- Преподавателю
- Технология
- Элективный курс по технологии Твоя профессиональная карьера (9 класс)
Элективный курс по технологии Твоя профессиональная карьера (9 класс)
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бенца Е.В. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Комитет народного образования администрации
Муниципального образования «Арсеньевский район»
Тульской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Манаенская средняя общеобразовательная школа
Муниципального образования «Арсеньевский район»
Тульской области
Одобрена и обсуждена на «УТВЕРЖДАЮ»
заседании педагогического Директор МОУ
совета МОУ Манаенская СОШ Манаенская СОШ
Протокол №________ __________Л.М.Хныкина
От «______»______________2008 г. __________________
РАБОЧАЯ
П Р О Г Р А М М А
по курсу
«Твоя
профессиональная
карьера» область
«Технология»
9 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
БЕНЦА ЕЛЕНА
ВИТАЛЬЕВНА.
2007 Г.
Каждый человек по окончании школы задумывается над тем, кем быть, какую профессию выбрать? Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. Многие считают, что профессию выбирают один раз на всю жизнь.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессии - значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Ответы на многие вопросы, связанные с профессиональным самоопределением, учащиеся смогут получить, когда ознакомятся с данным курсом «Твоя профессиональная карьера». Термин «карьера» употребляется в смысле продвижения в какой-либо деятельности, роде занятий, достижении профессионального мастерства.
Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем. А это значит, что каждому надо постигнуть премудрости своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы, чтобы научиться выгодно предлагать свою кандидатуру работодателю.
Данный курс позволит учащимся понять себя, всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те недостающие качества, которые предстоит сформировать, чтобы добиться успеха.
Учащиеся узнают о возникновении и огромном разнообразии мира профессий, об особенностях психологического анализа труда, позволяющего проникнуть в сущность профессиональной деятельности, научатся соотносить знания о себе с требованиями профессионального труда, с психологическими характеристиками трудовой деятельности. Все это будет способствовать выбору верного жизненного пути, в конечном итоге они станут свободными и независимыми.
Курс «Твоя профессиональная карьера» это продолжение области Технология. Программа ориентирована на приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков.
Курс направлен на реализацию следующих целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Учебно - тематический план.
№
Т е м а
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ВСЕГО
ТЕОРИИ
ПРАК
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9-
10.
11.
12.
13
-
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
ВВЕДЕНИЕ.
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии.
Внутренний мир человека и возможности его познания. Представление о себе и выборе профессии.
Секреты выбора профессии, Профессиональные намерения и профессиональный план. Типичные ошибки при выборе профессии.
Интересы и склонности в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).
Профессиональная карьера и здоровье. Диетическое питание, как лечебный фактор при
заболеваниях. Обобщающие вопросы и задания.
Психические особенности личности.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности.
Ведущие отношения личности и профессии.
Эмоциональные состояния личности. Волевые качества личности. Диагностика профессиональных возможностей личности школьника. Построение планов.
Неисчерпаемость человеческих возможностей в профессиональном самоопределении.
Способности к запоминанию и вниманию.
Человек среди людей. Человеческие ресурсы.
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Диагностика качеств.
Многообразие мира профессий.
Труд как потребность человеческой жизни. Совершенствование человека в труде. Профессионализм. Сферы производства.
Многообразие мира профессионального труда.
«Мир профессий» (сценарий).Виды профессий.
Профессия повар. Составление меню на день.
Рукоделие. Художественные ремесла.
Художественное оформление изделия различными материалами (бисер, кожа, мех, пух, вышивка гладью и крестом). Аппликация.
Значение аппликации в старинной народной вышивке. Съемная аппликация.
Виды ковров ручной работы Роль композиции, колорита, фактуры, материала в произведениях декоративно-прикладного искусства. Цветовая гармония. Технология окраски нитей и тканей.
П.Р. Изготовление панно в технике ручного ткачества. Охрана труда при работе.
Технологии ведения дома.
Введение в предпринимательскую деятельность. Маркетинг и менеджмент. Виды налогов.
Производительность и оплата труда. Творчество в труде. Бизнес-план. Проявление характера в профессиональной деятельности.
Себестоимость товаров и услуг,ценообразование
Анализ профессий.
Основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Состав специалистов. РК.
Санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места.
Самостоятельность и ответственность в работе.
Особенности деловых контактов на предприятии
Характеристика полупроводниковых приборов, используемых на предприятиях, условные обозначения на схемах.
Простые электронные устройства с использованием электронных компонентов (выпрямитель, стабилизатор напряжения, мультивибратор, однокаскадный усилитель).
Профессии, связанные с производством эксплуатацией и обслуживанием электронных устройств. Чтение простых электронных схем.
П Р: Сборка по схеме простого электронного устройства из деталей конструктора.
Пути получения профессионального образования.
Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности. Современное производство и профессиональное образование.
Дневник профессиональной карьеры. Роль профессии в жизни человека.
1
5
4
4
4
4
3
7
2
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по курсу ТПК (Твоя Профессиональная карьера) составлена на основе примерной программы по технологии «обслуживающий труд» основного общего образования (Сборник нормативных документов ТЕХНОЛОГИЯ / сост.Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007) и на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования.
Данная программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) с учетом прохождения основного стандарта по образовательной области «Технология» на второй ступени обучения.
Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» - обеспечить усвоение ими знаний и умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.
Изучение технологии в школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, технологической культуры на
базе сведений, полученных при изучении других образовательных
областей и предметов, а также на основе включения учащихся в
разнообразные виды технологической деятельности по созданию
личностно или общественно значимых продуктов труда;
• освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке
труда, товаров и услуг;
• овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
• развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
-
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
-
воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
-
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Знания и умения, полученные на уроках технологии, играют важнейшую роль на протяжении всей жизни человека, что должно найти свое отражение в учебном плане.
По окончании курса технологии в учащиеся овладевают:
безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и обшетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.
В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение,
навыки бесконфликтного делового общения,
ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения технологии учащиеся должны овладеть опытом трудовой деятельности, общим для всех направлений технологической подготовки в основной школе. Данный опыт включает в себя;
-
опыт изготовления личностно или общественно значимых объектов труда: выбор объектов труда, подбор материалов и средств труда в соответствии С целями деятельности, рациональное размещение инструментов и оборудования, применение инструментов и оборудования, использование безопасных приемов труда в технологическом процессе, контроль хода процесса и результатов своего труда;
-
опыт организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности: планирование работы с учетом имеющихся ресурсов и условий, распределение работ при коллективной деятельности;
-
опыт работы с технологической информацией: поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, а также с использованием информационных технологий и ресурсов Интернета, применение информации при решении технологических задач;
-
опыт проектной деятельности по созданию материальных объектов и услуг: обоснование цели деятельности, определение способов и средств достижения цели, воплощение проекта в виде законченного продукта, оценка затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
-
опыт оценки возможностей построения профессиональной карьеры: самодиагностика склонностей и способностей, проба сил в различных сферах профессиональной деятельности, построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Учебно-тематический план
№
Т Е М А
всего
теории
практ
1.
2.
3.
4.
5.
6-
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24-25
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
ВВЕДЕНИЕ.
Анализ профессий.
Предмет и средства труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда.
Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность трудового процесса.
Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности
Особенности деловых контактов в труде Условия профессионального труда.
Профессиограмма и анализ профессий Формула профессии.
Итоговые вопросы и задания.
Дневник профессиональной карьеры.
Тестирование. Определение своих способностей и возможностей на примере практических работ.
Рынок и его требования к профессионалу.
Структурная перестройка экономики
Менеджмент, предпринимательство, маркетинг
История становления предпринимательства.
Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.
Рыночная система ее характеристика совокупность купли и продажи.
Конкурентная борьба и роль государства в ее реализации. Виды конкуренции.
Внутренний предпринимательский талант, который приносит доход. Доходы их формы факторы изменчивости. Источники доходов.
Заработная плата и трудовые отношения.
Факторы, меняющие совокупные предложения. Спрос и предложения.
Итоговые вопросы и задания.
Экономика и государство.
Понятие экономики. Основные элементы экономики. Производство и его факторы.
Экономическая система и ее разновидности.
Маркетинговая стратегия.
Маркетинг избирательной кампании в России.
Итоговые вопросы и задания.
Управление организацией.
Понятие и сущность организации. Принципы организации. Теории организаций.
Классификация организаций. Технология создания организаций.
Организационная структура. Процесс формирования структуры организации. Виды структур.
Коммуникации в организации. Мотивация.
Управление организацией. Методы принятия решений в организации. Стили руководства. Планирование деятельности в организации.
Личность в организации. Психологические закономерности управленческой деятельности. Типология личности. Личность в организации.
Итоговые вопросы и задания.
Понимание цели и смысла жизни человека.
Соотношение понятий «человек», «индивид, «личность». Цель и смысл жизни человека.
Имидж и этикет современного делового человека. Служебно-деловой этикет.
Информационные технологии. Путь к успеху.
Итоговые вопросы и задания.
1
4
2
8
5
10
4
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
26
1
1
2
1
1
1
1
8
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ.
Знакомство учащихся с курсом «ТПК». Как правильно выбрать профессию, познать себя, не ошибиться в своем выборе. «Профессию выбирают один раз и на всю жизнь». Курс поможет сделать правильный выбор.
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии.
Внутренний мир человека. Собственное «Я». Человек, как личность, его психология и индивидуальность. Представление о себе и выборе профессии. Самооценка - первый шаг к выбору. Секреты выбора профессии. Оценка собственных интересов, склонностей и способностей при выборе своей профессиональной деятельности. Определение цели: чем заниматься, кем быть; объективно проанализировать, оценить свои возможности. Выявление типичных ошибок при выборе профессии. Знакомство с профессиями через познавательную игру «Мир профессий».
Рассмотрение интересов и склонностей в профессиональном выборе «хочу» и «могу». Взаимосвязь способностей личности со знаниями, умениями и навыками. Пригодность человека к той или иной сфере деятельности.
Влияние здоровья при выборе профессии. Неблагоприятные производственные факторы для организма человека. Профессиональная карьера и здоровье.
Психические особенности личности.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Действие нервных процессов на человека. Значение темперамента в профессиональном становлении личности. Типы темпераментов, их соответствие условиям какой-либо деятельности.
Черты характера, влияние на успешную жизнедеятельность. Преодоление в себе негативных качеств и их укрепление. Эмоциональные состояния личности и ее волевые качества. Их роль в жизни человека. Умение управлять собственным поведением. Проведение тестирования по выявлению темперамента. Комплекс практических упражнений для развития волевой сферы.
Неисчерпаемость человеческих возможностей в профессиональном самоопределении.
Способность к запоминанию. Память. Ее индивидуальные особенности в практической деятельности. Роль внимания в деятельности человека. Проявление гибкости мышления, его требования в профессиях. Значимость внимания, памяти, мышления, воображения для профессионального самоопределения.
Многообразие мира профессий.
Труд как потребность человеческой жизни. Как правильно совершенствовать себя в труде. Влияние труда на человека. Массовость профессий, их роль в обществе. Как стать первоклассным профессионалом? Кто такой профессионал? Влияние человеческого фактора на выбор профессии.
Рукоделие. Художественные ремесла.
Художественное оформление изделия различными материалами (бисер, кожа, мех, пух, вышивка гладью и крестом). Аппликация.
Значение аппликации в старинной народной вышивке. Съемная аппликация.
Виды ковров ручной работы Роль композиции, колорита, фактуры, материала в произведениях декоративно-прикладного искусства. Цветовая гармония. Технология окраски нитей и тканей.
Изготовление панно в технике ручного ткачества. Охрана труда при работе.
Технологии ведения дома.
Введение в предпринимательскую деятельность. Маркетинг и менеджмент. Виды налогов.
Производительность и оплата труда. Творчество в труде. Бизнес-план. Проявление характера в профессиональной деятельности.
Себестоимость товаров и услуг Ценообразование
Анализ профессий.
Каков предмет труда в профессиональной деятельности? Цели и средства профессионального труда. В чем заключается проблемность трудовых ситуаций. Организация труда. Самостоятельность и ответственность - главные психологические признаки в профессиональной деятельности человека. Характеристика профессий и их анализ - профессиограмма, как с ее помощью ознакомиться с той или иной профессией. Зная формулу, можно выбирать профессию по душе.
Пути получения профессионального образования.
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования.
Дневник профессиональной карьеры
В процессе изучения первого года обучения курса «Твоя профессиональная карьера» учащиеся должны по-новому взглянуть на себя, познать и оценить свои возможности, выявить свои индивидуальные особенности и внутренние ресурсы, что, в свою очередь, поможет наметить программу самоподготовки к будущей профессиональной карьере и успешно ее осуществить. Дневник - это проверка образа будущего. Кем я хочу и могу быть?
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Анализ профессий.
Повторение изученного первого года обучения. Дневник профессиональной карьеры. Определение своих способностей и возможностей на примере тестов и практических заданий.
Каков предмет труда в профессиональной деятельности? Цели и средства профессионального труда. В чем заключается проблемность трудовых ситуаций. Организация труда. Самостоятельность и ответственность - главные психологические признаки в профессиональной деятельности человека. Характеристика профессий и их анализ - профессиограмма, как с ее помощью ознакомиться с той или иной профессией. Зная формулу, можно выбирать профессию по душе.
Дневник профессиональной карьеры.
Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей. Виды разделения труда, их характеристика. Социально-экономические проблемы в нашем обществе, пути их решения. Социально-экономическая мобильность. Понятие. Игровая дискуссия «Кто нам нужен?». Типичные ошибки выпускников школы при выборе профессии. Как правильно подойти к выбору и чем нужно руководствоваться при выборе профессии.
Рынок и его требования к персоналу.
В чем заключается структурная перестройка экономики? Основные принципы формирования рынка труда. Что такое инфраструктура и каковы ее составляющие компоненты?
Понятия «менеджмент» и «маркетинг», каковы их основные функции. Предпринимательство, его плюсы и минусы. Развитие предпринимательства в нашей стране. Безработица. Способы решения безработицы. Как правильно сделать свой выбор?
Экономика и государство.
Понятие экономики, ее основные элементы. Производство и его факторы. Формы государственного регулирования экономики. Прямые формы государственного регулирования экономики.
Понятие экономической системы общества. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики. Потребитель в разных системах.
Маркетинговая стратегия избирательной компании. Социология и политический рынок. Элементы маркетинга. Этапы планирования. Особенности российского избирательного маркетинга. Типы реакций народа.
Управление организацией.
Понятие и сущность организации. Принципы организации. Теории организаций. Классификация организаций. Технология создания организаций. Организационная структура. Процесс формирования структуры организации. Виды структур. Коммуникации в организации. Мотивация.
Управление организацией. Методы принятия решений в организации. Стили руководства. Планирование деятельности в организации.
Личность в организации. Психологические закономерности управленческой деятельности. Типология личности. Личность в организации.
Понимание цели и смысла жизни человека.
Что такое труд? Двойственная природа труда. Понятия «содержание труда», «характер труда».
Проявление отношения к труду, его роль в становлении человека. Смысл понятия «Интерес к труду». Мотивы труда. Содержательность труда. Профессиональная деятельность в системе трудовых функций человека. Простой и сложный труд, преобладание его в деятельности.
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования.
Формирование самосознания, то есть представление, образ собственного «Я», отличного от других людей. Определение цели и смысла жизни, которые заключаются в выборе своего будущего.
Список литературы.
-
Байдюк И.Ф. Культура производства и личность. - М., 1990.
-
2.Васильева З.П. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. - Л., 1990.
-
Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -М., 1988.
-
Газарян с. Ты выбираешь профессию. - М., 1985.
-
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики6 Введение в психологию активности. - М., 1989.
-
Жариков Е, Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.
-
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, выступая публично. - М., 1990.
-
Климов Е.А. Как выбирать профессию? - М., 1990.
-
Коломенский Я.Л. Человек: психология. - М., 1996.
-
Кон И. С. Мир профессий. - М., 1985-1987.
-
Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М - 1984.
-
Макаров С. М. Менеджер за работой. - М., 1989.
-
Орлов Ю.М. Восхождение и индивидуальности. М., 1991.
-
Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. - М., 1987.
-
Петровский А. В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? - М., 1988.
-
Проскуров В. С. Азбука предпринимательства. Справочно-практическре руководство. - М.: Паллада, 1993. -160с.
-
Райзберг Б. А. Основы экономики и предпринимательства. - М., 1992.
-
Сасова И. А., Чечель И. Д. Методическое руководство к таблицам «Экономика и основы современного производства» 8-9 классы. - М.: Просвещение, 1991. 45 с.
-
Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. - Брянск 1994.
-
Фрейкман Е. Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. - М.: Начало-Пресс, 1993. - 160 с.