План урока по ПМ. 04 151901 Технология машиностроения. Основные узлы токарных станков, их назначение

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГАПОУ СО «Тольяттинский машиностроительный колледж»










План конспект - занятия по теме:

Основные узлы токарных станков, их назначение. Органы управления станком

Дисциплина: МДК.04.01 Выполнение работ по профессии 18809 Станочник широкого профиля.

Специальность 151901 Технология машиностроения




Преподаватель Дунцова Г.В.










Тольятти 2015

План учебного занятия

Дисциплина: МДК.04.01 Выполнение работ по профессии 18809 Станочник широкого

профиля

Раздел (тема): Токарные станки и технология обработки на них

Тема учебного занятия: Основные узлы токарных станков, их назначение.

Органы управления станком

Цели учебного занятия:

Обучающая: Формировать знания студентов по устройству токарно-винторезного станка, его основных узлов и их назначении.

Развивающая: Развивать познавательную активность и учебно-производственную самостоятельность

Воспитательная: Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

ОК и ПК формируемые на занятии:

ПК 4.1.Выполнять станочную обработку деталей на сверлильных, токарных, фрезерных станках по 12 - 14 квалитету и на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости по 11 квалитету с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Тип учебного занятия: Урок усвоения новых знаний

Вид учебного занятия: Комбинированный урок

Метод: рассказ, объяснение, демонстрация, слайдовый показ электронной презентации, самостоятельная работа, показ видеофильма.

Оборудование учебного занятия:

Электронная презентация, проектор, индивидуальный раздаточный материал

Стенд: схема токарно-винторезного станка мод. 16К20

Действующая модель токарно-винторезного станка 16УО4П

Межпредметные связи: Производственное обучение; техническая механика; металлорежущие станки.

Используемая литература:

  1. Черпаков Б.И., Альперович Т.А. Металлорежущие станки - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  2. Фещенко В.Н, Махмутов Р.Х., Токарная обработка. Москва «Высшая школа», 2009.-303с.

Продолжительность учебного занятия: 1час 30 минут

Технологическая карта

Ход занятия

Планируемое время

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащихся

1

2

3

2 мин


I. Организационная часть урока

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка присутствующих по списку.

Студенты готовятся к уроку, командир группы сообщает об отсутствующих студентов

3мин

II Постановка целей и задач:

1. Изучить назначение основных узлов ТВС.

2. Ознакомиться с органами управления станка

3. Выполнить самостоятельную работу, применяя полученные знания на уроке теоретического обучения




20

III. Актуализация опорных знаний:

Повторение: Классификация станков токарной группы, их особенности.

Вопросы:

1. Какие станки входят в состав токарной группы?

2. Для чего предназначены вертикальные станки?

3. Для чего применяют автоматы продольного точения?

4. Какие детали называют телами вращения?

5. Чем отличается токарный станок от токарно-винторезного станка?

6. Расшифровать модели станка 1К62; 16К20; 1А616

Студенты отвечают на вопросы:

.

40 мин.

IV. Формирование новых знаний, умений.

Преподаватель объясняет.

План:

1. Назначение токарно-винторезных станков.

2. Демонстрация видио

3. Основные узлы и механизмы.

4. Органы управления станком.

Слушают объяснение, записывают тему, отвечают на наводящие вопросы и задают свои вопросы

Краткий конспект

Для осуществления процесса резания необходимо обеспечить относительное перемещение заготовки и инструмента.

1. А что понимают под процессом резания?

2. Какие основные движения необходимы для обеспечения процесса резания?

Технические параметры станков, по которым классифицируют токарно-винторезные станки

Слайд. 1 наибольший диаметр D обрабатываемой заготовки (детали) или высота Центров над станиной (равная 0,5 D);

Слайд. 2 наибольшая длина L обрабатываемой заготовки (детали);

масса станка:

- легкие - до 500 кг (D = 100 - 200 мм); - средние - до 4 т (D = 250 - 500 мм);

- крупные - до 15 т (D = 630 - 1250 мм); - тяжелые - до 400 т (D = 1600 - 4000 мм).

Основные узлы станка и их назначение

1. Токарно-винторезные станки предназначены для обработки, включая нарезание резьбы, единичных деталей и малых групп деталей

2. Видеофильм

Станина 1- массивное чугунное основание, на котором смонтированы основные узлы станка.

Верхняя часть станины имеет две плоские и две призматические направляющие, по которым перемещаются суппорт и задняя бабка.

1. Где расположена станина?

Передняя бабка чугунная коробка, внутри которой расположены главный рабочий орган станка - шпиндель и коробка скоростей.

Слайд. 3 2. Где расположена передняя бабка?

Шпиндель представляет собой полый вал. На правом конце шпинделя крепится приспособление (например, патрон), зажимающее заготовку.

3. Как вы думаете, для чего необходим шпиндель?

Коробка скоростей служит для изменения частот вращения шпинделя.

Суппорт - устройство для закрепления резца и обеспечения движения подачи, т.е. перемещения резца в продольном и поперечном направлениях. Движение подачи может осуществляться вручную или механически. Механическое (автоматическое) движение подачи суппорт получает от ходового вала 6 или ходового винта 7 (при нарезании резьбы).

4. Как выдумаете, какое движение совершают ходовой вал и ходовой винт?

5. Как вы думаете, где можно закрепить режущий инструмент и при помощи чего?

6. Сколько позиций имеет резцедержатель?

Резцедержатель крепится на верхней части суппорта и используется для закрепления резцов

7. А кто знает, из каких узлов состоит суппортная группа?

8. Какое движение совершает суппорт?

9. Как вы думаете, какой узел суппорта будет преобразовывать эти движения?

Для того чтобы резец перемещался относительно заготовки с необходимой скоростью, нам нужен механизм, изменяющий величину этого перемещения.

10. Вспомните, как называют это перемещение?

Отсюда название этого механизма

Коробка подач представляет собой механизм, передающий вращение от шпинделя к ходовому валу или ходовому винту. Коробка подач служит для изменения скорости движения подачи суппорта (величины подачи). Вращательное движение к коробке подач передается от шпинделя через реверсивный механизм (трензель) и гитару со сменными зубчатыми колесами.

Гитара сменных зубчатых колес предназначена для настройки станка на различные виды нарезаемых резьб.

Задняя бабка 11 предназначена для поджатия с помощью центра длинных заготовок в процессе обработки, а также для закрепления и подачи стержневых инструментов (сверл, зенкеров, разверток).

11. Где она расположена и за счет чего она будет перемещаться?

12. Что должно присутствовать в устройстве станка, чтобы он смог работать от электричества?

Электрооборудование станка размещено в шкафу



20 мин.

Закрепление нового материала.

Задания:

1. Установите соответствие. Соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2.

Заполните таблицу 1

2. Заполните таблицу 2. Механизмы подач обозначьте знаком (+), остальные знаком (-).

3. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.

Выполнение практических упражнений с применением теоретических знаний

5 мин.

Подведение итогов, (рефлексия).

1 Проверить выполненные студентами задания

2 Выставить оценки за работу

3 Анализ допущенных ошибок студентами

Самоанализ результатов решения задания.


Задание на дом


1. По справочному листу составить конспекты (вклеить рисунки, в которых проставляли номера, в тетрадь)

2) Межпредметное задание - Назвать марку станка, закрепленного за студентом в учебной мастерской.

-Определить: раздельно или в одном корпусе изготовлены коробка скоростей и передняя бабка станка;

-работает ли система охлаждения; если не работает, то по какой причине и можно ли ее устранить;

3) Заполнить техническую характеристику станка

Техническая характеристика станка

Форма ответа:

Модель станка

Класс точности

Наибольший диаметр обрабатываемого прутка

Высота центров, мм

Расстояние между центрами

Мощность,

кВт

Пределы скоростей,

м/мин

Пределы продольных и поперечных подач, об/мин



(справочные листы см. Приложения 2, 3, 4.) Справочные листы выполнены по степени сложности- первый (высокий), второй (средний), третий (слабый), преподаватель сам распределяет задания между учащимися (возможно чтобы учащиеся сами выбрали сложность задания).

Студенты записывают задание в тетрадь

Заполните таблицу 3, используя паспортные данные станка.

Варианты правильных ответов

1. Основные узлы токарных станков Вариант 1

Форма ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

В

И

Г

З

Д

Ж

К

А

Л

2. Какие из указанных выше механизмов являются механизмами подач?

Форма ответа: Механизм подач (+) Остальные (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

-

-

+

+

+

-

-

-

Вариант 2

1. Основные узлы токарных станков

Форма ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

К

И

Г

З

Ж

В

А

П

Л

2. Какие из указанных выше механизмов являются механизмами подач?

Форма ответа: Механизм подач (+) Остальные (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

-

+

+

+

-

-

-

+

Вариант 3

1. Основные узлы токарных станков

Форма ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

З

Ж

Л

Г

В

Б

А

Д

П

Н

2. Какие из указанных выше механизмов являются механизмами подач?

Форма ответа: Механизм подач (+) Остальные (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

-

+

-

-

-

-

+

Вариант 4

1. Основные узлы токарных станков

Форма ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

Б

Ж

В

А

Д

Г

З

Е

К

2. Какие из указанных выше механизмов являются механизмами подач?

Форма ответа: Механизм подач (+) Остальные (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

+

-

+

+

-

-

-

+


© 2010-2022