- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа материаловедения обшеслесарных работ
Рабочая программа материаловедения обшеслесарных работ
Раздел | Технология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Салихов С.З. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное автономное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«КРАЕВОЙ политехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
2015
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология слесарных работ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
Организация-разработчик: Государственное автономное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой политехнический колледж» Разработчики: Ландышева Н. А. преподаватель первой квалификационной категории
Салихов С.З., мастер производственного обучения
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЦМК
___________ Н.А. Ландышева
Протокол № 2 от «10» сентября 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_____________ Е.П. Булыгина
«___» ___________ 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫосновы материаловедения и технология слесарных работ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ основы материаловедения и технология слесарных работ
5
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины основы материаловедения и технология слесарных работ
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины основы материаловедения и технология слесарных работ
12
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, входящим в состав укрупнённой группы профессий «Сельское и рыбное хозяйство».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: автомехаников, мастеров по техническому осмотру и ремонту машинотракторного парка, мастеров дорожных и строительных машин.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;
- выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
- подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;
- особенности строения металлов и сплавов;
- основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
- виды обработки металлов и сплавов;
- виды слесарных работ;
- правила выбора и применения инструментов;
- последовательность слесарных операций;
- приемы выполнения общеслесарных работ;
- требования к качеству обработки деталей;
- виды износа деталей и узлов;
- свойства смазочных материалов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе: теоритеческое обучение
18
лабораторные работы
16
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
Итоговая аттестация в форме диф.зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Материаловедение
20
Содержание учебного материала
Тема 1.1. Свойства материалов
1
Роль материалов в современной технике. Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог хладноломкости и др.
Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.
2
Самостоятельная работа обучающихся Работа с технологической картой
2
Тема 1.2 Производство чугуна и стали
Содержание учебного материала
1
Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Прокат. Углеродистые и легированные стали. Маркировка сталей и чугунов
2
Самостоятельная работа обучающихся Работа с периодической литературой и с интернет ресурсами
2
Тема 1.3 Производство цветных металлов
Содержание учебного материала
1
Производство сплавов цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др. Припои. Твердые сплавы. Маркировка сплавов. Основные материалы для судостроения.
2
Самостоятельная работа обучающихся Работа с периодической литературой и с интернет ресурсами
3
Тема 1.4 Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов
1
Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий. Области применения.
2
Лабораторные работы: Выполнение простых сварочных работ
2
Практические занятия: Составление таблицы свойств покрытий
Самостоятельная работа обучающихся Работа с интернет ресурсами
2
Тема 1.5. Типы деформации
Содержание учебного материала
1
Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. Много- и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление. Коррозия. Виды износа. Способы предохранения.
2
Лабораторные работы: Составление таблицы дефектов деталей
6
Практические занятия: Определение и исправление деформации
№ 1Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов, через чтение диаграмм
№ 2 Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали
№ 3 Работа с модулем «Сплавы железа с углеродом» И
Работа с модулем «Диаграммы состояния сплава» И
№ 4 Работа с модулем «Диаграмма состояния железо-углерод» П1, П2
Самостоятельная работа работа с тестовыми и творческими заданиями
2
Тема 1.6 Неметаллические материалы
Содержание учебного материала
2
1
Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств. Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства. Строение и назначение композиционных материалов. Строение и назначение композиционных материалов. Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения. Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент.
Лабораторные работы: Составление технологических характеристик антикоррозионных материалов
2
Практическое занятие: Подбор материалов и выполнение смазки узлов
Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы»
Самостоятельная внеаудиторная работа: подбор материала для семинара
Применение основных свойств металлов и сплавов в машиностроении.
Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.
Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.
Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.
Современные методы обработки материалов.
4
Раздел 2.Слесарное дело
14
Тема 2.1. Организация слесарных работ
Содержание учебного материала
1
Правила техники безопасности при слесарных работах
2
2
Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места.
3
Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ.
Тема 2.2. Общеслесарные работы
Содержание учебного материала
4
1
Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание.
2
Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия.
3
Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам).
4
Требования к качеству обработки деталей.
Практические занятия
№ 6 Разметка плоских поверхностей. Рубка металла. Гибка металла. Резка металла
№ 7 Опиливание металла
№ 8 Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий
№ 9 Нарезание внешней резьбы. Нарезание внутренней резьбы
№ 10 Клепка. Пайка и лужение. Шабрение
№ 11 Заточка инструмента. Разработка технологических карт
6
Самостоятельная работа: выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла»
2
Всего:
51
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедения и технологии общеслесарных работ» и слесарно-механической мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
Оборудование мастерской-
по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
- сверлильные станки;
- стационарные роликовые гибочные станки;
- заточные станки;
- электроточила;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб.пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2013. - 288 с. - Серия: Начальное профессиональное образование.
-
Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб.пособие для проф. техн. училищ. - М.: 2014. - 208 с.
-
Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб.пособие. - М.: ОИЦ «Академия», 2011 - 80 с.
-
Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. - М.: ОИЦ «Академия», 2011.
-
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2013. - 272 с.
-
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб.пособие. - ОИЦ «Академия», 2014. - 336 с.
Дополнительные источники:
-
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. - М.: ОИЦ «Академия», 2010. - 30 шт.
-
Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: metalhandling.ru
bibliotekar.ru
lib.qrz.ru
amastercar.ru
e-reading.org.ua
dlja-mashinostroitelja.info
-
Словарь терминов
domohozaykam.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;
формализованное наблюдение и оценка практического занятия
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
оценка индивидуальных проектных заданий
подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов;
формализованное наблюдение и оценка практического занятия
выполнение последовательности слесарных операций;
формализованное наблюдение и оценка
выполнение приемов общеслесарных работ;
формализованное наблюдение и оценка
Знания:
основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;
решение тестовых заданий
особенности строения металлов и сплавов;
решение задач
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
защита рефератов
виды обработки металлов и сплавов;
решений тестовых заданий
виды слесарных работ;
Подготовка и написание реферата
правила выбора и применения инструментов;
практическая работа
требования к качеству обработки деталей;
практическая работа
виды износа деталей и узлов;
решение тестовых заданий
свойства смазочных материалов
решение тестовых заданий