и №2 блестящая или матовая?
/На доску вывешиваются таблички/
1
блестящая
матовая
Свои наблюдения запишите в таблицу.
Определите на ощупь, какими свойствами еще обладает
поверхность ткани .
гладкая или шероховатая.
/На доску вывешиваются таблички - добавить/
гладкая
шероховатая
Свои наблюдения запишите в таблицу.
Опыт №2.
Мы с свами сделали предположение, что х/б ткань мягкая, так как волокна хлопка мягкие. Давай те сейчас исследуем образцы ткани на мягкость. Как это сделать?
Определите на ощупь, какие образцы ткани мягкие или жесткие.
/На доску вывешиваются таблички/
2
мягкая
жесткая
Свои наблюдения запишите в таблицу.
Опыт № 3.
Сейчас проведем исследование, которое позволит определить степень осыпаемости срезов ткани. Существует три степени осыпаемости: когда срез ткани не осыпается, осыпается и сильно осыпается.
/На доску вывешиваются таблички/
3
Не осыпается
осыпается
Сильно осыпается
Возьмите из лотка два новых образца ткани под №1 и 2. Положите их перед собой. Рассмотрите срезы у образцов. Возьмите иглу и попробуйте отделить нить на срезе ткани. Легко ли она отделилась? Этот опыт позволяет определить степень осыпаемости среза ткани.
/Напомнить о т.б. с иглой/.
Свои наблюдения запишите в таблицу.
Опыт №4.
Очень часто у нас вызывает недовольство, когда изделие, которое мы носим, сильно мнется. Попробуйте самостоятельно определить сминаются образцы ткани или нет? Как вы это сделали? Свойство сминаемости ткани также делится на три степени: это когда ткань не сминается, сминается, сильно сминается.
/На доску вывешиваются таблички/
4
Не сминается
сминается
Сильно сминается
А теперь возьмите образцы ткани в руки. Образец под №1 в правую руку, а образец под № 2 в левую руку. Сожмите образцы в руках. Что с ними произошло? Этим опытом мы определили степень сминаемости ткани.
Свои наблюдения запишите в таблицу.
Опыт №5.
Немало важным свойством для любой ткани является гигроскопичность, то, как ткань впитывает влагу.
Сейчас мы проведем опыт, который позволит определить степень намокания образцов ткани.
Ход опыта: Возьмите образец ткани под №1 пинцетом и погрузите его в емкость с водяным раствором. Извлеките его из водного раствора. Обратите внимание на то: стекает вода или капает с ткани; равномерно поверхность намокла или же образовались капельки. Проделайте тоже самое с образцом ткани под №2.
/На доску вывешиваются таблички/
5
Вода стекает
Вода капает
Равномерно намкла
капельки
Свои наблюдения запишите в таблицу.
Опыт №6.
- Перед тем как провести последнее исследование. Хочу рассказать вам кое, что интересное из истории.
- Хлопчатник первыми стали выращивать в Индии для производства ткани, но хлопок служил сырьем не только для производства ткани, но и был составляющим компонентом в изготовлении бумаги. Да и ткань получалась такой, что на ней можно было писать и рисовать. Затем ткань завезли из Индии в Англию, но там не смогли выращивать хлопок из-за условий. Там ткань использовали не только для пошива одежды, но нашли ей и другое применение. На холстах стали писать картины
В русском языке 19 века хлопок было принято называть хлопчатой бумагой.
- Следующий опыт я выполню сама, так как он связан с горением.
- Как выдумаете, почему я рассказала вам эту предысторию?
- Сначала я подожгу бумагу, затем образцы ткани поочередно. Вам нужно будет внимательно проследить за процессом горения. Обратить внимание на то как проходит процесс горения, что получается после процесса горения и какой запах остается после горения. Как вы думаете, какой запах при горении будет издавать Х/Б ткань.
/Учитель выполняет опыт, с комментариями/ После окончания опыта уч-ся рассматривают пепел, нюхают его. Затем учитель просит всех занять свои места и записать свои наблюдения в таблицу/.
/На доску вывешиваются таблички/
6
Запах жженой бумаги
Другой запах
●Работа с текстом.
- Вот мы и закончили практическую исследовательскую деятельность. Сможете ли вы мне сейчас точно назвать какой из образцов х/б ткань. Пока еще сложно, не имея более полных знаний о х/б ткани.
Задание:
Предлагаю следующее задание. Я вам раздаю листы с материалом о свойствах х/б ткани. Вы должны будите изучить его самостоятельно, т.е. прочитать и подчеркнуть карандашом в тексте слова определяющие свойства х/б ткани.
Проверка выполнения задания (выборочный опрос уч-ся).
● Сравнение слов из текста со словами в таблице.
- А сейчас самое главное. Вам предстоит подтвердить или опровергнуть свое первоначальное заключение о том какой из образцов ткани был х/б тканью
Задание:
Возьмите в руки карандаши. Находите в тексте подчеркнутое слово и ищите его в таблице, найдя его, ставите около слова в таблице знак «+».
Продолжите работу самостоятельно по нахождению одинаковых слов в тексте и таблице.
●Подведение итога.
Напротив какого образца вы поставили больше +, тот образец и есть х/б ткань. Запишите окончательный вывод в колонку итог.
- У всех ли сошлось ваше предположение с окончательным итогом?
III. Закрепление пройденного материала. /Окончательный вывод по лабораторной работе по свойствам х/б ткани/.
А теперь давайте оставим на доске слова определяющие свойства х/б ткани.
●Работа с карточками на доске и сведениями в таблице.
- Давайте сделаем вывод на основе исследований, которые мы сегодня с вами провели, какими свойствами обладает х/б ткань. И запишем его под таблицей.
/Работа на доске с карточками и запись вывода лаб. раб./
- Какая поверхность у х/б ткани? Матовая или блестящая? Гладкая или шероховатая?
- Х/б ткань какая? Жёсткая или мягкая?
- Для х/б ткани характерна не сминаемость, сминаемость или сильная сминаемость?
-Х/б ткань при раскрое осыпается или сильно осыпается?
- Скажите она намокает или не намокает? Если намокает, значит она хорошо что …(впитывает влагу).
- При горении чувствуется запах чего?
● Выборочный опрос / уч-ся по памяти, или с опорой на слова дает описание свойств х/б ткани/
IV. Итог урока.
-
Заключительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами на уроке исследовали. Изучали, какими свойствами обладает х/б ткань. Интересно было заниматься такой работой на уроке? Много нового узнали сегодня?
- Вы сегодня все работали просто замечательно, молодцы! Спасибо за урок.
- Наведите порядок на рабочем месте и можете быть свободными.