• Преподавателю
  • Технология
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ неполной комплектации МАСТЕРСКИХ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ неполной комплектации МАСТЕРСКИХ»

Раздел Технология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКЛАД

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В УСЛОВИЯХ неполной комплектации МАСТЕРСКИХ».

Успех занятий трудового обучения во многом определяет их материально-техническое обеспечение. В условиях современной школы - это один из наиболее болезненных факторов организации обучения технологии.

Учебно-материальная база трудового обучения общеобразовательной школы не всегда представляет собой совокупность материальных средств и условий, необходимых для эффективной организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Актуальность выбранной темы заключается в решении проблемы формирования практических умений учащихся согласно требованиям Государственного общеобразовательного стандарта по технологии в условиях неполной комплектации мастерских оборудованием и инструментами.

Цель темы самообразования - разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.

Объектом изучения является учебно-воспитательный процесс по технологии.

Предмет исследования - методика формирования практических умений у учащихся на уроках технологии.

Гипотеза исследования состоит в следующем:

  • приемы разделения трудовых операций учащихся в условиях неполной комплектации мастерских оборудованием обеспечат формирование практических умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.

В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи изучения:

- провести анализ педагогической и учебно-методической литературы;

- изучить опыт работы учителей;

- разработать планы - конспекты уроков;

- провести педагогический эксперимент и проанализировать результаты эксперимента.

Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ содержания программ, учебников, методических пособий по педагогике, психологии и технологии;

- наблюдение практической деятельности учащихся во время проведения практических занятий;

- эксперимент по практической деятельности учащихся.

Этапы исследования. На первом этапе изучены теоретические основы организации практической работы.

На втором этапе разрабатывались тематическое планирование и конспекты занятий.

Основа изучения заключается в разработке рекомендаций по проведению занятий по формированию практических умений и навыков при неполной комплектации школьных мастерских.

Теоретическая значимость заключается в обосновании видов практической деятельности, направленных на формирование практических умений и навыков.

Практическая значимость определяется возможностью применения разработанных дидактических материалов в профессиональной деятельности педагога.

Теоретические основы формирования практических умений и навыков при обучении технологии

Психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык».

Проблема формирования умений у школьников давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоения учениками определенных знаний и навыков он предложил четыре ступени обучения:

* первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом,

* усвоение связи новых представлений с ранее изученными в процессе беседы,

* связное изложение учителем материала,

* выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике.

Проблемой формирования умений занимались такие многие известные психологи и педагоги. Педагоги и психологи (Фридман Л. М., Талызина Д. Г. Левитес, Лошкарева) выделяют несколько типов умений:

  • Двигательные

Включают в себя разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности. Например, спортивная деятельность целиком построена на основе этих умений.

Многократное выполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках.

  • Познавательные

Включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Это умения, посредством которых человек приобретает самостоятельные знания, (например, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, измерение).

Использование методов активизации учащихся: проблемное обучение, частично-поисковый метод, метод проектов, усиление индивидуального подхода на уроках, четкий контроль, самостоятельная работа учащихся, самоконтроль, специальные задания и упражнения, построение алгоритма.

  • Теоретические

Связь с абстрактным мышлением. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод из одной знаковой системы в другую.

  • Творческая деятельность.

Использование методов активизации учащихся:

-практические: скоропись, беглое чтение, задания и упражнения с элементами самоконтроля, работа, направленная на стимулирование мыслительной деятельности учащихся;

- интеллектуальные включают выработку умения выделять главное, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, вычленять компоненты. Специальные упражнения, задания, вопросы позволяют учитывать уровень психического развития.

-исследовательские совершенствуют умение формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования. Включение в исследовательскую деятельность, выполнение практических заданий, индивидуальный подход к каждому ученику. Повышение осмысленности усвоенных знаний, развитие когнитивных способностей учеников.

- коммуникативные - это умение слушать и слышать другого. Коммуникация чувств - ясное сообщение о внутреннем состоянии. Активное слушание - принятие человеком ответственности за то, что он слышит.

Обратная связь - общение. Наблюдение и сообщение о своих наблюдениях.

Многие педагоги и психологи отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания ручки в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход в практически любой ситуации.

Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии.

Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебным умениям и навыкам:

0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);

1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);

2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

4 уровень - учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия.

Но далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Формирование умений и навыков - специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это неверно.

Школьник в своей учебной деятельности перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время учитель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество, полученного учеником результата и не представляет себе, какие умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Нерациональные приемы тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.

Что же должен делать учитель, для того, чтобы у учащихся формировались необходимые умения? Выделим два главных момента - постановку цели и организацию деятельности.

Прежде всего, перед детьми ставится особая цель - овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале спросить себя, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли они ее?

Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся - то, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно же, иногда, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.

Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме - перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной.

Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательной мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы: широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания, личностные. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. При определении цели урока учитель должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение. Показать учащемуся, что овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокую оценку своих действий.

После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец, правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами разрабатывали систему действий, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом. Совместная с учителем деятельность по выработке совместного умения всегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу.

После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Тренировка, нужная для обработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Избежать этого можно, приучая его совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.

В каждой школе необходимо разработать программу формирования учебных умений и навыков по технологии в условиях недостаточной материальной базы. На основе этой программы составляется общешкольный план формирования, включенных в программу учебных умений и навыков. В нем конкретно указывается, в каких классах, в процессе изучения каких учебных предметов должно осуществляться это формирование. На основе этого плана каждый учитель в тематические планы изучения предмета включает формирование соответствующих общеучебных умений и навыков, а также своих предметных умений и навыков.

В школе и в каждом классе периодически должна проводиться диагностика овладения учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками, что в частности поможет своевременно принять меры по предупреждению и преодолению неуспеваемости.

Можно сделать выводы, что вся деятельность по обучению умению не должна проходить в отрыве от усвоения программного материала. Эти два процесса должны протекать параллельно. Практически это значит, что при усвоении урочной темы необходимо подобрать такие упражнения, задания и т. п., которые одновременно будут обучать умению. При этом упражнения могут быть самые разные, не только по содержанию, но и по сложности и видам деятельности. Их продолжительность для разных умений может в значительной степени варьироваться: от нескольких учебных часов до нескольких лет обучения. Формы проверки могут быть тоже разными: мини-задание для всех участников класса, индивидуальные мини-задания. Но в любом случае должны быть проверены все учащиеся.

Подводя итог, можно обобщить, что учебные умения и навыки можно разделить на специфические и общеучебные. И те и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа применима к решению конкретных задач. Вторая группа необходима при решении любых задач независимо от конкретного содержания. Процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в течение всей жизни человека.

Для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения нужно поставить перед ними цель, сформировать мотив и правильно организовать деятельность.

Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке в условиях неполной комплектации столярной мастерской оборудованием

Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе

В учебных программах по технологии теме «Обработка древесины» в 5 классе отведено 8 часов (1 час в неделю), в ходе которых рассматриваются следующие вопросы:

1.Основные теоретические сведения, назначение, устройство столярного верстака. Общие сведения о древесине как конструкционном материале, свойства и строение древесины. Графическая документация. Изготовление изделий из древесины, разметка.

2.Ручная обработка древесины пилением, строганием, сверлением;

3.Сборка и соединение деталей на гвоздях, шурупах и клею.

4.Отделка изделий

5.Практические работы: обработка дерева, разметка поверхности досок под резьбу, отработка приемов техники резьбы при выполнении фигур стамеской и ножом.

6.Графическое исполнение простейших видов узоров геометрической формы: квадрат, треугольник, ромб.

7.Орнамент.

8.Выполнение по дереву простых орнаментальных полос; чистка, тонировка.

В 5 классе следует выработать у учащихся следующие умения и навыки:

- умение правильно организовывать рабочее место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы;

- выполнять основные операции по обработке древесины ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по технологическим картам;

- контролировать качество изготавливаемых изделий;

- овладеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание);

- иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки древесины;

- выполнять работу за определенное время;

- осуществлять элементы творчества на всех этапах;

- соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами.

Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской.

Занятия по трудовому обучению проводятся в учебных мастерских школы. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком, столом, стулом

Учащиеся с первого урока знакомятся с правилами поведения в учебных мастерских:

1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:

* являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);

* иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения

графических работ и записей;

* в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место.

2. Строго соблюдать правила безопасности труда.

3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам.

4. После урока убрать рабочее место и сдать инструменты учителю.

На рабочем месте должен всегда быть образцовый порядок, инструменты кладут только те, которые нужны на данном уроке. Пользоваться инструментами - режущими, колющими, ударными, измерительными - нужно осторожно, умело, чтобы не получить травму самому и не поранить товарища.

Описание технологии изготовления тех или иных изделий на уроках технологии может быть изменено исходя из условий школы, опыта работы учителя. Учитель может сам вносить такие изменения, перекрывая (заклеивая) некоторые операции в учебных картах, или предоставлять учащимся возможность самостоятельно разрабатывать технологический процесс, конструировать недостающие детали и т. д. Учебные карты могут быть использованы учителем как раздаточный материал для учащихся при изготовлении конкретного изделия. В зависимости от целей и задач урока, индивидуальных особенностей учащихся, оснащения мастерских возможны следующие варианты использования карт: все учащиеся изготавливают одно и то же изделие (фронтальная работа); учащиеся изготавливают однотипные изделия, отличающиеся конфигурацией и видом отделки (групповая работа); учащиеся изготавливают различные изделия, но схожие по способу изготовления (индивидуальная работа).

I.Комплексные изделия могут изготавливаться группой (звеном) учащихся: каждый делает свою деталь, а потом все вместе собирают изделие.

II.При изготовлении различных деталей желательно, чтобы учащиеся использовали специальные технологические приспособления, позволяющие ускорять выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление ) и получать более качественные детали и изделия.

Без полной комплектации школьных мастерских учитель затрудняется полноценно проводить уроки. Новые учебные программы и учебники, как бы основательно они ни были подготовлены, не могут быть реализованы учителем в полном объеме без оснащения учебного процесса средствами обучения.

Современная система средств обучения и учебного оборудования составлена в соответствии с требованиями общеобразовательной школы и предусматривает соответствие новому содержанию образования, новым дидактическим требованиям к организации учебно-воспитательного процесса, новейшим достижениям научно-технического прогресса.

В значительной степени зависимость учебного процесса от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся.

Одним из вариантов является парная деятельность. Ученики по желанию разбиваются по парам, каждой паре дается задание по видам практической деятельности, например, строгание древесины. Целью задания является освоение приемов строгания рубанком. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания. Учителем выдаются заготовки и инструменты каждой паре. Выбрав верстак, учащиеся заготовку крепят на верстаке с помощью тисков и начинают строгать, поочередно заменяя друг друга. Это позволяет контролировать действия другого и делать перерыв. По требованиям гигиенических норм ученик 5-го класса должен выполнять практическое задание, связанное с физической нагрузкой не более 10 минут.

Второй вариант: разделение на 2. Первые 5 учеников выполняют заготовки, а остальные 5 учеников выполняют - строгание заготовок, приготовленных заранее учителем. На следующем уроке первые 5 человек приступают к строганию, а вторая половина начинает выполнять заготовки для первых 5-х учащихся для выполнения пиления.

Существуют некоторые особенности разделения учащихся на группы:

  • Состав групп постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными взглядами, например дружескими отношениями, общими интересами и т.п.

  • Работой группы руководит старший, назначенный учителем, функции которого учащиеся выполняют поочередно. Это позволяет учащимся научиться и руководить, и подчиняться.

  • Группы работают под обязательным контролем учителя. Он помогает разрешить тупиковые ситуации и оценивает индивидуальные результаты.

В результате учащиеся осваивают все процессы обработки древесины.

Третий способ заключается в совмещении двух процессов обработки древесины: пиление и строгание. Вначале учитель проводит теоретические занятия по данным темам. На следующих занятиях учащиеся приступают к выполнению практической части.

Мальчики делятся на две группы: 5 человек выполняют пиление, 5 человек - строгание. Затем наоборот. В результате все учащиеся получают одинаковые умения и навыки. Однако в данном способе преподавателю сложнее контролировать работу учащихся, так как выполняются сразу два процесса.

До начала пиления учащиеся выполняют разметку, а затем выпиливают деревянные заготовки в соответствии с разметкой. После пиления ножовкой учащиеся распиливают заготовку в стусле.

При строгании учащиеся выбирают базовую сторону выпиленной ранее заготовки, определяют лучшую и худшую пласти и кромки, и приступают к строганию заготовки. А затем зачищают отструганные заготовки.

Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе

В трудовом обучении все методы могут быть конкретизированы в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.

Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанные практикой рекомендации по особенностям методики их применения в преподавании технологии. Следует иметь в виду обстоятельство: названые методы достигают оптимального эффекта в гармоническом единстве.

Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и приемы их применения. Прежде всего, следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Словесные методы предполагают несколько непременных условий, которые учитель должен выполнять. Дикция, темп и четкость речи очень важны для адекватного восприятия школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для осмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются, - все это обычные методические условия устного изложения.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:

а) информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;

б) организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

в) позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

г) стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

Д) позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

При демонстрации трудовых приемов применяют следующую методику:

- показ трудового процесса;

- показ его в замедленном темпе;

- показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости - изолированный показ отдельных сложных движений;

- заключительный показ трудового процесса проводится в рабочем ритме;

- проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.

Практические методы должны варьироваться учителем в применении: в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста учащихся. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной позы, умению держать инструменты, по координации. При выполнении демонстрируемых упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить со своими действиями и оценивать их результат. Практические методы направлены на непосредственное познание действительности, самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий.

Практические занятия охватывают достаточно широкую область действий учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний в решении практических задач. А это побуждает школьников к приобретению новых и углублению имеющихся знаний.

Использование дидактических материалов доказывает, что учащиеся с большей легкостью выполняют предложенные им задания, уровень практических умений и навыков повысился. Школьники без затруднений выполняют процессы обработки древесины: пиление и строгание, правильно используют чертежные инструменты, с желанием и интересом выполняют практические задания по технологии. Они не копируют действия учителя, а осознанно выполняют индивидуальные и групповые задания.

Результаты проведённого эксперимента подтверждают, что приемы разделения трудовых операций учащихся в условиях неполной комплектации мастерских оборудованием обеспечивают формирование практических умений и навыков в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования.

Практическим результатом данной работы явились методические разработки для учителей технологии по планированию уроков, практических работ и дидактического обеспечения для проведения занятий в условиях неполной комплектации школьных мастерских. Разработанные материалы могут быть использованы в практической деятельности учителя технологии на уроках в 5 классе.


© 2010-2022