Рабочая программа материаловедения обшеслесарных работ

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное автономное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования


«КРАЕВОЙ политехнический колледж»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы материаловедения и технология общеслесарных работ






2015

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология слесарных работ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

Организация-разработчик: Государственное автономное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой политехнический колледж» Разработчики: Ландышева Н. А. преподаватель первой квалификационной категории

Салихов С.З., мастер производственного обучения

СОГЛАСОВАНО

Председатель ЦМК

___________ Н.А. Ландышева

Протокол № 2 от «10» сентября 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

_____________ Е.П. Булыгина

«___» ___________ 2015 г.

























СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫосновы материаловедения и технология слесарных работ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ основы материаловедения и технология слесарных работ


5

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины основы материаловедения и технология слесарных работ


10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины основы материаловедения и технология слесарных работ


12


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, входящим в состав укрупнённой группы профессий «Сельское и рыбное хозяйство».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: автомехаников, мастеров по техническому осмотру и ремонту машинотракторного парка, мастеров дорожных и строительных машин.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;

- выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;

- подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;

- особенности строения металлов и сплавов;

- основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

- виды обработки металлов и сплавов;

- виды слесарных работ;

- правила выбора и применения инструментов;

- последовательность слесарных операций;

- приемы выполнения общеслесарных работ;

- требования к качеству обработки деталей;

- виды износа деталей и узлов;

- свойства смазочных материалов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе: теоритеческое обучение

18

лабораторные работы

16

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17



Итоговая аттестация в форме диф.зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Материаловедение


20


Содержание учебного материала



Тема 1.1. Свойства материалов

1

Роль материалов в современной технике. Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог хладноломкости и др.

Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.

2


Самостоятельная работа обучающихся Работа с технологической картой

2


Тема 1.2 Производство чугуна и стали

Содержание учебного материала



1

Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Прокат. Углеродистые и легированные стали. Маркировка сталей и чугунов

2


Самостоятельная работа обучающихся Работа с периодической литературой и с интернет ресурсами

2

Тема 1.3 Производство цветных металлов

Содержание учебного материала


1

Производство сплавов цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др. Припои. Твердые сплавы. Маркировка сплавов. Основные материалы для судостроения.

2

Самостоятельная работа обучающихся Работа с периодической литературой и с интернет ресурсами

3


Тема 1.4 Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов

1

Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий. Области применения.

2


Лабораторные работы: Выполнение простых сварочных работ


2


Практические занятия: Составление таблицы свойств покрытий


Самостоятельная работа обучающихся Работа с интернет ресурсами

2


Тема 1.5. Типы деформации

Содержание учебного материала



1

Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. Много- и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление. Коррозия. Виды износа. Способы предохранения.

2


Лабораторные работы: Составление таблицы дефектов деталей



6


Практические занятия: Определение и исправление деформации

№ 1Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов, через чтение диаграмм

№ 2 Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали

№ 3 Работа с модулем «Сплавы железа с углеродом» И

Работа с модулем «Диаграммы состояния сплава» И

№ 4 Работа с модулем «Диаграмма состояния железо-углерод» П1, П2


Самостоятельная работа работа с тестовыми и творческими заданиями

2

Тема 1.6 Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

2


1

Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств. Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства. Строение и назначение композиционных материалов. Строение и назначение композиционных материалов. Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения. Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент.


Лабораторные работы: Составление технологических характеристик антикоррозионных материалов


2


Практическое занятие: Подбор материалов и выполнение смазки узлов


Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы»


Самостоятельная внеаудиторная работа: подбор материала для семинара

Применение основных свойств металлов и сплавов в машиностроении.

Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.

Современные методы обработки материалов.

4

Раздел 2.Слесарное дело

14

Тема 2.1. Организация слесарных работ

Содержание учебного материала



1

Правила техники безопасности при слесарных работах



2


2

Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места.


3

Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ.


Тема 2.2. Общеслесарные работы

Содержание учебного материала






4




1

Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание.

2

Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия.


3

Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам).


4

Требования к качеству обработки деталей.


Практические занятия

№ 6 Разметка плоских поверхностей. Рубка металла. Гибка металла. Резка металла

№ 7 Опиливание металла

№ 8 Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий

№ 9 Нарезание внешней резьбы. Нарезание внутренней резьбы

№ 10 Клепка. Пайка и лужение. Шабрение

№ 11 Заточка инструмента. Разработка технологических карт

6


Самостоятельная работа: выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла»

2

Всего:

51


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедения и технологии общеслесарных работ» и слесарно-механической мастерской.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

Оборудование мастерской-

по количеству обучающихся:

- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;

- параллельные поворотные тиски;

- комплект рабочих инструментов;

- измерительный и разметочный инструмент;

на мастерскую:

- сверлильные станки;

- стационарные роликовые гибочные станки;

- заточные станки;

- электроточила;

- рычажные и стуловые ножницы;

- вытяжная и приточная вентиляция.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб.пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2013. - 288 с. - Серия: Начальное профессиональное образование.

  2. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб.пособие для проф. техн. училищ. - М.: 2014. - 208 с.

  3. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб.пособие. - М.: ОИЦ «Академия», 2011 - 80 с.

  4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. - М.: ОИЦ «Академия», 2011.

  5. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2013. - 272 с.

  6. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб.пособие. - ОИЦ «Академия», 2014. - 336 с.

Дополнительные источники:

  1. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. - М.: ОИЦ «Академия», 2010. - 30 шт.

  1. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: metalhandling.ru

bibliotekar.ru

lib.qrz.ru

amastercar.ru

e-reading.org.ua

dlja-mashinostroitelja.info

  1. Словарь терминов

domohozaykam.ru









4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;

формализованное наблюдение и оценка практического занятия

выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;

оценка индивидуальных проектных заданий

подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов;

формализованное наблюдение и оценка практического занятия

выполнение последовательности слесарных операций;

формализованное наблюдение и оценка

выполнение приемов общеслесарных работ;

формализованное наблюдение и оценка

Знания:

основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;

решение тестовых заданий

особенности строения металлов и сплавов;

решение задач

основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

защита рефератов

виды обработки металлов и сплавов;

решений тестовых заданий

виды слесарных работ;

Подготовка и написание реферата

правила выбора и применения инструментов;

практическая работа

требования к качеству обработки деталей;

практическая работа

виды износа деталей и узлов;

решение тестовых заданий

свойства смазочных материалов

решение тестовых заданий


© 2010-2022